Главные вкладки

    Разноуровневые задания по русскому языку для 3 класса по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».
    учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

    Шабалина Наталья Николаевна

    Полезная подборка заданий по теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon разноуровневые задания160.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разноуровневые  задания

    по  русскому  языку для 3 класса

    по  теме

    «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

      

                               Тема: «Безударные гласные в корне слова».

                                                            Карточки,  Первый  уровень 

             В проверочном слове вставь пропущенную букву  и   поставь ударение.

    №1

    козочка – к…за

    кончик – к…нец

    лес – л…сник

    гриб – гр…бок

    гололёд – л…дяной

    походка – х…дить

    защита – защ…щать

    вышагивал – пош…гал

    №2

    грач – гр…чи

    земли – з…мля

    головы – г…лова

    яйца - …ичный

    дерево – д…ревья

    писк – п….щать

    гнал – выгн…л

    поспешно – засп…шил

    №3

    повозка – в…зить

    доски – д…щечка

    зёрнышко – з…рно

    голодный – гол…д

    вождь – в…жатый

    ходит – перех…дил

    молча – зам…лчал

    загадка – отг…дать

    №4

    свечи – св…ча

    численник – ч…сло

    слово – сл…варь

    ёжик - …жи

    центр – ц…нтральный

    лёжа – л…жать

    мирный – м…рить

    глаз – гл…застый

    №5

    половодье – в…да

    стороны – ст…ронка

    чижик – ч…жи

    сельди – с…лёдка

    тонет – пот…нул

    нарядный – нар…дить

    глядя – подгл…дел

    ослеп – сл…пой

    №6

    порядок – р…ды

    вёдра – в…дёрко

    сёстры – с…стрица

    озеро - …зёра

    уносит – н…сить

    шалость – нашалил

    гости – уг…стил

    скрип – скр….петь

                                    Тема: «Безударные гласные в корне слова».  

                                                              Карточки,  Первый  уровень 

    В проверочном слове вставь пропущенную букву, поставь ударение.

    №7

    море – м…ряк

    мостик – м….стовая

    стрелка – стр….лок

    бедность – б….дняк

    часики – ч….совой

    бросил – бр…сать

    лёжа – пол…жать

    указка – ук…зать

    №8

    носик – н…сы

    столик – ст…ляр

    девушка – д…вица

    черви – ч…рвяк

    треск – тр…скучий

    повозка – в…зить

    починка – поч…нить

    цепи – приц…пил

    №9

    норка – н…ра

    вёсны – в…сна

    петелька – п…тля

    галки – г…лчата

    счастье – сч…стливый

    больно – б…леть

    плата – упл…тить

    помог – пом…гать

    №10

    избы - …збушка

    окна - …кошечко

    брёвнышко – бр…вно

    вёсла – в…сло

    польза – п…лезный

    заварка – в…рить

    повёз – отв…зить

    смена – отм…нить

    №11

    строчка – стр…ка

    звери – зв…рьки

    скворушка – скв…речник

    снежный – сн…говик

    качка – к…чели

    держит – д…ржал

    разгром – разгр…мить

    полз – уп…лзать

    №12

    полюшко – п…лянка

    ядрышко - …дро

    травушка – тр…ва

    свист – св…сток

    мёд – м…довые

    чёрный – ч…рнеть

    чистка – выч…стить

    узнали – узн…вать

                     Тема: «Безударные гласные в корне слова».  

                                      Карточки,  Второй уровень 

    Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

    №1

    стёклышко, застеклили – ст…кло

    ледяной, лёд – л…док

    снег, снеговик – сн…жинка

    котята, котик – к…тёночек

    говорил, говор – разг…вор

    пляска, расплясался – пл…сать

    заварка, заварить – св…рить

    следом, следы – насл…дил

    №2

    бобовый, боб – б…бы

    сторож, сторожит – ст…рожка

    кольца, колечко – к-льцо

    дешёвый, дёшево – д…шевле

    рябенький, рябина – р…бой

    ночлег, ноченька – н…чевать

    стойка, стоять – пост…ять

    тянут, тянучка – пот…нули

    №4

    дров, дровяной – др…ва

    лисонька, лисята – л…сёнок

    часики, часовщик – ч…сы

    бельевой, побелка – б…льё

    сталь, сталевар – ст…льной

    топить, растопка – раст…пил

    крикнул, крикун – закр…чал

    обманщик, обманул – обм…нуть

    №5

    дождик, дожди – д…ждливый

    столик, столовая – ст…ляр

    беляк, беленький – б…льевая

    посёлок, селение – с…ло

    посоли, соль – с…лёный

    подарок, подари – д…рить

    насорил, насорено – зас…рить

    посадка, садовник – зас…дить

    №3

    пастушок, пас – п…стух

    поделка, деловой – д…ла

    Михайлович, Мишенька – М…хаил

    тёпленький, тепло – пот…плело

    зелень, зеленоватый – з…лёный

    кормушка, накормит – к…рмить

    скрип, скрипучий – заскр…пел

    читатель, прочитанный – ч…тать

    №6

    мостовая, мостик – м…сты

    сосны, сосновый – с..сна

    деревянный, деревья – дер…во

    старенький, старик – ст..рушка

    колосится, колос – к…лосья

    сердечко, сердце – с…рдечный

    завинтил, винтик – подв…нтить

    просьба, проситель – попр…сить

                      Тема: «Безударные гласные в корне слова».

