Урок русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Языкина Ирина Николаевна

Тема урока: Ударение. Ударение, как один из элементов развития речи на уроках русского языка.

Цели:

Познавательные:

Организовать деятельность детей по:

  • умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике  полученные на уроке знания;
  • по открытию случаев, когда ударение не ставится;
  • «открытию»  понятий «ударный» и « безударный» слог,  
  • постановке и формулированию проблемы,
  • осознанному и произвольному построению речевого высказывания,
  • поиску и выделению необходимой информации.

Личностные:

  • способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и  систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля через различные способы оценивания своих работ;
  • навыки самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

  • выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения,
  • познавательная инициатива, контроль, коррекция и самооценка.

Коммуникативные:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для аргументации своего суждения,
  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.

Планируемые результаты:

Учащиеся узнают:

  • что такое «ударение», «ударный и безударный слоги»,
  • случаи, когда ударение не ставится,

Учащиеся будут учиться:

  • ставить ударение в словах,
  • выполнять задания творческого и поискового характера;
  • контролировать и оценивать свою работу и её результат

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_1_klass.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе


Тема урока:
 Ударение. Ударение, как один из элементов развития речи на уроках русского языка.

Цели:

Познавательные:

Организовать деятельность детей по:

  • умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике  полученные на уроке знания;
  • по открытию случаев, когда ударение не ставится;
  • «открытию»  понятий «ударный» и « безударный» слог,  
  • постановке и формулированию проблемы,
  • осознанному и произвольному построению речевого высказывания,
  • поиску и выделению необходимой информации.

Личностные:

  • способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса;
  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и  систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля через различные способы оценивания своих работ;
  • навыки самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

  • выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения,
  • познавательная инициатива, контроль, коррекция и самооценка.

Коммуникативные:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для аргументации своего суждения,
  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.

Планируемые результаты:

Учащиеся узнают:

  • что такое «ударение», «ударный и безударный слоги»,
  • случаи, когда ударение не ставится,

Учащиеся будут учиться:

  • ставить ударение в словах,
  • выполнять задания творческого и поискового характера;
  • контролировать и оценивать свою работу и её результат

Оборудование: Учебник «Русский язык» 1 класс (автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий); тетрадь, карандаши разных цветов, простой карандаш, линейка.
Домашнего задания нет т.к.

Ход урока

   

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

1

Организационно-мотивационный момент

  1. Учитель: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение и мне хочется вместе с вами прочесть это стихотворение. Прочитайте про себя, читаем хором. 

Так же как ручей журчит, 
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива! 
Слышим мы ее слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец…
Это главное наследство,
Что должны беречь мы с детства!
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!

Учитель: -На каком уроке мы родную речь будем изучать, любить, беречь?
Учащиеся: - Родную речь мы изучаем на всех уроках, потому что мы говорим, рассуждаем.
Учащиеся:
 - Больше всего мы изучаем нашу речь, на уроке русского языка. 

2

 

 

 

Самоопределение в учебной деятельности (актуализация знаний).

 

1. Приготовьтесь к письму.

«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

Запишите с доски дату и классная работа

2. Минутка чистописания.
Учитель: - Сегодня мы с вами повторим правильное написание буквы т. Образец учителя на доске. Напишите целую строчку, помня о том, что эта буква участвует в конкурсе Красоты.

А теперь на следующей строчке слоги с данной буквой: те, ту, ат, ит
Учитель:-
 Поменяйтесь тетрадями, возьмите зеленый карандаш, линейку.  По линейке подчеркните все буквы-Красавицы. Верните тетрадь хозяину. 
Встаньте, у кого все буквы - Красавицы. Молодцы ребята, вы хорошо подготовили свои буквы к конкурсу Красоты. Ваши буквы принесли вам Победу! Похлопали!

4. Словарная работа.

Учитель: – Откройте словарь, напишите, слово, которое начинается с той буквы, что участвовала в конкурсе красоты. Выполните задания с этим словом.

1.На какую орфограмму (опасное место) следует обратить внимание.

2.Выделить гласные красным карандашом.

3.Разделить слово на слоги.

(Аналогичная работа у доски)

3

Постановка учебной задачи (проблемы)

1. Игра-соревнование «Услышал – повтори!»

