"Понятие о глаголе как части речи",2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект  урока  предлагается для учителей. работающих во 2 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие о глаголе как части  речи

Цель: Развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи

            Уточнение представлений о функции глаголов в речи.

Оборудование: мультимедийный проектор;

                            компьютер;

                            экран;

                            презентация Power Point;

                            печатные дидактические материалы:

                            опорный конспект, карточки с текстом  

                            «Удивительные глаголы».

Школа: МБОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов.

Класс:  

Учитель: Гауф Любовь Владимировна.

 

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности

На интерактивной доске появляется слайд №1

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными.

Каким бы вы хотели видеть этот урок?

Дети. Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!

Учитель. Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с

ними!

2.Актуализация знаний.

Учитель. Предлагаю приступить к выполнению словарной работы.

( На интерактивной доске появляется слайд №2)

Слайд №1.

В.Р.БЕЙ

П.НАЛ

Р.БЁНОК

ЖУЖЖ.Т

Учитель. Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.

( Учащиеся выполняют данный вид работы самостоятельно, по окончании выполнения, на интерактивной доске появляется слайд №2)

                /

ВОРОБЕЙ

            /

МАЛИНА

           /

ПЕНАЛ

РЕБЁНОК

                 /

ЖУЖЖИТ

Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов

в тетради с их написанием на слайде.

( Осуществляется  самопроверка  правильности выполнения словарной работы учащимися)

Учитель. Поднимите руку те ученики, которые столкнулись с трудностями при  выполнении словарной работы.

( Поднимают руку дети, которые допустили ошибки в выполненной работе)

Учитель. Поднимите руку те  ученики, которые справились с заданием  без ошибок.

( Поднимают руку дети, которые выполнили работу без ошибок)

Учитель. Молодцы! Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

 Почему оно лишнее?

Дети. Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.

Слова воробей, малина, пенал, ребёнок – существительные.

Учитель. Ребята! Как определили, что эти слова – существительные?

Дети. Эти слова мы употребляем в речи; они обозначают предметы и отвечают на вопросы (кто?) и (что?).

Учитель. Что ещё знаем об имени существительном?

Дети. Имя существительное относится к одному из трёх родов – женскому роду, мужскому роду, среднему роду ; бывает множественного и единственного числа; является одушевлённым и неодушевлённым; собственным и нарицательным.

(Учитель обращает внимание учащихся на интерактивную доску, где появляется слайд №3)

Слайд №3

     СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  1. Употребляем в речи данное слово?
  2. Что оно обозначает?
  3. На какие вопросы отвечает?
  4. Какие морфологические признаки имеет?
  5. Значит это…

Учитель. Предлагаю на примере слова воробей провести работу с алгоритмом, составленным нами на предыдущих уроках и прокомментировать свой ответ.

Дети. Воробей.

1.Данное слово употребляем в речи, значит воробей – часть речи.

2.Воробей – это предмет.

3. (кто?) воробей.

4.Одушевлённый предмет, единственного числа, мужского рода, нарицательное.

5.Значит это – имя существительное.

 3.Постановка учебной задачи

Учитель. Давайте ещё раз вспомним, почему слово жужжит лишнее?

Дети. Это слово обозначает действие предмета.

Учитель. Как можем назвать это слово?

Дети. Глагол.

Учитель. Молодцы!

Открывается слайд №4.

(Учитель читает определение глагола из толкового словаря В.И.Даля.)

Учитель. Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Дети. О словах, обозначающих действия предметов – глаголах.

4.Открытие нового знания

Учитель. Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы».

( У каждого ученика на парте текст «Удивительные глаголы»)

На интерактивной доске появляется  слайд №5.

Слайд №5.

                               Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.  Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

Учитель. Возьмите тексты. Прочитайте их. Поставьте (+)  напротив того, что вам уже известно. Поставьте  (-)  напротив того, что вам не известно. Поставьте (?) напротив того, о чём хотели бы спросить.

На интерактивной доске появляется слайд № 6.

( + ) – мне это известно

( - ) -  мне это  неизвестно

( ? ) – об этом я хочу спросить

(Дети перечитывают текст и отмечают условными символами прочитанное.  По окончании работы проводится  анализ действий учащихся).

Учитель. О чём рассказывается в тексте?

Дети. О глаголах.

Учитель. Что было известно?

Дети. «…существуют слова, обозначающие действия предметов…»

Учитель. Что было неизвестно?

