Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку на тему

Голоменцева Марина Александровна

В данной статье представлены методические приёмы, которые позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

 Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл or_zorkost.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из опыта работы обучения в начальных классов известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чём свидетельствует результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 – 4 классах.

       Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и  у общественности. В старших классах грамотность учащихся определённо снизилась.
     Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т. е. неумение « видеть» орфограммы».

    Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

    Изучение состояния орфографической  зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает:

- во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в её основе принципы. ( В настоящее время чётко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая);

- во-вторых, из-за неразработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

     Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической   грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

 «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

        Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема безграмотного письма учащихся: неумение «видеть» орфограммы.

- Как помочь учащимся писать грамотно?

- Как развивать орфографическую зоркость?

- Как добиться грамотного письма у детей?

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в  начальной  школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

      Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи.  Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании.  Значит, умение обнаружить орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделить орфограммы при письме – одна из главных причин тормозящих развитие орфографического  навыка.

     Орфография и ребёнок младшего возраста. Орфография и интерес младшего школьника к изучению русского языка. Орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания. Как « соединить» одно с другим? Как соединить науку о законах русской орфографии с детьми 7-10 лет так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и для ребёнка?

Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее. Свидетельство тому – появление довольно большого количества книг о русской орфографии и методике её преподавания, как в средней, так ив начальной школе. Кстати, если со взрослыми, давно закончившими школу людьми, доведётся разговориться о русском языке, то первое, что всплывает в памяти взрослого человека – это именно правило. Русский язык – значит правила. Никакой другой ассоциации термин « русский язык», увы, не вызывает. Сами себя по отношению к правилам взрослые делят на два « вида».

  • Правила никогда не учил, но пишу правильно.
  • Правила помню наизусть, но пишу с ошибками.

Как сделать так, чтобы правила не  страшили  ученика  начальных классов своим количеством? Как сделать так, чтобы правила не разлетались по разным уголкам детского сознания? Важно все изученные ребёнком орфографические правила объединить в его сознании в более или менее определённые группы, в соответствии с логикой языка, с законами самой русской орфографии. Итак, как  добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?

   Профессор М. Л. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые применяются на уроках русского языка.

  1. Увидеть орфограмму.
  2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
  3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
  4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
  5. Решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
  6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

   В более обобщённом виде эти этапы представляют так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

     Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы»,  но допускают ошибки на тоже правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу,  а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т. е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

 С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит.

   Буква – фонема – звук. Что их объединяет? Привычная формула: буква означает звук. Всё здесь на первый взгляд кажется верным. Но на самом деле это не так. На самом деле буква в русском языке означает вовсе не звук, а фонему. Таков закон русской орфографии. Это не модное изобретение учёных, а закономерность русского языка.

   Буква означает фонему. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы бы писали «дуп» и «сава». Случаи типа «дом» и «сон» лишь свидетельствуют о счастливом совпадении фонемы и звука. Фонема живёт в определённой позиции и в определённой морфеме. И то и другое нельзя обойти при освоении орфографии в начальных классах. Обычно младший школьник думает, что проверять надо только тогда, когда звук и буква на конце слова расходятся, например, слово «лев» проверять надо, а слово «жираф» нет, потому, что второе пишется так, как слышится. «Ушная работа» вместо работы головой. Русская орфография не фонетическая, а фонематическая. Проверка нужна в обоих случаях.

     В наших учебниках нет термина фонема. Вместо него используется привычный и понятный малышу термин «звук». Для того, чтобы ребёнок освоил законы орфографии как систему правил, нужно вводить термин

« позиция». Сам термин нужно вводить во втором классе, однако подготовка к освоению понятия «позиция» как положение (место) звука в слове в окружении соседей – других звуков – вводится с первого класса. Само слово позиция  для ребёнка не является трудным, он легко соотносит его со словом

поза, вспоминая позиции, например, в балете. Другое дело – сильная и слабая позиция. Это именно те понятия, которые способны сыграть объединяющую роль изучения орфографических правил в начальной школе. Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребёнок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего – фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются.

    В первом классе предлагаю задание: «Сильный и слабый». Надо сравнить кота и маленького котёнка. Кто сильный? Кто слабый? Сравнить выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтёнок. Гласные буквы одинаковые. Помоги слабому! В слове кОт гласный под ударением - сильный. В слове кОтёнок гласный безударный – слабый.

      Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву с слове «котёнок».

