Глагол как часть речи (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Волкова Екатерина Андреевна

На уроке будем способствовать формированию  развития умения распознавать глагол и определять его признаки; создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

2 Б

Тема урока

Глагол как часть речи

Цель урока

способствовать формированию  развития умения распознавать глагол и определять его признаки; создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам

Задачи урока

Образовательные: Создать условия для:

- осознания и осмысления детьми задач, приводящих к формированию понятия  «глагол»;

- распознавания учащимися новой части речи;

- закрепления умения правильно ставить вопросы к словам.

 Развивающие:  Создать условия для:

- мыслительных операций классификации,  анализа, сравнения, обобщения; познавательных способностей учащихся;

- навыков грамотного письма;

Воспитательные:  Создать условия для воспитания:

- интереса к предмету;

- учебной активности;

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Получаемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

распознавать глагол по вопросу и  его признакам.

Ученик получит возможность научиться: распознавать глагол по вопросу и  его признакам.

Регулятивные: ученик получит возможность научиться: формулировать тему урока после предварительного обсуждения, определять его цель; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательные: ученик получит возможность научиться: определять круг своего знания и незнания, добывать информацию, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе моделей, делать выводы.

Коммуникативные: ученик получит возможность научиться: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Умение соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Методы ведения урока:

  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • индивидуальная

Приёмы активизации познавательной деятельности:

  • самоцелеполагание;
  • самоконтроль;
  • самооценка и взаимооценка, самокоррекция.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Цель:

мотивация учащихся к учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать,

Красиво, грамотно писать.

-Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Давайте их поприветствуем своими улыбками.

- Пусть этот урок станет уроком хорошего настроения. А с хорошим настроением нам всё по плечу!

Включаются в учебную деятельность.  

2.

Этап актуализации знаний

Цель:

готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

Гимнастика для кисти руки: Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится волшебная палочка. А перед вами дверь в страну знаний, но туда не попасть, сначала ее нужно открыть. Взмахните своей воображаемой палочкой 3 раза и тогда дверь откроется.

- Откройте тетради и запишите:

Число.

Классная работа.

- Итак, начинаем работать. И, как всегда с минутки чистописания.

 Пропишем первую букву в названии месяца (заглавную и строчную)

Наша страна Речь необъятная, богата разными словами. И как Россия состоит из субъектов федераций, так и Речь состоит из разных частей.

- Распределите картинки на две группы: заяц, река, корова, пещера, волк, водопад, конь, горы. (1 слайд)

- Какие части речи изображены?

- По какому признаку распределили слова? Запишите слова в 2 группы. Проверьте. (2 слайд)

- Что еще вы знаете об имени существительном?

- Составим предложение, расположив слова в правильном порядке.

На взошёл конь холм серый. (на карточках)

- Найдите грамматическую основу. Укажите над ней части речи.

- С какой частью речи мы еще подробно не знакомы?

- Какая тема урока? (3 слайд)

Участвуют в диалоге.

 Рассуждают.

Имя существительное

Одушевленные и неодушевленные

Обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что? Имена  сущ.делятся на собственные и нарицательные. Изменяются по числам

На холм взошёл серый конь.

С глаголом

3.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель:

построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

- Глаголы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – глаголы тут как тут.

- Так что же такое глагол? (4 слайд)

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Что обозначают глаголы?

Черный 5 слайд

- Сравним наши предположения с правилом из учебника на стр. 68. Откроем учебники.

- Приведите свои примеры глаголов.  

-  А теперь немножко поиграем. Приготовьте ладошки, если услышите глагол - делаете хлопок.

  «…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, кран, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, ил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».

Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Вы умнички.  

Часть речи

Что делать? Что сделать? Что делал? Что будет делать?

Действия

Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом.

4.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать способ распознавания глаголов  

1.Организация работы по закреплению нового знания.

с.68 упр.116 (чтение хором)

- Посмотрите на рисунки. Что делает мальчик? Составьте нераспространенные предложения.

- Что значит нераспространенное предложение?

Запишите первое предложение, подчеркните основу.

- Измените первое предложение так, чтобы оно стало распространенным.

- Какое предложение называют распространенным?

Подчеркните основу.

- Как же распознать глагол перед вами или нет?

Фронтальная работа с проговариванием вслух

Мальчик моет. (Поливает, стирает, читает.)

Мальчик моет посуду щеткой.

Задать вопрос

5.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

            Шесть - на место тихо сесть.

 6.

Этап уточнения первоначальных понятий

Цель:

- применение нового способа действия;

- создание ситуации успеха.

- Давайте потренируемся в определении глагола. Я буду говорить слова, а вы должны будете найти и записать только глаголы.

- Звон, звонит, звонкий.

- Ходит, ход, походка.

- Бег, бегун, бежать.

Свет, светить, светает.

- Игривый, играл, игра.

- Прочитайте, какие глаголы вы записали.

- Что обозначают все глаголы?

 

 Запись слов в строчку

Действие

7.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель:

тренировать способность к применению нового правила.

«Найди пару синонимов»

- Что такое синонимы? Приведите примеры.

- Найдите пары синонимов и закрасьте одинаковым цветом.

Загореться

Позволять

Исчезать

Хохотать

Спешить

Зажечься

Радоваться

Торопиться

Разрешать

Веселиться

Смеяться

Пропадать

Самооценка

Учащиеся должны найти среди слов 1 колонки синоним из 2 колонки

Загореться

Зажечься

Исчезать

Пропадать

Спешить

Торопиться

Радоваться

Веселиться

Разрешать

Позволять

Смеяться

Хохотать

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

- оценивание результатов собственной деятельности.

- С какой частью речи познакомились на уроке?

- Что обозначают глаголы?

- На какие вопросы отвечает?

- Для чего нужны глаголы?

- Оцените свою работу на уроке. Работу своего одноклассника (соседа). (6 слайд)

Выставление оценок

Д/з  с.68 правило, упр.118

Всем спасибо за урок.

   Взаимопроверка

 

Записывают задание в дневники.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Понятие о глаголе как части речи",2 класс.

Конспект  урока  предлагается для учителей. работающих во 2 классе....

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи", 3 класс

Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал...

Глагол: "Анализ глагола как части речи", 3 класс, УМК "Гармония".

Презентация выполнена к теме "Глагол" к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....

Глагол как часть речи, 2 класс

Данная презентация представленна как вспомогательный материал для урока по русскому языку во 2-ом классе при изучении темы "Глагол"...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему:"Глагол как часть речи" 2 класс ( УМК "Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему:"Глагол как часть речи" ( УМК "Школа России") + презентация...

Тема: Глагол как часть речи. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Глагол как часть речи »Цели урока: познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками.Планируемые результаты:·...