Дети. «…глагол – это часть речи…», «… в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом….», « Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени…», « По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.»

Учитель. Что заинтересовало и о чём хотели бы спросить?

Дети. Хотим узнать всё о времени глагола

Учитель. Мы обязательно подробно изучим тему «Изменение глагола по временам»,но это будет позже. Чтобы вы легко усвоили эту тему, для начала необходимо безошибочно находить глаголы в речи и тексте. Предлагаю составить алгоритм по части речи глагол.

На доске появляется слайд №7

Совместно с детьми учитель составляет алгоритм:

1.Употребляется в речи?

2.Что обозначает?

3.На какой вопрос отвечает?

4.В предложении, чаще других частей речи употребляется с существительными?

На интерактивной  доске появляется  слайд № 8

      5.Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ –топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

Учитель. Ребята, что сейчас делали?

Дети. Мы выполняли действия.

Учитель. Как называются слова, обозначающие действия?

Дети. Глаголы.

На интерактивной доске появляется слайд №9

Глагол обозначает действие предмета.

6.Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.

Учитель. Предлагаю выполнить № 243 на странице 4. Прочитайте  первое задание к упражнению.  Что от нас требуется сделать?

Дети. Прочитать загадку. Написать отгадку.

Учитель. Прочитайте. О ком говорится в загадке?

Дети. О еже.

Учитель. Прочитайте второе задание к упражнению. Что от нас  требуется сделать?

Дети. Выписать слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопрос ( что делает?).

Учитель. Какие слова будем выписывать?

Дети. Ходит, спит, сердится, ворчит,живёт.

Учитель. Что они обозначают?

Дети. Они обозначают – действие.

Учитель. Как называются такие слова?

Дети. Глаголы.

Учитель. К какому слову они относятся?

Дети. Он.

Учитель. Опираясь на алгоритм определения в тексте части речи – глаголов, сформулируйте вывод по проделанной работе.

Дети. Слова: ходит. спит, сердится, ворчит, живёт

1.Слова- ходит, спит, сердится, ворчит, живёт  употребляются в речи.

2.Слова - ходит, спит, сердится, ворчит, живёт  обозначают

3.Слова - ходит, спит, сердится, ворчит, живёт отвечают на вопрос (что делает?)

4. Слова - ходит, спит, сердится, ворчит, живёт могут относится к слову, обозначающему предмет.  

5.Значит, данные слова – глаголы.

На доске появляется слайд № 10

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы ( что делает?), (что делают?). Глагол относится к словам, обозначающим предметы.

7.Творческая работа.

Слайд №11

Вставь слова так, чтобы получилась рифма.

                        Очень – очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил,

И я гостей к себе __________                           Потом кусочек _________

Купил муку, купил творог,                               Потом подвинул стул и сел,

Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____

Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости подошли,

Но что –то гости не ________                          То даже крошек не _______

                                                                                                      Д.Хармс

Слова : откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.

Учитель. У каждого из вас на парте находится лист с творческим заданием.

Прочитайте задание. Что мы должны сделать?

Дети.  Мы должны прочитать стихотворение Даниила Хармса «Очень – очень вкусный пирог» и вставить слова так, чтобы получилась рифма.

Учитель. Это задание вы будете выполнять в группах. Желаю успехов!

По окончании работы учащиеся каждой группы зачитывают варианты получившихся стихотворений, вставляют по очереди подходящие слова и сравнивают их с правильным вариантом на слайде, комментируя с какими трудностями они столкнулись при выполнении этого задания.

Слайд №11

                        Очень – очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил,

И я гостей к себе позвал                                   Потом кусочек откусил

Купил муку, купил творог,                              Потом подвинул стул и сел,

Испёк рассыпчатый пирог                               И весь пирог в минуту съел

Пирог, ножи и вилки тут –                              Когда же гости подошли,

Но что –то гости не идут                                 То даже крошек не нашли.

                                                                                                              Д. Хармс

Учитель. Прочитайте второе задание. Что нам необходимо сделать?

На доске появляется слайд № 12

Раздели слова на две группы.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ                ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Слова: позвал            пирог     нашли

             откусил          съел        идут

Дети. Мы должны разделить данные слова на две группы.

Учитель. Правильно! Это задание вы будете выполнять по вариантам с опорой на составленный нами алгоритм. По окончании выполнения задания вы работая в парах, должны прокомментировать друг другу получившиеся варианты и провести взаимопроверку.

Учащиеся выполняют работу.

Учитель. Кому было легко выполнять это задание? Кто столкнулся с трудностями? Кому потребовалась помощь друга? Предлагаю посмотреть и сверить правильный вариант выполнения этого задания.

Слайд № 12

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ               ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ

                    пирог                                                               позвал

                                                                                             откусил

                                                                                             съел

                                                                                             идут

Учитель. Молодцы! Мы видим, что слово пирог является существительным. Что можем сказать о словах второго столбика?

Дети. Все слова второго столбика отвечают на один вопрос (что сделал?), обозначают действие предметов и относятся к слову  я, которое обозначает одушевлённый предмет.

Учитель. Укажите в творческих работах, что обозначают слова:

позвал, идут, откусил, съел, нашли.

Дети выполняют задание и сверяют его с вариантом на слайде № 11

Слайд №13

Укажи, что обозначают слова:

позвал                 признак

идут                     предмет

откусил              действие

съел

нашли

Учитель. Как назовём эти слова?

Дети. Глаголами.

Подведение итога.

Учитель. Послушайте стихотворение.

Что без меня предметы? Лишь названья!

А я приду – всё в действие придёт…

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

Слова - ходит, спит, сердится, ворчит, живёт

Учитель. О чём это стихотворение?

Дети. О глаголе.

Учитель. Что знаем о глаголе? Расскажите о нём, опираясь на составленный сегодня нами  алгоритм.

Дети. 1. Глагол – часть речи.

           2. Глагол обозначает действие предмета.

           3. Глагол отвечает на вопросы  (что делает?), (что делают?)

           4. Глагол относится к словам, обозначающим предметы.

Учитель. А сейчас прочтите определение глагола в учебнике на странице 4.

Дети читают вслух правило.

Учитель. Как вы считаете, похожи ли между собой правило, составленное нами и правило из учебника

Дети. Да.

8. Рефлексия

Учитель. Молодцы!

1.Какую ставили задачу?

2.Как удалось её реализовать?

3.Какое открытие сделали?

Учитель. Обратите внимание на предложение на доске: Сегодня на уроке мы…

-Подумайте, что мы должны сделать.

Дети. Мы должны подобрать глаголы, которые подходят по смыслу к данному предложению.

Учитель. Правильно! Чем занимались мы сегодня на уроке?

Дети. Сегодня на уроке мы писали, выразительно читали, составляли алгоритм, находили и подбирали подходящие по смыслу глаголы, формулировали правило по теме глагол.

Учитель. Ребята! Обратите внимание на то, как много действий мы совершили сегодня на уроке! Не зря в стихотворении о глаголе, эта часть речи напоминает нам: « А я приду – всё в действие придёт...» И разве нужно  вас убеждать, что слова, которые хотя и не называют предметы, явления и их признаки, но зато заставляют всё двигаться и действовать, в нашей речи просто необходимы?

Дети. В этом нет необходимости

Оцените свою работу по следующему плану:

( у каждого ученика на парте план)

Сегодня на уроке:

1.Я научился…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Могу похвалить себя за то, что…

5.Могу похвалить одноклассников за то, что…

6.Больше всего мне понравилось…

7.Мне показалось важным…

8.Для меня было открытием то, что…

9. Домашнее задание. Учебник с.4 №244, нарисовать дядюшку Глагола, придумать действия, которые он будет совершать, и подписать их на рисунке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 4 классе "Понятие о глаголе как части речи"

Совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи; уточнение представлений о функциях глаголов в речи....

Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"

Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер....

ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ

Урок русского языка во 2 классе (автор учебника Полякова А.В. )...

Проект урока по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Понятие о глаголе как части речи"

Паспорт урокаадрес, телефон, сайт, эл. почта  Республика Татарстан, г.Мамадыш, ул.Давыдова,д.38 телефон: 89172634258, gulnara.zagid@mail.ruАвторы разработки урокаФИО, степень, звание, e-mail...

Конспект урока "Понятие о глаголе как части речи" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие умений узнавать слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?; выделение существенных признаков у этой группы слов; подведение под понятие Часть речи - глаг...

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...

Технологическая карта по русскому языку «Понятие о глаголе как части речи» (УМК "Школа России" 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи урокаДидактические:формировать умение распознавать глаголы;формироват...