Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Зуева Екатерина Михайловна
    Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 класс
    Спряжение глаголов (общее понятие)
    Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола».
    Тип урока Освоение нового материала

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx47.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    ФИО учителя Зуева Екатерина Михайловна

    ОУ 547

    Класс 4

    УМК «Школа России»

    Предмет Русский язык

    Тема  Спряжение глаголов (общее понятие)

    Тип урока Освоение нового материала

    Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола».

    Планируемые результаты

    Предметные

    Познакомятся с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; научатся определять лицо глагола
    в предложении по форме личного местоимения; указывать время и число глаголов; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; орфоэпически правильно произносить слова; соотносить глагол с вопросом, на который он отвечает

    Метапредметные

    Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого
    из частей (под руководством учителя);
    регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий
    (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;
    коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

    Личностные

    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

    – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

    Ресурсы урока

    • учебник В. П. Канакина «Русский язык» 4 класс
    • рабочая тетрадь, ч.2
    • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;

    карточки «Я глагол», тест,  «Рефлексия», с домашним заданием

    Ход урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    Мотивация к деятельности

    1.Создает психологический настрой на урок.

    Наш урок будет необычным.  Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У  нас много  работы: нужно думать, запоминать.  

    -  А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

    - На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

    - Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

    - Голова хорошо (думает).

    - Молодцы!

    Пусть девизом нашего урока станет пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

    Отвечают на вопросы.

    Настраиваются на работу на уроке

    Актуализация необходимых знаний

    1. Предлагает ответить на вопрос: 

    - О какой части речи  здесь говорится?

    Что без меня предметы?

    Лишь название

    А я приду-

    Всё в действие придёт:

    Летит ракета,

    Люди строят здания,

    Цветут сады,

    И хлеб в полях растёт. (слайд 1)

     - Что мы знаем о глаголе?

    Предлагаю карточку « Я глагол»

    - Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.

    - Давайте проверим, как вы выполнили работу.

     

    Я

    глагол

    часть

    речи

    обозначаю

    действие предмета

    отвечаю на вопросы

    что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

    имею

    начальную (неопределенную форму)

    в предложении

    чаще всего бываю сказуемым

    имею грамматические признаки

    1. время
    2. число
    3. лицо
    4. род (в прошедшем времени)
    5. вид
    6. спряжение

    – Разгадайте кроссворд, в который надо вписать глаголы, поставив их в неопределенную форму.

    (слайд 2)

    Ключевое слово подскажет, что необходимо вписать в 6 пункт.

    - Какова же тема сегодняшнего урока?

    Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».

    Например: спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».

    - А как это слово связано с  глаголом мы должны выяснить сегодня на уроке.

    – Определите цели урока.

    – Сегодня мы узнаем, что такое спряжение, будем учиться спрягать глаголы.

    Отвечают на вопрос учителя.

    Работают в паре. Заполняют таблицу.

    Глаголы для кроссворда.

    1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу.

    6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу.

    Решают кроссворд. Читают ключевое слово
    «спряжение».

    Организация познавательной деятельности

    1. Организует наблюдения над изменением глаголов по лицам и числам. 

     - Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Изменим глаголы плыть и  говорить при помощи личных местоимений.

     - Можно ли от данных глаголов неопределённой формы образовать форму  настоящего времени?

    2.Предлагает сделать выводы и подвести промежуточный итог.

    Вывод: 

     - Как изменяли  глагол? По лицам и числам

     - Какая часть изменилась? Окончание

     - Назовите окончания  глаголов в 1 столбиках.  Что общего в этих окончаниях? Содержат гласную -е-

    - Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего? Содержит гласную  - и -

    - Мы изменяли глагол  по лицам и числам или спрягали.  

    – Прочитайте таблицу «Изменение глаголов
    по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени».

    – Прочитайте вопросы, на которые отвечают
    глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. Назовите глаголы в этом
    лице и числе, четко проговаривая их личные окончания.

    – Какая часть слова меняется при изменении
    глагола по лицам и числам?

     - Так, что же  такое спряжение?

    - Справились ли мы с одной из задач, поставленной в начале урока? С какой?

    3. Работает по учебнику

    Упражнение 163

    – Определите лицо глагола в каждом предложении по лицу местоимения.

    – Определите время и число глаголов. Почему изменились окончания глаголов? Выделите окончания.

    4. Устраивает физминутку

     Если я назову глаголы 1 лица– выполняем хлопок над головой, 2 лица –  2 хлопка за спиной, 3 лица-хлопок перед собой.

    Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.

    5. Продолжает работу по учебнику

    Упражнение 165

    – Обсудите: какой из данных глаголов не изме-
    няется по лицам и числам (не спрягается)? Объясните свой ответ.

    Упражнение 166

    – Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа

    6.Проводит ддальнейшую работу
    по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

    Работа в тетради (задание 100).

    – Прочитайте. Соедините линиями части предложения.

    Работа в тетради (задание 102)

    – Прочитайте. Проспрягайте данные глаголы.

    – Укажите время над глаголами 1-го лица единственного числа.

    – Выделите личные окончания.

    Для тех, кто сделает быстро, даю задание:

    *Подбери к данным глаголам форму 3его лица, ед. числа. Запиши новые глаголы.

    -Кудахтать, махать, мяукать, мурлыкать, плескать, полоскать, щипать.

     

    7. Тест

    - Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.

    Тест

    1. Глаголы:

    1) склоняются

    2) спрягаются

    2. У глаголов при спряжении изменяется

    1) окончание

    2) основа

    3. Лицо глагола определяй:

    1) по местоимению

    2) окончанию

    3) по предлогу

    4. Что называется спряжением?

