Викторина "Путешествие во фразеологию"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Шатько Татьяна Александровна

Внеклассное мероприятие для обучающихся 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx83.82 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Путешествие во фразеологию»

для учащихся 3-4 классов

Цель: отработать усвоенный на уроках русского языка материал о фразеологизмах.

Задачи: развить интерес к русскому языку; помочь приобрести учащимся дополнительные знания о фразеологизмах; развивать творческие, лингвистические, коммуникативные умения учащихся.

Личностный результат УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование  своих действий в соответствии с поставленной задачей; выполнение действий в речевой форме.

Познавательные УУД: поиск информации,  осуществление анализа предлагаемых объектов, умение самостоятельно и с помощью учителя получать знания, делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение,

 учитывая мнения товарищей, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с участниками образовательного процесса.

                                                         Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя

Фразеологизм, или фразеологическая единица - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно. До 40-х годов 20 века в работах отечественных языковедов Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова и других можно было найти только отдельные мысли и наблюдения, касающиеся фразеологии.

Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову. Именно им впервые была дана классификация фразеологических оборотов русского языка с точки зрения их семантической слитности и намечены пути их дальнейшего изучения.

В настоящее время фразеология продолжает своё развитие. В начальной школе изучению фразеологизмов уделяется мало внимания. Фразеологизмы выражают сущность довольно сложных явлений, они делают речь более яркой, экспрессивной. Изучение фразеологии - это внешний этап овладения языком и поэтому даётся этот этап нелегко. Дело в том, что во фразеологизмах слова приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словесный состав, и их значение.

         2.Основная часть

(Класс делится на две команды)

Ведущий 1:  Я рада приветствовать, друзья!

  Я рада приветствовать всех вас.

  Большой словарный мой запас

  На всех я изолью тотчас.

Ведущий 2:  Вот те раз!

 А для чего же мы все тут?

 Домашний создали уют?

 Народу полный зал собрали,

 Всех от работы отобрали.

Ведущий 1: Тебе сейчас я объясню

 То, что понятно и коню.

 Мы здесь затем, чтоб насладиться

 Игрой, которой равных нет.

Ведущий 2: Какой игрой, какие тайны!

 Да ты же просто чушь несёшь!

 А если хочет, кто сразиться –

 Так я не против. Ну, так что ж?

 На чём они сражаться будут?

 На шпагах, саблях, кистенях,

 На пулемётах, ружьях, бомбах?

Ведущий 1: На словах.

 Да, на словах, тех самых, что ты

 Запас имеешь пребольшой.

 Игра сегодня непростая

 Команды всех нас уведут

 В страну, где всем дают уют:

 Барану – новые врата,

 Козлу капусту, ветер – маю,

 А ракам – мокрые места.

Ведущий 2: Нет, мокрых мест там не бывает

 Лишь после дождичка в четверг,

 Когда все раки  засвистают…

 Да, в общем много интересных

 Есть там явлений. Я сейчас

 Не назову всех тех чудесных,

 Тех замечательных, прелестных,

 Знакомых всем и неизвестных,

 Что там живут. Пусть лучше нас

 Туда команды проведут.

Представление жюри (членами жюри могут быть родители, учителя, старшеклассники)

Фразеологический зверинец

Задание 1: продолжите, вставив названия животных:

1 команда:  Голоден как (волк)

                    Хитер как (лиса)

                 Изворотлив как (уж)

Надут как (индюк)

2 команда:  Труслив как (заяц)

Здоров как (бык)

Нем как (рыба)

Колючий как (еж)

Задание 2: назовите фразеологизмы со словами:

1команда: конь, белка

2 команда: медведь, вороной

(Ответ: не в коня корм, медвежья услуга, вертеться как белка в колесе, ворон считать)

Сказочные фразеологизмы

Задание: закончите крылатые выражения, взятые из сказок:

1 команда: Поди туда - не знаю куда, … (принеси то - не знаю что)

2 команда: Скоро сказка  сказывается,… (да не скоро дело делается)

«Ни пуха ни пера!»

Задание: определите, где выражение «ни пуха ни пера» употреблено в переносном смысле, объясните смысл фразеологизмов:

1 команда:  Рано утром мама - квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: - Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

2 команда: Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха ни пера.

Игра «Кто больше?»

