Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Светлана Татьянина

    Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Понятие о глаголе как части  речи

    Цель:     Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.

    Задачи:

    • Формировать  представления о функциях глагола в речи.
    • Повторить  и обобщить  знания об уже известной части речи – имени существительном.
    • Развивать  логическое мышление, внимание, память, устную речь .
    • Воспитывать  чувство товарищества, взаимопомощи.

    Ход урока.

    Организационный момент

    Слайд № 1

    Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными.

    - Каким   бы вы хотели видеть этот урок?

    Дети. Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!

    Учитель. Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с

    ними!

    2.Актуализация знаний.

            .    

    Слайд №2

    (Самостоятельная работа, с последующей самопроверкой)

    Слайд № 3

    Учитель.Предлагаю приступить к выполнению словарной работы

       Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение.

    В.Р.БЕЙ

    П.НАЛ

    М  ЛИНА

    ЖУЖЖ.Т

    Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов  в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка)

    -  Посмотрите на слова. Найдите лишнее.

     - Почему оно лишнее?

    Дети. 

    Слова воробей, малина, пенал  – существительные. Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.

    Учитель. Что вы знаете об имени существительном?

    - Что такое имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?

    - Какие морфологические признаки имеет?

    Учитель показывает схему

    - Правильно, ребята, им. СУЩ. – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

    3.Постановка учебной задачи

    Слайд №4.   

    Учитель. Ребята осталось слово ЖУЖЖИТ. К какой части речи его можно отнести  и какая тема нашего сегодняшнего урока ВЫ назовёте сами, когда решите  «ФИЛВОРД»

    (Работа в парах)

    «ФИЛВОРД»

    (Самопроверка)

    Учитель. Будете работать в парах.

    На каждой парте лежит «Филворд»

    Ф

    Л

    Г

    О

    Т

    В

    Ь

    Н

    А

    А

    А

    Л

    С

    И

    Л

    О

    В

    Г

    Л

    Щ

    Е

    Т

    Е

    Е

    И

    Т

    С

    У

    Ь

    Ч

    Е

    Р

    Слова в «филвордах» могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

    Слушайте внимательно!

    Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

    • Тридцать три родных сестрицы,
      Писаных красавицы,
      На одной живут странице,
      А повсюду славятся. (
      Алфавит)

    - Ищем второе слово:

    • Кто спешит так рано в школу?
      Все спешат ученики!
      Что несут они в портфелях?
      Книги, ручки, дневники.
      Как вы сделали открытие
      Это удивительное?
      Помогло нам всем ответить
      Имя… (
      существительное).

    - Следующее слово:

    • Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.  (Она бывает письменная и устная). (Речь).

    - Сейчас проверим правильно ли вы справились с заданием.

    Учитель. Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)

    4.Открытие нового знания (темы и цели урока)

    - Учитель. Да, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи -  глаголом.

    - и узнаем что же такое глагол? 

    Запишите тему урока в тетрадь

    (фронтальная работа)

    (знакомство с правилом)

    Учитель. – Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.

    -  Рассмотрите рисунки.

    Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.

    (МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

    - На какой вопрос отвечают эти слова?

    -ЧТО ДЕЛАЕТ?

    - К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)

    Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

    - А теперь, сравним  с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?

    Дети. читают правило в учебнике.

    Составим предложение по любому рисунку.

    (ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)

    Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.

    (Мальчик моет посуду.)

    Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

    Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)

    5. Физкультминутка

    Слайд № 5

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головой,

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы кружимся потом!

    Мы топаем ногами: топ –топ – топ.

    Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

    Мы руки разведём

    И побежим кругом!

    Учитель. Ребята, что сейчас делали?

    Дети. Мы выполняли действия.

    Учитель. Как называются слова, обозначающие действия?

    Дети. Глаголы.

    6.Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.

    Слайд № 6

    (работа в парах)

    (самопроверка)

    (Слайд № 7)

    (работа в тетрадях)

    (проверка

    зачитает 1 уч-ся)

    (Слайд № 8, правило)

    Учитель.

    • Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.

    Итак, что же обозначает глагол? (действие предмета)

    - Глядя на весёлого человечка составьте словосочетания с глаголами.

