Рабочая программа по русскому языку, 3 кл
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Кулаковская Надежда Михайловна

Рабочая программа по русскому языку, 3  кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по русскому языку  составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,
  • Примерной программы по русскому языку Н. А. Чураковой, Т. А. Байковой (УМК «Перспективная начальная школа»).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-18 учебный год.
  • Положение о рабочей программе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Петропавловская районная гимназия»
  • Учебный план МАОУ «Петропавловская районная гимназия»

 Временные рамки прохождения программы составляют 34 нед. х 5 ч = 170ч. Всего на изучение программного материала отводится  170 часов, в первом полугодии – 80 часов, во втором полугодии – 90 часов. Программа отражает инвариантную часть и рассчитана на 136 часов (80%), и вариативную часть 34 часов (20%).

        Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель  предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей  целостной научной  картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству; формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части  окружающего мира;
  • социокультурная  цель  изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;  обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач:

  •  развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • овладение способами орфографического действия;
  • развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
  • формирование учебной деятельности учащихся;
  • формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая    словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
  • усиленное  формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Фонетика и орфография (20 часов)

  • Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
  • Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
  • Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
  • Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на  -с, -з-
  • Правописание предлогов.
  • Разграничение на письме приставок и предлогов.
  • Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
  • Написание суффикса –ок- после шипящих.
  • Звукобуквенный разбор слова.

Морфемика и словообразование (20 часов)

  • Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
  • Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
  • Разбор слова по составу.

Морфология  и лексика (85  часов)

  • Понятие о частях речи.
  • Имя существительное как часть речи. Категориальное значение.
  • Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность.
  • Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
  • Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
  • Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.
  • Морфологический разбор имени существительного.
  • Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение.
  • Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
  • Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
  • Правописание безударных падежных окончаний.
  • Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание  существительных с суффиксом -ищ-.
  • Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
  • Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам.
  • Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
  • Синтаксическая функция глаголов в предложении.
  • Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
  • Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
  • Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
  • Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Синтаксис и пунктуация  (15 часов)

  • Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
  • Формирование умения составлять схему предложения.
  • Разбор простого предложения по членам предложения.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

  • Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Развитие речи с элементами культуры речи (30 часов)

  • Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
  • Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения.
  • Освоение изложения как жанра письменной речи.
  • Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
  • Сравнение научно-популярных и художественных текстов.
  • Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
  • Определение темы и основной мысли живописного произведения.
  • Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
  • «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
  • овладение словами речевого этикета.  

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;  
  • умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания ,письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать  различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы;
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
  • умение работать с таблицами, схемами, моделями;
  • умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
  • умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:  

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;  
  • умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.  

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников  общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • организационных (организовывать сотрудничество  и планировать собственную деятельность).

 

В области познавательных УУД  (общеучебных) обучающиеся  научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить  нужную словарную статью;
  • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление",  быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте,  находить в специально выделенных разделах  нужную информацию;
  • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из
  • Интернета); текстами и иллюстрациями  к текстам.  

В области коммуникативных УУД обучающиеся  научатся:

В рамках инициативного сотрудничества:

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

В рамках коммуникации  как взаимодействия:

  • понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
  • находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

В области регулятивных УУД  (контроль и самоконтроль учебных действий)

обучающиеся  научатся:

  • осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата..
  • Определение темы и основной мысли живописного произведения.
  • Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
  • «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

   

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Коррекция

КЭС

КПУ

РР. Урок-1.1. Для чего нужна речь?

Что такое орфограмма?

Что такое орфограмма.

Что такое орфограмма

Что такое орфограмма

РР. Урок 2.1. Какие бывают предложения

РР. Урок 2.2. Какие бывают предложения

Что такое орфограмма

Звукобуквенный разбор слова

Самостоятельная работа

Входной диктант

Части речи. Имя существительное

Имя  существительное

Имя  существительное

Имя  существительное РР. Урок 3.1 Что такое текст

Имя прилагательное

Имя прилагательное

РР. Урок 4.1. Урок 5.1 Последовательность предложений в тексте.

Работа с картиной. Устное сочинение

Глагол

Глагол

Глагол

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов

Части речи. Местоимение

Части речи. Местоимение

РР. Урок 6.1. Урок 5.2 Главное переживание автора, выраженное в тексте.Работа с картиной. Сравнительный анализ

Предлоги и приставки

Научное название главных членов предложения

Синонимы

Изменение существительного по числам

Тематическая самостоятельная работа

РР. Урок 7.1.  

План текста.

Изменение имен существительных по падежам

РР. Урок 8.1 Порядок абзацев в тексте

Изменение имен существительных по падежам

Падежи имен существительных.  Именительный падеж

Падежи имен существительных. Родительный падеж

РР. Урок 9.1. Устное изложение Родительный падеж

Падежи имен существительных. Дательный падеж

РР. Урок 10.1 Письменное изложение

Тематическая самостоятельная работа

РР. Урок 11.1. Азбука вежливости. Как писать письмо.