*Я хлопаю 1–11–1–11, теперь вы …

*А ТЕПЕРЬ ТАК 11–111–11–111, ПОВТОРИТЕ …

* 1-1-1-1-1,  повторите

1. У: – Внимание! 

– Что вы услышали когда я хлопала?

Д: – Звук.

У: –Как образовался звук?

Д: – Был удар ладошками.

У: – Одинаковый ли звук  был с каждым хлопком? 

 Д: – Нет. Сначала громко. Потом  тихо.

У: – А почему? От чего зависит сила звука?

Д: – От силы удара.

У: – Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)

2. Работать будем как  по плану.

-Что уже знаем?

– Что хотим узнать?

– Зачем?

– Удалось ли?

– Итак, что мы уже знаем об ударении?(в слове ударение падает только на гласную и один раз)

– Что хотим узнать?

  • что такое ударение и его значение?
  • как называется слог на который падает ударение?
  • как называются слоги, на которые не ставится ударение?
  • в каких словах ударение не ставится?

Зачем мы хотим это узнать? 

(чтобы наша речь была правильной)

4

«Открытие» нового знания.

1. Работа с учебником.

– Что поможет нам что же такое ударение? (Учебник)

Открываем учебник на странице 39 .

Найдите первое упражнение. Прочитайте задание.

Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте: о каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?

(чтение учителем) + карандаш

– О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?

– Вспомним, как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)

Прочитайте стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух)

– Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли)

– А голосом? (выделяли силой голоса…)

Вывод:

– Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов) 

Ударение — выделение одного из слогов в звучащей речи, произнесение его с большей силой или длительностью

– Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете как он называется? (ударный)

– А другие слоги?

Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)

Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (1 вслух)

2. – А вы заметили, что в стихотворении, ударение стоит не над каждым словом? Как вы думаете, почему?

– Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2? (двухсложные), из 3?

Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение?

– В учебнике на с 40 есть подсказка. Найдите.

– Прочитайте.

– В каких словах ударение не ставится?

(слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё)

2.Физкультурная минутка.

Видеозарядка.

5

6

Первичное закрепление.

Физминутка

1. Работа в тетрадях.

–Кто догадался, чему мы сегодня должны научиться?

(учиться правильно ставить ударение)

-Прочитайте слова на карточках. На какую тему эти слова?

СОЛЦЕ, СОСУЛЬКА,  ВЕТЕР,  ЛУЧ,  КАПЛЯ,  РУЧЕЙ

(раздаются карточки с данными словами)

 Какое из данных слов лишнее? Почему?

(в слове ЛУЧ- не ставим ударение)

ВЫВОД:В словах с одной гласной ударение не ставят.

2. Прочитайте слово на следующей карточке.  

ЗАМОК

-Возьмите карандаш и поставьте ударение.  Можно ли по-другому? Какие слова получились? Что изменилось? (СМЫСЛ)

Найдите в словарике объяснение значения слов ЗАМОК И ЗАМОК.

 Какой слог ударный в 1 слове?  Во 2 слове?

 Изменилось ли написание слова?  А значение слов? Почему? (по-разному стоят ударение).

Вывод: – Для чего нужно ударение?  (определяет смысл слов)

- Ребята, вы сказки любите? (да)

- И я их очень люблю.

- Сейчас поиграем в игру «доскажи словечко».

  • Коза, козлята, волк, кузнец, съел.
  • Муха, денежка, базар, самовар, комар, паук.
  • Маша, заблудилась, медведь, испекла, убежала.
  • Старик, старуха, испекла, колобок.
  • Теремок, мышка, лягушка, волк.
  • Репка, дед, бабка, внучка, Жучка.

7

Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.

Прочитайте. 

  1. Расположи предложения так, чтобы получился рассказ.
  2. Запиши 1предложение в тетрадь.
  3. Поставь над словами ударение.

Самостоятельная работа.

( На тропинку выбежал ежик.

Вдруг в кустах они услышали шорох.

Мальчики гуляли в лесу.)

Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений)

8

Рефлексия деятельности.

 Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

 Что такое ударение?

 Какой слог называется ударным?

– Какой слог называется безударным?

 Когда в словах не ставится знак ударения?

 В чём испытали затруднение?

Молодцы!  Спасибо за урок!

Все встали. Урок окончен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...