Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Дроздова Юлия Александровна

Рабочая программа
по русскому языку
для 3 в класса
(с учетом требований ФГОС)

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_3_v.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  Школа № 426

Рассмотрено

28 августа 2015 г
Председатель ШМО
________________
Новрузова С.Н.

Согласовано
28 августа 2015 г.
Зам. директора по УВР
________________
Першагина Т.Ю.

Утверждено
31 августа 2015 г.
Директор школы № 426
_________________
Петрова Н.И.

Рабочая программа
по русскому языку
для 3 в класса
(с учетом требований ФГОС)

Разработчик программы

Учитель начальных классов
первой квалификационной  категории
Полушкина Ю.А.

2015-2016 учебный год


РУССКИЙ ЯЗЫК

Авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика курса

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

  1. коммуникативного;
  2. познавательного;
  3. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

 Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация[1];

• развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

 В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

 Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Место курса в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 540 ч. В 1 классе — 132 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 92 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.

Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

 Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
  • употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
  • употребление ъ и ь как разделительных знаков;
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Систематический курс русского языка

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. 

Лексика[2]. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных  на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;

сочетания чк—чн, чт, щн;

перенос слов;

заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

безударные окончания имён прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах на -ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе

УМК «Перспектива» Автор: Л.Ф. Климанова

4 часа в неделю (140 часов в год)

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Вид деятельности

страницы

Предметные

Метапредметные, личностные УУД

Мир общения. Повторяем – узнаем новое (11 ч.)

1

Собеседники. Диалог. Знакомство с учебником.

1

Научатся:

- обобщать знания об основных функциях общения;

- вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления;

- определять признаки и типы текстов;

- распознавать признаки предложений, типы предложений по интонации и цели высказывания;

- определять разницу между диалогом и спором;

- определять, что вежливость – одна из необходимых черт поведения и характера человека;

- распознавать два вида речи;

- делить текст на части;

- распознавать научный и художественный тексты;

- применять теоритические знания и умения при работе с языковым материалом;

- осознавать причины появления ошибок;

- определять способы действия по их исправлению.

Личностные:

- положительно относиться к предмету «Русский язык»;

- иметь желание учиться, работать коллективно;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания»;

- адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу;

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради, словарей;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера;

- сравнивать тексты, предложения;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепочки рассуждения;

- выделять общие признаки текста;

- определять тему и главную мысль текста;

- знакомиться с основными языковыми единицами;

- работать по алгоритму написания слов с проверяемым и  непроверяемым написаниями;

- соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы русского языка.

Коммуникативные:

- уметь общаться;

- строить монологические высказывания;

- проявлять творческую активность в процессе сотрудничества;

- выражать свое мнение в процессе обучения.  

- работа с информационными источниками;

- работа со знаково-символическими моделями;

- участие в дидактических играх: «Шифровальщик», «Помоги Ане и Ване», «Опиши предмет», «Доскажи!»;

- работа с правилом;

- работа в паре;

- письмо по памяти;

- решение проблемных ситуаций;

- работа с текстом;

- работа с пословицами о важности хорошей речи;

- словарный диктант;

- устное составление текстов;

- работа с карточками;

- работа над интонацией;

- работа в паре.

Часть 1

3

2

Собеседники. Диалог.

Предложения. Виды предложений.

1

6-7

3

Собеседники. Диалог.

Звуки и буквы.

1

8

4

Собеседники. Диалог.

Части речи.

1

9-10

5

Собеседники. Диалог.

Разделительные Ъ и Ь.

1

11-12

6

Культура устной и письменной речи.

1

13-14

7

Текст. Типы текстов.

1

19-20

8

Текст. План текста.

Словарный диктант №1.

1

21-23

9

Научный и художественный текст.

1

24-27

10

Вводная контрольная работа.

1

11

Коррекция знаний учащихся.

1

28-30

Язык – главный помощник в общении (42 ч.)

12

Язык – главный помощник в общении.

1

Научатся:

- определять причины возникновения трудностей в письменной речи;

- определять открытые и закрытые слоги;

- видеть роль ударения в распознавании значения слов;

- находить известные орфограммы в тексте;

- сравнивать алгоритм работы с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными в корне слова;

- сравнивать алгоритм работы с непроверяемыми и проверяемыми парными согласными по звонкости/глухости в корне слова;

- писать слова с непроизносимыми согласными, удвоенными согласными;

- писать слова с разделительными Ъ и Ь;

- писать слова с традиционными буквосочетаниями;

- делить слова на части для переноса и применять правило переноса слов;

- выбирать вариант переноса слова;

- делать выводы о значении слова, его структуре и звуко-буквенной форме;

- подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы;

- находить в предложении словосочетания;

- составлять словосочетания;

- находить в предложении главные члены предложения, однородные члены предложения;

- применять теоритические знания и умения при работе с языковым материалом;

- осознавать причины появления ошибок;

- определять способы действия по их исправлению.

Личностные:

- положительно относиться к предмету «Русский язык»;

- иметь желание учиться, работать коллективно;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания»;

- адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу;

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради, словарей;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера;

- сравнивать тексты, предложения;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепочки рассуждения;

- рассказывать о гласных и согласных по опорам;

- классифицировать гласные и согласные звуки;

- находить известные орфограммы;

- формулировать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- уметь писать слова с непроизносимыми согласными, удвоенными согласными, парными согласными и безударными гласными;

- уметь писать слова с разделительными Ъ и Ь;

- уметь писать слова с шипящими согласными;

- знакомиться с понятием «словосочетание» как языковой единицей;

- отличать предложения от словосочетаний и слов;

- находить главные члены предложения;

- знакомиться с однородными членами предложения;

- соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы русского языка.

Коммуникативные:

- выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации действия в группе;

- строить монологические высказывания;

- проявлять творческую активность в процессе сотрудничества;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- выражать свое мнение в процессе обучения.  

- работа с информационными источниками;

- работа со знаково-символическими моделями;

- участие в дидактических играх: «Шифровальщик», «Помоги Ане и Ване», «Опиши предмет», «Доскажи!»;

- работа с правилом;

- работа в паре;

- письмо по памяти;

- повторение алфавита;

- решение проблемных ситуаций;

- работа с текстом;

- работа с пословицами о важности хорошей речи;

- звуко-буквенный анализ слов;

-отработка умения находить девять орфограмм;

- отработка правила переноса слов;

- определение главных и второстепенных членов предложения;

- определение однородных членов предложения;

- составление схем предложений;

- словарный диктант;

- списывание;

- устное составление текстов;

- работа с карточками;

- работа над интонацией;

- работа с моделями слов;

- отработка навыка деления слова на слоги;

- работа над ошибками, допущенными в диктантах, изложении, списывании;

- работа в паре.

31

13

Звуки и буквы.

1

32-34

14

Слоги, ударение.

1

35-36

15

Девять правил орфографии.

1

39-40

16

Прописная буква в именах собственных.

Словарный диктант №2.

1

41-42

17

Буква безударных гласных.

1

43-44

18

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

1

45

19

Проверяемые и непроверяемые по звонкости/глухости парные согласные в корне слова.

1

45-46

20

Непроизносимые согласные.

1

47-48

21

Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки.

1

49-50

22

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

23

Удвоенные согласные.

1

51-52

24

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.

Словарный диктант №3.

1

53

25

Перенос слов.

1

56-57

26

Проверочная работа.

1

27

Коррекция знаний учащихся.

1

58

28

Что рассказало слово.

1

63-65

29

Что рассказало слово.

1

69-71

30

Синонимы.

Словарный диктант №4.

1

72-73

31

Синонимы.

1

74

32

Антонимы.

1

75-77

33

Омонимы.

1

78

34

Многозначные слова.

1

79-80

35

Слово и его значение.

1

81-82

36

Проверочная работа

«Слово и его значение».

1

37

Коррекция знаний учащихся.

1

83

38

Словосочетание.

1

84-85

39

Предложение.

1

86-87

40

Главные члены предложения.

Словарный диктант №5.

1

88-89

41

Главные члены предложения.

1

90-91

42

Предложения с однородными членами.

1

92-93

43

Предложение с однородными членами.

