Слово и слог (деление слов на слоги)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Маковеева Мария Сергеевна

Конспект урока для детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний
  • Что нового мы узнали на прошлом уроке? (что предложения можно делить на слова)
  • Вспомните, к каким словам мы можем задавать вопрос «кто?», а к каким «что?» (одушевленные\неодушевленные)
  • Как вы думаете, сколько слов может быть в предложении?
  • Как на схеме предложения изображаются слова?
  • Чем может заканчиваться предложение? От чего это зависит?
  1. Работа по уроку
  1. Имена собственные\нарицательные

Посмотрите на слайд. Каких персонажей вы видите? Как их зовут? Что делает медвежонок?

Медвежонок дарит шарик Пятачку.

Сколько слов в предложении? Произнесите каждое слово. Подскажите мне, как начертить схему предложения? (анимация на слайде) Почему последний прямоугольник с вылезающей черточкой?

В сказке поросенка зовут Пятачок. Значит Пятачок – это что? Это важное правило: имена, клички животных, названия городов, стран и т. п. нужно писать с большой буквы и соответственно отображать это на схеме предложения.

  1. С. 9

Работа по учебнику.

Что могли говорить о Колобке дед и бабка, когда положили его на окошко? Опишите героев. Что делает лиса, общаясь с Колобком? Составляем предложения и схемы. Как на схеме мы обозначим слово Колобок, почему?

Анализ предложений:

  • Кто испек Колобка?
  • Какой румяный испекла Колобок!
  • Заяц встретил Колобка на дорожке.

Как меняется голос в каждом из предложений? Такое изменение голоса называется  - интонацией. Бывают предложения восклицательные и вопросительные.

  1. Беседа

Скажите, что делал Колобок для зверей? Каким по характеру вы представляете себе Колобка? А лису?

Если вас по дороге остановил не знакомый человек, можно ли с ним идти?

  1. С. 8

Рассмотрите иллюстрации на С. 8. Кого вы видите на верхней иллюстрации? Какой вопрос мы поставим к этим словам? Как мы их назовем раз они живые?

Что вы видите вокруг медведя? Что это за предметы? Что за грибы рядом с ним? Что делает медведь?

Медведь приветствует гостей.

Что вы сказали? О ком? Что вы сказали о медведе?

  1. Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

  1. С. 8 (схемы слов)\

Посмотрите, кто нарисован внизу страницы? Чем они отличаются? На какие две группы можно их разделить? Придумайте, по 1 животному для каждой группы.

Что означает белый прямоугольник под каждым рисунком?

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.

Трусливый, маленький зверёк

Хвостик беленький пушок,

Домик – кустик, да лужайка,

Ну конечно это…

Летом, осенью, зимой

Идет по тропочке лесной.

След хвосточком заметает.

А как её зовут, кто знает?

Молочком нас кормит вкусным,

Провожает взглядом грустным.

Без хозяина страдает.

Непослушных забодает.

У нее рога и вымя,

Очень ласковое имя.

Лишь на вид она сурова,

Наша добрая …

У меня живёт подружка

Вся в весёлых завитушках.

Щиплет травку возле речки

В шубке беленькой…

  1. С. 9 (в низу)

Рассмотрите иллюстрации. Кто на них изображен? Разделите животных на две группы.

Посмотрите на схемы слов к рисункам. Схемы разделены черточками. Это означает, что слова тоже делятся на части – они называются слоги.

Слог – это часть слова. Каждый слог отделяется вертикальной чертой. Посмотрите сколько слогов в словах?

  1. Примеры

На доске начертить прямоугольник. Дать слово «лиса», спросить сколько частей услышали. Как мне изобразить это на схеме?

Прочитать при помощи указки.

  1. Итог урока

Сто мы сегодня с вами узнали? Как обозначить слоги на схеме слова?



Предварительный просмотр:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний
  1. Составьте схему предложения, объясните.
  • Посадил дед репку.
  • Какой солнечный день!
  • Сколько тебе лет?
  • Поймал Емеля большую щуку.
  1. Работа по теме урока
  1. Беседа

Вспомните, на что делится речь, предложение, слово.

Произнесем хором слово – ЛИСА – сколько частей вы услышали? Я начерчу на доске схему слова, для удобства изображу ее в виде горизонтальной линии. Если в слове 2 части, как мне изобразить это на схеме? Произнесем хором каждый слог.

(белка, чайка)

  1. Раскрасьте рыбок.