      Когда ребёнок сравнивает слабого котёнка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова «котёнок» проверяет сильной позицией – ударным гласным в корне «кот».

Во втором классе ввожу термин «позиция», «сильная позиция», «слабая позиция» применительно к орфограммам в корне слова. Например, в слове ЁЖ звук (ш) стоит на конце слова – в слабой позиции. В слове ЕЖИ звук (ж) стоит перед гласным – в сильной позиции. Буква И в слове ЕЖИ помогает написать букву Ж в слове ёж. ЕЖИ -  проверочное слово.

У разных, казалось бы, правил (проверяемые безударные гласные, парные глухие звонкие согласные) дети обнаруживает сходство. Проверка – общая для обоих правил: слабую позицию проверяй сильной.

В третьем классе понятие сильной и слабой позиции переношу на другие орфографические правила: правописание парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных, а так же связываю с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.

Ученику важно понимать, какие правила орфографии «дружат» с корнем, какие с приставкой  или суффиксом, а какие с окончанием. Такие «семейные союзы» позволяют объединить многие, на первый взгляд, разнородные правила. Но ещё важнее объединить правила по общности их принципиальной сущности – по принадлежности к основному фонематическому принципу орфографии. Это не обозначает теоретического объединения правил, а понимание детей общей для всех правил операции проверки: от буквы – загадки к букве – отгадке и всё в порядке! От слабой позиции к сильной, и ошибка исчезнет.

      Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость.

С первого класса начинаю знакомить детей с проверяемой безударной гласной в корне, использую в качестве дидактического материала загадки, пословицы, поговорки и т. д.

В течение четырёх лет обучения не один раз обращаюсь к этой теме, чтобы закрепить у учащихся сформированный орфографический навык.

Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли.

     Очень важна последовательная работа учителя с орфограммой: от простого (1 класс) к более сложному (2,3 класс), а затем к обобщению и систематизации изученного (4 класс).

Первоклассника приобщаю к тому, чтобы «слышать» орфограмму, учу его думать над тем, так ли я пишу. Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова, которые помогают им сосредоточиться:

«Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение».

    Текстовый и иллюстративный материал азбуки и прописи дают возможность с первых дней знакомить учащихся со способами проверки безударных гласных в корне слова, парных согласных.

     Для привлечения внимания детей к данным орфограммам рассказываю

«орфографические сказки». Они вызывают интерес к изучаемым орфограммам, помогают учить видеть орфограмму, определить её вид, подобрать проверочное слово. И в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту. При чтении и письме слов с безударными гласными, я напоминаю, что они могут ссориться. Помирить их спешит волшебник Ударение.

Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. К орфографическим сказкам дети обращаются постоянно, объясняя правописание слов.

    Часто провожу игру «Зажги огоньки». На уроке пишем слова, предложения, текст на пройденные орфограммы. Прошу детей «зажечь» под ними огоньки, т. е. расставить под ними точки и подобрать проверочное слово: сосна (сосны), дуб (дубы).

Использую те загадки, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма. Безударную гласную, парную согласную находят не только в отгадке, но и в самом тексте загадки: домовитая, пролетает, похлопочет, цветком, медком.

Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии, так как считаю, что аккуратно, чётко написанные буквы лучше осознаются детьми, лучше воспринимаются и запоминаются, нечёткое написание букв приводит к ошибкам, а привычка к неаккуратному письму снижает качество запоминания.

     Над каллиграфией я начинаю работать с первых уроков письма. В этом мне помогает методика В.А. Илюхиной, но также применяю свои приёмы:

а)упражнения для развития мелкой моторики рук, выполняем в воздухе или блокнотах « курочка пьёт воду», « красим забор кистью», разминка пальцев;

б) упражнения в стихотворной форме;

в) штриховка предметов;

г) письмо по двигательным элементам;

д) традиционные приёмы.

Письмо с проговариванием тоже содействует орфографической зоркости. В основе этого письма – проговаривание по слогам. Записывают первую букву, затем проговаривают гласную и записывают её.

 Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключаются столь распространённые ошибки на пропуск и замену букв. Сначала образец проговаривания давала сама, а потом дети проговаривали хором, затем индивидуально. Постепенно, благодаря постоянному проговариванию и проверке ребёнок осваивает механизм письма. Развивается внимание, воспитывается самоконтроль.

