Проект урока с технологической картой по русскому языку для 2 класса по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"
проект по русскому языку (2 класс) на тему

Антонова Ольга Валерьевна

Проект урока с технологической картой урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2klasse.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

   ГБОУ  ДПО «Нижегородский институт развития образования»

                           Кафедра начального образования

    Курсы «Теория и методика преподавания в условиях ФГОС»

                            ( 30 мая 2016 г.  -    10 июня 2016г.)

                     ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

                                     Проект урока по теме :

«Правописание  слов с безударным гласным  звуком в корне»

                                                    Выполнил: учитель начальных классов

                                                    МАОУ «Школа №81»  Сормовского района

                                                    Антонова  Ольга  Валерьевна

                                                   Квалификационная категория:  первая

                                                   Стаж работы учителем начальных классов: 15лет      

                                            Нижний   Новгород

                                                    2016год

                                                             Проект урока

1)Общие сведения о проекте:

       - Название учебного предмета: русский язык

       -Класс: 2

       -УМК начального образования: «Школа России»

-Программа по учебному предмету разработана на основе: 

Сборника рабочих программ «Школа России».1-4 классы . Москва  «Просвещение» 2011  год. Русский язык.2 класс. Авторы:  Канакина В. П., Горецкий В.Г. , Дементьева М. Н., Стефаненко Н. А., Бойкина М. В.

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных

учреждений. 2 класс.- М.: Просвещение, 2011.

            -Фрагмент календарно-тематического планирования :
     Раздел:
 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне   (15 ч.)  

2) Тема урока: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне   (1урок)

3)Задачи:

Предметные:

Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне

Учить различать 2 способа проверки безударных гласных: подбором однокоренного слова и изменением формы слова

Метапредметные :

Учить  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Развивать коммуникативные навыки при работе в группе

Развивать навыки самооценки

Личностные:

Воспитывать бережное отношение к природе, к родному языку

4)Ожидаемыемые результаты:

Личностные:

Сформирована внутренняя позиция бережного отношения к природе и к родному языку

Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Сформировано умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей и задач

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Коммуникативные :

Умения учитывать разные мнения и интересы , представлять собственную позицию и аргументировать ее при выработке общего решения совместной деятельности

Использование речи для регуляции своего действия

Умение осуществлять адекватную самооценку и принимать решение в ситуации выбора

Познавательные:

Способность осознанно  и произвольно строить речевые высказывания

Умение осуществлять анализ и синтез

Предметные:

Овладение первоначальными знаниями об орфограмме

5) Презентация «Правописание слов с безударным гласным в корне», составленная Антоновой О.В., рабочая тетрадь (индивидуальное пособие) Канакиной В.П. .

6) План урока с хронометражем.

1. Организационный момент(3мин.).

Организация внимания школьников и доброжелательного настроя учителя и учащихся  на работу на уроке.

2.Постановка учебной задачи(2мин.).

Понять и более глубоко изучить тему: «Правописание  слов с безударным гласным звуком  в корне  ».

3.Постановка проблемы и её решение(5мин.).

Сформировать умение правильного выбора гласной буквы при обозначении на письме безударного гласного звука при помощи составления  и использования алгоритма.

4.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности(20мин).

Уточнение и дополнение алгоритма действий при  выборе написания гласной буквы на месте безударного гласного звука в корне.

5.Первичное закрепление(5мин).

Отработка умения самостоятельно действовать при выборе написания гласной буквы на месте безударного гласного в корне, используя алгоритм; отработка умения самоконтроля.

6.Самостоятельная работа  с  проверкой(5мин).

Проверка умения самостоятельно действовать при выборе написания гласной буквы на месте безударного гласного в корне, используя алгоритм; проверка умения самоконтроля и контроля за своим товарищем.

7. Домашнее задание(2мин.).

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

8.Рефлексия.  Итог урока(3мин).

Отследить уровень понимания темы учениками уровень применения полученных знаний, умений и навыков .

                                                                     Ход урока

Этапы урока

 Деятельность учителя

 Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

1. Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

-Наш урок русского языка я начну словами великого русского писателя Алексея Николаевича Толстого:

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после вечернего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

- Так писатель говорит о своем отношении к русскому языку.

