Урок русского языка "Род глаголов прошедшего времени"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Макарова Ольга Владимировна

Разработка содержит конспект и презентацию урока русского языка в 3 классе на тему "Род глаголов прошедшего времени". УМК "Школа России". На уроке используютя ресурсы учебника, рабочей тетради, электронного приложения к учебному комплекту В.П. Канакиной. Содержание урока построено на тематике Дня Победы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».   3 класс

Цель урока: 

- познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Планируемые результаты:

предметные:

- находить суффикс - л -, определять число и род    у глаголов прошедшего времени

 личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные УУД:

регулятивные

  •   определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные

  • использует знако-символические средства при выделении суффикса;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;
  • учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Психологическая подготовка.

- Какая сегодня погода?  Какое настроение вызывает у вас такая погода?

-Что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

       Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

    Занимайте свои места. Скорее приступим к работе, к открытиям в сфере русского языка. Настроимся на работу. Может, русский язык откроет нам какие-то новые тайны.

ΙΙ.Актуализация знаний и фиксирование затруднения.

1.

- С какой частью речи мы работали на последних уроках.

- Вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Блиц –опрос:

Глагол – это……..

Глаголы отвечают на вопросы…….

Глаголы обозначают……..

Глаголы изменяются по…….

В  настоящем времени глагол обозначает действие которое …

     В будущем времени глагол обозначает действие которое …

В прошедшем времени глагол обозначает действие которое …

В предложении глагол является ….

2.

Чтобы определить тему урока, выполним задание в ноутбуках (цветок)

   -Объясните орфограммы в словах с пропущенными буквами.

   - Найдите глаголы. Как будем их определять? Сколько глаголов нашли. Назовите.

   - Выпишите глаголы.  

   - Найдите общие признаки. (прош.вр., ед.число). Записываю на доске.

-Выделите признак глагола прошедшего времени (суффикс –л)

Сегодня на уроке мы будем вспоминать  события, которые уже давно произошли. Глаголы какого времени мы будем использовать?

-От чего застонала берёза?

- Это подсказка. О чём мы будем говорить на уроке? (о войне)

- С глаголы каких категории мы будем работать? (прош.вр., ед.число).

- О событиях какой войны вам многое известно? (ВОВ)

Проблемный диалог.

У вас на столе карточки. Ознакомьтесь с заданием.

22 июня1941 года  враг напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистская армия напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистское войско напал… на нашу страну.

-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?

-Чего не хватает?  (-Окончаний.) Давайте вставим окончания.

- Как не ошибиться в написании окончаний? (задать вопрос)

Допишите окончания глаголов. Выделите окончания.

Определите число и время этих глаголов.

Значит тема нашего урока:

Изменение глаголов прошедшего времени единственного числа по……

Почему глаголы употреблены  в одном и том же времени и числе, а имеют разные окончания?

Сразу мы можем ответить на этот вопрос?

Значит наша цель?

- Узнать почему глаголы в прошедшем времени в единственном числе имеют разные окончания.

ΙΙΙ. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах.

-Как вы думаете, почему меняется окончания глаголов?

Ваше мнение.

ΙV. Реализация построения проекта.

- Умеем мы определять род глаголов?

-А у каких частей речи мы умеем определять род?

- Выделите основу каждого предложения и найдите с какими существительными связаны выделенные глаголы?

- Определите род существительных враг, армия, войско.

-Поставьте вопрос от существительного к глаголу.

Какой вывод можем сделать?

Мы с вами выяснили, глаголы прошедшего времени единственного числа изменяются по родам.

Сформулируем тему урока точнее  

Изменение глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

-Ребята, а если рядом с глаголом прошедшего времени нет существительного, как мы сможем определить его род.

Давайте проверим,  изменяются ли они по родам во множественном числе?

Ваше мнение.

Измените эти предложения так, чтобы  глаголы обозначали действия нескольких предметов

Назовите окончание глаголов во множественном числе.

Что вы можете сказать об этих окончаниях.

Какой вывод делаем?

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А теперь давайте всё обобщим и сформулируем правило.

Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по………..

Глаголы прошедшего времени мужского рода отвечают на вопрос …. и  имеют окончание ……

Глаголы прошедшего времени женского рода отвечают на вопрос……        и   имеют окончание ……

Глаголы прошедшего времени среднего рода отвечают на вопрос…….. и     имеют окончание ……

Во множественном числе глаголы по родам не…..

Они имеют окончание……

Проверяем, правильный ли вывод мы сделали? Учебник с.122.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (внутренняя речь). 

  1. – Кто помнит в какой день недели началась война? (воскресенье)

- Что люди делают в выходной день?

- Знали ли наши соотечественники, что им придется на целых 4 года забыть о покое?

Перенесёмся в то утро, когда люди ещё не знали о войне.

Р.т. с. 72 упр.164

- Каким было то утро?

- Назовите тип текста? (повествование)

  • Поработайте над орфографией. Проверка. Объяснение.

