Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство слова»
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Горбач Ксения Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_iskusstvo_slova_3_klass_gorbach_k.a.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 281»

Отделение дополнительного образования

«Утверждаю»                                                              

Руководитель ОДО                                                

_______________                                              

Дзамоева И.Р.

_______________________2017 г.                                        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Искусство слова»

направленность:социально-педагогическая

   уровень программы:ознакомительный

                                                       

                                                        Автор-составитель программы:                                                                        Горбач К.А., учитель, педагог дополнительного образования

                                    

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации:  1 год

Москва, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках кружка  по направлению развития личности «социально-педагогическая».

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Программа "Искусство слова" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Адресат программы – учащиеся от 8 до 10 лет.

Цель программы:

Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции

Задачи:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:

1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

Количество учащихся в группе. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут. Всего по программе 36 часов за учебный год.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Искусство слова».

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание программы

Речь. Техника выразительности речи.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. 

Техническое оснащение программы.

Средства обучения:

аудиовизуальные;

технические (проектор, компьютер);

учебное оборудование;

наглядные пособия.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название разделов и тем

Количество  часов

Формы аттестации\контроля

Дата

1

Речь. Выразительность речи.

1

Стартовый контроль

Диагностика

2

Многозначные слова.

1

Прогностический

контроль

3

Омонимы, омоформы и омофоны.

1

Рефлексивный контроль

4

Фразеологизмы.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

5

Сравнения.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

6

Олицетворение.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

7

Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

8

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

9

Откуда приходят слова

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

10

Этимология.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

11

Как тебя зовут?

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

12

Наши фамилии.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

13

Проект « Что в имени тебе моем…»

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

14

Топонимы.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

15

Устаревшие слова.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

16

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

17

Проверочная работа.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

18

Анализ проверочной работы

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

19

Типы текстов.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

20

Тема текста. Опорные слова.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

21

Связь предложений в тексте.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

22

Цепная связь предложений в тексте.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

23

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

24

Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание».

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

25

Единый временной план текста.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

26

Стили речи.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

27

Научный стиль.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

28

Словари.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

29

Культура общения.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

30

Культура общения.

1

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

31

Проверь себя.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

Прогностический контроль

Контроль по результату

32

Анализ проверочной работы

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

33

34

Повторение пройденного

2

Прогностический контроль

Контроль по результату

35

Итоговое занятие.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату

36

КВН.

1

Прогностический контроль

Контроль по результату