Твердые и мягкие согласные звуки
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тюлюш Азияна Борисовна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Технологическая карта урока русского языка учителя начальных классов Тюлюш А.Б.

Предмет

Русский язык

класс

Тема урока

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (повторение )

Цели урока:

образовательные

развивающие

воспитательные

Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные;

развивать речь, память, мобильность и самостоятельность учащихся;

воспитывать познавательный интерес к предмету, любознательность, культуру общения.

задачи

учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки; закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

расширять и активизировать словарный запас;

привить интерес к русскому языку;

развивать мелкую и общую моторику;

развивать внимание, память, мышление.

Тип урока

комбинированный

Оборудование

Ноутбук, экран, снежинки, карточки, раздаточный материал

Планируемые результаты

Личностные УУД

 Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу

Мета предметные УУД

- познавательные

умение отличать твердые и мягкие согласные, выявлять их главные признаки, развитие интеллектуальных способностей

- регулятивные

 выполнять учебные действия в соответствие с заданием

- коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре

Предметные УУД

- выделение существенных признаков твердых и мягких согласных;

- умение различать твердые и мягкие согласные в словах;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска информации

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивирование к учебной деятельности

1.Приветствие. Знакомство с классом

2.Эмоциональный, психологический  настрой на работу

Здравствуйте, меня зовут Азияна Борисовна, я учитель второго класса Ак-Чыраанской средней школы. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Вот мои ученики. Они передают вам привет, и велели пожелать вам УСПЕХОВ! (Слайд)

.

-Сегодня у нас будет необычный урок. Посмотрите на наших гостей. Давайте покажем им, как мы умеем работать. Хорошо?

        

Проверка готовности к уроку

 

Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу

2. Актуализация знаний.

1. Продолжите цепочку.

- Какое это время года?/Летят снежинки в класс/ (зима)

Ой, смотрите, какие красивые снежинки к нам прилетели?!  А что там? Это буквы.

- Буквы мы видим и _________.

-А во что они превращаются, когда мы начинаем читать? (В звук)

-Звуки бывают гласные и _____________.

-Гласные звуки бывают ударными и ______.

-Звуки слышим и __________.

-Буквы ___________ и __________.

-Сколько гласных звуков в русском языке?(6)

-А гласных букв? (10)

 Структурирование знания

Построение своих высказываний

Учиться строить монологическое высказывание

Излагать свое мнение (в монологе), аргументируя его, подтверждая фактами

3.Каллиграфичес-кая минутка

1. Минутка чистописания.

 Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, так же красиво и аккуратно, как эти снежинки. Молодцы. (Слайд)

Выполняют письмо по образцу

4. Постановка учебной задачи

Мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

   Я хочу познакомить вас с гостями, которые приехали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадаете  внимательно послушав меня сами.

    Могут сделать что угодно

    Замок выстроят за ночь

    Злые силы победят

    Чудеса творят любые

    И  совсем они не злые

    Им не нужны учебники

    Ведь их зовут вол-ше-_____

-Этих волшебников зовут Тим и Том.

-Вслушайтесь внимательно, какой первый звук вы слышите в имени Тим?

-Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий)

           И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит он все, что начинается на мягкий согласный звук.

Например: любит он Тефтели, обожает Мед, и рисует только кисточкой.

           А Том его полная противоположность. Какой же он? (Твердый)

-Знаете, он даже согласные любит только…   ( твердые)

-А Тим какие согласные любит? (Только мягкие)

-Вы догадались кто из них Том, а кто Тим?

 -Почему? (По цвету: мягкие- зеленые, твердые- синие)

-Так, чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные)

- Правильно, тема нашего урока, Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Дети пытаются сформулировать тему и цель урока

5. Закрепление знаний и способов действий

Работа над словарными словами (Работа по вариантам)

                 Тим и Том вчера играли

                 Разбросали все кругом:

                 Книги, ручки, покрывало-

                 Дом сегодня весь верх дном.

                 Чтоб  на место все сложить:

                 Мячик, чашки и цветы

                 Нам придется вспомнить:

                 Первый звук,- «Какой же ты?»

И так. Давайте поможем Тиму Тому убираться в квартире. Те предметы, первый звук в названии которых твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

-Кто из вас ребята догадался, какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная). А, как мы называем такие слова? (Словарные)

Взять картинку, назвать, и положить в кармашек Тиму слова с мягкими согласными,  а к Тому положить слова с твердыми согласными.

Немой диктант

( картинный диктант)

Давайте запишем их в тетрадь.

Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

А  теперь проверьте, если имеются ошибки, исправьте

Пишут диктант самостоятельно

По образцу исправляют ошибки

(Слайд)

Работа по учебнику

Открыли учебники, страница 122. Задание 197. Прочитайте условие задания.

-На какие группы можно разделить данные слова по их лексическому значению? (Деревья, цветы, птицы). Давайте и мы разделимся на эти группы.

