Путешествие по городу Имя Существительное
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Кропотова Валентина Викторовна

Конспект обобщающего урока по теме "Имя существительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21

 с. Семёновка, г.Йошкар-Олы»

Урок по русскому языку

в 3 «В»  классе по теме:

«Путешествие по городу

Имя Существительное»

Урок подготовила и провела

учитель начальных классов

Кропотова В.В.

28 февраля 2018 г.

Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний об имени существительном»

Цель урока: повторение  и обобщение  знаний об имени существительном.

Задачи урока:

1.Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя существительное» его постоянных и непостоянных признаках,

2.Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся , развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения

3.Воспитательные: прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде, воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык».

Познавательные УУД:

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– уметь строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Регулятивные УУД:

– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов;

– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока;

– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме.

Коммуникативные УУД:

– работа с взрослым; в группах и парах

– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, слушать и слышать других; строить монологические высказывания; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Личностные УУД:

- формирование учебной мотивации; адекватной самооценки;

- осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат.

Планируемые результаты:

Ученики научатся:

- выделять имена существительные в тексте, различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, определять число, род и падеж имён существительных.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма проведения: урок-путешествие  с применением ИКТ

Ход урока

  1. Организационный момент. 
  1. Приветствие.

Учитель:

Добрый день, ребята!

На уроке у нас гости-

С разных школ учителя!

Поприветствуем  их, дети,

Пожелаем всем добра!

Дети:

Мы приветствуем гостей, 
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых!

Учитель:

Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо

«Видеть Вас мы очень рады»

Учитель:

– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!

  1. Психологический настрой на урок.

-В природе есть солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Вот как это. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Желаю всем удачи.

  1. Постановка темы урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель:

  - Итак, начинаем урок русского языка.        

У вас на партах лежат листочки с таблицей. Вам нужно составить  из данной таблицы   слова о зиме

Мороз, снежинка, коньки, вьюга, метель, снег, иней, декабрь, лыжи.

Учитель. Какой частью речи являются  эти слова?  (сущ)

Учитель. Что могут обозначать имена существительные?

Дети. Имена существительные называют живые и неживые предметы, явления природы, абстрактные понятия, процесс действия, исторические события.

Учитель. Все ли признаки имён существительных перечислили? (нет)

Учитель. Итак, какова же цель нашего урока?

Дети. Мы должны вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном.

Учитель. А для этого я предлагаю отправиться в путешествие по городу Имя  Существительное.

Открываем тетради. Записываем число и классная работа.

2.Словарная работа.

Учитель. А путь свой начнем с центра города , его название зашифровано здесь. Расставьте числа в порядке возрастания.

Дети: К Р Е М Л Ь

Учитель. Как вы понимаете значение слова кремль?

Дети. Кремлём на  Руси называли крепость внутри города.

Учитель. Посмотрим значение слова кремль в словаре русского языка Запишите его в тетрадь красиво, соблюдая правила орфографии.

Учитель. Укажите, сколько здесь букв и звуков.

Дети. Кремль – 6 букв, 5 звуков.

IV. Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений.

1.Учитель.  Чтобы начать путешествие по городу, нам нужно выполнить  следующее  задание. 

Задание№1

Вспомним сказку А.С. Пушкина, где один из богатырей обращался к неизвестному гостю

(просмотр отрывка из сказки)

Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек. 
Коли парень ты румяный, 
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать, 
Так и станем величать. 
Коли красная девица, 
Будь нам милая сестрица.

Учитель. Из какой сказки этот отрывок?

Дети. 

Учитель. Вам нужно назвать одушевленные имена существительные.  Что мы должны знать, чтобы выполнить это задание?

(Что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)

 Вспомните, какие имена существительные относятся к одушевлённым, а какие к неодушевлённым.

Дети. Имена существительные, которые называют людей, животных и отвечают на вопрос кто? – одушевлённые имена существительные. Имена существительные, которые называют неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что? – неодушевлённые имена существительные.

Учитель. В данном отрывке  назовите одушевленные имена существительные.  

Выпишите те, которые соответствуют схеме: схема (старушка, девица, сестрица). Разберите по составу. К доске выйдет:  

Подберите неодушевлённые имена существительные. Запишите три слова в тетрадь.

Вывод: Итак, мы побывали с вами на улицах Одушевлённая и Неодушевлённая.1 признак имен существительных: они могут обозначать одушевленные и неодушевленные предметы. Какой это признак постоянный или непостоянный? (постоянный) Возьмите оценочные листы и отметьте как вы поняли эту тему.

