Буква Ц,ц. Звук [ц]. Конспект урока обучения грамоте (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Орлова Мария Владимировна

Буква Ц,ц. Звук [ц]. Конспект урока обучения грамоте (1 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока Обучения грамоте «Буква Ц,ц. Звук [ц]»

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание урока.

Примечания

  1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

- У вас на партах должны лежать азбука, касса букв и слогов. Всё остальное уберите в портфель.

  1. Основная часть

2.1. Актуализация знаний …

  • Повторение изученных букв по буквенной ленте

- С помощью звуков изобразим, что происходит днем и ночью.

- «Наступила ночь. Тихо кругом. Только ветер свистит в кустах (с-с-с). Только листья шуршат на деревьях (ш-ш-ш). Вдалеке пыхтит паровоз (п-п-п).»

- Какие звуки вы использовали?

Согласные, глухие “тихие”.

- «Наступает утро. Проснулся и зарычал Барбос (р-р-р). Пчела отправилась собирать мед (з-з-з). Звонко запели осы (зь-зь-зь). Жуки тоже проснулись (ж-ж-ж).»

- А сейчас какие звуки использовали?

Согласные, звонкие, “громкие”.

- Проведем “конференцию” по проблеме гласных букв:

  • мы изучили всего девять гласных букв
  • при произношении гласные звуки не встречают преград;
  • буквы верхнего ряда обозначают твердость согласных;
  • буквы нижнего ряда обозначают мягкость согласных;
  • особенные буквы – я, ё, ю, и, е;
  • гласные буквы образуют слог;
  • сколько в слове гласных, столько и слогов.

- Почему не можем сделать доклад по проблеме согласных букв?

Не все согласные буквы изучили.

2.2. Изучение нового материала

  • Объявление темы и цели урока

  • Физкультминутка с фонетической разминкой

  • Выделение согласного звука [ц] с опорой на схему

  • Знакомство с буквами Ц, ц

  • Упражнение в слышании звука [ц] и определении его местоположения

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем, какой буквой он обозначается, будем читать слова и предложения с новой буквой.

Нас приглашает в гости… Угадайте, кто?

К

У

З

Н

Е

Ц

- Да, это кузнец. Он живет в деревне. Отправимся на прогулку в деревню на… (загадка-обманка)

Все преграды одолев,
Бьет копытом верный… (конь)

- Но наша лошадка не тронется с места, пока мы не произнесем три раза скороговорку:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505986/image5.JPG

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
Цок-цок-цок-цок-цок-цок!

- Какие новые звуки прозвучали в скороговорке и в фонетической разминке?

Звук [ц]

- Наша лошадка что-то захромала – потеряла подкову. На окраине деревни – небольшой домик. Оттуда доносится: дзинь-дзинь. На пороге появляется кузнец.

Дети читают:

Эй, кузнец-молодец!
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать!
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, два – и готово!

КУЗНЕЦhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505986/image6.JPG

- Сколько в слове слогов?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Назовите звонкие звуки, глухие звуки.

- Дайте характеристику звука [ц].

[ц] – согласный, глухой, всегда твердый, непарный звук.

- Как называется дом, где работает кузнец? Посмотрите на схему.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505986/image7.JPG

Дом называется КУЗНИЦА.

Вот какая буква ц – С коготками на конце.
Коготок – царапка, Как кошачья лапка.

- Звук [ц] обозначаются буквой “цэ”. Печатная буква “цэ” выглядит вот так.

- На доске висят карточки с рисунками-отгадками. Сейчас я прочту загадку, а вы быстро найдите нужную картинку.

Явился в желтой шубке –

Прощайте, две скорлупки. Цыпленок

Два конца, два кольца,

А посередине – гвоздик. Ножницы

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его … Скворец

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. Цветы

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. Цифры

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Клюнет с клюва цапля,

Кто же это? Цапля

2.3. Первичная проверка усвоения новых знаний

  • Чтение слогов (работа со столбиком слогов).

- Найдите на стр. 51 столбик слогов. Поставьте пальчик под первый верхний слог.

- Прочитайте слоги сверху вниз.

- Дочитайте слоги до целых слов.

- Назовите слова где встречаются эти слоги.

  • Чтение текста

  • Соотношение содержания текста с иллюстрацией
  • Озаглавливание текста
  • Составление продолжение текста

- Откройте Азбуку на стр. 50

На доске:

Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу, вас до цирка прокачу!

- Рассмотрите рисунок на стр. 50. Куда нас привезла лошадка?

В цирк!

- Прочитайте первое предложение. О чем здесь говорится? Дочитайте текст до конца. Соответствует ли иллюстрация содержанию рассказа? Придумайте заголовок.

- Кто работает в цирке?

- Кем вы хотите быть, когда станете взрослыми?

- Придумайте продолжение текста.

  • Работа над развитием речи

Физ. минутка (2-ая)

- О каком кузнеце говорится в загадке?
Сидит на одуванчиках в зеленом сарафанчике,
И по цветочкам стучит молоточком. (Кузнечик)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505986/image11.JPG

- Представим, что у нас в руках молоточки. Будем выстукивать в словах звук [ц].

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505986/image12.JPG

Вышел клоун на арену,

Поклонился всем со сцены,

Вправо, влево и вперед...

Поклонился всем как мог. (Поклоны.)

  • Чтение стихотворения

  • Выразительное чтение стихотворения в процессе работы в парах

- Посмотрите внимательно на стр. 51. Что ещё мы не проработали на этой странице?

- Под иллюстрацией к тексту напечатано небольшое стихотворение. Найдите его и прочитайте.

- О чём говорится в стихотворении?

О кузнеце

- Кто захромал?

Жеребец

- Верно. А кто такой жеребец?

Конь

- Сейчас вы будете работать в парах. Научитесь читать это стихотворение выразительно. Обратите внимание на восклицательный знак в конце предложений. Вспомните, что это значит.

  1. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов

3.2. Рефлексия

- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Давайте подведём итог нашего урока.

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

 - Какие звуки она обозначает?

 - Выберите любую фразу и продолжите её.

- Спасибо за урок!

Перед глазами учащихся фразы из рефлексивного экрана:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Я понял, что …
  3. Меня удивило …
  4. Было трудно …
  5. Теперь я могу ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Буквы М,м. Звуки [м],[м"]."

В работе представлен подробный конспект урока по программе "Школа России" с использованием электронного носителя, который прилагается к учебнику....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс УМК "Школы России" по теме: " Согласные звуки [б], буквы Б,б ".

Конспект урока содержит хорошее мотивирующее начало урока, достаточное количество упражнений для развития артикуляционного аппарата, задан быстрый темп, подобраны интересные задания, которые позволяют...

Конспект урока Обучение грамоте 1 класс. Тема "Звуки з и з/.Буквы З,з."

Данный урок интересен тем, что здесь используются активные формы работы:стройка домиков для звуков разных групп, составление слов  с помощью  табло из одного слова, работа с сигальными свето...

План-конспект урока обучения грамоте. 1 класс.Звуки [ л ], [л\']. Буква Л, л.

Конспект урока обучения грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Тема: Звуки [ л ], [л']. Буква Л,л....

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. «Звуки [ф], [ф ,] . Буквы Ф,ф.»

Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием.Тип урока: изуче...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...

Конспект урока обучения грамоте (1 класс). Тема: "Твердый согласный звук [ш] и буквы Ш, ш". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о непарном согласном звуке [ш], печатной букве Ш ш; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически;Планируемые результатыПредметныезнать:...