Списывание №1.

1

92-93

44

Проверочная работа

«Словосочетание и предложение».

1

45

Коррекция знаний учащихся.

1

83-93

Состав слова (15 ч.)

46

Состав слова. Корень.

1

Научатся:

- находить в словах приставку, суффикс, окончание;

- образовывать однокоренные слова;

- проводить наблюдения за сложными словами;

- определять значение приставок и суффиксов;

- находить различия в написании приставок и предлогов;

 -определять роль окончания и основы в словах;

- находить нулевое окончание;

- образовывать слова при помощи приставок и суффиксов;

- применять теоритические знания и умения при работе с языковым материалом;

- осознавать причины появления ошибок;

- определять способы действия по их исправлению.

Личностные:

- положительно относиться к предмету «Русский язык»;

- иметь желание учиться, работать коллективно;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания»;

- адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу;

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

- находить в словах корень, приставку, суффикс, окончание и основу;

- составлять наглядно-образные модели состава слова;

- называть части слова;

- различать предлоги и приставки;

- объяснять роль приставки и суффикса для образования новых слов;

- объяснять роль окончания для связи слов в предложении.

Коммуникативные:

- уметь общаться;

- строить монологические высказывания;

- проявлять творческую активность в процессе сотрудничества;

- выражать свое мнение в процессе обучения.  

- работа с информационными источниками;

- работа со знаково-символическими моделями;

- участие в дидактических играх: «Шифровальщик», «Помоги Ане и Ване», «Опиши предмет», «Доскажи!»;

- работа с правилом;

- работа в паре;

- письмо по памяти;

- решение проблемных ситуаций;

- работа с текстом;

- звуко-буквенный анализ слов;

-отработка умения находить девять орфограмм;

- словарный диктант;

- работа с карточками;

- работа над интонацией;

- работа над ошибками, допущенными в диктантах, изложении, списывании;

- работа в паре.

94-95

47

Корень слова.

1

96-97

48

Корневые орфограммы.

1

100

49

Развитие речи.

Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.

1

101-102

50

Приставка.

Словарный диктант №6.

1

103-106

51

Приставка.

1

107-108

52

Суффикс.

1

109-110

53

Суффикс.

1

111-112

54

Окончание и основа слова.

1

113-114

55

Как образуются слова.

1

117-118

56

Диктант .

«Состав слова».

1

57

Коррекция знаний учащихся.

1

121

Части речи (3 ч.)

58

Части речи.

Словарный диктант №7.

1

Научатся:

- представлять части речи как группы слов, каждая из которых состоит на основе общности вопросов и значений;

- различать самостоятельные и служебные части речи.

Личностные:

- иметь желание учиться;

- работать коллективно;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания»;

Регулятивные:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные:

- различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, самостоятельные и служебные части речи;

Коммуникативные:

- применять простейшие приемы погашения негативных эмоций при работе в паре, группе;

- оценивать свое умение это делать.

- работа над ошибками;

- чтение обращения Самоварова;

- игра «Кто разделит верно?»;

-создание проблемной ситуации;

- чтение диалога Ани и Вани;

- выполнение тестовых заданий.

122-125

59

Развитие речи.

Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.

1

126-127

60

Проверочная работа по теме «Части речи».

1

128-133

Имя существительное (39 ч.)

61

Имя существительное.

1

Научатся:

- различать бытовое и грамматическое понимание предмета;

- составлять предложения из однокоренных слов, относящихся к разным частям речи;

- различать смысловые отличия собственных и нарицательных имен существительных;

- различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

- применять теоретические знания и умения при работе с языковым материалом;

- осознавать причины появления ошибок и определять способы действий по их исправлению;

- пересказывать текст с опорой на вопросы;

- составлять сочинение-описание;

- различать имена существительные единственного и множественного числа;

- находить окончания при изменении существительных по числам;

- различать имена существительные, не изменяющиеся по числам;

- определять род имен существительных;

-исследовать связь существительных в предложении с другими частями речи;

- анализировать трудные случаи в определении рода имен существительных;

- определять тему текста;

- передавать содержание текста с опорой на вопросы;

- обосновывать написание слов с мягким знаком после шипящих на конце имен существительных женского рода;

- изменять имена существительные по вопросам;

- называть падежи имен существительных;

- изменять имя существительное по падежам;

- составлять словосочетания с существительными в разных падежах;

- писать безударные окончания имен существительных;

- делать разбор имени существительного как части речи.