     Когда закончим обучение грамоте, делаем квадрат. Он лежит в тетради. Поясняю, что квадрат будет обладать волшебной силой. Накладываем его на первое слово в предложении. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первое слово, потом второе и т. д. Таким образом, ученик легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой прием даёт хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя  и, как правило, почти  не допускает ошибок на пропуск букв.

 Использую в своей работе комментированное письмо. Этот вид работы строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописания правилами, подбором проверочных слов.

При комментировании должно соблюдаться условие, чтобы все работали одновременно, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются все дети.

    В своей работе использую творческие работы, это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений и на запись своих предложений.

    Кроссворды, пословицы позволяют вести разнообразную работу по закреплению изученных правил.

Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрен ряд слов, правописание которых не проверяется правилом. Прочное усвоение их написания достигается путём частого употребления в различных заданиях и упражнениях. Наиболее распространённым видом словарно – орфографических упражнений остаются диктанты.

Использую зрительные диктанты с предварительным разбором слов учащимися орфографически и орфоэпически. Ученики проговаривают написанное на карточке слово с выделенной безударной гласной.

Использую выборочные диктанты, с использованием загадок.

Учу детей пользоваться орфографическими и толковыми словарями. Использование этих словарей способствуют прочному усвоению знаний, они вносят оживление и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Хочется научить детей активно и самостоятельно мыслить. Поэтому особое значение в привитии навыков самостоятельности и интереса к учению, развитию абстрактно – логического мышления придаю использованию наглядно – демонстративного материала, особенно распространённым в последнее время опорным сигналам, различным таблицам, схемам – опорам.

     Для умственного развития детей более важными являются задания, при выполнении которых дети учатся сами строить такие схемы. С некоторыми таблицами я работаю давно, некоторые начала применять недавно. Я с уверенностью могу сказать, что они являются опорой мысли, опорой действия для детей. Во время работы с опорными таблицами дети спорят, доказывают, ошибаются, делают выводы. Использование таблиц оживляют урок.

     Пользуясь таблицей, ребята чувствуют себя уверенней, с радостью идут к доске. Бывают, что дети ошибаются, но они этого не боятся: на ошибках учатся.

  При формировании орфографической зоркости использую орфографические тренажёры.

    Считаю, что работа с тренажёром снижает физические и умственные перегрузки, нервную утомляемость детей, позволяет им приобрести устойчивый навык и изучать школьный материал с опережением.

Вот несколько приёмов, которые помогают формировать орфографическую зоркость.

      Первый из них помогает детям писать без ошибок. С его помощью ученики оформляют в тетрадях письменные работы. «Секрет письма зелёной пастой» - так мы назвали его с детьми. Каждый ученик имеет две ручки: с синей и зелёной пастой. Как только появляется первое правило – начинаем работать ручкой с зелёной пастой.

    Второй приём – это регулярное запоминание рифмовок тренировочного характера.

   С заглавной буквы без сомнения

         Начинаем предложение.

         Буквы пишем аккуратно,

        Чтобы было всем понятно.

         Ударение над гласной

         Может сделать букву ясной.

 Большое внимание уделяю работе со словарными словами. Чтобы дети запомнили слово, стараюсь задействовать различные виды памяти: зрительную, слуховую, речемоторную, эмоционально – образную, тактильную, особенно при дифференцированной работе. Это является моими «секретами»: такие виды упражнений – «зафиксировать» внимание, выборочные слова – вывески, « волшебное» стекло для «волшебных» букв, метод ассоциаций.

     В работе над развитием орфографической зоркости использую также современные образовательные технологии:

     а) технология игровых методик;

     б) проблемное обучение;

     в) технология развития критического мышления;

 г) обучение в сотрудничестве (командная, групповая, работа в парах);

     д) здоровьесберегающие технологии.

   Считаю, что эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, что позволяет применять полученные детьми знания в совместной или индивидуальной деятельности.  

      Большую роль в развитии орфографической зоркости является наглядность и дифференцированный подход. Ведь не секрет, что легче запоминается то, что интересно, ярко, необычно.

       Компьютерные технологии позволяют экономить время на уроке, делает урок ярким, наглядным, облегчают проверку самостоятельной работы учащихся.

От правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути много преград. Нам надо научить детей преодолевать их.

Все эти методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

 Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».

«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...

Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе. Упражнения...

Курсовая работа на тему"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформ...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

        Формирование орфографической грамотности - актуальная задача обучения русскому языку школьников в современном обществе. Она является одной из составных частей общей ...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

материалы  по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе...