Главные вкладки

    Урок русского языка во 2 классе.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Колпакова Марина Владимировна

    создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.                    

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка во 2 классе.

    Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи.

    Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.                    

    Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

    Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

    На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

    личностные действия

    • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
    • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

     регулятивные действия

    • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
    • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    познавательные действия

    • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

    коммуникативные действия

    • готовность слушать собеседника и вести диалог;
    • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

    участвовать в групповом обсуждении

             Тип урока: закрепление изученного материала.

    Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор,  мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы; карточки-слова на экологическое панно, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки.

            Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный,  метод стимулирования и мотивации.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    1.Слово приветствие.

    Итак, русский язык друзья!

    На вас надеюсь, как всегда!

    Мы хороший, дружный класс,

    Всё получится у нас!                                  

    2.Психологический настрой на урок 

    Пожмите соседу руку,

    Улыбнитесь друг другу.

    Пожелайте хорошего настроения.

     -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

    3.Работа над девизом урока

    Посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока.  ( По периметру класса расклеены слова пословицы)

    Повторенье - мать ученья.

    -Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)

    «Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья(СЛАЙД 2)

    II. Разминка пальцев. (СЛАЙД 3)

    Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)

    -Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)

    Давайте сделаем разминку для пальчиков:

    Мы для пальчиков гимнастику начнем,

     Упражнение для пальцев проведем,

    Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук,

    Чтобы каждый пальчик стал наш верный друг.

    III. Минутка чистописания.   (СЛАЙД 4)

    В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы.

    Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук   м  . Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).

    Запишите в тетради  одну строку этой буквы.

    Вспомните и запишите 3 слова из словаря с буквой (эм) в начале слова. Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)

    IV. Орфографическая минутка. (СЛАЙД 5)

    Ветер, снег, Россия, травка, река, сугроб, земля, заяц, весна.

    -На какие группы по орфографическим признакам  можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).

    1.Задание по группам. 

    Первый ряд запишет  слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с разделительным мягким знаком.

    2.Проверка (СЛАЙД 6)

    -Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).

    -На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).

    V. Актуализация знаний и постановка темы урока.

    -О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?

    -Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).

    -Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи). (СЛАЙД 7)

    VI. Формирование способов практических действий.

    1.Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

    -Какой частью речи они являются?

    1.Работа над стихотворением (СЛАЙД 8)

    -А сейчас послушайте стихотворение, которое нам приготовил ученик нашего класса. Подумайте, о каком времени года в нем говорится? 

    Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова.
    Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного…
    Ей казалось, что её лес и не заметил.
    Он заметил.
    Он её птичьим звоном встретил.
    Пробудились ото сна все лесные дали.
    Удивляется она: неужели ждали?
    А деревья ей в ответ низко поклонились.
    Шапки зимние у них с головы свалились.
    (О весне).

    -По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна).

    -Какое время года у нас на дворе? (Весна).

    - Весна наступила, но зима в этом году никак не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки

    2.Остались последние снежинки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными. (СЛАЙД 9)

    Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки.

    -Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)

    -Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).

    3.Работа в паре.

    -Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).

    Распределите слова в две группы.

    Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.

      Кто?                      Что?

    медведь               Москва

    грач                     солнце

    Роман                  снег

    заяц                      мороз

    лиса                     оттепель

    ворона                 сосульки

    4.Проверьте свою работу. (СЛАЙД 10)

    -Какие слова  в первом и втором столбике будут лишними? Почему? 

    ( Москва, Роман - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена  существительные).

     Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)

    -Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?  

    -Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?

    Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).

    Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)

    -Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?

    (Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной)

    V. Физкультминутка.        (СЛАЙД11)

    Мишка вылез из берлоги,

    Огляделся на пороге.            (Повороты влево, вправо)

    Потянулся он со  сна:        (Потягивание - руки вверх)

    К нам опять пришла весна.

    Чтоб скорей набраться сил,

    Головой медведь крутил.            (Вращение головой)

    Наклонился взад- вперед,           (Наклоны вперед, назад)

    Вот он по лесу идёт,

    Ищет мишка корешки             (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)

    И трухлявые пеньки.

    В них съедобные личинки-

    Для медведя витаминки.

    Наконец,  медведь наелся

    И на брёвнышко уселся.                     (Дети садятся)

    5. Работа в паре. (СЛАЙД 12)

    -Наши ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды.  

    Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.

    Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

    Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».

     Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).

     Измените их число.

    - Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)

    - Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

    (Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).

    -Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?

    (Имена существительные изменяются по числам)

    -Всегда ли имена существительные изменяются по числам?

    - (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…) 

    VI. Развитие речи. (СЛАЙД 13)

    -Посмотрите на наше экологическое панно, составьте предложения, используя данные слова и дополняя их словами с вашей карточки.

    (Слова на панно: пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).

     VII. Беседа о здоровье. (СЛАЙД 14)

    Посмотрите на экран, прочтите стихотворение «Где воробей?» Р.Фархади

     (Один учащийся читает вслух)

    Тает снег. Журчит ручей.

    Где же прыткий воробей?

    Воробей крикливый где?

    Он лежит в своем гнезде.

    Рядом капли и микстура,-

    У него температура.

    Воробей скакал по лужам

    И теперь лежит простужен.

    -Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?

     (Надо заботиться о своем здоровье)

    VIII. Обобщение по теме. Составление кластера. (СЛАЙД 15)

    -О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.

    -А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и  составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)

    Ребята, у которых на столе зеленые треугольники объединятся в первую группу, желтые - вторая, оранжевые – третья, белые - четвертая.

    Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов

    (Имя существительное, часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)

    IX. Проверка работы. Рефлексия. (СЛАЙД 16)

    А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.

     -отлично усвоил тему урока       img1                                       

    -знаю, но не могу рассказать img2

    -ничего не понял img3

    X.  Итог урока. (СЛАЙД 17)

    - Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

    Я вспомнил….

    Мне удалось…..

    Мне понравилось…..

    Я могу похвалить себя за..

    XI. Домашнее задание. (СЛАЙД18) 

    Диск, проверочная работа по теме имя существительное.  

    Спасибо за работу. Урок закончен.

    Приложение 1.

    Работа в паре.

    Солнце, вьюга, лужи, снежинки, ручейки, мороз.

    Приложение 2. 

    (Слова на панно). 

    (Пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).

    Приложение 3.

    Работа в группе.

    Составление кластера.

    Работа в группе.

    Составление кластера.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

    " 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

    Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

    Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

    Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

    Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

    Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

    Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

    Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

    рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...