Произнесите хором слово – РЫБА –  Сколько слогов вы услышали? Какой 1, 2? Покажите на схеме. Как вам кажется, какой слог мы произносим с большей силой? Слог, который мы произносим сильнее, называется ударным и на схеме обозначается так…, а остальные слоги – безударные.

Как называются люди, которые ловят рыбу? Произнесите хором. Сколько слогов? Какой из слогов ударный, а остальные?

Гимнастика (презентация)

  1. Откройте азбуку на С. 10

Работа по вопросам из учебника. Разобрать пословицу.

Кого вы видите на картинке?  Где произошла встреча? На чем приехали гости? Кто изображен на переднем плане картинки? Что в руках у детей? Что в руках у мамы, почему она так идет? Что делает папа? Какие эмоции на лице бабушки и дедушки? Предложение.

Как называется все то, что мы сказали? Составьте предложение про дедушку. Какие восклицательные предложения может сказать девочка, а вопросительные?

  1. Работа по карточке «Чиполлино»

Рассмотрите кто изображен на рисунке? Если мы будем составлять предложения, то какие слова мы напишем с большой буквы, почему?

Раскрасьте персонажей сказки. Произнесите слово – ЛИМОН –  Какой слог ударный, покажите на схеме. Какой слог безударный? Заполните схемы к словам ВИШЕНКА и ПОМИДОР.

Физминутка

ВЕЛИКАНЫ ИЛИ ГНОМЫ

Великаны. (Дети вытягивают руки вверх)

Гномы! (Все приседают).

Великаны! (Все встают, а учитель приседает).

  1. Азбука С.10

Соотнести рисунки и схемы. Разделите слова на слоги. Выделите голосом ударный слог. Как вы думаете почему к этим словам начертили 2 схемы? (На какие слоги падает ударение в словах машина, газета и кубики) Подберите еще слова к этим схемам. (курица, бабушка, синица, ворона, лестница)

  1. Итоги урока

На какие части делятся слова? Как называется слог, который мы произносим с большей силой? Какие еще бывают слоги?

  1. Рефлексия (рыбки)

Я чувствовал себя комфортно, мне все было понятно –  зеленый.

Я не совсем понял тему сегодняшнего урока – желтый.

Мне нужно объяснить эту тему еще раз, на уроке я испытывал дискомфорт – красный.


http://www.playing-field.ru/img/2015/051721/4746394

http://www.playing-field.ru/img/2015/051721/4746394




http://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://craftkids.ru/uploads/6/1/2/Kontur-rybki_61223.jpghttp://versions.com/collective/wp-content/uploads/2015/09/Question-mark-versions-com.png

C:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\chipollino3.gifC:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\raskraska-geroi-otechestvennih-multfilmov-024.jpgC:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\4321666C:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\chipollino3.gifC:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\raskraska-geroi-otechestvennih-multfilmov-024.jpgC:\Users\Мария\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\4321666



Предварительный просмотр:

  1. Орг. Момент.
  2. Актуализация знаний
  • Вспомните на какие части делится наша речь?
  • На какие части делятся предложения?
  • На какие части, мы можем разделить слово?
  • Какие бывают слоги?
  • Что такое ударный слог?
  • Как можно определить ударный слог?
  • Как обозначить ударный слог на схеме?
  1. Тренировка

Я буду читать вам слова, ваша задача – определить сколько слогов в слове, обозначить это на схеме и затем определить какой из слогов ударный. КАРТОЧКА

(машина, газета, кубики, гусеница, ручка, молоко)

  1. Продолжение работы

Откройте азбуку на С.11, рассмотрите иллюстрации.

  • К какой сказке нарисовал иллюстрацию автор?
  • Сколько богатырей вы видите?
  • Опишите их внешность: что общего, чем они отличаются?
  • Что за предмет держит крайний слева богатырь?
  • Что стоит на столе? Как это назвать одним словом?
  • Вспомните, чему удивились богатыри, когда пришли домой?
  • Кого они встретили? Что делает царевна?
  • Что могла сказать царевна богатырям?

Составьте рассказ.

  1. Физминутка
  2. Раздели слова на группы \ поставь ударение
  3. С. 12 Азбука

Рассмотрите картинки на С. 12

  • Что делают дети на обеих картинках?
  • Сколько ребят играют в песочнице, сколько играют в футбол? Как вы думаете, какая погода на улице?

Составим небольшой рассказ по картинке.

