"Изменение имён прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сапронова Наталья Анатольевна

Технологическая карта по русскому языку 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_imyon_prilagatelnyh_po_rodam.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта

Тема

Изменение имён прилагательных по родам

Цель

  Создать условия для развития умений изменять имена прилагательные по родам,

  формирование  навыков правописания родовых окончаний

 

Планируемый результат

Предметные: 

Знания: род имён прилагательных

Умения: научатся правильно определять род прилагательных, уметь изменять имена прилагательные по родам.

Навыки: определять род имён прилагательных по окончанию

Метапредметные:

Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Межпредметные связи

Русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- В.П.Канакина, В.Г. Горецкий . Учебник для общеобразовательных учреждений.  2ч.

- Диск к учебнику  «В.П.Канакина, В.Г. Горецкий . Русский язык 3 класс»

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Этапы и цели урока

Деятельность учителя

Формирование УУД

I . Организационный момент

-Ребята, посмотрите в окно, как ярко светит солнышко, скажите, почему так радостно и тепло на душе?

Ответы детей(пришла весна, просыпается природа, ярче светит солнышко, небо голубое, прилетают грачи)

 Давайте и мы передадим это настроение друг другу. И наше весеннее настроение  должно нам помочь достичь  больших  успехов в работе.

3учеников выполняют   индивидуальную  работу по  карточкам

  - Составьте словосочетания о весне.

( Яркое солнце, тёплый день, красивый подснежник и т. д.)

-Какие части речи помогли нам составить словосочетания?  

 - С какой частью речи мы работали на прошлом уроке?  

 Личностные УУД:

осознание своих возможностей.

Регулятивные УУД:

умение  регулировать свои действия.

Познавательные

УУД:

умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других

II. Актуализация знаний.

Цель: подготовить к восприятию нового материала.

Минутка чистописания.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта из затруднения.

Упражнение в определении рода   прилагательных

  •   Что мы уже знаем об имени прилагательном? (ПРИЕМ КЛАСТЕР)(Презентация)

     1. Что такое имя прилагательное?    

     2. Что обозначает прилагательное?  

     3. На какие вопросы отвечает?  

     4. С какой частью речи связано?  

     5. Каким членом предложения чаще всего бывает? 

 

  • Какие примеры имен прилагательных вы можете привести?
  •  Какие окончания услышали?

Для минутки чистописания составьте цепочку  из окончаний имен прилагательных в следующем порядке:

(для появления цепочки кликнуть мышкой)

   м. р.            ж. р.           ср. р.

  ой ый ий     ая яя     ое ее

  • Так как наш урок начался с чистописания окончаний, давайте тогда вспомним что такое окончание.(изменяемая часть слова)

 Как определить окончание в слове? (изменить слово)

  • Почему окончания, которые мы записали разные?
  • А как определить род имен прилагательных?

 Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (изменение имен прилагательных по родам)

 Какие цели мы поставим перед собой? Что нам нужно будет узнать?

 (Как прилагательные изменяются по родам, от чего это зависит? Научиться определять род прилагательных)

Словарная  работа. К доске вызвать одного ученика, остальные в тетрадях.

 Имена прилагательные соедините с именем существительным с непроверяемой   безударной гласной в корне, обозначьте орфограмму.

 

Зимнее, тёплое, меховое …           пальто

Красивая, умная, охотничья …            собака

Быстрый, серенький, трусливый …          заяц

Парное, вкусное, коровье …                   молоко

Порывистый, тёплый, северный …           ветер

Хитрая, льстивая, рыжая …               лисица

-Проверьте по слайду. Оцените свою работу.

-На какие 3 группы можно разделить данные слова. Докажите. (по родам)

     

  1. Существительные бывают 3-х родов (м.р., ж.р., ср.р).

-Как мы определяем род имени существительного?

(Род имён существительных узнают, подставляя местоимения.

К именам существительным мужского рода можно подставить слова он, мой.

К именам существительным женского рода можно подставить слова она, моя.

К именам существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё).

-А сейчас давайте ещё раз вспомним, как определяется род   прилагательного.

Алгоритм

Вывод: чтобы определить род имени прилагательного, надо:

1) найти имя существительное, с которым связано имя прилагательное;

2) определить род    этого имени существительного;

3) по роду имени существительного определить род  имени прилагательного.