Личностные:

- положительно относиться к предмету «Русский язык»;

- иметь желание учиться, работать коллективно;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания»;

- адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу;

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради, словарей;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепочки рассуждения;

- рассказывать о гласных и согласных по опорам;

- находить известные орфограммы;

- формулировать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- формировать представления о предмете как о грамматическом понятии;

- находить отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных;

- различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

- обогащать словарный запас;

- развивать орфографическую зоркость;

- знакомить с числом имен существительных;

- различать имена существительные единственного и множественного числа;

- исследовать связь мен существительных в предложении с другими частями речи;

- находить окончания при изменении существительных по числам;

- актуализировать знания о роде имен существительных как о постоянном признаке;

- определять род имен существительных;

- обосновывать написание слов с мягким знаком после шипящих на конце имен существительных женского рода;

- знакомить с понятием «склонение» и «падеж»;

- знакомить с алгоритмом определения падежа, словами помощниками при определении падежа;

- делать разбор имени существительного как части речи;

- различать имена существительные по падежам;

- соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы русского языка.

Коммуникативные:

- выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации действия в группе;

- строить монологические высказывания;

- проявлять творческую активность в процессе сотрудничества;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- выражать свое мнение в процессе обучения.  

- работа с информационными источниками;

- работа со знаково-символическими моделями;

- участие в дидактических играх: «Шифровальщик», «Помоги Ане и Ване», «Опиши предмет», «Доскажи!»;

- работа с правилом;

- работа в паре;

- письмо по памяти;

- решение проблемных ситуаций;

- определение рода, числа, падежа и склонения имен существительных;

- работа с текстом;

- звуко-буквенный анализ слов;

-отработка умения находить девять орфограмм;

- словарный диктант;

- работа с карточками;

- работа над интонацией;

- работа над ошибками, допущенными в диктантах, изложении, списывании;

- работа в паре.

134-135

62

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

136-139

63

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

140-141

64

Развитие речи.

Сочинение-описание с использованием приема олицетворения.

1

143

65

Число имен существительных.

1

144-145

66

Число имен существительных.

1

146-147

67

Развитие речи.

Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.

1

148

68

Проверочная работа

«Имя существительное».

1

69

Коррекция знаний учащихся.

1

149-151

70

Новогоднее путешествие с Дедом Морозом.

1

Часть 2

71

Род имен существительных.

1

4-5

72

Род имен существительных.

Словарный диктант №8.

1

10-11

73

Род имен существительных.

1

12

74

Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

75

Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода.

1

13-14

76

Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода.

1

15-16

77

Проверочная работа

«Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце существительных женского рода».

1

78

Коррекция знаний учащихся.

1

17

79

Изменение имен существительных по падежам.

1

18-20

80

Изменение имен существительных по падежам.

Списывание №2.

1

19-22

81

Изменение имен существительных по падежам.

Именительный падеж.

Словарный диктант №8.

1

23-24

82

Изменение имен существительных по падежам.

Родительный падеж.

1

25-26

83

Изменение имен существительных по падежам.

Родительный падеж.

1

27-28

84

Изменение имен существительных по падежам.

Дательный падеж.

1

29-30

85

Изменение имен существительных по падежам.

Винительный падеж.

1

31-32

86

Изменение имен существительных по падежам.

Творительный падеж.

1

33-34

87

Изменение имен существительных по падежам.

Предложный падеж.

1

36-37

88

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

1

38-39

89

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

1

40-41

90

Имя существительное.

Словарная работа №10.

1

42-43

91

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

1

46

92

Диктант .

«Имя существительное».

1

93

Коррекция знаний учащихся.

1

42-45

Местоимение (3 ч.)

94

Местоимение.