                                                 Карточки,  Второй уровень 

            Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.

    №7

    совиный, совушка – с…вёнок

    отчим, отечество - …тец

    овечий, овцы - …вечки

    подводник, водяной – в…дица

    домище, домик – д…машний

    охрана, сохранить – охр…нять

    каток, катит – пок…тать

    откачка, качать – раск…чали

    №8

    задание, задано – з…дача

    голубь, голубчик – г…лубятня

    кончать, окончил – нак…нечник

    лошадь, лошадка – л…шадиный

    море, моряк – м…рской

    волнение, волны – в…лновать

    потерпишь, терпение – пот…рпеть

    давление, давит – разд…вить

    №9

    певчий, запевала – п…вунья

    пчёлка, пчелиный – пч…ла

    корень, корешок – к…ренья

    морщинки, морщит – м…рщины

    дальше, далеко – д…лёкий

    закопал, копка – к…пать

    пёстренький, запестрел – п…стреть

    сказать, сказка – подск…зать

    №10

    телята, тёлка – т…лёночек

    земли, земляк – з…мляной

    кройка, скроить – выкр…йка

    скалы, скалистый – ск…лы

    бобры, бобрик – б…бровый

    выгон, гонки – заг…нять

    терять, потеря – раст…рял

    долг, одолжи – зад…лжал

    №11

    ученье, ученик – уч…ница

    росинка, росы – р…систый

    рядок, ряд – р…довой

    дождик, дожди – д…ждливый

    город, загородка – ог…родить

    выяснил, ясный – объ…снил

    висели, повис – в…сеть

    тяжко, тяжелее – т…жёлый

    №12

    свиньи, свинина – св…нья

    небо, небесный – неб…са

    конюшня, конский – к…неводство

    молодой, молодость – м…лодёжь

    падать, западня – п…дение

    вредный, вредить – навр…дил

    ловушка, ловля – нал…вил

    мирить, мирно – пом…рились

                                   Тема: «Безударные гласные в корне слова».  

                                           Карточки,  Третий  уровень 

                               Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

    №1

    …. – с…дло

    … - с…довник

    … - б…рега

    … - в…дяной

    … - цв…тут

    … - пол…вать

    … - отп…лить

    … - м…стерить

    №2

    … - ст…лбы

    … - ц…на

    … - пл…та

    … - с…рпы

    … - пл…хой

    … - …грать

    … - прил…тел

    … - выр…зать

    №3

    … - ст…на

    … - л…цо

    … - хол…д

    … - кл…довая

    … - пч…линый

    … - з…мовать

    … - ост…влять

    … - зав…дить

    №4

    … - к…фейник

    … - к…злёнок

    … - к…вёр

    … - к…мочек

    … - кр…вой

    … - см…ялся

    … - заскр…пел

    … - пос…нел

    №5

    … - ч…рника

    … - гн…здо

    … - с…сновый

    … - площ…дь

    … - т…жёлый

    … - кр…чать

    … - нак…сить

    … - зап…щал

    №6

    … - стр…жи

    … - п…чник

    … - д…ление

    … - ог…нёк

    … - ч…рвивый

    … - дев…ть

    … - подн…сти

    … - хв…лить

    Тема: «Безударные гласные в корне слова».

                                                 Карточки,  Третий  уровень 

                        Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

    №7

    … - пл…ды

    … - зерк…ло

    … - фабр…ка

    … - пл…та

    … - гр…зовая

    … - пл…тить

    … - зап…сать

    … - пост…ять

    №8

    … - к…ра

    … - тр…стник

    … - п…чтальон

    … - ос…нь

    … - кл…новый

    … - сп…шить

    … - пот…мнело

    … - посм…трел

    №9

    … - фл…жок

    … - в…ртушка

    … - м…стовая

    … - …сёл

    … - г…лодный

    … - в…дить

    … - пот…чить

    … - ск…льзить

    №10

    … - м…сник

    … - л…дник

    … - В…силий

    … - к…лючий

    … - б…нтовать

    … - разл…новать

    … - т…рмозить

    … - расч…сать

    №11

    … - стр…на

    … - д…бро

    … - т…рговля

    … - м…рской

    … - п…стреть

    … - пощ…дить

    … - оп…здать

    … - пригр…зить

    №12

    … - п…ченье

    … - в…енный

    … - сл…мать

    … - осл…бел

    … - пож…лтел

    … - ст…на

    … - пл…ды

    … - сн…говик

    Тема: «Безударные гласные в корне слова».

                                                Карточки,  Четвёртый   уровень 

    Подбери по два проверочных  слова, вставь пропущенную букву.

    Образец: ножка, ноги – нога

    №1

    М…ряк,  стр…лок,  в…йна,  н…чной,  выстр…ить,  подм…тал,  р…бро, м…сты.

    №2.

    Р…ка,  зв…зда,  отт…пель,  ж…льцы,  б…леть,  обв…зать, распр…мить.

    №3

    Гл…за,  т…пло,  п…тёрка,  н…мецкий,  ост…влять,  л…сты,  б…глец.

    №4

    Поч…нить,  хв…сты, гр…да,  зм…я,  г…ристый, изв…стить, в…лчата.