- А как вы относитесь к русскому языку?

- Урок русского языка для вас трудный или легкий? Почему?

- Зачем нужно изучать русский язык?  

- Да, русский язык трудный. Вы любите преодолевать трудности?

- Кто уверен, что сегодня на уроке вы справитесь со всеми трудностями?

- Трудности все преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением.

-А давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас? Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка.

-У вас на столе лежит солнышко, посмотрите и подумайте какое у вас сейчас настроение – если весёлое и вы готовы преодолеть всё, то вы можете поднять своё солнышко.  Покажите, у кого отличное рабочее настроение.

-Сегодня мы с вами работаем в командах, а все трудности, когда мы вместе преодолеваются легко. И в зависимости, как будут работать  вы и  ваша команды, ваши экраны будут пополняться этими солнышками.

И в конце урока, по количеству солнышек на ваших экранах мы определим, как работали команды.

Подготовка класса к работе.

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно!

Сели прямо  , ноги вместе!

Класс затих. Вздохнули дружно ,

Ведь урок начать нам нужно!

Подравнялись , улыбнулись

И ко мне все повернулись!

- Трудный. Много правил.

-Во-первых, мы русские люди, и это наш родной, поэтому мы обязаны знать его в совершенстве.

- Во-вторых, изучать его необходимо,  чтобы грамотно и красиво выражать свои мысли.

- В-третьих, чтобы самому быть понятым для окружающих и понимать других людей.

Методы:

-словесный;

- эмоционального

стимулирования.

Личностные УУД:

-самоопределение к деятельности;

-установка на доброе

отношение друг к другу,

любовь и  бережное

отношение к родному языку

Регулятивные УУД:

-целеполагание.

Коммукативные УУД:

-планирование учебного

сотрудничества с учителем

и сверстниками.

2.Постановка учебной задачи.

Активизирует деятельность учащихся , создает проблемную ситуацию.

-Наш урок мы проведем сегодня в виде игры «Счастливый случай».

Работать мы с вами будем в группах. Каждый из трёх рядов - это одна группа или команда. (Класс разноуровневый, поэтому дети, уже  поделены на три условных группы: 1ряд- ученики среднего уровня.2 ряд - ученики слабого уровня. 3ряд-ученики сильного уровня.)

-Давайте с вами вспомним правила работы в группах.

-А какой теме мы посвящаем наш необычный урок, выскажите мне сами.

- Мы начинаем нашу игру с разминки: на 2слайде слова – прочитайте:

лето                осень                зима                весна

- Что это за слова?

- Какому слову посвящены эти строчки?(3 слайд)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются  дождём,

Под ногами шелестят

 И летят, летят, летят.

-Какое настроение вызвали у вас прочитанные строки?

-Почему я выбрала именно это слово?

- Какая орфограмма в слове осень?

-Так какой теме мы посвящаем наш урок?

Тема урока появляется на слайде. «Правописание  слов с безударным гласным звуком  в корне  » (4 слайд).

- Так чему же мы сегодня будем учиться на уроке? Какова цель нашего урока?

- Не мешать работе других.

-Выслушивать мнение каждого по очереди.

-Это слова-названия времён  года.

-Радостное, потому что

сразу перед глазами встаёт картина золотой осени- самого яркого времени года.

-Потому что у нас сейчас осень.

- Безударный гласный звук в корне слова.

-Тема урока: «Правописание  слов с безударным гласным звуком  в корне  ».

Формулируют и уточняют тему урока, ставят цель.

Цель: понять и более глубоко изучить тему: «Правописание  слов с безударным гласным звуком  в корне  ».

Формы работы:

-фронтальная.

Задачи:

-познакомить детей с целью урока;

-развивать познавательную деятельность.

Методы:

-словесный; наглядный.

Средства: ИКТ.

УУД:

Регулятивные:

-целепологание;

Познавательные;

Общеучебные:

-самостоятельное

выделение- формирование

познавательной цели;

Логические:

-формулирование проблемы

3.Постановка проблемы и её решение.

-Ребята, а скажите мне, могу ли я сразу записать слово «осень» на доску, или мне сначала надо выполнить какие-то действия, что бы безошибочно написать это слово.

-Какую орфограмму вы видите в этом слове?

