Открытый урок по русскому языку "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок и карточка к уроку "Спряжение глаголов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок19.05 КБ
Файл карточка13.82 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Спряжение глаголов.

Задачи урока:

  • Познакомить с алгоритмом определения спряжения глагола;
  • Отработать пошаговые действия алгоритма

Оборудование: компьютер, экран телевизора, учебник, карточки инд.диф. работы, памятки.

Ход урока.

  1. Организация рабочего места.  Слайд 1.

  1. Словарная работа.  Слайд 2

Словарь: г…реть, ж…лать, св…ркать, р...шать. (на доске запись столбиком).

- К какой части речи относятся эти слова? Докажите!

- В какой форме находятся глаголы? Докажите!

- Изменяется ли эта форма глагола? Докажите!

- С какой формой глагола ещё знакомы? На кого указывают глаголы в личной форме?

- С помощью чего образуются личные формы?

- Какие слова могут быть подсказкой в их определении или образовании?

Слайд 3

- Образуйте личные формы  от данных глаголов в форме 3-го лица, множ.числа:

Слайд 3  (проверка)

- С каким признаком глагола мы познакомились на предыдущем уроке?

- Что такое спряжение глагола?

- Сколько видов спряжения в русском языке? Как они называются? Чем они отличаются?

- Определите спряжение. Как вы его определили?

Слайд 4,5

  1. Работа по учебнику (урок 49,с.123)
  1. Рубрика «Давай подумаем» формулирует проблемный вопрос. Слайд  6

   -Кто из девочек не прав? В чём ошибка?    

  «Давай подумаем» . В глаголах говоришь, берут, живёт, пищат личные окончания ударные, поэтому спряжение определить легко.

 -А как тогда можно определить спряжение, если личные окончания безударные?

Например: стро[и]ть.

(Дети должны знать: вид глагола при образовании форм не меняется;

                                    нач. форма – неизменяемая;

                                    учитывается значение глагола…)

- Разобраться в этом нам поможет рубрика «Тайны языка». Слайд 6

4. Рубрика «Тайны языка» вводит правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием и алгоритм определения спряжения.

! Важно : определение спряжения должно начинаться с характеристики окончания.

Алгоритм:     окончания

               ударное     безударное

                                     нач.форма

Закрепительное упражнение. Упр.№2 с.125 с опорой на алгоритм.

Помнить!     В данном упражнении и последующих не решается орфографическая задача,

                  а отрабатывается навык использования алгоритма при определении спряжения  

                  глагола (грамматическая характеристика слова как части речи).

- Внимательно посмотрите и скажите, какие личные окончания (уд. или безуд.). Посмотр. в памятку: какой следующий шаг, если оконч. безударное (обр. в нач. фор.)

Дар[и]ть – дарить (2 спр.)- дарят;

Работа в парах по рядам. Слад 7

1 ряд: люб[и]шь, куп[и]шь, убира[и]шь

2 ряд: поздравля[и]шь, потеря[и]шь, чита[и]шь

3 ряд: слома[и]шь, крикн[и]шь, ужина[и]шь

 Проверка! По рядам Слайд 8

- Что общего у этих глаголов? (они все в ф.2 лица ед. числа).

- Чем отличаются? (окончания и спряжения).

-ешь-     -1 спр.

-ишь-      -2 спр.

-Как проверяем безударные окончания? (по начальной форме!)

Слайд 9 . ! «Обрати внимание…»

                              хотеть                        бежать

                                разноспрягаемые глаголы

- Почему в русском языке не одно, а два спряжение? Чем они отличаются? (окончаниями). Но есть в русском языке 2 глагола, которые называются разноспрягаемыми. Как думаете, почему? (смешанные окончания).

У. с. 126. Укажите, в каких формах у этих глаголов окончания 1 спряжения, а в каких- 2 спряжения.

                                   хотеть                                                бежать

                           хочу         хотим                                  бегу        бежим

                          хочешь     хотите                              бежишь     бежите

                           хочет       хотят                                  бежит       бегут

5. Итог урока.

6. Д/з Упр.4 по алгоритму.



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Тема: «Спряжение глаголов». Урок 49 (высокий уровень)

     Определи  спряжение  глаголов,  в безударных окончаниях  которых  пропущены буквы.  Спиши, вставь  пропущенные  буквы,  замени  транскрипцию  буквенной  записью.

  1. В  начале  зимы  часто  так  быва…т:  выпад…т  снег,  укро…т  землю;  всё  кругом  стан…т  белым,  пушистым,  и  ветви деревьев  в  лесу  тоже  покрою[ца]  снегом,  отяжелеют,  даже  пригну[ца]  к  земле.

--------------------------------------------------------------------------------------------- 

Карточка №2

Тема: «Спряжение глаголов». Урок 49 (высокий уровень)

     Определи  спряжение  глаголов,  в безударных окончаниях  которых  пропущены буквы.  Спиши, вставь  пропущенные  буквы,  замени  транскрипцию  буквенной  записью.

  1. А  потом,  обычно  с  вечера,  вдруг  потепле[и]т,  небо  заволокут  тучи  и  польё[ца]  дождик,  да  такой  дружный,  спорый,  прямо  как  летом.

Карточка №3

Тема: «Спряжение глаголов». Урок 49 (высокий уровень)

     Определи  спряжение  глаголов,  в безударных окончаниях  которых  пропущены буквы.  Спиши, вставь  пропущенные  буквы,  замени  транскрипцию  буквенной  записью.

  1. К  утру  солнце  весь  снег  сгон…т,  и  зимы  опять  как  не  бывало.  И  вновь  почернеют  поля  и  леса,  и  в  воздухе  крепко  запахн[и]т опавшей  прелой  листвой…

Тема: «Спряжение глаголов». Урок 49 (высокий уровень)

     

     Определить  спряжение  глаголов,  в безударных окончаниях  которых  пропущены буквы.  Спиши, вставь  пропущенные  буквы,  замени  транскрипцию  буквенной  записью.

        В  начале  зимы  часто  так  быва…т:  выпад…т  снег,  укро…т  землю;  всё  кругом  стан…т  белым,  пушистым,  и  ветви деревьев  в  лесу  тоже  покрою[ца]  снегом,  отяжелеют,  даже  пригну[ца]  к  земле.  А  потом,  обычно  с  вечера,  вдруг  потепле[и]т,  небо  заволокут  тучи  и  польё[ца]  дождик,  да  такой  дружный,  спорый,  прямо  как  летом.

К  утру  солнце  весь  снег  сгон…т,  и  зимы  опять  как  не  бывало.  И  вновь  почернеют  поля  и  леса,  и  в  воздухе  крепко  запахн[и]т опавшей  прелой  листвой…

( По  Г. Скребицкому)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Обобщение о глаголе".4 класс

Презентация помогает обобщить на уроке все знания о глаголе,выявить пробелы в обучении по данной теме....

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....

Открытый урок по русскому языку по теме "Глагол"

Цели: 1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.          2. Углубить знания учащихся о данной части речи. ...

Открытый урок по русскому языку "Глагол как часть речи".

Предлагаю вниманию коллег разработку открытого урока по русскому языку на тему "Глагол как часть речи" ( первый урок по теме)....