    №5

    В…ренье, пл…чо,  гл…деть,  расск…зать, н…жи, хл…ба, б…нты,  нар…дить.

    №6

    Затр…щать,  с…лач,  сн…гурочка, х…лодный, л…тят,  зав…рять, г…рчица.

    №7

    Т…шина, согр…вать,  зар…дить,  побл…днеть,  с…стра,  тр…па,  пр…стой.

    №8

    Т…нуть,  выч…стить,  отк…рмить,  ош…баться,  к…тята,  п…рник, р…га.

    №9

    Т…нистый,  заб…жал,  л…вить,  ст…ловая,  б…льница,  х…дить, нап…лить.

    Имя прилагательное.

    Род имён прилагательных. 
    1 уровень
    Запишите словосочетания. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.
    Голуб… лужа. Поздн… листопад, ленив… течение, вечерн… мгла, детск… театр, ночн… разбойник, хлебн… растение. 

    2 уровень. 
    Подберите к выделенным словам однокоренные прилагательные. Напишите словосочетания. Определите род прилагательных, выделите окончания. 
    Крыша из железа, дом из кирпича, лента из шёлка, варенье из клубники, платье из бархата, кисель из малины. 
    3 уровень. 
    Замените прилагательные противоположными по смыслу. Определите род имён прилагательных и выделите окончания. 
    Лёгкая задача, лёгкая ноша, слабый голос, слабое знание, мелкий пруд, мелкая рыба, старый охотник, старый дом. 

    Число имён прилагательных. 
    1 уровень. 
    Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания. 
    Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село. 
    2 уровень. 
    Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания. 
    Родные края, (какие?) … дела, (какая?) …сумка, (какое?) …дерево, (какие?) … луга, (какой?) … месяц, (какое?) …растение. 
    3 уровень
    Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите число имён прилагательных. 
    После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки, сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к дру..ке тонконог.. опёнки. 

    Склонение имён прилагательных. 
    1 уровень. 
    Просклоняйте словосочетания. 
    Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто. 
    2 уровень. 
    Спишите. Определите падеж имён прилагательных. 
    Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло. 
    3 уровень. 
    Спишите, раскрывая скобки. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания. 
    Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их (тёплый) водой. Светит ( горячий) (весенний) солнышко, идут по небу весёлые облака. И два (новые) деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в ( тёплый) земле. 

    Правописание падежных окончаний имён прилагательных. 
    1 уровень. 
    Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их. 
    Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь. На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по земле. 
    2 уровень. 
    Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных. 
    В майск.. ноч.. пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами. 
    3 уровень. 
    Составьте рассказ на тему «На бабушкином огороде», употребив сочетания слов. 
    Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение, проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь. 



    Местоимения
    1 уровень. 
    Спишите. Раскройте скобки. Подчеркните местоимения. 
    (У) меня сегодня день рождения. (Ко) мне придут гости. (В) моей коллекции появится новая марка. (На) ней будет изображена природа. Мне нравится пейзаж. 
    2 уровень. 
    Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите лицо местоимений. 
    Прин..сли нам щенка спаниэля, вел..чиной со среднюю крысу. Кошка наша на шкафу стала готовиться к пры..ку. Ей, конечно, непонятно: крыса это или щенок. Чтобы развлечь его, я принёс из кухни кость. И пол..жил ему под нос. 
    3 уровень
    Соберите предложения. Существительное сойка замени местоимениями. Запишите. 
    Но, по характеру, разбойник, настоящий, сойка. Красивая, сойка, птица. Легко, сойку, по, узнать, на крыльях, перьям, белым и чёрным. Бояться, сойку, маленькие, не только, но и, птицы, большие. Разоряет, сойка, гнёзда, расклёвывает, птичьи, яйца, птенцов, губит. 

    Глагол. 
    Неопределённая форма глагола. 
    1 уровень. 
    Образуйте глаголы неопределённой формы. 
    Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает. 
    2 уровень. 
    Вставьте вместо точек глаголы неопределённой формы. 
    Кто хочет много …, тот должен мало … .(знал, спал) 
    Лучше хорошо …, чем хорошо … . (поступал, говорил) 
    Умение … дороже золота. (работал) 
    Нам песня … и … помогает. (жил, строил) 
    3 уровень. 
    К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы неопределённой формы. Составьте с одним из словосочетаний предложение. 
    Повесить нос, витать в облаках, держать язык за зубами, задать перцу, водить за нос, бить баклуши. 


    Изменение глаголов по числам. 
    1 уровень. 
    Запишите глаголы в два столбика. 
    Вырубят, глядели, поднимал, шумят. Звенит, трещат, пылал, скучали. 
    2 уровень. 
    Спишите текст. Над глаголами укажите число. 
    В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (желтеет, желтеют) от з..л..тых лютиков. 
    3 уровень. 
    От глаголов неопределённой формы образуйте единственное и множественное число глаголов. 
    Жужжать, падать, загорать, бросать, квакать, сиять. 

    Изменение глаголов по временам. 
    1 уровень. 
    Запишите глаголы в три столбика. 
    Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали. 
    2 уровень. 
    Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время. 
    Соль - …, скрип - …, боль - …. корм - … . 
    3 уровень. 
    Спишите текст, расставляя знаки препинания. Обозначьте время глаголов. 
    Солнце св..тило ре..ко ув..дает тр..ва оп..дают лист..я воздух наполнится зап..хом гр..бов и сухой л..ствы у к..рней старой с..сны л..ж..т м..ховой к..вёр. 