  1. Продолжим наше путешествие по улицам города.

Улицы Собственная и Нарицательная.

Какие еще группы имени существительного вы знаете?  (нарицательные и собственные) Значит сейчас мы пойдем на улицы Собственная и Нарицательная

Учитель. Давайте уточним, какие имена существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным?

Дети. Собственные – называют единичные, неповторимые в своём роде предметы (например, стран много, а Россия одна; поэтов много, а Пушкин один). Нарицательные называют неединичные признаки.

Подберите к нарицательным именам существительным   собственные, относящиеся к нашей местности:(исходные слова записаны на экране).

Село…

город …

река …

Устно. Проверка.

Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы)

Составьте предложения с данными сочетаниями:

Я живу в селе Семёновка.

Город Йошкар –Ола очень красивый.

На берегу реки Кокшаги построили красивые здания.

Сделайте разбор первого предложения.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

Вывод:  мы повторили 2 признак  имен существительных- Это какой признак? «Имена существительные могут быть нарицательные  и собственные. Это какой признак?(постоянный) Отметьте в оценочных листах.

3.Сейчас мы  пройдём в парк  чисел. Как вы думаете, о каком признаке мы будем говорить?

Что мы должны знать о числах имён существительных? (сущ-ые бывают единственного и множественного числа)

Какие существительные относятся к единственному, а какие ко множественному числу?

А).Выполнить упр.4 стр.46 в учебнике.

Вывод:        Мы повторили следующий признак имени существительного – единственное и множественное число. Какой это признак постоянный или непостоянный? (Непостоянный) Отметьте в оценочных листах.

А что делают в парке? (играют и отдыхают)  Давайте и мы немного отдохнём.

Физминутка.


4.Сейчас пройдём на Улицы Мужского, Женского и Среднего рода. 

Учитель. Что вы знаете о существительных, живущих здесь?

Имя существительное бывает либо женского, либо мужского, либо среднего рода. Род у имени существительного не меняется. Это постоянный признак.

- Какие окончания у существительных мужского, женского и среднего рода?

E:\имя сущ\окончания сущ.jpg

-Как определить род имени существительного?

Ученик рассказывает стихотворение о родах имен существительных.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

Я  запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно  - моё» –

Это правило - твое!

Задание: Выпишите  существительные, поставьте  в начальную форму

1 ряд- мужского рода
2 ряд – женского рода
3 ряд – среднего рода

Над соседней хатой

Грянул гром раскатом

По стеклу со звоном

Брызнул дождь с разгона.

Старенькие ели

Вдруг позеленели

В лужицах- оконцах

Заиграло солнце.

Проверка по слайду.

Вывод: Вот и 3 признак-род имен существительных (на слайде) (Постоянный)

      Отметьте в оценочных листах.

                                                                         

5.Учитель. Заглянем на минутку в гости к склонениям.

Учитель. Что такое склонение? Сколько склонений есть у имени существительного?

Дети: 3

Дети. Изменение окончаний имён существительных по падежным вопросам, т. е. изменение по падежам.

Учитель. Сейчас мы переходим на Падежный проспект.

Сколько падежей вы знаете?

Перечислите названия падежей.

Какой падеж не употребляется с предлогами?

Какой падеж употребляется только с предлогами?

А сейчас выполним задания на карточках в группах.

Вставить пропущенные окончания, определить падеж:

У домашней кошки (Р.п.); в бревенчатом домике ( П.п.); с  раннего утра( Р.п.); темная стена (И.п.); летней погодой (Т.п.); про раннюю  зиму (В.п.); у перелетной птицы (Р.п.); над голубыми облаками (Т.п.); в интересной книге (П.п.); по утренней росе (Д.п.).

Защита

Вывод: Следующий признак имени существительного изменение по падежам. (Непостоянный признак) Отметьте в оценочных листах.

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Молодцы. А теперь повторим всё, о чём сегодня говорили. Вам задание: составить кластер. Что такое кластер?( схема) Работаем в группе.

1.КЛАСТЕР составляем по плану:

  1. Что обозначает имя существительное?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Какие имеет постоянные свойства?
  4. Какие имеет непостоянные свойства?

5.Каким членом предложения бывает? 

Уважаемые гости. Пока ребята составляют кластер, будьте добры, составьте синквейн с ключевым словом  урок.