Найдите в словах каждой группы букву, которая обозначает один и тот же согласный звук. Подчеркните его.

Работают самостоятельно

Хоровое чтение

Давайте, вспомним правило. (Слайд)

Хором читают правило

6.Физкультурная минутка

Осуществляют  профилактику утомления

Встали все быстренько. Встали по удобнее. Сделаем физминуточку.

Вперед четыре шага

Назад четыре шага

Кружится, кружится наш хоровод

Ручками похлопали

Ножками потопали

Плечиком подвигали

А потом попрыгали

Повторить движения за учителем

Выполняют элементарные физические упражнения

(Слайд)

«Найди ошибки»

-Ребята, пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны  вернуть гласные на место. (Меняем гласные, исправляем ошибки) /на ватмане написаны предложения, дети читают и исправляют ошибки/.

                     На берозах стучат датлы.

                     Серожа и Пета кормат индука.

                     У Вали завали цвети.

                     Луса лубит вышни.

                     Ката грила утуг.

Смотрите, какие красивые предложения у нас получились. Давайте, запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут) найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения.

Читают, исправляют ошибки.

Написать предложение в тетрадке, подчеркнуть главные члены.

«Найди пару»

Порядок  мы навели, теперь осталось только поблагодарить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать в парах. У вас на партах лежат карточки

в цветных конвертиках. В красном конверте сложное задание, в синем конверте - средней сложности, а в зеленом - легкое задание. Выберите задание, посоветовавшись с другом, разберите задание, помогая друг другу. А теперь давайте проверьте правильность выполненных  работ.( слайд)

Работают в парах.

Проверяют  работу по слайду

7.Рефлекция учебной деятельности

Ребята, кто научился различать твердые и мягкие согласные, поднимите ручки.  (Молодцы.)

А теперь, оцените свою работу, поднимая большую или маленькую снежинку.  Те кто считают, что  отлично поработал на уроке поднимает большую снежинку, а те кто считает что хорошо поработал, но мог бы и лучше- поднимает маленькие снежинки

Отвечают на вопросы

Делают выводы, определяют свое эмоциональное состояние

8.Домашнее задание

-Молодцы, ребята. Сейчас у нас осталось совсем немного времени. Так давайте запишем домашнюю работу.

Страница 123. Задание 200.

Внимательно рассмотреть рисунок, составить небольшой рассказ.

Я, с Тимом и Томом благодарю вас за работу, я очень довольна вами.

Принимают учебное задание

Составьте из слов предложение и подчеркните мягкие согласные.

Зима, наступила,  холодная.  Льдом, реки, покрылись.   На, лёг, снег, поля.

Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их.

Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело ,земля.

Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные.

Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Чистописание Аа Ээ Оо Уу ы Яя Ее Ее Юю Ии

Слайд 3

Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения 68

Слайд 4

Проверь себя! Каранда « ш , лиса«, соро « ка , пена««л, посу «да, медве « дь , пе-ту « х , де« вочка , соба «« ка , ка-пу «ста, воробе « й .

Слайд 6

Физкультминутка Вперед 4 шага Назад 4 шага Кружится, кружится наш хоровод Ручками похлопаем Ножками потопаем Плечиком подвигаем А потом попрыгаем

Слайд 7

Проверь соседа! Насту п ила холодная з има. Р е к и покры л ись л ьдом. Л ег с н ег на по л я. О л ень, з има, п енал, р ебята, в е с ело, з ем л я. М н е ку п и л и куклу Ка т е н ьку. Я л юб л ю с н ей играть.

Слайд 8

Домашнее задание Упражнение 200. страница123 Что сегодня на уроке повторили? Какие буквы обозначают мягкость согласного? Какие буквы обозначают твёрдость согласного? Назовите непарные твёрдые звуки. Назовите непарные мягкие звуки Спасибо, до свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

Не живут ежи, где живут ужи.

Слайд 10

Мээн авамны Тюлюш Азияна Борисовна дээр . Ол аажок чазык , биче-сеткилдиг , бодуун ажыл-ишчи кижи . Авам 1977 чылда Барун - Хемчик кожуунга торуттунген . Бодундан бичии 4 дунмаларынын хундулуг угбазы . 6 ажы-толунун энерелдиг эргим авазы , сумелекчизи , чоленгиижи . Ынак ачавыстын он холу , даянгыыжы . Ававыс дээди эртемниг эге класс башкызы . Кылган ажалынга ынак , хостуг уезинде анаа черле орбас . Амданныг аъш-чемни кылган турар . Аргыырынга , даараарынга ынак . Мээн авам онзагай кижи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"

Урок -КВН обучения грамоте по теме:  "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных  звуков"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: твердые и мягкие согласные звуки

Тема: твердые и мягкие согласные звукиТип урока: открытие новых знаний...

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы

Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме....

Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников....

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...