    Правописание частицы НЕ с глаголами. 
    1 уровень. 
    Спишите предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами. Выделите окончания глаголов. 
    Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори. 
    2 уровень. 
    Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, чего не может делать бельчонок. Выделите окончания глаголов. 
    3 уровень
    Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов. 

    Правописание предлогов. 
    1 уровень. 
    Объедините пары слов с помощью предлогов. 
    Вых..дить … (дом). Идти … (лес). Г..в..рить … (брат). Заботиься … (щ..нок). 
    2 уровень. 
    Спишите, раскрыв скобки. 
    Дворник (с)бросил сне.. (с)крыш.. . (В)комнату (в)н..сли новый диван. Луна (за)шла (за)туч.. . В..р..бей (с)л..тел (с)ветки. 
    3 уровень. 
    Исправьте ошибки. 
    Налисную тробку изкустов вы скочил ряпчик. Мячь за бросили вседку вород. Влесу пахнет сыростю. Заболотом сасновый лез. 

    Предложение. 
    1 уровень. 
    Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. 
    Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев. 
    2 уровень. 
    Составьте и запишите из данных слов предложения. 
    Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями. В, берёзы, уборе, золотом, стоят. Птицы, путь, в тронулись, дальний. Загадок, и, как, в, тайн, много, лесу! 
    3 уровень. 
    Спишите. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните главные члены предложения. 
    Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Воздух чист и прозрачен. Птицы б..лтливо л..печут. М..л..дая тр..ва бл..стит в..сёлым блеском изумруда. 

    Синонимы. 
    1 уровень. 
    Подбери синонимы к словам лицо, зелёный, дразнить. Спиши. 
    Слова для справок: лик, изумрудный, обзывать, незрелый, молодой, неопытный, дразниться, физиономия, мордашка. 
    2 уровень. 
    Спиши, вставь в предложения нужные синонимы. 
    Навстречу шёл (пожилой, старый) человек. Папа купил мне (лазурный, голубой) платье. (Толстый, жирный) словари рядами стоят на полках. 
    3 уровень. 
    Составь предложения, используя слова- синонимы. 
    Рынок, базар; село, аул, деревня; певец, акын. 

    Антонимы 
    1 уровень. 
    К данным глаголам подбери противоположные по смыслу. 
    Говорить - …., выходить - …, здороваться - …, включать - …, засыпать - …, закрыть - …, смеяться - … . 
    2 уровень. 
    Подбери антонимы к словосочетаниям. 
    Левая рука - …; высокий потолок - …; уходить из школы - …; поехать на стадион - …; 
    Счастливая старость - … . 
    3 уровень. 
    Закончи предложения. Подчеркни антонимы. 
    Дядя вчера приехал, а через два дня … . Он упал, но быстро … . Его бросало то в жар, то в … . Я быстро посмотрел налево, затем … . 

    Разноуровневые задания

    по русскому языку

    3 класс

    Части речи

    I вар

    Запишите слова, в три столбика: в первый столбик – слова, обозначающие предмет, во второй – признак предмета, в третий – действие предмета.

    Ученик, учиться, умный, писать, пенал, яркий, рисовать, чертить, линейка, читать, книга, интересный, смотреть, слушать.

    II вар

    Спишите. Подчеркните одной чертой слова, обозначающие предмет.

    Почему из-под точилки

    Вьются стру..ки и опилки?

    К..рандаш писать не хочет,

    Вот она его и точит.

    III вар

    Спишите. Подчеркните двумя чертами слова, обозначающие действие предмета. Придумайте и запишите ещё два слова в качестве примера.

    Школа – это светлый дом

    Мы учиться будем в нём.

    Там науч..мся писать,

    Складывать и умн..жать.

    Перенос слов

    I вар

    Спишите слова, разделяя их чёрточками для переноса.

    Берёза, воробей, аллея, яблоня, пшеница, комбайнёр.

    II вар

    Спишите слова, разделяя их чёрточками для переноса.

    Вокру.., ур..жай, л..пата, м..рковь, п..мидор, яг..да, ов..щ.

    III вар

    Спишите слова, разделяя их чёрточками для переноса.

    Ог..род, ..гурец, к..ртофель, кр..стьяне, ру..кий, скв..речник, з..мл..ника.

    Звонкие и глухие согласные звуки

    I вар

    1. Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные по образцу. Подчеркните орфограммы.

    Арбуз – арбузы, гри.. - ___, голу..ь - ___, лоша..ь - ___, огоро.. - ___, хле.. - ___, гвоз..ь - ___.

    2. Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные.

    Маленькому зайчику

    На сырой ло..бинке

    Прежде гла..ки тешили

    Белые цветочки.

    II вар

    1. Спишите, изменяя слова по образцу:

    Стадо (козы) – стадо коз, стадо (к..ровы) - ___,

    пять (б..рёзы) - ___, килограмм (ябл..ки), перекрёсток (д..роги), пара (с..поги) - ___, стопка (книги) - ___.

    2. Спишите отрывок стихотворения. Найдите слово с пропущенной парной согласной. С новой строчки напишите к нему проверочное слово.

