УМК "ПНШ" 4 класс. Написание –ТЬСЯ И –ТСЯ в глаголах
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Яринцева Светлана Викторовна

Цели деятельности учителя:

-Познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; 

-Научиться задавать вопросы, правильно произносить и писать глаголы на  -ться и  тся

-Применять данные знания  при выполнении упражнений.

Планируемые результаты:

предметные:

-Учить безошибочному написанию глаголов с  сочетаниями -тся и -ться, используя разные способы проверки;

-Ознакомить с правилом написания сочетаний -тся и -ться в глаголах;

личностные:

-формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;

-осознание языка как основного средства человеческого общения;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Школа: 95                                                                                                                Учитель:Гаспер О.А.

Класс: 4 -9                                                                                                         Методист:Астахова А.А.                  

Кабинет: 210                                                                                                        Студентка: Яринцева С.В

Урок № 5                                                                                                                    

Дата: 07.04.2017                                                                                                         

                                                                                

Тема: НАПИСАНИЕ –ТЬСЯ И –ТСЯ В ГЛАГОЛАХ

Цели деятельности учителя:

-Познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  

-Научиться задавать вопросы, правильно произносить и писать глаголы на  -ться и  тся

-Применять данные знания  при выполнении упражнений.

Планируемые результаты:

предметные:

-Учить безошибочному написанию глаголов с  сочетаниями -тся и -ться, используя разные способы проверки;

-Ознакомить с правилом написания сочетаний -тся и -ться в глаголах;

личностные: 

-формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой;

-осознание языка как основного средства человеческого общения;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть),программа ПНШ, презентация, раздаточный материал

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. Момент

Словесн.: приветствие

2 мин

Здравствуйте ребята! Меня зовут Светлана Викторовна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь.

-Открываем тетрадки.

-Записываем число, классная работа.

Приветствовать учителя

Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся

1.

Мотивацион-

ный

Практич.: каллиграфическое упражнение.

Словес.: ответы на вопросы

Практический:

Словарный диктант

5 мин

Минутка чистописания.

На экране буквы Г, г, го, гр, гд.

Посмотрите на экран, у меня представлены буквы и сочетания букв, напишите их свою тетрадь каллиграфически.

- Давайте возьмём пословицу, где встречаются сочетание этих букв, девизом нашего урока. «Грамоте учиться – всегда пригодится.»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Ребята, сейчас проведем словарный диктант. Я показываю  картинку на слайде, а вы  пишете  название  предмета.  

Приступим! (шоколад,  ракета,  компас,  антенна, медаль, велосипед, бутерброд, пианино, президент, килограмм, лягушка, стрекоза, телевизор, облако, диван).

Внимание на слайд, давайте проверим правильное написание слов.

Писать каллиграфически.

Высказывать свои предположения

Писать словарный диктант

Самопроверка

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

2.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: ответы на вопросы.

Практич.: устное упражнение.

Словесн.: ответы на вопросы.

Словесн.: формулировка темы урока.

10 мин

-Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательным и активным. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. 

Отгадайте загадку о части речи.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит. (Глагол)

- Что такое глагол? (Самостоятельная ЧР)

- Что обозначает? (Действие предмета)

- На какие вопросы отвечает? ( Что делать? Что сделать)
- Как изменяется? ( По временам)

- В Н.в. и в Б.в? ( По числам и лицам)

- В П.в? (По числам, а в ед.ч – по родам)

- Чем является в предложении? (Сказуемым)

- Я сейчас прочту вам слова, а вы внимательно прослушайте и скажите, чем они вам покажутся интересными.

Учится, умница, учиться, столица, трудится, трудиться, синица, светится, светиться, улица, искупаться, искупаются.

-Что интересного вы услышали в словах? (Оканчивается на –ца)

- А сейчас посмотрите на слайд , и обратите внимание как эти слова пишутся. Что вы заметили?
( В конце слов пишется –ться , –тся и -ца)

На какие 2 группы можно разделить эти слова?  (Имя существительное, Глагол)

Какой вывод можно сделать о глаголах? (Что на конце пишется-ться или -тся )

- Внимательно посмотрите еще раз на слова и сформулируйте тему урока. (Правописание –ться и –тся в глаголах)

-Какие цели мы поставим? Чему научимся? (Познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  

Научиться задавать вопросы, правильно произносить и писать глаголы на  -ться и  тся)

Отгадывать загадку.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать внимательно учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать вывод.

Предполагать тему урока и целей.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: целеполагание

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

3.

Решение частных задач

Словесн.: ответы на вопросы.

Практич.: письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.: письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка

Физминутка

Практич.: работа по рядам над письменным заданием, фронтальная проверка.

≈ 20

Внимание на слайд.