Задание: запишите на листке и прочтите как можно больше устойчивых оборотов со словами: (время 7-10 минут)

1 команда: голова, глаз (морочить голову, потерять голову, отвечать головой, как снег на голову, голова идет кругом, сломя голову; мозолить глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи,  как бельмо в глазу)

2 команда: нос, ухо (вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, остаться с носом; держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, ушки на макушке, прожужжать все уши)

Загадки-складки «Доскажите словечко»

1 команда: Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой…  (не разольешь).

2 команда: Мы исходили городок

Буквально вдоль и …(поперек).

И так устали мы в дороге

Что еле… (волочили ноги).

1 команда: Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…(медвежью услугу).

2 команда: Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес,… (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши… (вянут)

Пантомима

Задание: изобразите следующие фразеологизмы:

1 команда:  Куры денег не клюют

2 команда:  Язык чешется

Учитель: Пока команды готовятся к выполнению очередного задания,  ведущие приготовили вопросы для болельщиков. Уважаемые болельщики, вы можете принести дополнительные очки своей команде.

Есть ли лицо у Земли?   (да – стереть с лица земли).

Может ли горе быть в жидком состоянии?  (да – хлебнуть горя).

Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (да – смотреть в глаза правде, опасности, смерти).

Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (каша, окрошка).

Может ли вопрос заболеть? (да – больной вопрос).

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (бежать со всех ног).

Антонимы-синонимы

Задание: укажите сначала фразеологические обороты со словами - антонимами, затем – словами  -  синонимами:

Нет худа без добра, ум за разум заходит, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, черным по белому, с больной головы на здоровую, ни конца ни краю, вокруг да около, от мала до велика.

Как об этом говорят?

Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм:

1 команда: О том, кто часто меняет свои решения. (У него семь пятниц на недели)

О кротком и безобидном человеке (Мухи не обидит)

2 команда: О болтливом человеке ( У него язык без костей)

О положении, когда опасность грозит с двух сторон (Между двух огней)

Игра «Фразеологизмы в картинках»

Задание: угадайте фразеологизмы  по картинкам, объясните их значение:

«Тянуть кота за хвост»

(Тянуть кота за хвост: тянуть время, задерживать, проявлять медлительность и нерасторопность, слишком долго начинать делать что  - либо.)

«Витать в облаках»

(Витать в облаках: быть непрактичным, уходить от действительности.)«Не разлей вода»

(Не разлей вода: неразлучные друзья.)

«Водить за нос»

(Водить за нос: обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.)

«Сесть на шею»

(Сесть на шею: обременить собой, заботами о себе; с легким сердцем – без тревоги.)

«Мухи не обидит»

(Мухи не обидит: слишком кроткий, безобидный, смирный, тихий.)

«Море по колено»

(Море по колено: ничто не страшно.)

3.Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий 1:   Итак, закончилась игра

  Закончилась. Увы, пора

  Прощаться. Наступил финал.

  И, может быть, не каждый ждал

  Такой концовки. И не всех

  Ужасно радует развязка.

  Но главным здесь был всё же смех.

  Такая вам от нас присказка.

Ведущий 2:  Мы будем рады видеть вас

  Вновь в этом зале и в тот час,

  Когда мы снова соберёмся

  И снова славно посмеёмся.

Использованные источники:

Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2000

Львов С.И. «Язык в речевом общении» М.: Просвещение, 2001

Шанский  Н.М. «В мире слов», М.: Просвещение, 2009

http://tmn.fio.ru/works/97x/305/41.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Фразеология".

Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Ш...

Фразеология (презентация)

Эта презентация поможет учителям в проведении уроков русского языка (Дидактически материал к урокам русского языка)....

Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология"

Факультатив для одаренных детей. Содержит рабочую программу, тематическое планирование занятий, разработки занятий, дополнительный материал для практической работы....

Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.

Сборник представляет собой  подборку стихотворений, игр, занимательных материалов, которые я использую на своих уроках и во внеурочной деятельности для развития речи младших школьников....

Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.

 Развитие речи, устной и письменной, обогащение словарного запаса - одна из важнейших задач начальной школы. Я нашла привлекательный для себя и моих учеников способ обогащения речи меткими выражениями...

Электронный учебник. Фразеология для любознательных детей.

Электронный учебник. Фразеология для  любознательных детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.   Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материалаХо...

фразеология для детей

буклет, презентация, тест, игры....