УМК "Школа России" 3 класс. Сочинение. Отзыв по картине М.А.Врубеля " Царевна - Лебедь"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Яринцева Светлана Викторовна

Цели деятельности учителя:

- Научить детей описывать картину;

- Формировать умение составлять художественное описание картины;

- Уметь определять основную мысль сочинения;

- Выбирать точные слова в устной и письменной речи для описания картины;

Планируемые результаты:

Предметные:

- осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- владеют умением проверять написанное

Личностные:

- развитие учебной самостоятельности.

- Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства;

- Развивать чувство прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vrubel_tsarevna_-_lebed_sochinenie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Школа:         22                                                                                                         Учитель: Абрамян Н.А.  

Класс: 3 «б»                                                                                                 Методист: Кондратьева И.И.                          

Кабинет: 213                                                                                                Студентка: Яринцева С. В., 42 гр.         

Дата: _______________                                                                                                        

                                                                                

Тема: «Сочинение. Отзыв по картине М.А.Врубеля " Царевна - Лебедь" »

Цели деятельности учителя:

- Научить детей описывать картину;

- Формировать умение составлять художественное описание картины;

- Уметь определять основную мысль сочинения;

- Выбирать точные слова в устной и письменной речи для описания картины;

Планируемые результаты:

Предметные:

- осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- владеют умением проверять написанное

Личностные: 

- развитие учебной самостоятельности.

- Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства;

- Развивать чувство прекрасного.

Тип урока: открытие нового знаний

Оборудование: учебник русского языка 3класс 2 часть,  В. П. Канакина, Н. В. Горецкий «Школа России» ,презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

1 мин

Проверьте готовность к  уроку.  Присаживайтесь.

Приветствовать учителя

Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся

1.

Мотивационный

Словесн: беседа, ответы на вопросы

5 мин

-Какую часть речи мы изучаем?

-Расскажите об имени прил.

-Какую роль прилагательные выполняют в тексте?

-Из какого произв. эти строки?

-Назовите автора сказки?

-Вспомните, как он описал Царевну-Лебедь?

-Сегодня мы познакомимся с образом Царевны-Лебедя художника М.А. Врубеля

Тема урока- на доске

-Как мы будем работать по картине?

Формулируем учебную задачу.

будем писать сочинение; составим план текста описания;  познакомимся с автором картины

зачитайте отрывок из сказки, где описывается чудесная царевна – Лебедь.

За морем царевна есть.

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выплывает, будто пава;

Сладку речь – то говорит,

Будто реченька журчит.

– Каким вы представляете облик царевны – Лебеди?

Отвечать на вопросы

Читать отрывок из сказки

Отвечать на вопросы учителя

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2.

Знакомство с картиной.
Работа над содержанием картины

10  мин

– Кто из вас слышал о художнике?

– Знакомы ли вы с его картинами?

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье военного юриста. Он учился в Санкт-Петербургской Рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников, в Рисовальной школе Общества изящных искусств в Одессе, позднее состоял вольнослушателем Академии художеств.

В 1884 году художник уезжает в Киев. Там он участвовал в реставрации Кирилловской церкви XII века, для которой написал несколько самостоятельных композиций. Реставрировал росписи в куполе собора святой Софии. Он совершил поездку в Венецию для изучения техники рисования старых мастеров.

Михаил Александрович Врубель начал работать как художник в конце XIX начале XX века. Он был очень разносторонним живописцем: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого, декорации к оперным спектаклям, скульптуры. Врубель был другом художников Васнецова и Серова, известного певца Шаляпина. Живя в Москве Врубель сблизился с Саввой Ивановичем Мамонтовым, принимал участие в начинаниях его художественного кружка – работал в Абрамцевской гончарной мастерской.