  • Сколько детей вы видите на картинке внизу.
  • Придумаем им имена. Что они делают? Во что играют? Какая это семья?
  • Какие игрушки вы видите?
  • Пословица.

Составим небольшой рассказ по картинке.

  1. Гимнастика
  2. С. 13 Азбука
  • Рассмотрите первую картинку, почему на медвежонка напали пчелы?
  • Кто напал на девочку на второй картинке?
  • Составим предложение к каждой картинке.

Прочитайте предложение под картинками. Что мы произнесли? (звуки) Из отдельных звуков состоит каждое слово, которое мы произносим вслух. Животные могут произнести только несколько звуков (3-4), а человек множество звуков.

Какой еще вывод о речи мы можем сделать? (слово состоит из отдельных звуков)

  • Картинка 4 С.13
  1. Раскрашивание
  2. Итоги.
  • Из чего состоит…
  • Почему некоторые слоги называют ударными?
  • Из чего еще состоят слова?


http://www.playing-field.ru/img/2015/051907/1827589http://www.playing-field.ru/img/2015/052213/1311139http://craftkids.ru/uploads/3/5/8/Kubiki_35895.jpghttp://www.edupics.com/coloring-page-caterpillar-p17589.jpghttp://zaikinmir.ru/raskras/images/ruchka/ruchka-raskraski-6.jpghttp://www.clipartov.net/images/mini/12/0000011663.jpg

        

http://www.playing-field.ru/img/2015/051907/1827589http://www.playing-field.ru/img/2015/052213/1311139http://craftkids.ru/uploads/3/5/8/Kubiki_35895.jpghttp://www.edupics.com/coloring-page-caterpillar-p17589.jpghttp://zaikinmir.ru/raskras/images/ruchka/ruchka-raskraski-6.jpghttp://www.clipartov.net/images/mini/12/0000011663.jpg



Предварительный просмотр:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний

  1. Работа по презентации (составь предложение, используя картинки)
  • Какие предложения по интонации вы знаете? Что стоит в конце таких предложений?
  1. Разделите слова на слоги поставьте ударение.

(яблоко, смородина, вишня, груша, малина, слива, черешня, арбуз)

  • На какие группы можно разделить слова?
  1. Работа по учебнику

Откройте азбуку на С. 14 – 15 рассмотрите иллюстрацию.

  • Что мы видим на иллюстрации?
  • Как ребята отдыхают в деревне? Все ли ребята отдыхают?
  • Кого еще мы видим, чем занят этот человек?
  • Каких животных вы видите?
  • Как называются птицы, которые подошли к реке? (вода, берег) Как называют птиц если они плавают?
  • Составьте предложение со словом «гуси», составим его схему, разделим слово гуси на слоги, поставим ударение.

Найдите сведения о языке на С. 15. Как мы будем обозначать звуки на схеме слова? Рассмотрите на С. 14 – 15 какими бывают схемы. Обратите внимание, красным цветом на схеме мы будем обозначать гласные звуки, а согласные пока будут белыми.

  1. Физкультминутка

«Летает – не летает»

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет различные предметы. Если это то, что летает, дети поднимают руки вверх или в стороны; если то, что не летает, опускают руки. Ведущий может сознательно ошибаться в движениях, многие, подражая ему, тоже могут ошибаться. Задача детей – удержаться и не допустить ошибки.

Давайте проанализируем слово «о – сы». Сколько слогов в слове осы? Если гласные обозначены на схеме красным цветом, а согласные белым, какие звуки есть в этом слове, сколько их, какие? Давайте назовем каждый из них.

  • Что особенного в звуках, которые мы называем гласными? (их мы произносим при помощи голоса, их можно пропеть)
  • Кто может назвать мне гласные звуки?

Проанализируем остальные слова на С. 14 – 15. Почему у разных слов одинаковые схемы?

  1. Закрепление

По времени – раскрашивание.

