Диктанты. Русский язык. 6 класс. Тема: "Фразеологизмы".
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Диктанты. Русский язык. 6 класс. Тема: "Фразеологизмы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диктант

Природа осенью

Среднерусский край во власти осени. Волна холода спадает, и опять водворяется тепло. Воздух прогрет, а на солнце так и припекает. В спокойном воздухе дрожат паутинки. Оживились скворцы, их бодрит тепло. По жнивью важно гуляют грачи, держатся вместе, чтобы приготовиться к скорому отлету. В лесу осинка закраснела, скоро лист начнет осыпаться. Стволы ее от избытка крахмала стали сизыми, словно припудрились.

Лес точно терем расписной. Особенно рады теплу и полны прелести дубы. Старые дубы роняют желуди. Ровно ложатся плоды под деревом. Хрустальные дни тихи, горизонт из-за прозрачного воздуха отодвинулся и приоткрывает дали. И без ветра слетают вялые листья. Природа притихает. 


Грамматическое задание

  1. Синтаксический разбор предложения.
  2. Выписать из текста 2-3 слова в переносном значении.
  3. Выполнить морфемный разбор слов:

1 вар. : расписной, слетают;

2 вар. : припекает, спокойном.

  1. Записать фразеологизмы со словом

1 вар. – руки; 2 вар. – нос.



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

ТЕМА: "ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

 

  Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 6 класс (контрольные диктанты за  6 класс). 

Жара заставила нас войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клен красиво растянул свои легкие ветки. Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что деревья не поднимаются от земли, но спускаются отвесно. Листья на деревьях сквозят изумрудами. Подвижными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака. Вдруг все заструится, задрожит беглым блеском. И вы не двигаетесь. Вы глядите. И нельзя выразить как радостно, тихо и сладко вдруг становится на сердце.

(По И. Тургеневу)

(90 слов)

 

  Задания к тексту:

  1) Определите, какие из выделенных слов являются однозначными, а какие многозначными? Какие из них употреблены в переносном значении? Есть ли среди них синонимы и антонимы?

  2) Графически объясните орфограммы, схемами - пунктограммы.

  3) Подберите синонимы и антонимы (в том числе контекстуальные) к словам: высокий, молодой, стройный (клен), бездонное (море), легкие (ветки). Как вы думаете, почему автор отобрал именно эти слова для своего текста? 

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

ТЕМА: "ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

  Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 6 класс (контрольные диктанты за  6 класс). 

 

НОЧЛЕГ В ЛЕСУ

  Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.

  Между тем заря угасала. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостныекрики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

  Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода. 

  Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает. 

(92 слова)

 

  Задания к тексту:

  1) Выполните морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

  2) Используя разнообразные приставки, образуйте со словом собирать новые слова.

  3) Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью и с однородными членами.

  4) Выполните синтаксический разбор сложного предложения.

  5) Обозначьте орфограммы, сгруппируйте их. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

ТЕМА: "ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

  Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 6 класс (контрольные диктанты за  6 класс). 

 

***

  Снег давно сбежал с полей. От края разбитой дороги до ближней деревеньки стелется рожь. Она освещена восходящим лучом солнца. На синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-западном направлении.

  В вышине звучит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащобе воркует горлинка в заботе о постройке нового гнезда для птенцов. В свежей зелени уже жужжат труженицы-пчелки. В каждой бороздке слышатся шепот и шорох. В самой тоненькой веточке, в самом нежном стебельке движется свежий сок. По соломинке, как по лестнице, шествует жучок, важно расправляет свои крылышки. Над камышом мелководной речонки кружатся бирюзовые стрекозы. На опушке березовой рощи в рыхлом почерневшем снегу блистает молодая поросль кустов.

(104 слова)

 

  Задания к тексту (на выбор учащихся):

  1) Пользуясь словарем, определите, в каком значении употреблено в тексте выделенное слово;

  - отметьте слова, лексическое значение которых вам следует уточнить в толковом словаре. Выпишите из словаря толкование значения этих слов;

  - с помощью подбора однокоренных слов объясните значение слов: звенит (песенка), переливчатая (песенка);

  - найдите слова, употребленные в переносном значении. С какой целью использованы эти слова?

  2) Используя слова из текста в качестве иллюстрации, расскажите о том, какую роль выполняют суффиксы в речи;

  - обозначьте орфограммы, сгруппируйте их. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

ТЕМА: "ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

  Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 6 класс (контрольные диктанты за  6 класс). 

 

***

  В городе Лексикограде открылось бюро добрых этимологических услуг.

  Первым зашло в бюро слово "терраса". Решило оно узнать, нет ли у него дальних родственников, а заодно уточнить, сколько "р" пишется в корне.

  Этимологический словарь быстро дал ответ. Слово "терраса" обозначает горизонтальную земляную площадку, которая образует уступ на склоне местности. Произошло слово от латинского "терра", что буквально переводится как "земля". Есть у слова "терраса" родственники: террикон (конусообразный отвал пустой породы около шахты), территория (ограниченное земляное пространство).

  Зачастили другие слова в бюро. Каждому интересно узнать свою историю. Узнали о чудесном бюро винегрет, гарнир, сметана. Прямо из-за стола прибежали, а вслед за ними трактор приехал. Давайте им поможем!

(102 слова)

 

  Задания к тексту:

  1) Определите этимологию выделенных слов. Какой словарь вам потребуется для работы?

  2) Составьте текст диктанта, пользуясь этимологическим словарем.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

ТЕМА: "ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

  Контрольные диктанты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Контрольные диктанты проводятся как для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы, так и всего курса русского языка за 6 класс (контрольные диктанты за  6 класс). 

ЛОБНОЕ МЕСТО

  Лобное место - древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины XVII века она стала называться Красной площадью.

  Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.

  На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось 16 лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца. 

  С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.

  Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах. 

(В. Бутромеев)

(107 слов)

 

  Задания к тексту (на выбор учащихся):

  1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;

  - отметьте слова, лексическое значение которых вам следует уточнить в толковом словаре. Выпишите из словаря толкование значения этих слов;

  - какие слова повторяются в тексте? Какова роль этого повтора?

  - с помощью каких языковых средств предложения связаны друг с другом?

  2) Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

  3) Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Фразеологизмы" 4 класс

Урок русского языка был проведен в рамках дней открытых дверей для родителей в 4 классе "В"...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 3 класс

Конспект урока по  русскому  языку на тему  "Фразеологизмы" 3 класс...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 3 класс УМК Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием фразеологизмы; отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.Планируемые результатыПредметные:            Уметь:н...

урок по русскому языку по теме: "Фразеологизмы" 2 класс

1.      Познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык.2.      Развивать ...