С Мамонтовым и его семьёй художник совершил поездки по Европе, побывав в Италии, Франции и Германии, проездом в Греции и Константинополе. В 1896 году Михаил Александрович в Женеве обвенчался с Надеждой Ивановной Забелой, артисткой Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Жена Врубеля Забела-Врубель была талантливая певица. Она первой исполняла заглавные роли в операх «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» замечательного русского композитора Римского-Корсакова. Врубель очень любил музыку этого композитора и охотно создавал для его опер декорации и эскизы костюмов. Художник признавался, что музыка к опере «Сказка о царе Салтане» вдохновила его на создание картины «Царевна-Лебедь».

– Прослушайте в записи арию царевны-Лебеди из оперы Римского-Корсакова «сказка о царе Салтане». Определите характер музыки арии.

Сравните образ героини в опере с образом лебедя в сказке Пушкина.

(Музыка Римского-Корсакова нежная, чистая, словно по камушкам речка течёт, а в сказке Пушкина сказано: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»).

Знакомство с картиной

- Какой сказочный герой изображён на картине? (На картине изображена сказочная, очень красивая царевна).

- Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица). (У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти. У неё чёрные длинные ресницы и густые брови. Её чёрная коса опускается ниже пояса).

- Рассмотрите головной убор и платье царевны. (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. Они переливаются и светятся. На лоб спускается сетка из жемчуга. На кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя).

- Почему художник показал нам вечер? (Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным).

-Где происходит событие, изображённое на картине? (Событие происходит в море, вдали виден остров).

-Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы? (Для изображения сказочной царевны художник выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая и нежная. А природу изобразил тёмными, густыми красками: синими, тёмно-красными, серыми и сиреневыми).

-Какое настроение создаёт картина? Что хотел сказать живописец картиной? (Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение).

Слушать биографию художника.

Рассматривать картину.


Отвечать на вопросы учителя.


Описывать картину.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание

П: обобщают.

Динамическая пауза

Практич.: физминутка.

3 мин

Видеофрагмент

Повторять  движения.

Р:Контролировать свои действия

3.

Решение частных задач

Практич: написание сочинения

 

.

 

 

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.:ответы на вопросы, самоанализ.

10 мин

Работа над сочинением

– Подберите синонимы к словам:

  • Художник – живописец, мастер кисти;
  • Создаёт – пишет (но не описывает и не рисует);
  • Картина – полотно, репродукция, холст;
  • Блестит – искрится, сияет, сверкает;
  • Поражает – удивляет, изумляет (богатство тонов).

– Следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).


-
Составим примерный план , на который будем опираться при написании сочинения.


  1. Примерный план
    -Остров в море.

-Прекрасная царевна.

-Чары волшебника.

-Превращение в лебедя.

-Мольба о помощи.

-Спасение.

- Запишите составленный по картине текст. Проверьте себя (учащиеся читают свои соченения)

 В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности в описании, грамотного письма. Конечно, ваши сочинения будут разными.

Кто прочитает свой отзыв?

-Чей отзыв вам больше всего понравился?

-Чему мы учились?

-Что нового узнали?

- Оцените свою работу на уроке.
– Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

Разобраться со словами – синонимами.

Составлять план.

Разделять текст на части.

Написать отзыв – сочинение.

Оценивать свою деятельность.

П:  осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя.

РП.:Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по теме: "Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна – лебедь" Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна – лебедь» Цели деятельности учителя: знакомить с жизнью и творчеством М.А.Врубеля; учить писать отзыв по картине; пр...

Урок русского языка 3 класса "Сочинение-отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

УМК Школа РоссииТехнологическая карта урокаПрезентация к уроку...

Конспект урока "Отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Материалы для работы над сочинением по картине В.М. Врубеля "Царевна-Лебедь" по русскому языку в 3 классе

Материалы для работы над сочинением по картине В.М. Врубеля "Царевна-Лебедь" по русскому языку в 3 классе.Представлен план для описания картины, а также работа по развитию орфографической зо...

Сочинение по картине М.А.Врубеля "Царевна -Лебедь"

Презентация помогает подготовить детей к написанию сочинения по картине....

Анализ картины М. А. Врубеля "Царевна-лебедь"

В анализе представлен также разбор мифологического жанра изобразительного искусства....