    Вянет и ж..лтеет

    Тра..ка на лугах,

    Только з..ленеет

    Озимь на п..лях.

    III вар

    1. Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные через чёрточку. Подчеркните орфограммы.

    Гря..ка, м..рко..ь, кре..кий, ло..ка, кру..ка, кры..ка, луко..ко.

    2. Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные. С новой строчки напишите к ним проверочные слова.

    Лес совсем уж стал сквозистый,

    Ре..ки в нём листы.

    Скоро будет сне.. пуш..стый

    Падать с выс..ты.

    Ударные и безударные гласные

    I вар

    Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами безударные гласные и поставьте ударение.

    Вот и ос..нь наступила

    Всё вокруг поз..лотила,

    Зашумела под н..гами

    Разноцветными листками.

    II вар

    Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами безударные гласные. С новой строчки напишите к ним проверочные слова. Выделите корень.

    Стало мало тёплых дней,

    Стало небо х..лодней,

    Солнце тает над р..кой,

    Хочешь – тронь его рукой.

    Посв..тлели лес и луг,

    Птицы тянутся на юг.

    III вар

    Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами безударные гласные. С новой строчки напишите к ним проверочные слова. Выделите корень.

    Вот и лист..я обл..тели.

    Люди варе..ки надели.

    Лё.. на лужах вдоль а(л, лл)еи.

    Первый сне.. с утра б..леет.

    Ос..нь ходит и др..жит,

    Ос..нь зиму ст..рожит.

    Предложение и словосочетание

    I вар

    Спишите предложения. Подчеркните в них главные члены. Выпишите слова, которые связаны по смыслу, поставив к ним вопросы.

    Хмуро проплыла туч.. . Нач..лся сил..ный дожд.. .

    II вар

    Спишите. Дополните предложения пропущенными словами, подходящими по смыслу. Подчеркните в каждом предложении главные члены.

    В н..ябре ___ первый снег. В дальние страны ___ птицы. Они ___ свои гнёзда. В..сной птицы вновь ___ к нам.

    III вар

    Спишите предложения. Дополните предложения словами, которые поясняют главные члены предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

    Надвинулась (какая?) ___ туч.. . (Где?) ___ бл..снула (какая?)___ молния. (Как?)___ застуч..ли первые капли д..ждя.

    Приставка

    I вар

    Запишите слова, выделяя в них приставки.

    Посмотреть, прочитать, выучить, переписать,

    нарисовать, расчертить, приклеить, замазать, слепить.

    II вар

    Спишите. В выделенных словах выделите приставки и корни.

    Накатались р..бята на лыжах изамерзли. Зашли они на ферму погреться. Стор..ж усадил их на душ..стом сене. Вдру.. из сена выползлазмея. Дев..чки закричали. Это гадюка согрелась и проснулась.

    III вар

    Спишите. Найдите слова с приставками, выделите в них приставку и корень.

    Когда обоз проехал, за..ц перескочил д..рогу и пошёл к гумну. С..бачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась к гумну. За..ц поскакал. С..бака завязла в снегу.

    Суффикс

    I вар

    Запишите слова, выделяя в них суффиксы.

    Садик, дождик, листочек, травинка, ветерок, холодок, морозец.

    II вар

    От данных слов образуйте «ласковые» слова. Запишите слова парами. Выделите в образованных словах суффиксы.

    Лес - ___, гриб - ___, куст - ___, поляна - ___, тропа - ___, белка- ___, лиса - ___.

    III вар

    От данных слов образуйте «ласковые» слова. Запишите слова парами. Выделите в образованных словах суффиксы.

    Ябл..ко - ___, м..лина - ___, т..релка - ___, ..гурец - ___, г..рох - ___, п..сок - ___, солнце - ___.

    Звонкие и глухие согласные в корне

    I вар

    Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Ночью ударил сильный моро.. . Он сковал реки. Подул ре..кий ветер. Холодно стало ду..кам и берё..кам. Мелкие пта..ки спрятались в гнё..дышке.

    II вар

    Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Наступили морозные деньки. Лё..кий, мя..кий, пушистый снежок замёл доро..ки в саду. Вася надел ша..ку, шу..ку, повязал шар.., схватил варе..ки и побежал гулять.

    III вар

    Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках напишите проверочные слова.

    мя..кие, стояли, дни, серые

    зима, сне..ком, завалила, лё..ким, горо..

    утром, к, расчистили, бесе..ке, доро..ку, мы, у..кую

    Звонкие и глухие согласные в корне

    I вар

    Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Люблю грибы собирать! Под берё..ками – подберёзо-вики. Но..ка тоненькая, шля..ка широкая. В сухом бору гри.. боровик. Ша..ка на гла.. надвинулась, смотрит сердито.

    II вар

    Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Коля и Валера отправились в ле.. за грибами. В ельнике было много маслят со сколь..кими шля..ками.

    Под ги..кими ве..ками берё..ки мальчики нашли гри..ки

    боровики на ни..ких но..ках.

    III вар

    Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках напишите проверочные слова.

    был, сильный, до..дик, ночью

    ча.., целый, барабанил

    шевелил, он, берё.., ветви

    был, утром, све.., воздух

    стала, доро..ка, дворе, сколь..кой, во

    Безударные гласные в корне

    I вар

    Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Запишите. Поставьте ударение. Выделите корень.