  1. Итоги урока

На какие части делятся слова?  О каких звуках мы говорили сегодня? Что такое гласный звук?


http://www.dvaporosenka.ru/images/priroda-rasteniya-cveti-raskraski/yagodi/yagoda4.gifhttp://www.playing-field.ru/img/2015/051804/1809451http://stabilo4kids.ru/raskraski/pdf/79.jpghttp://ja-rastu.ru/uploads/posts/2015-06/1433615004_d.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/4/443/4443668_arbuz.jpghttp://www.dvaporosenka.ru/images/dlya-samih-malenkih-raskraski/raskraska-frukti-dlya-samih-malenkih/download.php?file=dlya-samih-malenkih-frukti14.gifhttp://kartinki-raskraski.ru/wp-content/gallery/jagody/raskraska-dlja-detej-jagody-raspechatat-besplatno09-1.jpghttp://coloringpanda.com/img/2221455-pear-coloring-page.jpg

http://www.dvaporosenka.ru/images/priroda-rasteniya-cveti-raskraski/yagodi/yagoda4.gifhttp://www.playing-field.ru/img/2015/051804/1809451http://stabilo4kids.ru/raskraski/pdf/79.jpghttp://ja-rastu.ru/uploads/posts/2015-06/1433615004_d.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/4/443/4443668_arbuz.jpghttp://www.dvaporosenka.ru/images/dlya-samih-malenkih-raskraski/raskraska-frukti-dlya-samih-malenkih/download.php?file=dlya-samih-malenkih-frukti14.gifhttp://kartinki-raskraski.ru/wp-content/gallery/jagody/raskraska-dlja-detej-jagody-raspechatat-besplatno09-1.jpghttp://coloringpanda.com/img/2221455-pear-coloring-page.jpg



Предварительный просмотр:

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний
  • На что делится речь?
  • На что делится предложение?
  • На что делятся слова?
  • На что делятся слоги?
  • Какие звуки мы знаем? Что особенного в гласных звуках? Как мы их обозначаем на схеме?
  1. Работа по теме урока

Проанализируем схемы слов: откройте азбуку на С. 14 – 15. Рассмотрите схемы слов, что мы можем по ним сказать? Что мы пока обозначаем белым цветом? Какие звуки мы произносим в этих слова, назовем каждый.

Проведем исследование.  

  • Какой звук произносит мама, когда укачивает ребенка?
  • Какой звук издает волк?
  • Изобразите, как жужжат пчелы?
  • Как рычит собака?
  • Как девочка удивляется?
  • Как фыркает ежик?
  • Какой звук издает комар?

(на слайде изображения звуков)

Одни звуки мы произносим свободно. Они состоят из голоса, поэтому называются гласными. Гласные звуки поются и тянутся.

А другие звуки мы произносим с трудом, нам мешают: губы, зубы, язык; если это происходит, то мы имеем дело с согласными звуками.

[а] [о] [у] [ы] [и] [э] Давайте попробуем спеть эти звуки.

[д] [т] [ф] [л] [м] Что вы заметили? Повторите, на какие группы делятся звуки?

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы
  1. Рассмотрите иллюстрацию на С. 16 – 17. Что это за сказка? Придумайте по 1 вопросу каждый? (можно по рядам)
  • Что мы видим на картинке?
  • Почему вы решили, что в комнате беспорядок?
  • Кто выскочил из шкафа?
  • Кто подглядывает в окно?
  • Как вы считаете, как чувствует себя мама Коза?
  • Что за печальная история произошла?
  • Чему нас учит эта сказка?

Как называется все то, что мы сказали? Придумайте предложения по схемам.

  1. Проанализируем схемы

Попробуйте сделать вывод, какие звуки образуют слог? (гласный, гласный и согласный) Количество слогов в слове можно определить по количеству гласных звуков – сколько в слове гласных звуков столько и слогов. (Рассмотреть слово о-сы и сделать вывод, что гласный звук может образовывать слог)

  1. Проведем звуко-буквенный анализ слова куры.

Произнесите слово, сколько в нем слогов? Назовите первый слог. Звук [к][у] какой? Назовите второй слог? Сколько всего звуков в слове куры?

Проведем звуко-буквенный анализ слова ива. Сколько слогов в этом слове? Назовите 1 слог, назовите 2. Из каких звуков состоит слог – ва? В этом слоге ВА два звука тесно связаны друг с другом, они произносятся вместе, как бы сливаясь, поэтому такой слог называют слогом слиянием. Назовите слоги слияния в слове куры. На схеме слог слияние обозначается…

  1. Итоги урока

На какие две группы, мы делим все звуки? Чем они отличаются друг от друга? О каких слогах мы сегодня узнали? Как легко определить количество слогов в слове?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово и слог. Деление слов на слоги.

Урок русского языка в 1 классе (ФГОС) Выделены формируемые УУД....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»

Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать  понятие у  учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука"....

Урок русского языка в 1 классе по теме "Слово и слог. Деление слов на слоги"

УМК "Школа России", учебник В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого 1 класс....