Урок русского языка. Правописание имён собственных.Закрепление. 2 кл.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Масалович Светлана Геннадьевна

Урок русского языка. Правописание имён собственных.Закрепление. 2 кл. Школа России. С презентацией

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Русский язык           - слайд 1

Тема: Большая буква в именах собственных. Закрепление.

Цели  урока: Закреплять понятие  «Имя собственное», расширить знания учащихся об именах собственных, закрепить навык правописания имён собственных, способствовать развитию  орфографической зоркости, мыслительных операций, вниманию, речи,   воспитывать интерес к изучаемому, доброжелательное отношение при работе в группе.

Оборудование:  тесты, таблица  для работы в группах

ТСО: компьютер, проектор, экран

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Какая сегодня погода? А у нас в классе? Это очень хорошо! Работа предстоит большая, а для этого необходимо хорошее настроение. Всем желаю плодотворной работы.

2.Оформление тетради.
Откройте тетради, которые вам раздали. Почему не все получили тетради? Ваши тетради попали в почётную папку. Покажитесь нам, пожалуйста, почётные работники класса. Поаплодируйте им, ребята.

 Запишите число, классная работа. Назовите встретившиеся орфограммы.

Комментирование.
4. Минутка чистописания.  Словарно – орфографическая работа.
- Определите, какие буквы мы будем записывать на минутке чистописания:

а) запишите (4 раза) букву, которая обозначает безударный гласный в   слове     мальчик – и-

б) запишите    букву, которая обозначает начальный звук в названии нашей республики  -х-

г) букву, которая обозначает безударный гласный в названии столицы нашей республики – а -.
в) букву, которая обозначает парный согласный звук в конце слова   шалаш – ш -   ,
 Прописать в тетради :  иИиИ  хХхХ  аАаА   ШшШш  
 Соедините буквы из минутки красивого письма. Какое слово получили? Миша. Как записали?
4.Сообщение темы урока и цели.
Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.(слайд 2) - Заглавная буква в именах собственных). Целью нашего урока будет: закрепить навык правописания имён собственных, развивать  умения различать смысловые значения слов и правильно  употреблять  заглавные и строчные буквы при написании имен существительных, способствовать развитию  орфографической зоркости, мыслительных операций, вниманию, речи,   воспитывать интерес к изучаемому, доброжелательное отношение друг к другу.

 Что вы знаете по теме урока? К какой части речи относятся имена собственные? Что такое имя существительное? На какие 2 группы делятся сущ-е? А что вы знаете про написание имён собственных? Какие имена собственные вы знаете?
5. Работа по теме урока. Путешествие.

а. Правила дорожного движения. Ребята, я приглашаю вас в   путешествие по главному городу нашей республики.  Как он называется? Слайд 3

Запишите город Абакан с комментированием. Комментировать будет …

Путешествие будет удачным только при соблюдении одного важного условия. А назовёте вы его, если догадаетесь, какое слово спряталось в пословице. Прочитайте пословицу  и выберите верный вариант. Слайд 4 Что дороже богатства: сила, здоровье или красота?  Слайд 5 -Здоровье дороже богатства.

Верно, ребята. Здоровье нельзя купить ни за какие деньги.     Раз мы отправляемся в город, то нелишним будет повторить правила дорожного движения, ведь их несоблюдение угрожает нашей жизни и здоровью.

Слайд 6 -  Красный свет нам "Стой!" кричит, Ждать зелёного велит. Вот и жёлтый загорелся, Приготовиться пора.  Вот зелёный загорелся, Можно нам идти вперёд.

 А помощник верный наш – это Светофор. Переходить надо только по зебре.

Какое же путешествие без экскурсовода? Его обязанности сегодня буду выполнять я.

Как вы будете обращаться ко мне, если   у вас возникнут ко мне вопросы во время экскурсии. Как вы напишете? Какое правило примените? 

Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. Пора начинать наше путешествие.    

б. А путешествие мы начнём вот с этого заведения. Что это? Слайд 7      Это театр. Чьё имя носит парк?

На доске записаны слова: театр имени (м М)ихаила  (ю Ю)рьевича  (л Л)ермонтова,

Учитель:  По какому принципу  эти слова можно распределить на две группы? Я думаю, что буквы в скобках вам подскажут.

Дети: Слова, которые пишутся с большой буквы и слова, которые пишутся с маленькой буквы.

Учитель: Запишите их в два столбика.

Запишем: театр имени Михаила Юрьевича Лермонтова (подчеркнём начальные буквы в именах собственных). Как записали? Докажите.

 В городе расположился … зоопарк. Слайд 8- Записали это слово. Это слово сложное. Оно образовалось из двух слов зоологический парк(зоология – наука, изучающая животных, зоологический – парк, где находятся животные)

Какие животные здесь живут? Слайд 9 -  Запишем их столбиком:

медведь – Топтышка

косуля – Красуля

тигр – Смельчак

верблюд – Горбун Забияка  

Найти орфограммы в данных словах. Новое слово для запоминания  верблюд. Разделили на слоги, поставили ударение, выделили орфограммы. Дома по желанию проведите исследование этого слова.

Задание по душе:

1 – дать клички животным и записать

2 – образовать фамилии и записать

  У нас работает «Справочное бюро», в котором вы можете найти подсказку.

Проверка:

медведь – Медведев

косуля – Косулина

тигр – Тигров

верблюд – Верблюжьева

Выделили корень в словах. Что называется корнем? Как пишется корень в однокоренных словах?

в. Продолжаем наше путешествие. Следующий наш объект – это …слайд 10

Мы оказались с вами на стадионе «Абакан», который находится на улице Катанова.  