1

Научатся:

- наблюдать и анализировать языковые явления;

- осознавать местоимение как часть речи;

- употреблять местоимение вместо существительного;

- применять теоретические знания и умения при работе с языковым материалом;

- осознавать причины появления ошибок и определять способы действий по их исправлению.

Личностные:

- проявлять интерес к учебному материалу;

- соблюдать основные моральные нормы поведения;

Регулятивные:

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Познавательные:

- знакомить с функцией местоимения в речи, формами местоимений;

- грамотно использовать местоимения в речи;

- видеть и исправлять ошибки в употреблении формы местоимения;

Коммуникативные:

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе;

- сотрудничать в совместном решении проблем.

- чтение диалогов;

- выяснение роли местоимения как средства, позволяющего избежать повторов в тексте;

- выбор местоимения в зависимости от рода заменяемого существительного;

 -нахождение местоимений в загадках;

- устное составление текста-рассуждения.

47-48

95

Местоимение.

1

49-50

Глагол (28 ч.)

96

Глагол как часть речи.

Словарный диктант№11.

1

Научатся:

- наблюдать и анализировать языковые явления;

- осознавать глагол как часть речи и распознавать его в речи;

- подбирать антонимы и синонимы к глаголам;

- определять грамматический признак глагола – время;

- изменять глаголы по временам;

- изменять глаголы настоящего времени по вопросам;

- распознавать глаголы прошедшего и будущего времени;

-изменять

глаголы прошедшего времени по родам;

- образовывать глаголы будущего времени;

- распознавать в речи глаголы в неопределенной форме;

- образовывать неопределенную форму глагола;

- изменять глаголы по числам;

- наблюдать за ролью окончаний при изменении глаголов по числам;

- определять род глаголов в прошедшем времени;

- употреблять частицу НЕ с глаголами;

- характеризовать глагол как часть речи;

- делать разбор глагола как части речи;

- применять теоретические знания и умения при работе с языковым материалом;

- осознавать причины появления ошибок и определять способы действий по их исправлению.

Личностные:

- положительно относиться к предмету «Русский язык»;

- иметь желание учиться, работать коллективно;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания»;

- адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу;

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради, словарей;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепочки рассуждения;

- актуализировать знания о глаголе как части речи;

- списывать тексты с орфографическим проговариванием;

- распознавать глаголы в речи;

- обращать внимание на написание безударных окончаний глаголов в будущем времени;

- знакомить с суффиксами глаголов  в неопределенной форме;

- изменять глаголы по временам, родам (в прошедшем времени)  и числам;

- соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы русского языка.

Коммуникативные:

- выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации действия в группе;

- работа с информационными источниками;

- работа со знаково-символическими моделями;

- участие в дидактических играх: «Шифровальщик», «Помоги Ане и Ване», «Опиши предмет», «Доскажи!»;

- работа с правилом;

- работа в паре;

- письмо по памяти;

- решение проблемных ситуаций;

- работа с текстом;

- звуко-буквенный анализ слов;

-отработка умения находить девять орфограмм;

- разбор глагола как части речи;

- определение времени, числа и рода (в прошедшем времени) глагола;

- словарный диктант;

- работа с карточками;

- работа над интонацией;

- работа над ошибками, допущенными в диктантах, изложении, списывании;

- работа в паре.

52-53

97

Глагол как часть речи.

1

54-55

98

Глагол.

1

56-58

99

Изменение глаголов по временам.

1

59-60

100

Изменение глаголов по временам.

1

61

101

Глаголы настоящего времени.

1

63-65

102

Глаголы прошедшего времени.

1

66

103

Глаголы прошедшего времени.

1

67

104

Глаголы будущего времени.

1

68-69

105

Глаголы будущего времени.

Словарный диктант №12.

1

70-71

106

Неопределенная форма глагола.

1

72-73

107

Неопределенная форма глагола.

1

75

108

Закрепление.

Изменение глаголов по временам.

Неопределенная форма глагола.

1

76

109

Изменение глаголов по числам.

1

77-78

110

Изменение глаголов по числам.

1

79

111

Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

80

112

Развитие речи.

Сочинение.

1

81

113

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

82

114

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

83-84

115

НЕ с глаголами.