    1) изменение глагола по падежам

    2) изменение глагола по лицам и числам

    3) изменение глагола по родам и числам

    5. Лицо и число можно определить у глаголов:

    1)настоящего времени

    2)будущего времени

    3)прошедшего времени

    8.Домашнее задание

    Карточки

    (Базовый)

    - Определите лицо глаголов, подставляя к ним местоимения:

    Думаю, течет, цветут, бродишь, лечу, греет, кормишь, пьют, ждет, собираем, продаете, шепчут, считаю.

    (Повышенный)

    Проспрягать глаголы в наст. и будущ. времени учить и петь

    - Прочитаете оба задания, выберите для себя то, с которым вы справитесь.

    Выполняют задание.

    Высказывают свое мнение, делают выводы.

    Работа над правилом. Читают правило в учебнике, сравнивают с тем, что изложили сами.

     Применяют на практике полученные знания, выполняя упражнении, проверка  в парах.

    Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате-
    риале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

    Делают вывод: при изменении глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени меняется окончание.

    Выполняют упражнение.

    Я рисую (1-е л.). Ты рисуешь (2-е л.). Он рисует
    (3-е л.). Мы рисуем (1-е л.). Вы рисуете (2-е л.). Они рисуют (3-е л.). Я нарисую (1-е л.). Ты нарисуешь (2-е л.). Он нарисует (3-е л.). Мы нарисуем
    (1-е л.). Вы нарисуете (2-е л.). Они нарисуют
    (3-е л.).

    Работают в парах.

    Делают вывод: глагол «рассказал» не спрягается, так как стоит в форме прошедшего времени.

    Его окончания не меняется.

    Читают правила, убеждаются, что их предположения верны.

    Записывают личные окончания.

    Единственное число

    Множественное число

    1-е лицо

    -у, -ю

    -ем, -им

    2-е лицо

    -ешь, -ишь

    -ете, -ите

    3-е лицо

    -ет, -ит

    -ут, -ют

    Выполняют упражнения.

    •  Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

    •  Глаголы прошедшего времени изменяются
    по числам, в единственном числе – по родам.

    Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.

    Спрягают глаголы. Выделяют личные окончания.

    Единственное число

    1-е лицо

    Вста (наст. вр.), спо (буд. вр.),

    леж (наст. вр.), закрич (буд. вр.)

    2-е лицо

    Вста спо леж 
    закрич

    3-е лицо

    Вста спо леж закрич

    Множественное число

    1-е лицо

    Вста спо леж закрич

    2-е лицо

    Вста спо леж 
    закрич

    3-е лицо

    Вста спо леж закрич

    Выполняют задание. Систематизируют знания. Проверка в парах.

    Внимательно слушают, задают уточняющие
    вопросы.

    Рефлексия деятельности

    1.Подводит итоги урока в соответствии с поставленной целью и задачами.

    Педагогическая рефлексия:

    - Что мы сегодня выяснили на уроке?

     - Что повторили?

    - Что создали?

     - Справились ли с поставленной целью и задачами урока.

     - Где мы можем применить знания о спряжении глагола?

    Карточки «Рефлексия»

    Рефлексия настроения:

    Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его продолжив предложения:

    - Сегодня я доволен работой, так как…

     - Не совсем доволен, потому что…

     - Не доволен своей работой, ведь я…

    1.Анализируют работу на уроке

    2. Оценивают свою работу на уроке.

    3.Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. 4.Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
    правил.

    5.Отвечают на вопросы.

    Схема анализа технологической карты урока

    ОУ 547

    ФИО учителя Зуева Екатерина Михайловна

    Предмет

    УМК «Школа России»

    Тема урока

    Этапы анализа

    Оценка

    1.

    Основные цели урока:

    • постановка целей урока
    • реализация поставленных  целей урока

    2.

    Организация урока:

    • логическая последовательность этапов урока
    • соответствие построения урока его содержанию, поставленной цели и типу урока

    3.

    Обеспечение  мотивации  изучения данной темы

    4.

    Соответствие урока требованиям ФГОС:

    • ориентация на новые образовательные стандарты
    • нацеленность деятельности на формирование   УУД
    • использование современных технологий

    5.

    Содержание урока:

    • научная правильность освещения материала на уроке
    • соответствие возрастным особенностям
    • соответствие содержания урока требованиям программы
    • связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития  познавательной активности и самостоятельности
    • связь изучаемого материала с ранее изученным материалом
    • межпредметные связи

    6.

    Методика проведения урока:

    Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации

    Соотношение репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности:  задания репродуктивного характера: («прочитай»,  «перескажи», «повтори», «вспомни») и поискового характера  («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

    Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.

    Объем и характер самостоятельной работы

    Активные методы познания (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение)

    Применение диалоговых форм общения

    Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся

    Осуществление обратной связи: ученик-учитель

    Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

    Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности

    Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

    Наглядный материал:

    • в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач
    • избыточен, достаточен, уместен, недостаточен

    Формирование навыков самоконтроля и самооценки

    Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

    Ритмичность урока:

    • чередование материала разной степени трудности
    • разнообразие видов учебной деятельности

    Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока, физминуток

    8.

    Домашнее задание:

    • оптимальность объёма
    • дифференциация
    • представление права выбора

    Итого: за каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2:

    0 – критерий отсутствует

    1 – проявляется частично  

    2- в полном объёме


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

    Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

    Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе по системе Занкова

    Тема: Распрастраненные и нераспрастраненныеЦели урока:  закрепить сведения по синтаксису простого и предложения ; познакомить с предложениями распрастраненными и нераспрастраненными; формир...

    Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

    Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

    Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

    Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...