-Какие  советы вы бы дали мне и своим товарищам из других команд?

Ответы от каждой команды:

-Молодцы! Вы дали мне много мудрых советов!

- А сейчас попробуйте из своих советов составить алгоритм (памятку) для написания слов с безударным гласным звуком в  корне .

Первым  заслушивается 3ряд.

После обсуждения на экране     появляется алгоритм-памятка (5-й слайд).

 На доске появляется слово «осень» под комментированное письмо учеников.

За разминку все 3 команды получают по 1 солнышку (баллу) –  настроение повышается.

-Обозначение на письме безударного гласного звука в корне.

-Поставить ударение в слове.

-Выделить корень и подчеркнуть орфограмму (гласный звук в слабой позиции).

-Подобрать проверочное слово.

-Вставить гласную букву.

1ряд (средний уровень) получает полоски с началом предложений. Детям необходимо дописать предложения  и расставить их в правильном порядке.

2ряд(слабый уровень) получает весь алгоритм, но детям необходимо восстановить порядок.

3ряд (сильный уровень) составляет  самостоятельно.

УУД:

Регулятивные:

-планирование,

-прогнозирование.

Познавательные:

-моделирование.

Логические:

-решение проблемы;

-построение логической цепи рассуждений;

-составление алгоритма.

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1-ый гейм – «Заморочки из бочки».

Первая заморочка.

 На экране(на 6-м слайде) текст, предлагаемый авторами учебника из упражнения№141 на странице 93.

Учитель читает выразительно текст.

Гусей кр..кливых караван

Т..нулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у дв..ра.

                              А.С. Пушкин

Задание (от учителя)

-Посмотрите внимательно на текст.

Что вы заметили?

-Слова с какой орфограммой встретились нам в тексте?

-Что поможет нам при написании слов?

Давайте выпишем эти слова в парах с проверочными словами.

1слово комментирует 1ряд,2слово-3 ряд,3слово-2ряд (один человек от команды выходит к доске).

Получились пары слов:

крикливых - крик;

тянулся-тянет;

у двора-двор.

-Какая пара слов здесь лишняя? Почему?

-Так какой же вывод можно сделать?

Появляется новая  памятка с алгоритмом на 7-м слайде.

Задание( от авторов):

-Что обозначает в этом стихотворении выражение «скучная пора»?

-Итак, хотя и настроение у стихотворения печальное, но у вас на экранах появляются солнышки за правильные ответы.

- Давайте ещё немного взбодримся и проведём физкультминутку.

Добавим себе ещё немного солнечного настроения

Физкультминутка.

          Один, два, три, четыре, пять,

          Все умеем мы писать.

          Отдыхать умеем тоже:

          Руки за спину положим,

          Голову поднимем выше

          И легко-легко подышим.

          Все ребята дружно встали

          И на месте зашагали.

          На носочках потянулись

          И друг к другу повернулись.

          Как пружинки мы присели,

          А потом тихонько сели.

На столе бочонок – в нем задание. Учитель вытаскивает и зачитывает.

Вторая заморочка

Задание ( на 8-м слайде):

Запишите слова в тетрадь(каждый ряд работает со своей строчкой, номер строчки совпадает с номером ряда).

Поставьте ударение;

 Выделить корень;

Подобрать проверочное слово и обозначить орфограмму.

Проверка с помощью сигнальных карточек.

- Прочитайте первое слово, - поднимите карточку с той буквой, которая написана в корне вашего слова, объясните свой выбор

- второе, третье, четвертое, пятое слово.

1ряд

Св..тильник , тр..ва , т..гровый , п..тно, сл..варь.

2ряд

Ст..лы , л..сной ,  гр..бной , р..ды, с..ды.

3ряд

Сн..жинка, отг..дка, скр..пучий, т..жёлый, п..чтальон.

За правильное выполнение 5 (солнышек) баллов. Появляется 9 слайд и дети ещё раз себя проверяют.

-Ребята давайте ещё раз все вместе хором прочитаем слова, которые записаны в этих трёх столбиках.

-На какие бы две большие группы вы разделили бы эти слова, опираясь на их звучание и не упуская из виду тему нашего урока?

-Посмотрите внимательно на эти две группы. На экране появляется 10 слайд.

