Методическая разработка по теме"Организация словарной работы на уроках русского языка в начальных классах"
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Семенова Елена Вячеславовна

Рекомендации для учителей нач.классов  на этапе работы со словами с непроверяемыми написаниями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme_slovarnye_slova.docx134.02 КБ

Предварительный просмотр:

Организация словарной работы на уроках русского языка

                                               в начальных классах

                Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся.                                                

 Поэтому  формирование орфографической зоркости учащихся, умение писать эти слова без ошибок,  грамотно -  одна из задач, которую  ставят педагоги  перед собой

               В словаре-справочнике М.Р. Львова трактуется определение следующим образом: "Словарно-орфографическая работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее" (13, с.215).

         Таким образом, можно обозначить  этапы работы над новым словом:

1) Объяснение значения нового слова;

2) Усвоение учащимися произношения нового слова;

3) Закрепление и активизация нового слова в речи.

         Особую важность приобретают  разнообразные  методы, приемы, способы, которые являются более эффективными для реализации этих этапов

Для объяснения значения нового слова в работе используют следующие приемы:

1.Показ предметов в натуре,  их моделей и макетов, коллекций (парта, книга, листок, морковь, ель), их признаки (красный, белый, мягкий, лёгкий, тяжёлый), количество предметов (два, пять, десять).

   2.Демонстрация  действий. Применяется обычно для объяснения значения отдельных глаголов (пишет, прыгает, сидит) и наречий, обозначающих образ и способ действий (пишет чисто, сидит правильно).

        3.Показ изображения предметов и действий (рисунков, картин, иллюстраций, открыток, диапозитивов). Применяется тогда, когда нет возможности показать предмет в натуре или демонстрировать действия.

        4.Слушание звукозаписи. Практикуется для осмысления глаголов звучания (кукует, кукарекает, гогочет)

  5. Использование  загадки .        

Под Новый год пришел он в дом

                                           Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

                                            И, наконец, совсем исчез.  

                (Календарь)

6. Использование загадки – ответ

Очень сладкий он на вкус, а зовут его… АРБУЗ.

Щиплет уши, щиплет нос, стоит на улице … МОРОЗ и т.п.

7. Использование  детских шутливых стихотворений

                                                  Вот каникулы настали,

                                                   До свиданья, школа!

      Мы теперь уже с тобой,

                                                  Встретимся не скоро,

             Но как радостно нам после

                                                  Лета золотого

         К твоему порогу, школа,

                                                  Возвращаться снова!

8.Нахождение толкования слова в словаре

9. Этимологический  анализ слов

      Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги (узел) французы превратили в баг (пакет). От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина – пассажира».    

10.  Подбор синонимов (метель-буран, вьюга; бедный - небогатый; в двух шагах - близко).

11. Подбор антонимов (вылетел-влетел, далеко - близко, грязный - чистый).

12. Определение слова по лексическому значению

Первый день недели - …ПОНЕДЕЛЬНИК; Место, где ты родился – …РОДИНА

13. Ассоциации картинок со словами

http://festival.1september.ru/articles/602771/img2.gifhttp://festival.1september.ru/articles/602771/img1.gif

14.  Наполнение слов «сбежавшими»гласными

Змлнк, трмвй, чтврг, трктр, пндльнк

2.Для усвоения произношения нового слова;   1.Звукобуквенный анализ, сравнение   произношения, определение слабой позиции в слове,  объяснение правильного написания.

2. Использование различных видов словарей (орфографический, толковый, этимологический).

 3. Придумывание  «легенды» к слову.

4.Прослушивание аудиозаписи

3. Закрепление и активизация нового слова в речи.

Закрепление слова

1.  Картинный словарь (рисунок, картинка, открытка),составление словосочетаний, предложений, составление сказок

image6  АРБУЗ,     image20  ЯБЛОКО,  C:\Users\Светлана Николаевна\Documents\Мои документы\мои рисунки\анимация  + картинки\животные\зайцы\1396357912_rabbit10m.gifЗАЯЦ

2. Цепочка слов с одинаковым началом или концом

Картина – картофель,  молоток – молоко, огород – город, работа – рабочий, пшеница – столица – синица - пятница и т.п.

3. Ассоциации слов, где «спряталось» одно и то же соединение букв

-оро-  сорока, ворона, воробей, корова, корона, город, мороз;

-оло-  соловей, колокол, молоко, молоток;

-ара-  карандаш, баран, гараж, сарай, каравай и т.п.

4. Слова схожие по написанию

В субботу идём на субботник;   в России русский учим в классе;

5.  Картинный словарь (рисунок, картинка, открытка),составление сказок

image6  АРБУЗ,     image20  ЯБЛОКО,  C:\Users\Светлана Николаевна\Documents\Мои документы\мои рисунки\анимация  + картинки\животные\зайцы\1396357912_rabbit10m.gifЗАЯЦ

6.Шифровка (при написании минутки чистописания)  

 з@ВоД,   о@б@е@д,   яяззыыкк,   сЕвЕр,  и т.п.

7. Весёлые стихи – напоминалки

Чтоб не обиделась корова,
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова:
Напишем в корне с буквой О.

http://luntiki.ru/uploads/images/8/d/7/3/5/0c2c30b9fd.jpghttp://luntiki.ru/uploads/images/d/3/6/9/5/b9ad4f98ee.jpg

8. Отгадывание ребусаhttp://luntiki.ru/uploads/images/8/3/3/c/5/893317728f.jpg

100лица (СТОЛИЦА),    Р1А (РОДИНА),  

9. Работа с сигнальной карточкой записи слова, где буква, которую надо запомнить – пропущена.

  Дети  проговаривают слово целиком, называя чётко тот слог в котором букву надо запомнить. После записи сигнальную карточку переворачиваю, и дети выполняют самопроверку написанного слова.

Активизация нового слова в речи

1. Составление предложения так, чтобы оба слова или несколько слов были в него включены.

2.Нахождение общего между этими словами (или одна и та же непроверяемая гласная, или одинаковое количество букв, или  начинаются с одной буквы, или оба слова – существительные, или прилагательные,  или наречия и т.п.)

3.Работа с  пословицами или поговорками, где встречаются такие слова, знакомимся с фразеологизмами

4.Работа с карточками из словарного уголка

         Предлагаемые приёмы работы дают возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам. Данная работа способствует более качественному усвоению материала, умению находить свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД.  

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задач...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах....

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»

В данной методической работе раскрывается проблема неразвитости орфографической зоркости, оговариваются факторы формирования орфографической зоркости, предложен ряд упражнений, направленных на развити...

Организация словарной работы на уроках русского языка в начальном звене в условиях малокомплектной школы

В данном документе описаны приёмы работы учителя на уроках русского языка в начальной школе при знакомстве с новыми словарными словами. Цель: - Представление различных приемов организации словарн...

Методическая разработка «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»

Методическая разработка «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»...