Урок русского языка. Правописание имён собственных.Закрепление. 2 кл.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка. Правописание имён собственных.Закрепление. 2 кл. Школа России. С презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_imyon_sobstvennyh21.pdf | 1.29 МБ |
urok_russkogo_yazyka._pravopisanie_imyon_sobstvennyh.zakreplenie._2_kl.docx | 36.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Русский язык - слайд 1
Тема: Большая буква в именах собственных. Закрепление.
Цели урока: Закреплять понятие «Имя собственное», расширить знания учащихся об именах собственных, закрепить навык правописания имён собственных, способствовать развитию орфографической зоркости, мыслительных операций, вниманию, речи, воспитывать интерес к изучаемому, доброжелательное отношение при работе в группе.
Оборудование: тесты, таблица для работы в группах
ТСО: компьютер, проектор, экран
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Какая сегодня погода? А у нас в классе? Это очень хорошо! Работа предстоит большая, а для этого необходимо хорошее настроение. Всем желаю плодотворной работы.
2.Оформление тетради.
Откройте тетради, которые вам раздали. Почему не все получили тетради? Ваши тетради попали в почётную папку. Покажитесь нам, пожалуйста, почётные работники класса. Поаплодируйте им, ребята.
Запишите число, классная работа. Назовите встретившиеся орфограммы.
Комментирование.
4. Минутка чистописания. Словарно – орфографическая работа.
- Определите, какие буквы мы будем записывать на минутке чистописания:
а) запишите (4 раза) букву, которая обозначает безударный гласный в слове мальчик – и-
б) запишите букву, которая обозначает начальный звук в названии нашей республики -х-
г) букву, которая обозначает безударный гласный в названии столицы нашей республики – а -.
в) букву, которая обозначает парный согласный звук в конце слова шалаш – ш - ,
Прописать в тетради : иИиИ хХхХ аАаА ШшШш
Соедините буквы из минутки красивого письма. Какое слово получили? Миша. Как записали?
4.Сообщение темы урока и цели.
Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.(слайд 2) - Заглавная буква в именах собственных). Целью нашего урока будет: закрепить навык правописания имён собственных, развивать умения различать смысловые значения слов и правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании имен существительных, способствовать развитию орфографической зоркости, мыслительных операций, вниманию, речи, воспитывать интерес к изучаемому, доброжелательное отношение друг к другу.
Что вы знаете по теме урока? К какой части речи относятся имена собственные? Что такое имя существительное? На какие 2 группы делятся сущ-е? А что вы знаете про написание имён собственных? Какие имена собственные вы знаете?
5. Работа по теме урока. Путешествие.
а. Правила дорожного движения. Ребята, я приглашаю вас в путешествие по главному городу нашей республики. Как он называется? Слайд 3
Запишите город Абакан с комментированием. Комментировать будет …
Путешествие будет удачным только при соблюдении одного важного условия. А назовёте вы его, если догадаетесь, какое слово спряталось в пословице. Прочитайте пословицу и выберите верный вариант. Слайд 4 Что дороже богатства: сила, здоровье или красота? Слайд 5 -Здоровье дороже богатства.
Верно, ребята. Здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Раз мы отправляемся в город, то нелишним будет повторить правила дорожного движения, ведь их несоблюдение угрожает нашей жизни и здоровью.
Слайд 6 - Красный свет нам "Стой!" кричит, Ждать зелёного велит. Вот и жёлтый загорелся, Приготовиться пора. Вот зелёный загорелся, Можно нам идти вперёд.
А помощник верный наш – это Светофор. Переходить надо только по зебре.
Какое же путешествие без экскурсовода? Его обязанности сегодня буду выполнять я.
Как вы будете обращаться ко мне, если у вас возникнут ко мне вопросы во время экскурсии. Как вы напишете? Какое правило примените?
Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. Пора начинать наше путешествие.
б. А путешествие мы начнём вот с этого заведения. Что это? Слайд 7 Это театр. Чьё имя носит парк?
На доске записаны слова: театр имени (м М)ихаила (ю Ю)рьевича (л Л)ермонтова,
Учитель: По какому принципу эти слова можно распределить на две группы? Я думаю, что буквы в скобках вам подскажут.
Дети: Слова, которые пишутся с большой буквы и слова, которые пишутся с маленькой буквы.
Учитель: Запишите их в два столбика.
Запишем: театр имени Михаила Юрьевича Лермонтова (подчеркнём начальные буквы в именах собственных). Как записали? Докажите.
В городе расположился … зоопарк. Слайд 8- Записали это слово. Это слово сложное. Оно образовалось из двух слов зоологический парк(зоология – наука, изучающая животных, зоологический – парк, где находятся животные)
Какие животные здесь живут? Слайд 9 - Запишем их столбиком:
медведь – Топтышка
косуля – Красуля
тигр – Смельчак
верблюд – Горбун Забияка
Найти орфограммы в данных словах. Новое слово для запоминания верблюд. Разделили на слоги, поставили ударение, выделили орфограммы. Дома по желанию проведите исследование этого слова.
Задание по душе:
1 – дать клички животным и записать
2 – образовать фамилии и записать
У нас работает «Справочное бюро», в котором вы можете найти подсказку.
Проверка:
медведь – Медведев
косуля – Косулина
тигр – Тигров
верблюд – Верблюжьева
Выделили корень в словах. Что называется корнем? Как пишется корень в однокоренных словах?
в. Продолжаем наше путешествие. Следующий наш объект – это …слайд 10
Мы оказались с вами на стадионе «Абакан», который находится на улице Катанова.