Какие имена собственные вы услышали? Запишем предложение с комментированием: Стадион «Абакан» находится на улице  Катанова. От какого слова образовалось это название? Катанов. Что можете сказать об этом слове? Словарное слово, … Проверим написание предложения.                  Слайд 11 -  Подчеркнём главные члены предложения.

г. Устная работа: каких знаменитых спортсменов вы знаете? Слайд 12 -  Наши хакасские спортсмены  известны всему миру. Особенно их достижениями гордимся мы, жители Хакасии.  Кто знает, может и среди вас сидят будущие спортсмены, которые тоже прославят нашу республику, нашу страну.

6. Работа по актуализации знаний

а. К, сожалению, ребята, нам пора возвращаться домой.  Какие правила мы повторили в пути?

Дети: Мы повторили правила правописания имён собственных.

Учитель: Я знаю, что вы даже стихотворение  об этом знаете.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение Е. Измайлова "Большая буква".

Читают 4  ученика.

1. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги?


2. Буква расти не сама захотела,  Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто Буква такого высокого роста.

3. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее,


4. Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой уважения знак!

б) Работа в группах с таблицей -  слайды 13- 14

Распределите  слова по   группам.

1.

Имена,

отчества,

фамилии

2.

 Названия городов, посёлков, морей, рек и т.д.

3.

  Клички животных

4.

Имена

сказочных

героев

5.

Названия газет, журналов, книг, театров, стадионов

6.

        

             Слова для справок: Пушкин Александр Сергеевич, Буратино,  коза Милка,   Иванов Михаил, Новотроицкое,  Золушка,  театр «Россия»,  река Енисей,  газета «Знамя», заяц Зазнайка  

Группе с зелёными кружками выполнить только 2 задания, группе с жёлтыми кружками -    3, группе с малиновыми кружками – всё. Вам даны 3 минуты.         

     Фронтальный опрос учащихся. Начинает группа с ЗК.

Какие слова остались не вставленными в таблицу. Давайте соберём их в отдельный 6 столбик.    (слайд 15 проверка)

 Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова  пяти   столбиков от слов 6 столбика? Написанием. А ещё можно найти отличия? Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

в.  Тест

1. В какой паре неверно указаны полное и сокращённое имена?

   Людмила – Люба

   Александр – Саша

    Елена – Лена

2.   С какой буквы пишется название деревни?

  -  только с заглавной буквы

   - только с маленькой буквы

   - или с заглавной, или с маленькой

3.   Сколько слов в этом предложении ты напишешь с заглавной буквы?

вячеслав  андреев  живёт  в  городе  кисловодске

2 слова            3 слова        4 слова

4. В какой строчке все слова являются именами собственными?

- максим, парта, рыжуха

- кнопка, рыжик, марина

- тетрадь, кирилл, весна

Проверка по слайду 16

7.  Домашнее задание: слайд 17

 записать названия морей, океанов, рек (работа с картой)

8. Итог урока. Рефлексия.

 Какие же важные дела у большой буквы? Давайте их ещё раз перечислим.

Во время ответов детей на слайде появляется перечень  “важных дел” большой буквы.

  • Имена, фамилии, отчества
  • Имена  сказочных героев
  • Клички животных
  • Названия  областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,

     то есть  географические  названия

- Кто ещё запомнил новую группу имён  собственных?

  Вам понравилось наше путешествие? Как вы оцениваете свою работу? Если плохо, то нарисуйте за красными полями маленькую капельку дождя, если – хорошо, то – солнышко. А мы сейчас с командирами оценим ваши тетради, и в самые лучшие тетради прилетят снежинки.

     Я хочу пожелать вам здоровья, хорошего настроения, интересных путешествий, успехов в учёбе.  

Тест

1. В какой паре неверно указаны полное и сокращённое имена?

   Людмила – Люба

   Александр – Саша

    Елена – Лена

2.   С какой буквы пишется название деревни?

  -  только с заглавной буквы

   - только с маленькой буквы

   - или с заглавной, или с маленькой

3.   Сколько слов в этом предложении ты напишешь с заглавной буквы?

вячеслав  андреев  живёт  в  городе  кисловодске

2 слова            3 слова        4 слова

4. В какой строчке все слова являются именами собственными?

- максим, парта, рыжуха

- кнопка, рыжик, марина

- тетрадь, кирилл, весна

Тест

1. В какой паре неверно указаны полное и сокращённое имена?

   Людмила – Люба

   Александр – Саша

    Елена – Лена

2.   С какой буквы пишется название деревни?

  -  только с заглавной буквы

   - только с маленькой буквы

   - или с заглавной, или с маленькой

3.   Сколько слов в этом предложении ты напишешь с заглавной буквы?

вячеслав  андреев  живёт  в  городе  кисловодске

2 слова            3 слова        4 слова

4. В какой строчке все слова являются именами собственными?

- максим, парта, рыжуха

- кнопка, рыжик, марина

- тетрадь, кирилл, весна

Тест

1. В какой паре неверно указаны полное и сокращённое имена?

   Людмила – Люба

   Александр – Саша

    Елена – Лена

2.   С какой буквы пишется название деревни?

  -  только с заглавной буквы

   - только с маленькой буквы

   - или с заглавной, или с маленькой

3.   Сколько слов в этом предложении ты напишешь с заглавной буквы?

вячеслав  андреев  живёт  в  городе  кисловодске

2 слова            3 слова        4 слова

4. В какой строчке все слова являются именами собственными?

- максим, парта, рыжуха

- кнопка, рыжик, марина

- тетрадь, кирилл, весна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Урок русского языка:" Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных."

Цель: 1. Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение,      орфографическую зоркость.           2. Разв...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....

Конспект урока русского языка "Правописание имён собственных"

Конспект урока русского языка "Правописание имён собственных"...

Урок русского языка "Правописание имён собственных" 2 класс

Цель: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, правильно писать имена собственные...