Что делает? –нагибается. ( 3л, ед.ч)

Что делать? – нагибаться. (Н.ф)

-Какое правило мы можем сформулировать?

ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь, ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.

Спишите слова, поставив –ться и –тся.

Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся,  ,  соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся,   боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся.

Давайте проверим.
-Как определить, когда пишется –ться, а когда –тся? (По вопросу)

Следующее задание, отметьте × нужную клеточку.

  1. Запират...ся на засов
  2. расстилает…ся туман
  3. собирает…ся в школу
  4. надо заботит…ся о здоровье
  5. хочет учит…ся
  6. девочка учит…ся
  7. любит трудит…ся
  8. слышит…ся голосок.

Описание: https://botan.cc/prepod/_bloks/pic/43gek5v_2.png

Внимание а слайд, давайте проверим.
Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-5 ошибки – «3»

6-8 ошибок – «2»

Физминутка

Танец «Карнавал»

Сейчас у нас будет работа в группах. Разделитесь за 3 группы ( по рядам).

Каждой группе, я раздам индивидуальное задание. Ваша задача вставить ь знак, где надо.

Вариант 1

Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся, надо познакомит.…ся, хочется вытянут….ся, валят….ся на травке, мыт….ся под душем , копат…ся в огороде, старают….ся понравит….ся, посмеят…ся над собой, надеют….ся на лучшее, надо хорошо учит….ся, громко смеят….ся, ребята смеют….ся.

Вариант 2

Создаёт….ся команда, пора сдават….ся, ему удаёт…ся вернут….ся, встретит…..ся с другом, они скоро вернут….ся, поезд тронет….ся, флаг развевает….ся, брат….ся за ручку, он лечит….ся в больнице, волны бьют….ся, надо собират….ся, кот царапает….ся, давай лечит….ся.

Вариант 3.

Лит….ся из крана, поднят….ся в горы, дети шепчут…ся, комар кусает…ся, надо умыват….ся , рано открывает….ся, вылит….ся из бутылки, греет….ся на солнышке, хочется погрет….ся, друзья помирят….ся, кафе закрывает…ся , дорого продават….ся, дорога сужает….ся.

Внимание на слайд, представлена карточка 1 (2,3) группы, давай те проверим.

Формулировать  правило.

Работать над письменным заданием, проверять выполненное задание, делать выводы.

Выполнять упражнение устно.

Взаимопроверка

Выполнять движения под музыку.

 

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта;

 -осуществляют поиск необходимой информации;

- осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя.

-Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.:ответы на вопросы, самоанализ.

Домашнее задание

5 мин

- Ребята, назовите тему урока.

- Какую цель перед собой ставили?

- Достигли цели?

- Когда в глаголе пишется –ться, а когда –тся?

- С каким правилом познакомились?

Сейчас я вам раздам шаблоны смайликов, если вам понравился урок, разукрашиваете желтым цветом, если урок не понравился – красным.

Спасибо за урок, мне с вами было очень приятно сотрудничать

Учебник стр.162, упр. 169 письменно

Отвечать на вопросы.

Определять свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводить самооценку, рефлексию.

Оценивать свою работу.

Обобщать изученное.

Записывать домашнее задание.

 П.:

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

               

                 

                   

                 

               

      

   

   

   

   

Вариант 1

Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся, надо познакомит.…ся, хочется вытянут….ся, валят….ся на травке, мыт….ся под душем , копат…ся в огороде, старают….ся понравит….ся, посмеят…ся над собой, надеют….ся на лучшее, надо хорошо учит….ся, громко смеят….ся, ребята смеют….ся.

Вариант 2

Создаёт….ся команда, пора сдават….ся, ему удаёт…ся вернут….ся, встретит…..ся с другом, они скоро вернут….ся, поезд тронет….ся, флаг развевает….ся, брат….ся за ручку, он лечит….ся в больнице, волны бьют….ся, надо собират….ся, кот царапает….ся, давай лечит….ся.

Вариант 3.

Лит….ся из крана, поднят….ся в горы, дети шепчут…ся, комар кусает…ся, надо умыват….ся , рано открывает….ся, вылит….ся из бутылки, греет….ся на солнышке, хочется погрет….ся, друзья помирят….ся, кафе закрывает…ся , дорого продават….ся, дорога сужает….ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Правописание ться и тся в глаголах"

Урок русского языка в 4 классе по программе 21 века (учебник Иванова С.В. и др.) Тема: Правописание ться и тся в глаголах. Тип урока: урок открытия нового знания. Технологическая карта урока русско...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться.»

Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;- повторить изученное о глаголе;- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;- развивать логическое мы...

презентация к уроку русского языка в 4 классе правописание -ться и тся в глаголах

Материал содержит презентационное сопровождение урока русского языка в 4 классе "Правописание -ться и -тся в глаголах"...

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...