Падежи имен существительных. Винительный падеж.

Самостоятельная работа

Диктант

Винительный падеж

Винительный падеж

Творительный падеж

Творительный падеж

РР. Урок 1.1.Описание и повествование

Предложный падеж

Предложный падеж

РР. Урок 1.2.Типы текстов: описание и повествование

Антонимы

Антонимы

Различение падежей

Различение падежей Самостоятельная работа

Устойчивые выражения.

Склонение имен существительных РР. Урок 2.1. Работа с картиной

РР. Урок 1.3. Типы текстов: описание и повествование

Склонение имен существительных

Имена существительные  I склонения

Имена существительные II склонения

Имена существительные III склонения

РР. Урок 2.2.Работа с картиной

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

Обобщение по теме «Склонение имен существительных»

Различение склонений им. существительных

Диктант за 1 полугодие

РР. Урок 1.4.Типы текстов: описание и повествование

Различение склонений им. существительных

Различение склонений им. существительных

Различение склонений им. существительных

Различение склонений им. существительных

РР. Урок 3.1Изложение

Резервный урок

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства

Второстепенные члены предложения. Дополнения

Второстепенные члены предложения. Дополнения

Второстепенные члены предложения. Дополнения

РР. Урок 4.1Составление рассказа по рисунку

Второстепенные члены предложения РР. Урок 5.1Азбука вежливости

Безударные окончания существительных в единственном числе

Безударные окончания существительных в единственном числе

Безударные окончания существительных в единственном числе

Заседание клуба «Как пишутся приставки»

РР. Урок 1.1 Научный текст

Правописание приставок

Правописание приставок

Правописание приставок

Безударные окончания существительных в единственном числе

РР. Урок 1.2 Научный текст

Безударные окончания существительных в единственном числе

Самостоятельная работа

Безударные окончания существительных в единственном числе

Значения слов

РР. Урок 1.3 Научный текст

Безударные окончания существительных в единственном числе

Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе

Окончания существительных I и II склонения

Слова с удвоенной  буквой согласного, пришедшие из других языков

РР. Урок 2.1. Работа с картиной

Окончания существительных III склонения

Самостоятельная работа

Слова с удвоенной  буквой согласного, пришедшие из других языков

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Заседание клуба «Жизнь корня в составе разных частей речи»

Слова с удвоенной  буквой согласного, пришедшие из других языков

РР. Урок 3.1 Устное изложение

Окончания существительных во множественном числе в И.п.

Окончания существительных во множественном числе в И.п.

Окончания существительных во мн. числе в Р.п.

РР. Урок 4.1 Письменное изложение

Окончания существительных во мн. числе в Р.п.

РР. Урок 2.2. Работа с картиной

Написание существительных с суффиксом  -ИЩ-

Написание существительных с суффиксом  -ИЩ-

Самостоятельная работа

Работа над ошибками. Окончания существительных во множ. числе в разных падежах.

Окончания существительных во множ. числе в разных падежах

РР. Урок 5.1. Азбука вежливости.

РР. Урок 6.1.Описание и повествование

Окончания существительных во множ. числе в разных падежах

Самостоятельная работа

Существительные с суффиксом  -ОК-

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

Изменение прилагательных по родам и числам

Изменение прилагательных по падежам

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п.

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п.

РР. Урок 1.1. Сочиняем басню по картине

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода

Самостоятельная работа

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки

РР. Урок 2.1.Устное изложение

Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е иО – беглые гласные звуки

Склонение прилагательных во множественном числе

Окончания прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п.

Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.

РР. Урок 3.1.Устный рассказ по рисунку

Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п.

Самостоятельная работа

Второстепенные члены предложения. Определения

Слова с удвоенной  буквой согласного

РР. Урок 4.1.Письменное изложение

Глагол. Начальная форма глагола.

Написание частицы - ся

Написание Ь перед частицей - ся

Другие суффиксы  глагола: -а-,   -е-,   -и-,   -о-,  -у-,  -я-    

РР. Урок 5.1.Работа с картиной

Времена глагола.

Прошедшее время глагола

Настоящее время глагола

Самостоятельная  работа

Будущее время глагола

Обобщение: времена глагола; изменение по лицам и родам

Написание Ь после шипящих во всех формах глагола

Контрольная работа

Работа над ошибками РР. Урок 5.2. Работа с картиной

Контрольный диктант

Повторение пройденного

Повторение пройденного

Задание для членов клуба «Ключ и заря»

РР. Урок 6.1.Работа с картиной

163-170

Повторение пройденного; резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...