Словарный диктант №13.

1

86-87

116

НЕ с глаголами.

1

88-91

117

Глагол как часть речи.

1

92-94

118

Глагол.

1

95-96

119

Проверочная работа

«Глагол».

1

120

Коррекция знаний учащихся.

1

92-96

Имя прилагательное (18 ч.)

121

Имя прилагательное.

1

Научатся:

- осознавать имя прилагательное как часть речи;

- распознавать его в речи;

- использовать имена прилагательные для описания предметов;

- классифицировать имена прилагательные;

- подбирать близкие и противоположные по смыслу прилагательные;

- определять род, число и падеж имен прилагательных;

- определять окончание имени прилагательного по вопросу;

- писать безударные окончания имен прилагательных;

- составлять текст-описание;

- образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов;

- делать разбор имени прилагательного как части речи;

- применять теоретические знания и умения при работе с языковым материалом;

- осознавать причины появления ошибок и определять способы действий по их исправлению.

Личностные:

- положительно относиться к предмету «Русский язык»;

- иметь желание учиться, работать коллективно;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания»;

- адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу;

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради, словарей;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепочки рассуждения;

- актуализировать знания о имени прилагательном как части речи;

- списывать тексты с орфографическим проговариванием;

- соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы русского языка.

Коммуникативные:

- выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации действия в группе;

- работа с информационными источниками;

- работа со знаково-символическими моделями;

- участие в дидактических играх: «Шифровальщик», «Помоги Ане и Ване», «Опиши предмет», «Доскажи!»;

- работа с правилом;

- работа в паре;

- письмо по памяти;

- решение проблемных ситуаций;

- работа с текстом;

- звуко-буквенный анализ слов;

-отработка умения находить девять орфограмм;

- разбор имени прилагательного как части речи;

- словарный диктант;

- работа с карточками;

- работа над интонацией;

- работа над ошибками, допущенными в диктантах, изложении, списывании;

- работа в паре.

97-98

122

Имя прилагательное.

1

99-100

123

Имя прилагательное.

1

101-102

124

Имя прилагательное.

1

106-107

125

Изменение имен прилагательных по родам и числам.

1

108-109

126

Изменение имен прилагательных по числам.

Словарный диктант №14.

1

111-112

127

Изменение имен прилагательных по числам.

1

113

128

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

1

114-115

129

Развитие речи.

Сочинение-описание.

1

116

130

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

1

117-118

131

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.

Словарный диктант №15.

1

120

132

Имя прилагательное как часть речи.

1

121-122

133

Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

123

134

Проверочная работа

«Имя прилагательное».

1

135

Коррекция знаний учащихся.

1

124-125

Повторение (8 ч.)

136

Повторение. Слово. Предложение. Текст.

1

Научатся:

- обобщать знания об основных функциях общения;

- вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления;

- определять признаки и типы текстов;

- распознавать признаки предложений, типы предложений по интонации и цели высказывания;

- распознавать два вида речи;

- делить текст на части;

- распознавать научный и художественный тексты;

- применять теоритические знания и умения при работе с языковым материалом;

- осознавать причины появления ошибок;

- определять способы действия по их исправлению.

Личностные:

- положительно относиться к предмету «Русский язык»;

- иметь желание учиться, работать коллективно;

- осознавать необходимость самосовершенствования;

- понимать значение границ собственного знания и «незнания»;

- адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу;

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради, словарей;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера;

- соблюдать орфоэпические и пунктуационные нормы русского языка.

Коммуникативные:

- уметь общаться;

- строить монологические высказывания;

- проявлять творческую активность в процессе сотрудничества;

- выражать свое мнение в процессе обучения.  

- работа с информационными источниками;

- работа со знаково-символическими моделями;

- работа в паре;

- письмо по памяти;

- решение проблемных ситуаций;

- работа с текстом;

- работа с карточками;

- работа в паре.

126

137

Повторение. Слово. Предложение. Текст.

1

127-128

138

Повторение изученных орфограмм.

1

131-132

139

Итоговый диктант за год.

1

140

Коррекция знаний учащихся.

1

133-134


[1] Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса.

[2] Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...