    Леса – ___, поля - ___, трава - ___, листы - ___, гора - ___, река - ___, дожди - ___, берега - ___ .

    II вар

    Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы вес..ло щ..бечут. Блестит м..л..дая травка. Алый свет зари ск..льзит по веткам и ств..лам д..ревьев.

    III вар

    Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках к словам с пропущенными гласными напишите проверочные слова.

    л..су, в, ..сеннем, т..шина, ст..ит

    птичьих, не, слышно, г..лосов

    пож..лтели, и, лист..я, с, осыпались, д..рев..ев

    з..ма, скоро, лё..ким, зав..южит, сн..гом, ве..ки

    Безударные гласные \ парные звонкие и глухие согласные в корне

    I вар

    Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Кр..сив зимний наря.. л..са. На лапах елей л..жит сне.. . На тонкой берё..ке св..ркает иней. М..лодые ли..ки и ду..ки к..чают замёр..шими ве..ками.

    II вар

    Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая

    л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. Под д..ревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки?

    III вар

    Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень. В третьем предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

    З..ма. Моро.. запушил д..ревья сне..ком, а пру.. зат..нул ле..ком. Гла..кий, сколь..кий лё.. блестит на солнце. Володя и Миша взяли к..ньки и сала..ки и отправились на ул..цу.

    Безударные гласные \ парные звонкие и глухие согласные в корне II

    I вар

    Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Здравствуй, гостья-з..ма!

    Просим милости к нам

    Песни севера петь

    По л..сам и ст..пям.

    На дв..рах и д..мах

    Сне.. л..жит пол..тном

    И от солнца блестит

    Разноцветным огнём.

    II вар

    Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Ветхая избу..ка

    Вся в сн..гу ст..ит.

    Бабу..ка-стару..ка

    Из ..кна гл..дит.

    Внукам-шалунишкам

    По колено сне.. .

    Весел ребятишкам

    Быстрых санок бе.. .

    III вар

    Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы. К словам с проверяемыми гласными в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Сн..жок порхает, кружится,

    На ул..це б..ло.

    И превратились лужицы

    В х..лодное ст..кло.

    Где летом пели зяблики,

    Сегодня - посмотри! –

    Как розовые ябл..ки

    На ветках сн..гири.

    Безударные гласные в приставке

    I вар

    Спишите слова, вставляя пропущенные буквы в корне. Подчеркните вставленные буквы. Выделите приставки.

    Поб..жал, отв..дил, обл..тел, запл..сал, прокр..чал, подсм..трел, выл..пил, нап..лил.

    II вар

    Вместо точек вставьте подходящую по смыслу приставку. Спишите. Выделите приставки.

    ...летел ураган, ...бежал первым, ...шёл в дом, ...ехал

    из города, ...копал яму, ...вязала варежки, ...гостил

    друга.

    III вар

    Прочитайте. Выпишите слова с приставками. Выделите приставки.

    Удивился старик, испугался:

    Он рыбачил тридцать лет и три года

    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

    Вот неделя, другая проходит

    Ещё пуще старуха вздурилась;

    Опять к рыбке старика посылает.

    Правописание предлогов и приставок

    I вар

    Спишите предложения. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

    Лодка отплыла от берега. Мальчик нашёл на дороге монетку. Солнце зашло за тучу. Всадник слез с коня. По дорожкам сада побежали мутные ручейки.

    II вар

    Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

    (От) тащил (от) лужи, (с) лез (с) дерева, (за) шло

    (за) тучу, (по) ехали (по) дороге, (до) топали (до) города, (под) прыгнул (под) потолок, (во) шёл (во) двор.

    III вар

    Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

    Вор..бей (за) бился (под) крышу. Ваза (с) делана (из) ст..кла. Лось (с) прятался (за) дер..во. Гр..чи (раз) гуливали (по) аллее. (В) ст..рожку (в) бежал лохматый пёс.

    Ъ и Ь разделительные знаки

    I вар

    Спишите слова, вставляя разделительный Ъ или разделительный Ь знак. Подчеркните вставленные буквы. В словах с Ъ выделите приставки.

    В..юга, раз..ярился, колос..я, п..ют, с..ел, от..ехал,

    под..ёмный, руж..ё, об..явление, осен..ю.

    II вар

    Запишите слова в два столбика: в первый – слова с разделительным Ь, во второй – с разделительным Ъ. Подчеркните вставленные буквы. В словах с Ъ выделите приставки.

    Ш..ют, бел..ё, с..едобные, олад..и, об..ехал, об..явление,

    обез..яна, весел..е, под..ём, ноч..ю, под..езд, раз..ярился.

    III вар

    Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните разделительный Ъ и Ь. Выделите приставки.

    Закончилась с..ёмка научного фильма о мурав..ях. Раз..ярённый тигр метался по клетке. Вз..ерошенные вороб..и купались в луже. Мы об..ездили весь свет.

    Распознавание частей речи

    I вар

    Спишите текст. Над словами карандашом напишите названия частей речи: ИС – имя существительное, ИП – имя прилагательное,

    Г – глагол, М – местоимение.

    Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Они закрыли тусклое солнце.