Какие имена собственные вы услышали? Запишем предложение с комментированием: Стадион «Абакан» находится на улице Катанова. От какого слова образовалось это название? Катанов. Что можете сказать об этом слове? Словарное слово, … Проверим написание предложения. Слайд 11 - Подчеркнём главные члены предложения.
г. Устная работа: каких знаменитых спортсменов вы знаете? Слайд 12 - Наши хакасские спортсмены известны всему миру. Особенно их достижениями гордимся мы, жители Хакасии. Кто знает, может и среди вас сидят будущие спортсмены, которые тоже прославят нашу республику, нашу страну.
6. Работа по актуализации знаний
а. К, сожалению, ребята, нам пора возвращаться домой. Какие правила мы повторили в пути?
Дети: Мы повторили правила правописания имён собственных.
Учитель: Я знаю, что вы даже стихотворение об этом знаете.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворение Е. Измайлова "Большая буква".
Читают 4 ученика.
1. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги?
2. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто Буква такого высокого роста.
3. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее,
4. Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой уважения знак!
б) Работа в группах с таблицей - слайды 13- 14
Распределите слова по группам.
1. Имена, отчества, фамилии | 2. Названия городов, посёлков, морей, рек и т.д. | 3. Клички животных | 4. Имена сказочных героев | 5. Названия газет, журналов, книг, театров, стадионов | 6. |
Слова для справок: Пушкин Александр Сергеевич, Буратино, коза Милка, Иванов Михаил, Новотроицкое, Золушка, театр «Россия», река Енисей, газета «Знамя», заяц Зазнайка
Группе с зелёными кружками выполнить только 2 задания, группе с жёлтыми кружками - 3, группе с малиновыми кружками – всё. Вам даны 3 минуты.
Фронтальный опрос учащихся. Начинает группа с ЗК.
Какие слова остались не вставленными в таблицу. Давайте соберём их в отдельный 6 столбик. (слайд 15 проверка)
Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова пяти столбиков от слов 6 столбика? Написанием. А ещё можно найти отличия? Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
в. Тест
1. В какой паре неверно указаны полное и сокращённое имена?
Людмила – Люба
Александр – Саша
Елена – Лена
2. С какой буквы пишется название деревни?
- только с заглавной буквы
- только с маленькой буквы
- или с заглавной, или с маленькой
3. Сколько слов в этом предложении ты напишешь с заглавной буквы?
вячеслав андреев живёт в городе кисловодске
2 слова 3 слова 4 слова
4. В какой строчке все слова являются именами собственными?
- максим, парта, рыжуха
- кнопка, рыжик, марина
- тетрадь, кирилл, весна
Проверка по слайду 16
7. Домашнее задание: слайд 17
записать названия морей, океанов, рек (работа с картой)
8. Итог урока. Рефлексия.
Какие же важные дела у большой буквы? Давайте их ещё раз перечислим.
Во время ответов детей на слайде появляется перечень “важных дел” большой буквы.
- Имена, фамилии, отчества
- Имена сказочных героев
- Клички животных
- Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,
то есть географические названия
- Кто ещё запомнил новую группу имён собственных?
Вам понравилось наше путешествие? Как вы оцениваете свою работу? Если плохо, то нарисуйте за красными полями маленькую капельку дождя, если – хорошо, то – солнышко. А мы сейчас с командирами оценим ваши тетради, и в самые лучшие тетради прилетят снежинки.
Я хочу пожелать вам здоровья, хорошего настроения, интересных путешествий, успехов в учёбе.
Тест
1. В какой паре неверно указаны полное и сокращённое имена?
Людмила – Люба
Александр – Саша
Елена – Лена
2. С какой буквы пишется название деревни?
- только с заглавной буквы
- только с маленькой буквы
- или с заглавной, или с маленькой
3. Сколько слов в этом предложении ты напишешь с заглавной буквы?
вячеслав андреев живёт в городе кисловодске
2 слова 3 слова 4 слова
4. В какой строчке все слова являются именами собственными?
- максим, парта, рыжуха
- кнопка, рыжик, марина
- тетрадь, кирилл, весна
Тест
1. В какой паре неверно указаны полное и сокращённое имена?
Людмила – Люба
Александр – Саша
Елена – Лена
2. С какой буквы пишется название деревни?
- только с заглавной буквы
- только с маленькой буквы
- или с заглавной, или с маленькой
3. Сколько слов в этом предложении ты напишешь с заглавной буквы?
вячеслав андреев живёт в городе кисловодске
2 слова 3 слова 4 слова
4. В какой строчке все слова являются именами собственными?
- максим, парта, рыжуха
- кнопка, рыжик, марина
- тетрадь, кирилл, весна
Тест
1. В какой паре неверно указаны полное и сокращённое имена?
Людмила – Люба
Александр – Саша
Елена – Лена
2. С какой буквы пишется название деревни?
- только с заглавной буквы
- только с маленькой буквы
- или с заглавной, или с маленькой
3. Сколько слов в этом предложении ты напишешь с заглавной буквы?
вячеслав андреев живёт в городе кисловодске
2 слова 3 слова 4 слова
4. В какой строчке все слова являются именами собственными?
- максим, парта, рыжуха
- кнопка, рыжик, марина
- тетрадь, кирилл, весна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...
презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"
Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
Урок русского языка:" Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных."
Цель: 1. Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение, орфографическую зоркость. 2. Разв...
Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".
Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....
Конспект урока русского языка "Правописание имён собственных"
Конспект урока русского языка "Правописание имён собственных"...
Урок русского языка "Правописание имён собственных" 2 класс
Цель: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, правильно писать имена собственные...