2."Синквейн"  для гостей.

  1. Подведение итогов.

Проверяем какие кластеры у вас получились. , пожалуйста.

  1. Домашнее задание по выбору. Стр. 46 упр.3,4,5 - по выбору.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» с.Семёновка г.Йошкар-Ола ТЕМА: «Имя существительное» Подготовила учитель начальных классов Кропотова В.В.

Слайд 2

Мо роз, снежинка, коньки, вьюга, метель, сне г , иней, декабрь, лыж и, ёлка, сани.

Слайд 3

л ь к м р е 5 6 1 4 2 3

Слайд 4

Коль ты старый человек , Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица. Старушка, девица, сестрица Назовите одушевленные имена существительные .

Слайд 5

Город Имя существительное Кремль Улицы Одушевлённая и Неодушевлённая

Слайд 6

С ело город река Подберите к нарицательным именам существительным собственные. Семёновка, Йошкар – Ола, Кокшага .

Слайд 7

Город Имя существительное Кремль Улицы Одушевлённая и Неодушевлённая Улицы Собственная и Нарицательная Парк единственного и множественного числа

Слайд 8

Электронная физкультминутка для глаз

Слайд 9

Город Имя существительное Кремль Улицы Одушевлённая и Неодушевлённая Улицы Собственная и Нарицательная Улицы Мужского, Женского и Среднего рода. Парк единственного и множественного числа

Слайд 10

Над соседней хатой Грянул гром раскатом По стеклу со звоном Брызнул дождь с разгона. Старенькие ели Вдруг позеленели В лужицах- оконцах Заиграло солнце. 1 ряд- мужского рода 2 ряд – женского рода 3 ряд – среднего рода Выпишите существительные, поставьте в начальную форму

Слайд 11

Проверь себя М. р. – гром, раскат, звон, дождь, разгон Ж.р.- хата, ель, лужица, С.р.- стекло, оконце, солнце.

Слайд 13

Работа в группах Вставить пропущенные окончания, определить падеж: У домашней кошк…(…); в бревенчатом домик…(…..); с раннего утр…(…); темная стен…(…); летней погод…(…); про раннюю… зим…(…); у перелетной птиц…(…); над голубыми облак … (…); в интересной книг…(…); по утренней рос …(…).

Слайд 14

У домашней кошк и (Р.п.) ; в бревенчатом домик е ( П.п.) ; с раннего утр а( Р.п.); темная стен а (И.п.) ; летней погод ой (Т.п.) ; про раннюю зим у (В.п.) ; у перелетной птиц ы (Р.п.) ; над голубыми облак ами (Т.п.) ; в интересной книг е (П.п.) ; по утренней рос е (Д.п.). Проверь себя

Слайд 15

Город Имя существительное Кремль Улицы Одушевлённая и Неодушевлённая Улицы Собственная и Нарицательная Парк единственного и множественного числа Улицы Мужского, Женского и Среднего рода. Проспект падежей

Слайд 16

Составить кластер 1.Что такое имя существительное? 2. Что обозначает имя существительное? 3 .На какие вопросы отвечает? 4.Каким членом предложения бывает? 5.Какие имеет постоянные свойства? 6.Какие имеет непостоянные свойства?

Слайд 17

Имя существительное В предложении может быть подлежащим или второстепенным членом Непостоянные признаки Постоянные признаки Одушевлённые и неодушевлённые Собственные и нарицательные Род Склонение Падеж Число Отвечает на вопросы кто ? что? Обозначает предмет Часть речи

Слайд 18

Домашнее задание: по выбору упр.4 или упр. 5 стр. 46 в учебнике

Слайд 19

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл.час "Путешествие по городу Здоровейску"

Кл.час в 1 классе по программе Начальная школа 21 века. Составлен на основе здоровьесберегающих технологий....

Путешествие по городу Существительных

Конспект повторительно-обобщающего урока русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное"...

Заочное путешествие по городам Тверской области. Город Белый

Белый - один из провинциальных городков Тверской области, с огромной многовековой историей....

ПУТЕШЕСТВИЕ в город Чистоты и Порядка (игра – путешествие)

Создание  условий для:обобщения знаний об основных правилах личной гигиены; расширения кругозора детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности;воспитания аккуратности, ...

Конспект урока чтения по теме: Путешествие по городу. В цветочном городе.

Конспект урока чтения по теме: Путешествие по городу. В цветочном городе....