-Какая буква написана в слове на месте безударного[а]?

-Какая буква написана в слове на месте безударного[и]?

-А какие безударные гласные звуки вы бы не стали проверять?

2-ый гейм – «Ты мне – я тебе».

Команды обмениваются теоретическими вопросами, то есть вопросами из правил. (Учитывается правильно поставленные вопросы и полные ответы        

1 к ——2 к——3к)

За правильные вопросы и ответы команды получат по 2 солнышка (балла).

3-ый гейм – «В гостях у леса».

Ребята встаньте из-за парт и давайте немного отдохнем. Закройте глаза и представьте, что прогуливаетесь в солнечный день по осеннему лесу. В лесу суета. Многие животные готовятся к зиме (включается аудиозапись – голоса птиц).

Как мы себя должны вести в лесу?

Правила вспомнили. Итак, мы в осеннем лесу.

Физкультминутка.

- Запишите в тетрадях имена всех птиц, которых вы сейчас услышали.

соро́ка,    воро́на,     воробе́й,    скворе́ц,

сова

- Кто из этих птиц вместе с осенью прощается с нами до весны?

А теперь занимаем свои места и послушайте задание от Лесовичка:

- Какая орфограмма вам встретилась во всех этих словах? (Сигнальные карты - безударная гласная в корне  слова)

- На какие  группы вы поделили эти слова?

Проверяю работу команд, оцениваю работу. За правильное выполнение 3 солнышка (балла).

Вывод: В русском языке не все безударные гласные звуки в корне слова можно проверить. Слова, в которых есть непроверяемая безударная гласная – называются словарными словами. Словарные слова надо запоминать. Так же в русском языке много слов, где  в корне несколько безударных гласных звуков.

-В тексте есть слова с пропущенной буквой.

-Слова с безударным гласным звуком в корне.

-Алгоритм-памятка.

-Третья пара  (у двора-двор), так как в первых двух  проверяли при помощи нахождения однокоренного слова, а в этом случае изменили форму слова.

-Проверять безударный гласный звук в корне можно двумя способами:

1)изменением формы слова;

2)подбором однокоренного слова.

Уточняется 5-й пункт алгоритма.

- Когда автор говорит «скучная пора», то он имеет в виду позднюю осень.

-В первую группу можно отнести слова с безударным [и], а во вторую - слова с безударным [а].

-При обозначении безударного [а]  на письме мы выбираем букву о ли а, а при обозначении безударного [и]  на письме мы выбираем буквы: и, е, я.

-Безударный [у]  и безударного [ы.]  

1) Какие слова являются проверочными? (Однокоренные слова, в которых гласный звук стоит в сильной позиции.) Например:

Трава́ - тра́вка

Моря́ – мо́ре, леса́ – ле́с, грибы́ - гри́б

2) Какие гласные в словах требуют проверки? (Требуют проверки гласные буквы, которые на письме обозначают гласный звук в слабой позиции, то есть безударный гласный звук.) Например:

Страна́ - стра́ны, река́ - ре́ки.

3) Как надо действовать, чтобы правильно написать   гласную  букву, обозначающую безударный гласный звук в корне  слова? (Алгоритм.)

-Тихо, не мешать лесным жителям, не кричать, не включать громко музыку, не сорить, не разорять гнезда).

-1.)Слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне (сова,скворец);

2.) слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне (сорока,ворона) ;

 3.)- слова с двумя безударными гласными звуками- непроверяемым в 1слоге и проверяемым во втором слоге(воробей).

Коммуникативные  УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

Логические:

-решение проблемы;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство,

выдвижение гипотез  и их обоснование.

Форма работы:

Групповая.

5.Первичное закрепление.

4-ый гейм – «Самые внимательные».

А сейчас я прочитаю вам текст   про осень (текст учитель читает два раза), а вы  выпишите все слова с проверяемой безударной гласной в корне, которые вам встретились в тексте.

 Ученики находят и записывают слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.

                           

                                          Осенью.

           Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи голоса. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Проверка проводится как аукцион. Называют слова по очереди, от команды к команде, слова не повторяют. Кто назвал последнее слово – тот и победил. Победитель получает 2 солнышка (балла).

