Конспект урока по русскому языку по теме «Разбор глагола по составу»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Новикова Анастасия Алексеевна

Урок русского языка по теме "Разбор глагола по составу" в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку по теме «Разбор глагола по составу»

Учитель: Новикова Анастасия Алексеевна

4 класс, УМК  «Школа 2100»

Тема: «Разбор глагола по составу».

Цель: Систематизация и расширение знаний о грамматических признаках глагола, отработка умений разбирать глаголы по составу, развитие умений работать по алгоритму.

Задачи:

Предметные:

  • закрепление и расширение знаний и умений разбирать глаголы по составу;
  • закрепление умения соотносить схемы и формы глаголов.

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование положительного отношения к предмету;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные:

- Познавательные:

формирование умения осуществлять логические действия анализа и обобщения;

формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

- Регулятивные:

формирование умения самостоятельно определять и формулировать тему деятельности;

формирование умения следовать учебным действиям;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

формирование умения адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами.

- Коммуникативные:

формирование умения работать в паре, в группе, вести учебный диалог;

формирование готовности слушать собеседника, признавать право каждого иметь свою точку зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: Карточки для самооценки и взаимопроверки, экран, проектор.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь. Запишите число и классная работа.

Языковая разминка.

                      ник                                       н     ый

                               л  а                                           ат

Слов, какой части речи здесь больше?

Запись в тетради. Работают устно.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

II. Формулирование проблемы.

– Какая еще часть речи кроме прилагательных присутствует в схемах? (Глаголы.)  придумайте к схемам глаголов слова.

– Какова будет тема нашего урока?

– Какие цели перед собой поставим?

Формулируют задачи на урок

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Открытие знаний.

Систематизация знаний по теме глагол. Сыграем в игру «Верю, не верю»:

Глагол обозначает признак предметов? (нет, действие.)

Спряжение  - это изменение глаголов по падежам и числам. (нет по лицам и числам).

Глагол в возвратной форме имеют суффикс ся (сь) (да)

Все глаголы изменяются по родам. (нет только в прошедшем времени  ед числе)

Суффиксы, которые образуют неопределённую форму глаголов (ти, ть) в основу не входят. (да)

 Суффиксы, которые образуют форму прошедшего времени (л)  входит в основу. (нет. )

Суффикс ся (сь) входит в основу (да)

У глагола 3 спряжения (нет)

Проверка, сравнить с доской и поставить баллы в таблице оценивания.

Что бы правильно разобрать глагол по составу необходимо работать по алгоритму.

Учитель раздаёт карточки.

Помогите восстановить алгоритм по опорным словам. Работаем в парах. Проверка.

Форма глагола

Не входят в основу

Основа

Корень

Приставка, суффикс.

Расскажите более подробно о 2 пункте.

 Прочитайте памятку на с. 111 «Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу». Покажите на схеме, какие суффиксы входят в основу слова, а какие не входят.

Методическая рекомендация:  Мы придерживаемся той точки зрения, что суффикс -ся (сь) входит в основу глагола, так как вносит дополнительный оттенок значения в слово (себя, на себя, для себя, в своих интересах и т.п.). 

– Чем порядок разбора глагола по составу отличается от разбора имени существительного?

Работают в тетради. Один ученик у доски.

Самопроверка.

Работают в паре. Восстанавливают последовательность

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Развитие умений

Упражнение в определении формы глагола на основе анализа его структуры (схемы).

Прочитайте задание в упражнении 301.  Сравните с эталоном. У каждой пары схема, определите к какому слову оно подойдёт. Оцените друг друга.

Упр. 298 выполняется на доске по заданию. (Что вы можете сказать о глаголах, форма глаголов.) Оцените свои работы.

Выполняется тест самостоятельно с самопроверкой по ключу.

1. Чтобы выполнить разбор глагола по составу я сначала:

а) Определю спряжение глагола;

б) Определю, в какой форме стоит глагол;

в) Выделю основу слова.

2. Если глагол стоит в прошедшем времени, то я сначала:

а) Выделю окончание и суффикс -л-

б) Выделю глагольный суффикс;

в) Выделю корень.

 3. Суффикс -ся (сь) возвратного глагола:

а) Не входит в основу глагола;

б) Входит в основу глагола;

в) Иногда входит.

4. Неверно указаны признаки глагола.

а) кричат - наст.вр., 3 л., мн.ч.

б) удивились - возвр., пр.вр., 3 л, мн.ч.

в) засверкаешь - б.в., 2 л., ед.ч.

г) запела - пр.вр., ж.р., ед.ч.

Проверь себя!

1 – б

2 – а

3 – б

4 - б

Взаимопроверка

Работа в тетрадях.

Самопроверка.

Работают в тетрадях.

Самопроверка

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

V. Итог урока.

  • Чему учились на уроке?
  • По какому алгоритму разбирали глаголы по составу? Назовите ключевые?

Самопроверка.

VI. Рефлексия

Карточки со самооценкой

Выставление отметок.

VII. Домашнее задание.

Правило страница 111 выучить

Упражнение 295.

Карточка критериального оценивания  к уроку по теме «Разбор глагола по составу»

Учитель: Новикова Анастасия Алексеевна,

МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край

4 класс, УМК  «Школа 2100»

Вид работы

Ф.И.

____________________

Критерии

Баллы.

Оцениваю сам

Оценивает учитель

Верю – не верю

Определить верные и не верные высказывания. Исправить не верные на верные.

Умение на слух определять верную информацию о глаголе и умение исправить не верную.(8 высказываний)

Нет ошибок

5

1 – 2ошибки

 4

3 – 4 ошибки

 3

>4 ошибок

 2

Упражнение  301

Умение записывать глаголы в указанной форме.  

Умение записывать глаголы в указанной форме. Правильно подобрать схему к слову

Нет ошибок

5

1 – 2 ошибки

 4

3 – 4 ошибок

 3

>4 ошибок

 2

Работа в паре.

  • Работали дружно.
  • Составили алгоритм правильно
  • Правильно подобрали  схему к слову.

За каждый пункт по 1 баллу.

Выборочный диктант упр 298

Умение выписывать глаголы с безударными личными окончаниями.

Нет ошибок

5

1 – 2 ошибки

 4

3 – 4 ошибки

 3

>4 ошибок

 2

Тест.

Правильно ответили на 4 вопроса

Нет ошибок

5

1 -  ошибка

4

2 - 3 ошибки

3

> 3 ошибок

2

23 балла – отметка «5»                                                                          ИТОГО

22 – 18 баллов – отметка «4»

17 – 13 баллов – отметка «3»

Меньше 12 баллов – отметка «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Спряжение глаголов". (4 класс).

Конспект урока  по русскому языку предназначен для учителей начальной школы....

Открытый урок по русскому языку по теме: «Разбор слова по составу» 2 класс

Сценарий урока по русскому языку по теме:«Разбор слова по составу» 2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Жизнь корня в составе разных частей речи" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Жизнь корня в составе разных частей речи" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...

Конспект урока по русскому языку по теме «Роль глаголов в языке». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивитие умения распознавать глаголы, объяснять их значение.Планируемые результаты:Предме...