        -Какое задание ещё нужно выполнить?

       - Как это сделать?       Назовите глаголы.

       - Назовите признак глагола прошедшего времени. Выделите суффикс.

       - Что вы узнали о категории рода у  глаголов?

  • Определите род  глаголов.  Проверка  по ноутбуку.

      - По каким признакам мы определим категорию рода? (по окончаниям)

      - Расскажите о родовых окончаниях гл.прош.вр.

      Выделите окончания глаголов.

- Достаточно ли мы поработали над новой темой?

  1. Работа по группам (карточки)

-Как вы думаете, какие действия нужно совершить, когда враг напал на Родину.

   Эти глаголы мы будем изменять по родам. Для этого поработаем в группе.

        

Вспомним правила работы: работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант.

Чтобы удобнее было ориентироваться, добавьте слова-подсказки в нужные столбцы.

Задание: Изменить   глаголы неопределённой формы в форму глагола прошедшего времени, единственного числа и по родам. Выделите окончания глаголов.

глагол

Прошедшее время

Неопр. форма

М.р., ед.ч.

Ж.р. ,ед. ч.

Ср.р.,  ед. ч.

Защитить

Освободить

Воевать

Победить

Вывод: В результате наблюдений за  глаголами формы прошедшего времени, мы делаем вывод, что глаголы изменяются по родам.

В единственном числе:

Глаголы  М.р     отвечают на вопрос ….  имеют …..   окончание

Глаголы  Ж.р.    отвечают на вопрос …..  имеют   окончание…

Глаголы  С.р.  отвечают на вопрос …..  имеют   окончание

 - Подтвердим,  наш вывод.

VII. Включение в систему знаний, повторение.

Работа в парах (карточки)

В бою побывать - цену жизни узнать.
Война приносит шрамы и раны.

- Прочитайте  записи. Что прочитали? (пословицы).  Почему?

- Найдите глаголы. Подчеркните их.

- Определите категории глаголов.

  • Поставьте глаголы в форму прошедшего времени.
  • Определите число и род глаголов.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке? 

- Говорите только глаголы!

(Писали,  думали,  доказывали,  объясняли,  придумывали, говорили).

- В каком времени использовали глаголы?

- Что узнали о категории прошедшем времени у глаголов?

- Какие цели ставили?

- Кто считает, что он достиг цели?

IX. Д/З      Составить для себя опорную схему по теме урока.

Мы стоим у Вечного огня,
Он горит, чтоб мы не забывали,
И в нетленной памяти храня,
Как отцы и деды воевали!

22 июня1941 года  враг напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистская армия напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистское войско напал… на нашу страну.

  • Допишите окончания глаголов.  Выделите окончания.
  • Определите число и время глаголов.

22 июня1941 года  враг напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистская армия напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистское войско напал… на нашу страну.

  • Допишите окончания глаголов.  Выделите окончания.
  • Определите число и время глаголов.

22 июня1941 года  враг напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистская армия напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистское войско напал… на нашу страну.

  • Допишите окончания глаголов.  Выделите окончания.
  • Определите число и время глаголов.

22 июня1941 года  враг напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистская армия напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистское войско напал… на нашу страну.

  • Допишите окончания глаголов.  Выделите окончания.
  • Определите число и время глаголов.

22 июня1941 года  враг напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистская армия напал… на нашу страну.

22 июня1941 года  фашистское войско напал… на нашу страну.

  • Допишите окончания глаголов.  Выделите окончания.
  • Определите число и время глаголов.

глагол

Прошедшее время

Неопр. форма

М.р., ед.ч.

Ж.р. ,ед. ч.

Ср.р.,  ед. ч.

Защитить

Освободить

Воевать

Победить

глагол

Прошедшее время

Неопр. форма

М.р., ед.ч.

Ж.р. ,ед. ч.

Ср.р.,  ед. ч.

Защитить

Освободить

Воевать

Победить

глагол

Прошедшее время

Неопр. форма

М.р., ед.ч.

Ж.р. ,ед. ч.

Ср.р.,  ед. ч.

Защитить

Освободить

Воевать

Победить

глагол

Прошедшее время

Неопр. форма

М.р., ед.ч.

Ж.р. ,ед. ч.

Ср.р.,  ед. ч.

Защитить

Освободить

Воевать

Победить

  1. Найдите глаголы прошедшего времени. Обозначьте число и род глаголов.

1.Была война.

2.Всё население встало на защиту своей земли.

3. Гитлеровские войска усиливали атаку.

4.Бой шёл за каждую улицу, за каждый дом.

5.Наш народ выстоял! Победил! Пришла долгожданная победа.

А теперь проверим.

5.Самостоятельная работа. Дифференцированное задание

Разноуровневые задания 
1 уровень.
Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род.

  • Армия освободил….
  • Город выстоял….