Проверка на 12-ом слайде

Познавательные УУД:

Логические:

-решение проблемы;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство. 

Общеучебные:

-умение структурировать

знания;

-выбор наиболее эффективных способов решения задания;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

-рефлексия способов и условий действия.  

6.Самостоятельная работа  с  проверкой.

5-ый гейм – «Самый умный».

Работа с  13-ым  и 14-м слайдами.  Списать и вставить нужную букву карандашом.

Содержание упражнения:

Запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

сл..зать с дерева - сл..зать варенье

пол..скать кошку - пол..скать бельё

зап..вать песню - зап..вать лекарство

отв..рить калитку – отв..рить овощи

- Ребята , а на что влияет ещё выбор гласной буквы на письме для обозначения безударного звука?

А теперь команды считают свои солнышки (баллы) и наклеивают их на экран настроения: на доску. У кого больше всего солнышек, у той команды самое солнечное настроение.

- Каждая команда определяет, кто лучше всего работал в команде.

Ученики оценивают работу.

- Каждый работает самостоятельно. Проверка: дети меняются тетрадями и проверяют друг друга. Проверка проводится с комментированием по цепочке. Ребёнок, который выполнил правильно всё задание, приносит своей команде солнышко.

-На лексическое значение слова.

УУД:

Регулятивные:

-контроль;

 -коррекция.

Познавательные:

Общеучебные:

-умение структурировать

знания;

-выбор наиболее эффективных способов решения задания;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

-рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

-управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Форма работы:

-коллективная,

-самостоятельная.

7. Домашнее задание.

-Ребята, а как вы думаете над чем дома вам нужно ещё поработать?

 -Откройте свои рабочие тетради на странице 41 упражнение №88.

-Прочитайте это весёлое стихотворение. На что оно похоже?

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать г(о,а)ра, тр(о,а) ва
И слова м(о,а)ря, д(и,е) ла?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело

-Давайте его ещё раз повторим.

-Дома вы ещё раз прочитаете это весёлое стихотворение, которое вам поможет вам  раскрыть скобки и записать правильно эти слова, а так же выполнить следующее подобное задание в №89 на странице 41. Но, не забывайте и про наш алгоритм.

Ответы детей

-На алгоритм, который мы составили на уроке.

Познавательные:

Общеучебные:

-умение структурировать

знания;

-выбор наиболее эффективных способов решения задания;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

-рефлексия способов и условий действия.

8.Рефлексия.  Итог урока.

- Вспомним, какую цель мы перед собой ставили? (Проверить себя, как мы научились определять безударную гласную в корне слова.)

- Кто уверен, что он научился определять и безошибочно проверять безударную гласную в корне  слов?

- Кому это еще трудно и нужно ещё поработать над этой темой?

- Что вам помогло так работать на уроке? (Знания, помощь товарищей, хорошее настроение.)

-А теперь я предлагаю вам проанализировать свою деятельность на уроке и деятельность вашего товарища при помощи листа самооценки.

п/п

Вопрос

Ответ:(+;-)

1.

Комфортно ли вам было на уроке?

2.

Поняли ли вы тему урока?

3.

Теперь я имею прочные знания по этой теме?

4.

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а)учителя,

б) одноклассников?

5.

Оцените работу на уроке по 5 бальной системе:

Оцени себя сам

Оцени товарища

Оценка

Познавательные ууд:

- решение проблемы,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство.

Форма работы:

Самостоятельно.

Задачи:

-проанализировать желаемый и реальный результат;

-дать оценку работе на уроке.

УУД:

Регулятивные:

-контроль,

-коррекция,

-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

-осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

-самоопределение.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

-рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....

Технологическая карта по русскому языку (2 класс) "Лексическое значение слова"

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе "Лексическое значение слова"...

Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык», 2 класс, тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

     Конспект урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» по программе "Школа России". Урок- путешествие.  ...

Разработка урока по русскому языку 2 класс "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением."

Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ...

Урок во 2 классе. Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Урок – путешествие.

Урок во 2 классе. Тема: "Правописание слов с безударным гласным в корне"....

Презентация к уроку. Русский язык , 2 класс. Тема : "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"

Презентация.   Русский язык, 2 класс . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...