Технологическая карта по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 3 класс УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Аверина Анжелика Николаевна

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием фразеологизмы; отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.

Планируемые результаты

Предметные:

            Уметь:

  • находить в предложении фразеологизмы;
  • отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
  • правильно употреблять фразеологизмы;

Знать:

  • понятие фразеологизмы;
  • роль фразеологизмов в речи человека.

 

            Личностные:

  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         01.10.2019                                                                                        ФИО учителя Селянина Наталья Викторовна

Школа: 152                                                                                                    ФИ студента Нагорняк Анжелика

Класс: 3 а                                                                                                ФИО методиста Кондратьева Ирина Ивановна

Кабинет: 215

Технологическая карта урока русского языка.

Тема: «Что такое фразеологизмы»

Цели деятельности учителя: Знакомство с понятием фразеологизмы; отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь:

  • находить в предложении фразеологизмы;
  • отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;
  • правильно употреблять фразеологизмы;

Знать:

  • понятие фразеологизмы;
  • роль фразеологизмов в речи человека.

        Личностные:

  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 3 класс, 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013, презентация, карточки.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анжелика Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Итак, давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тонкая тетрадь, карандаш, ручка.

- Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке. Я говорю начало предложения, а вы продолжение.

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и …

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, …

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё …

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … .

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся.

Продолжают высказывания.

(внимательным)

(не перебивая.)

(понятно)

(руку поднимать)

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

определение лексического значения фразеологизмов

Словесный:

подводящий диалог

Практический:

словарная работа

5 мин

Фронтальная работа

- Отгадайте загадки.

(По ходу отгадывания на экране появляются картинки с изображением этих животных.)

Громко лает, а в дом не пускает.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Слышно только КАР да КАР,

Вот и весь репертуар.

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Стоит копна

Посреди двора.

Спереди – вилы,

Сзади – метла.

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

- Откройте ваши тетради, отступите и запишите число: сегодня 1 октября классная работа.

- Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке.

1 уч-ся – на доске, остальные - в тетради записывают слова в алфавитном порядке:

- Проверим, обозначим орфограмму.

- Поднимите руки, у кого выполнено также?

-Давайте ещё раз посмотрим на слова. Что их объединяет?

Собака

Сорока

Ворона

Воробей

Корова

Заяц

Воробей, ворона, заяц, корова, собака, сорока.

Названия животных, сущ, одуш., в ед.ч., с безуд. непроверяемой гласной

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

подводящий диалог

Практический:

Словарная работа

Практический:

выполнение пробного действия

3 мин

 Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок

- Как вы поняли эти высказывания?

- Что такое « сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?

- Как называются такие выражения в русском языке? Что это?

– Перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов.

Определите тему урока, расшифровав головоломку, в которой требуется найти слово, вписанное в сетку. На первый взгляд буквосочетания вписаны хаотично, но на самом деле некоторые из них являются частью слова. Вам предоставляется возможность проявить свои способности в поиске «скрытого» слова.

- Для этого уберите все буквосочетания, оставьте только слоги. А из них соберите слово.

ФРА

НП

ЛО

НП

ЗЕО

НП

МЫ

НП

ГИЗ

- Итак, какая же тема нашего урока?

- Верно, молодцы

- Какие цели поставим?

Ничего не делать, очень быстро

Словосочетания, выражения

(Кто-то отвечает, кто-то не знает совсем.)

Расшифровывают головоломку

Фразеологизм

Фразеологизмы

Узнать что такое фразеологизмы, учится находить в тексте, учится правильно использовать

Регулятивные:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

Словесный:

беседа по правилу

Наглядный:

анализ правила

Наглядный:

наблюдение за использованием фразеологизмов в определенных речевых ситуациях

Практический:

составление обобщающего ответа на грамматическую тему.

Словесный:

слово учителя

5 мин.

-Эксперимент

- Давайте выясним, что такое фразеологизм, для этого проведем эксперимент, попробуем в данных выражениях заменить слова.

Сидеть сложа руки= ничего не делать

(стоять) (подняв) (ноги)

- Остается прежний смысл при замене слов?

-Откройте учебники на с. 49, посмотрите на правило и прочтите первый абзац.

- Какой признак фразеологизмов назван?

- Объясните значение других слов

- Читаем второй абзац.

- Можно ли объяснить значение фразеологизма, объясняя значение каждого слова?

Работа в парах

- Расскажите соседу, что такое фразеологизм

- Кто закончит, сложите руки, образуя крышу домика, чтобы я видела готовность.

- Кто теперь расскажет всему классу?

- Что мы называем фразеологизмами?

- Что произойдет, если заменить или пропустить какое-либо слово?

- Несколько учеников отвечают вслух.

- Ребята, кто может подвести итог

Итог:

Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, что мы имеем в виду?

- Молодцы!

Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.

- Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении.

- А толкование их даются во фразеологических словарях. (В учебнике с. 157 – 158)

Смысл теряется

Лексический смысл

Объясняют значение других слов

Можно объяснить значение фразеологизма в целом

Отвечают на вопросы

Устойчивые сочетания слов

Изменится смысл

Участвуют в разговоре

Отвечают на вопросы

Смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов

Коммуникативные:

участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные:

Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

V. Первичное закрепление

Словесный:

языковой анализ: лексический анализ

Практический:

работа с фразеологическим словарем

7мин

Работа с учебником

- с.49 найдите упр.83. Рассмотрите картинки

- Кто прочитает выразительно?

- Один ученик читает, остальные следят

- Ребята, кто-нибудь знает кто такой тапир?

- В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

- Тапир - это непарнокопытное млекопитающие тропических лесов с вытянутым в хобот носом и верхней губой.

- Как вы понимаете выражение «повесил нос»? Прочитайте, что оно означает.

- А в каком значении оно употреблено: в прямом или в переносном?

- Как называются такие выражения?

- Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма: кот наплакал

- Сейчас мы будем работать в парах, ваша задача соотнести фразеологизм с его значением

Работа в парах

Гладить по головке                 унывать

Падать духом                            быстро

Надуть губы                              хвалить    

Во все лопатки                      мало

Ломать голову                       думать

Рукой подать                         обидеться

Капля в море                         близко  

- Поднимите руки, образуя крышу домика, когда закончите.

- Отвечает одна пара, остальные сверяют.

- Хлопните один раз, у кого выполнено так же?

- Молодцы, ребята!

Итог: Можно ли заменить какое-либо слово в фразеологизме. Почему?

Читают выразительно

Высказывают свои предположения

В толковом словаре

Расстроился

В переносном

Устойчивые

Работают с фразеологическим словарем

Гладить по головке - хвалить

Падать духом - унывать

Надуть губы - обидеться

Во все лопатки - быстро

Ломать голову - думать

Рукой подать – близко

Капля в море – мало

Нельзя, иначе потеряется смысл

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи.

Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: 

Списывание, лексический анализ

Словесный:

беседа

7мин

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- Самостоятельно прочтите задания к упр.84.

- Выполняем самостоятельно в тетради, затем обмениваемся тетрадями и сверяем с образцом в учебнике

- Если все верно, ставим +

- Встаньте те, у кого все верно.

- Молодцы.

Итог: Что имеем в виду, когда объясняем значение устойчивого выражения?

С какой целью писатели употребляют фразеологизмы?

Выполняют самостоятельно.

Используют разнообразный язык для создания образности

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка;

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

беседа, языковой анализ

Практический: 

списывание предложений

7-9мин

- Посмотрите упр.86

- Что необходимо сделать?

-  Прочитайте предложение под номером 1.

- Что значит «Во весь дух»?

- Второе предложение.

- Что значит «Душа в пятки»?

- Следующее предложение.

- Что значит «Вверх тормашками»?

- И последнее предложение.

- Что значит «Куда глаза глядят»?

- Выпишите любые два предложения в тетрадь.

Итог: Можно ли заменить или пропустить какое-либо слово во фразеологизме? Почему?

- Верно, молодцы!

Групповая работа с самопроверкой

- Выполняем задание на карточках по рядам, затем сверяем с образцом

- Необходимо найти  среди предложенных выражений фразеологизмы и подчеркнуть их

1 вариант

Падать духом

Получить пятерку

Капля в море

Ломать голову

Быстро читать

Слушать в музыку

Душа в пятки

2 вариант

Надуть губы

Брать на буксир

Смотреть в небо

Идти на поводу

Быстро читать

Семь пятниц на неделе

Внимательно слушать

- Пусть встанет возле парт та группа, у которой все верно.

- Молодцы!

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.  С. 50, упр. 87

Прочитать предложения с фразеологизмами, объяснить их значение

Читает вслух  ученик

- Быстро.

Читает вслух ученик.

- Сильно испугался, испугался до смерти.

Читает вслух ученик.

- Вверх ногами.

Читает вслух ученик.

- Идти, куда видишь, идти вперед.

Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь.

Выполняют задание

Падать духом

Капля в море

Ломать голову

Душа в пятки

Надуть губы

Брать на буксир

Идти на поводу

Семь пятниц на неделе

Записывают домашнее задание.

Познавательные:

осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение;

Регулятивные:

осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

Коммуникативные:

используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач

Личностные:

осуществляют смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания.

VIII. Рефлексия деятельности

Практический:

тестирование

Словесный:

 ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ.

5мин

Тест

Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма.

Обведите нужную букву.

 Тест: “О каком человеке говорят?»

 1. У него денег куры не клюют:

 а) бедный;        

 б) богатый.

 2. Он сухим выйдет из воды:

 а) ловкий;        

 б) робкий.

 3. Он звёзд с неба не хватает:

 а) умный;        

 б) глупый.

 4. У него семь пятниц на неделе:

 а) ненадёжный;        

 б) надёжный.

 5. Он перебивается с хлеба на квас:

 а) богатый;        

 б) бедный.

6. Смысл фразеологизма объясняют исходя из:

а) из значения отдельных слов

б) из смысла всего выражения

7. Во фразеологизмах:

а) можно заменять или пропускать слова

б) нельзя заменять или пропускать слова

- Обменяйтесь карточками и сверьте с образцом (на слайде) напротив каждого правильного ответа ставим +.

- Теперь поставьте оценку, используя критерии оценки. (на слайде критерии оценивания)

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Скажите, какая была тема урока?

- Что такое фразеологизмы?

- Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное?

Приведите несколько примеров.

- Оцените свою деятельность на уроке, выбрав подходящее для вас выражение:

Били баклуши; считали ворон; трудились не покладая рук.

 Молодцы, я за вас рада!      

Выполняют тест, сверяют с образцом, ставят оценку.

Ответы:

1. б

2. а

3. б

4. а

5. б

6.б

7.б

Подводят итог урока

Отвечают на вопросы

Оценивают свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Первое октября Классная работа

Слайд 4

Если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок

Слайд 5

«Найди слово» ФРА НП ЛО НП ЗЕО НП МЫ НП ГИЗ

Слайд 6

Фразеологизмы (устойчивые выражения)

Слайд 7

«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ» узнать, что такое фразеологизмы ЦЕЛЬ: ПЛАН: 1. Узнаем значение слова «фразеологизм». 2. Будем учиться расшифровывать фразеологизмы. 3. Будем учиться работать с фразеологизмами.

Слайд 8

Сидеть сложа руки

Слайд 10

Итог: Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов

Слайд 11

Тапир

Слайд 12

Самостоятельная р абота. Самостоятельная Работа.

Слайд 13

Итог: Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний мы имеем в виду смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов.

Слайд 14

1 вариант 2 вариант Падать духом. Надуть губы Капля в море . Брать на буксир Ломать голову . Идти на поводу Душа в пятки . Семь пятниц на неделе

Слайд 15

1 . б 2 . а 3 . б 4 . а 5 . б 6 .б 7 .б

Слайд 16

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: 0 ОШИБОК- «5» 1-2 ОШИБКИ- «4» 2-3 ОШИБКИ- «3»

Слайд 17

Трудился не покладая рук ; Считал ворон; Били баклуши .

Слайд 18

Домашнее задание: С. 50, упр. 87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русский язык во 2 классе УМК "Школа России".

Предмет: Русский язык.Класс: 2 классТип урока: усвоение новых знаний.                Технологическая карта изучения темы «Сог...

Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка по ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Программа «Школа России».

Разработка урока русского языка в 4 классе, согласно требованиям ФГОСПрограмма «Школа России»...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»

Познакомить с понятием лексическое значение слова. Учащиеся научатся определять лексическое значение слова....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК «Школа России». Тема "Состав слова."

Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова» Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу Подвести детей к пониманию того, что необходимо ви...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...