    II вар

    Спишите текст. Над словами карандашом напишите названия частей речи: ИС – имя существительное, ИП – имя прилагательное,

    Г – глагол, М – местоимение, П – предлог.

    На улице сильный мороз. Речка стала ледяная. Она задремала до весны.

    III вар

    Спишите текст. Над словами карандашом напишите названия частей речи: ИС – имя существительное, ИП – имя прилагательное,

    Г – глагол, М – местоимение, П – предлог.

    На дв..ре ст..ит зима. Белая метелица по доро..кам стелется. Я к..таюсь на лыжах.

    Имя существительное

    I вар

    Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните имена существительные.

    Все деревья побелели:

    Шубы снежные надели.

    Снега много намело –

    В шубах будет им тепло.

    II вар

    Спишите отрывок стихотворения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена существительные.

    Необыч..ная весьма

    На дв..ре ст..ит зима.

    Дни и ночи напролёт

    Мелкий дождик л..ёт и л..ёт.

    III вар

    Спишите отрывок стихотворения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните имена существительные.

    Много снега (в) эту ночь

    В..юга (на) мела,

    И (в) д..ревне вся з..мля

    Праз..нично б..ла.

    Имена собственные

    I вар

    Спишите, раскрывая скобки.

    Река (В, в)олга, город (К, к)иев, озеро (Б, б)айкал,

    (П, п)ётр Первый, улица (П, п)ушкинская, (Л, л)ев

    (Т, т)олстой.

    II вар

    Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

    Гор..д (С, с)анкт-П..тербург, р..ка (Н, н)ева, п..сатель (М, м)ихаил (П, п)ришвин, ул..ца (Е, е)сенина, ска..ки (П, п)ушкина, стр..на (Р, р)оссия.

    III вар

    Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Запишите ещё пару словосочетаний на это правило.

    (М, м)осковская област.., с..ло (М, м)ихайловское,

    к..смонавт (Ю, ю)рий (Г, г)агарин, цар.. (И, и)ван (Г, г)розный, (К, к)расная площа..ь, (К, к)ремль.

    Род имен существительных

    I вар

    Спишите. Обозначьте род имен существительных.

    Снег, зима, морозы, вьюга, деревья, холод, стужа, пальто, чай, утро.

    II вар

    Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род имен существительных.

    Бер..г, б..седа, т..варищи, вет..р, г..ризонт, оз..ро, завтр..к, з..мляника, ябл..ки, пом..доры.

    III вар

    Запишите имена существительные в единственном числе в три столбика - по родам.

    Б..тинки, б..лота, в..роны, д..ревни, ж..вотные, лес..ницы, р..стения, с..поги, тр..мваи, ул..цы.

    Число и род имен существительных

    I вар

    Спишите. Обозначьте число и род имен существительных.

    Река, лёд, каток, поля, леса, снежинки, снегопад, метель, серебро, иней.

    II вар

    Допишите имена существительные в единственном числе. Обозначьте их род.

    Мосты - ... , озёра - ... , тропы - ... , снега - ... , льды - ... , вьюги - ... , бураны - ... , облака - ... , избы - ... , окна - ... .

    III вар

    Спишите текст. Найдите имена существительные. Обозначьте их число и род.

    Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья.

    Склонение имен существительных

    I вар

    Выпишите слово зима вместе с вопросом и тем словом, от которого ставится вопрос. Выделите окончания.

    пришла (что?) зима

    долго не было (чего?) ...

    радоваться (чему?) ...

    жду (что?) ...

    довольны (чем?) ...

    говорить (о чём?) ...

    II вар

    Просклоняйте существительные медведь и берлога. Выделите окончания.

    И. п. (кто?) медведь, (что?) берлога.

    Р. п. (кого?) ... (чего?) ...

    Д. п. (кому?) ... (чему?) ...

    В. п. (кого?) ... (что?) ...

    Т. п. (кем?) ... (чем?) ...

    П. п. (о ком?) ... (о чём?) ...

    III вар

    Просклоняйте существительные снегирь и снег. Выделите окончания.

    Образец: И. п. (кто?) снегирь, (что?) снег.

    Падеж имен существительных

    I вар

    Спишите словосочетания. Обозначьте падеж имен существительных.

    Подъехал к городу, гуляет по лесу, стоит перед домом, посадил около окна, сделано из дерева, переплыл через речку, залез на гору.

    II вар

    Спишите словосочетания. Обозначьте падеж имен существительных.

    На л..сной полянке, л..вить на берегу, св..рить из малины, спит в берлоге, подл..тела к дереву, плыть по р..ке, в..ехать в деревню.

    III вар

    Спишите текст. Обозначьте падеж имен существительных.

    М..ро.. зат..нул пру.. льдом. Мя..кий белый к..вёр покрыл х..лодную землю. Иней запуш..л д..рев..я с..ребром.

    Слова с шипящими на конце

    I вар

    Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

    Ланды.., кирпи.., помо.., товари.., молодёж.., скрипа.., ве.., пла.., гра.. .

    II вар

    Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

    К..лючий ё.., л..тучая мы.., пр..стой к..ранда.., з..л..той клю.., д..р..гая ве.., т..жёлый бага.., х..лодный ду.., н..чная глу.., р..дная ре.. .

    III вар

    Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

    Охотник н..чевал в домике л..сника. В полно.. он услышал жалобный пла.. . Охотник накинул пла.. и вышел во двор. Прямо перед его гл..зами м..лькнула л..тучая мы.. .