.

 

- Что можно сказать об этих прилагательных? (Прилагательные изменяются  по  родам)  Слова записаны на доске в столбик.

зимний

зимняя

зимнее

Работа у доски.

- В чём сходство и в чём различие этих слов? (Одинаковый корень, но разные окончания.)  

- Добавим к ним имена существительные, определим их род  

   -От чего зависит род   прилагательного? (Род имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано).

 Вывод: Имя прилагательное находится в том же роде,  что и имя существительное, к которому оно относится.

К доске вызвать ученика  (за доской незаполненная таблица)

-Перед вами таблица, изменение имен прилагательных по родам, но она не заполнена.

Нужно ее заполнить: впишите вопрос и окончания.

 - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, откройте учебники на с.73и проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу

   - Как вы думаете, можно ли определить род прилагательного по его окончанию? Давайте попробуем.

-Откройте учебник с.73, упр.126.

-Прочитайте задание к этому упражнению. Выполните упр.

 

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Групповая работа

                                                       Физ-минутка (музыкальная)

 

Работа по учебнику

Упр. 129 (с. 75).        

-  Прочитайте словосочетания.

-  Назовите род имён прилагательных и их окончания.

2. Работа со словом из словаря

 -Ребята отгадайте загадку? (сирень)

- Что такое сирень? 

-  Найдите слово сирень в орфографическом словаре.

- Если обратимся к словарю С.И.Ожегова, то мы найдём следующее толкование: Крупный садовый кустарник сем. маслиновых с лиловыми, белыми или розовыми душистыми соцветиями. 

--Какую орфограмму вы видите в этом слове?

-  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

-  Составьте предложение со словом сирень, запишите.

-  Запомните написание этого слова.

- А сейчас поработаем в группах.  Каждой группе даю карточку с текстом. Вам нужно исправить ошибки и выписать только словосочетания сущ. + прил., определив число, род и выделив окончания.

Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные УУД:

умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.

Познавательные

УУД: 

использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний,  выдвижение гипотез и их обоснование

Самостоятельная работа.

 

На карточке два задания, вы выбираете то задание, с  которым, на ваш взгляд, вы успешно справитесь.

- приступайте к выполнению заданий.

  (проверка по группам)

 

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания ,исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные

УУД:

коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

 

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание

. Вывод

- Итак,  чем мы занимались весь урок? (определяли род   прилагательных)

- Кто из вас научился определять род  прилагательных?

- От чего зависит род   прилагательного? (Род имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано).

 - Как определить род   прилагательного? (Сначала определяем их у сущ-го,  по сущ-му определяем род и число у прилагательных)

- Можно ли определить род прилагательного по окончанию?

- На следующем уроке мы поработаем над правописанием родовых окончаний прилагательных

Дифференцированное домашнее задание.  1 задание для всех, 2и3 по выбору.

 1.Учебник стр. 76, упр132.

 2.Придумайте 3 предложения со словами добрый, зрелое, прекрасная.

 3.Придумайте 3 словосочетания с прилагательными мужского, среднего и женского рода.

 

VII. Рефлексия

Цель: проверить работу детей на уроке.

 - На  столах у вас лежат 3 карточки голубого, красного и зелёного цвета, переверните их. Пользуясь  полученными на уроке знаниями, подберите к именам  существительным имена прилагательные, употребляя нужные  окончания.

(Голубая)  Урок был____________________________________,

(Красная) Настроение___________________________________

(Зелёная) Тема______________________________________

Личностные УУД:

умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке

Регулятивные УУД:

оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

Познавательные

УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе (Изменение имён прилагательных по родам и числам).

Методический паспорт урока. Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам” Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ...

Презентация по теме "Изменение имён прилагательных по родам" 2-3 класс

Презентация по русскому языку  по теме "Изменение имён прилагательных по родам" может быть использована при изучении любой программы начальной школы. На уроке предусмотрены различные виды деятель...

Изменение имён прилагательных по родам и числам

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:"Прилагательное"....

Изменение имён прилагательных по родам

Урок русского языка 3 класс "ШколаРоссии"...

Изменение имён прилагательных по родам.

Изменение имён прилагательных по родам...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...