Подобрать, подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов:

Слова для справок: шло, разрушил, вели, грохотала

  • Наступление    …….. по разным направлениям.
  • Враг      ……….. города и сёла.
  • Бойцы    ……. ожесточённые бои.
  • Пушка      ……..  всю ночь.

Подобрать, подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число.

  • Война   ……….
  • Народ     ……..
  • Враг     …….
  • Потомки  не …….

  1. Работа с фразеологизмами

В тылу советский народ отдавал фронту всё до последней крошки, работал в поте лица.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П одготовка к работе в ноутбуках Русский язык. Глагол. 4-я тема.

Слайд 2

Двадцать седьмое мая. Классная работа.

Слайд 3

Глагол – это…….. Глаголы отвечают на вопросы……. Глаголы обозначают…….. Глаголы изменяются по……. В настоящем времени обозначает действие которое … В будущем времени обозначает действие которое … В прошедшем времени обозначает действие которое … В предложении глагол является ….

Слайд 4

73 – летию Великой Победы посвящается

Слайд 5

22 июня 1941 года враг напал на нашу страну. 22 июня 1941 года фашистская армия напал на нашу страну. 22 июня 1941 года фашистское войско напал на нашу страну. Прош.вр . Ед.ч. Прош.вр . Ед.ч. Прош.вр . Ед.ч. а о

Слайд 6

Тема урока: Изменение глаголов прошедшего времени единственного числа Цель урока: -узнать почему глаголы прошедшего времени единственного числа имеют разные окончания.

Слайд 7

22 июня 1941 года враг напал на нашу страну. 22 июня 1941 года фашистская армия напал на нашу страну. 22 июня 1941 года фашистское войско напал на нашу страну. Прош.вр . Ед.ч. Прош.вр . Ед.ч. Прош.вр . Ед.ч. а о м.р. с.р. ж.р. м.р. ж.р. с.р.

Слайд 8

Тема урока: Изменение глаголов прошедшего времени единственного числа Цель урока: -узнать почему глаголы прошедшего времени единственного числа имеют разные окончания. по родам

Слайд 9

22 июня 1941 года враг напал на нашу страну. 22 июня 1941 года фашистская армия напал на нашу страну. 22 июня 1941 года фашистское войско напал на нашу страну. Прош.вр . Ед.ч. Прош.вр . Ед.ч. Прош.вр . Ед.ч. а о

Слайд 10

22 июня 1941 года враги напал и на нашу страну. 22 июня 1941 года фашистские армии напал на нашу страну. 22 июня 1941 года фашистские войска напал на нашу страну. и и Прош.вр . мн.ч. Прош.вр . мн.ч. Прош.вр . мн.ч.

Слайд 11

Глаголы м .р отвечают на вопросы что делал? ч то сделал? , имеют окончание нулевое . Глаголы ж.р . отвечают на вопросы что делала? что сделал, имеют окончание -а . Глаголы ср.р . отвечают на вопросы что делало? что сделало? имеют окончание -о . Прошедшее время единственное число

Слайд 13

Глагол Прошедшее время Неопр. форма М.р ., ед.ч . народ Ж.р ., ед. ч. страна С.р ., ед. ч. государство защитить освободить воевать победить Слова- подсказки: НАРОД, ГОСУДАРСТВО, СТРАНА.

Слайд 14

Глагол Прошедшее время Неопр. форма М.р ., ед.ч . народ Ж.р ., ед. ч. страна С.р ., ед. ч. государство защитить защитил защищала защищало освободить освободил освободила освободило воевать воевал воевала воевало победить победил победила победило

Слайд 15

В бою побывать - цену жизни узнать. Война приносит шрамы и раны. Найдите глаголы. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени. Определите число и род глаголов.

Слайд 16

В бою побывать - цену жизни узнать. Война приносит шрамы и раны. Найдите глаголы. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени. Определите род глаголов. В бою побывал - цену жизни узнал. Война принесла шрамы и раны.

Слайд 17

Определите род глаголов. В бою побывал - цену жизни узнал. Война принесла шрамы и раны. м. р. м. р. ж. р.

Слайд 18

Тема урока: Изменение глаголов прошедшего времени единственного числа Цель урока: - узнать почему глаголы прошедшего времени единственного числа имеют разные окончания. по родам.

Слайд 19

Домашнее задание Составить для себя опорную схему по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

Урок-презентация "Правописание глаголов прошедшего времени" 4 класс

Урок разработан в форме космического путешествия, тип урока- обобщение изученного материала, формы работы- групповая, индивидуальная....

Презентация к уроку "Родовые окончания глаголов прошедшего времени"

Презентация для урока "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс УМК "Планета знаний"...

Конспект урока по русскому языку - глаголы прошедшего времени, 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ для 3 класса...

Презентация по русскому языку "Глаголы прошедшего времени" 3 класс

Презентация по теме: "Глаголы прошедшего времени"...

Конспект урока русского языка «Глаголы будущего времени», 3 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы будущего времени»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о будущем сложном времени глагола; умений изменять глаголы по временам....