    Изменение имен прилагательных по числам

    I вар

    Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.

    солнечный луч – ...

    ясный день – ...

    высокое дерево – ...

    алая роза – ...

    хвойный лес – ...

    каменная гора – ...

    II вар

    Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.

    спелая яг..да – ...

    наливное ябл..ко –

    сочный п..мидор – ...

    горячий завтр..к – ...

    стройная ..сина – ...

    белая б..рёза – ...

    III вар

    Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.

    душ..стый ланды.. – ...

    лё..кое обл..ко – ...

    ..бувной м..газин – ...

    д..ревянная лес..ница – ...

    комн..тное р..стение – ...

    увл..кательный ра..каз – ...

    Окончания имен прилагательных

    I вар

    Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных. Выделите окончания

    имен прилагательных.

    Берёзов.. пен.., гусин.. п..ро, летуч.. мы.., вкусн.. ..бед, криклив.. малы.., красив.. плат..е, сладк.. м..лина.

    II вар

    Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных. Выделите окончания

    имен прилагательных.

    Прол..тел над ближн.. лесом, с..ели сла..к.. ябл..ко, доб..жали до с..седн.. дома, купались в глубок.. озер.., отдыхали под т..нист.. дуб.. .

    III вар

    Спишите текст, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных. Выделите окончания имен прилагательных.

    В..сенн.. со..нце пригр..вало землю. Зазвенела в..сёл.. к..пель. У д..мов галдят криклив.. в..робьи. С пригорков поб..жали г..ворлив.. ручейки. Появилась молод.. тра..ка.

    Определение числа глагола

    I вар

    Запишите глаголы в два столбика по числам.

    Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт, приехал.

    II вар

    Выпишите из текста глаголы в два столбика по числам.

    Весна под..рила тепло и раст..пила снежные сугробы. Помолодевшие деревья украс..лись листвой. В воздухе закруж..лись крылатые насекомые. С юга прил..тели скворцы. Слышится их задорная песня.

    III вар

    Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над глаголами надпишите число.

    Н..ступил ..прель – весенний мес..ц. Вес..ло зв...нит к..пель. (Во)дв..ре сверкают лужи. В..р..бей задорно чирикает. Ст..ят тёплые д..ньки.

    Определение времени глагола

    I вар

    Запишите глаголы в три столбика по временам.

    Греет, гремит, кричал, отвечает, накормит, заболеет, льёт, растаял, расцветёт, приплыл.

    II вар

    Запишите глаголы, вставляя пропущенные буквы, в три столбика по временам.

    Заз..ленела, п..ют, поб..жал, прил..тели, позв..нит, р..сует, с..ездит, бл..стит, р..стёт, проч..тала.

    III вар

    Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте время глаголов.

    Наступила в..сна. Со..нце согнало сне.. с п..лей. Раскрываются поч..ки на д..рев..ях. Показались м..лоденькие ласточ..ки. Пр..снулась пчёлка. Она выл..тит из улья и нап..ётся цв..точного сока.

    Изменение глаголов по временам

    I вар

    Образуйте и запишите глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени от данных глаголов. В скобках пишите вопросы.

    Образец: кормить – (что делает?) кормит, (что делал?) кормил, (что будет делать?) будет кормить.

    готовить - ...

    читать - ...

    рисовать - ...

    II вар

    Образуйте от данных глаголов глаголы прошедшего и настоящего времени. Выделите приставки.

    прочитаю – прочитал – читает

    запишу - ... - ...

    прилечу - ... - ...

    приплыву - ... - ...

    угощу - ... - ...

    потеряю - ... - ...

    III вар

    Спишите текст, изменяя время глаголов на прошедшее.

    Пот..мнеет небо. Нал..тит первая гр..за. Польёт землю тёплый в..сенний дождь. Он сразу смоет п..следний сне.. в л..су.

    НЕ с глаголами

    I вар

    Спишите слова, раскрывая скобки. Подчеркните частицу НЕ.

    (Не)видит, (не)спит, (не)рвы, (не)играет, (не)поседа, (не)тает, (Не)ва, (не)шумит, (не)мецкий.

    II вар

    Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните частицу НЕ.

    Торопливость делу (не) помогает. (Не) потрудишься – счастья (не) узнаешь. Кто (не) сеет, тот (не) жнёт. Кто сегодня обманет, тому завтра (не) поверят.

    III вар

    Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните частицу НЕ.

    Лёжа пищ.. (не) д..будешь. (Не) г..рдись званием, а г..рдись знанием. Смелого да умелого и страх (не) воз..мёт, и вра.. (не) поб..ёт. Не за св..ё дело (не) берись, а за св..им (не) л..нись.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы над правописанием безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением (для начальных классов).

    Данная работа состоит из двух частей : теоретической и практической. В первой части дано систематизированное изложение теоретического материала по данной теме, которая является наиболее сложной, по за...

    Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

    Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

    План урока русского языка для 3 класса "Правописание безударных гласных в корне слова"(Школа 2100)

    Цель урока дать возможность научиться проверять безударные галсные в корне слова, помочь усвоить особенности проверочных и проверямых слов. Использование на уроке ЦОР и ЭОР даёт возможность легче усво...

    Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

    Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....