    Молодцы!

    •  Продолжаем с вами работу в парах.

    Учитель. У вас на парте находится лист с творческим заданием.

    - Вставь слова так, чтобы получилась рифма.

    Очень – очень вкусный пирог

    Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил,

    И я гостей к себе __________                           Потом кусочек _________

    Купил муку, купил творог,                               Потом подвинул стул и сел,

    Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____

    Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости подошли,

    Но что –то гости не ________                          То даже крошек не _______

                                                                                                          Д.Хармс

    - Предлагаю посмотреть и сверить правильный вариант выполнения этого задания.

    -Молодцы!

    -Внимательно посмотрите на слова, которые вы вставили.

    - Запишите в тетрадь, только те слова, которые обозначают действия предметов.

    Откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.

    Как назовём эти слова? (глаголами)

    - Что такое глагол? (ответы детей)

    - Какое слово не записали? (пирог)

    - Почему? (это имя существительное, оно обозначает предмет.)

    Физкультминутка для глаз  (Слайд № 9)

    (включить отдельно)

    Творческая работа

    (фронтальный опрос)

    • Творческая работа

    Физкультминутка для глаз.

    Ребята, наблюдая за движением предметов, опишите картину, используя глаголы, самостоятельно записывая словосочетания в тетрадь.

    (Ответы детей)

    Дополнительное разноуровневое задание по карточкам.

    (если хватит времени)

    7. Индивидуальная работа.

    (На выполнение этого задания даётся 3 минуты)

    ИЛИ

    8. Игра “Найди пару синонимов”. (Индивидуальная работа у доски)

    (Слайд № 10)

    Следующее задание носит разноуровневый характер.

    - Кто будет выполнять 1 уровень поднимите синию карточку.

    - 2 уровень – зелёную карточку.

    - 3 уровень – красную.

    - Задания лежат на столах.

    Каждый берёт карточку с выбранным уровнем и самостоятельно выполняет в тетради.

    - Оставьте карточки в тетрадях я потом проверю.

    Цель игры – развитие речи.

     

    Найти и соединить пары синонимов линиями.

            

    Бояться

    Трусить

    Бранить

    Ругать

    Спешить

    Торопиться

    Плакать

    Рыдать

    Работать

    Трудиться

    Радоваться

    Веселиться

    9. Подведение итогов.

    (Слайд № 11)

    Самооценка.

    Оценивание учителем.

    - Ребята, оцените свою работу на уроке, поднимине:

    «Солнышко» - мне всё удалось, и всё было понятно.

    «Солнышко с тучкой» - я затруднялся,  мне не всё удалось.

    «Тучка» - требуется помощь учителя.

    10. Рекомендации по выполнению домашнего задания.

    (Слайд № 12)

    1 уровень – учебник с. 68 - правило,  с. 69, упр. 118. Назвать правильно действия животных и записать в тетрадь.

    2 уровень -  учебник с. 68 – правило, с. 69, упр. 118. Назвать правильно действия животных, записать в тетрадь и надписать части речи.

     

    3 уровень – учебник с. 68, правило, упр. 117. Составит рассказ на тему «Домашние обязанности» и записать в тетрадь. (4-5 предложений).

    (Слайд № 13)

    • Закончен урок, и выполнен план,
    • Спасибо, ребята, огромное вам
    • За то, что упорно и дружно трудились,
    • Что на уроке вы не ленились!

    (Слайд № 14)

    МОЛОДЦЫ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку. Тема: Глагол.

    На уроке использованы инновационные средства обучения по ФГОС....

    Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов" 4 класс

    Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов" 4 класс...

    Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов"

    Урок и карточка к уроку "Спряжение глаголов"...

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...

    Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Повторение"

    Урок русского языка по теме "Времена глаголов. Пвторение." предназначен для учащихся 4 класса. Проводится как урок обобщения знаний по изученной теме....

    Открытый урок по литературному чтению: О.Дриз "Как сделать утро волшебным"

    Урок развивает детское творчество, будит воображение и эмоциональный отклик...