Пропедевтика специфического нарушения письма у младших школьников с использование приемов РТВ (развитие творческого воображения)
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Евсюкова Ольга Юрьевна

Число речевых расстройств у детей и подростков  с каждым годом  растёт, в связи, с чем вопрос пропедевтики   речевых нарушений у учащихся массовой школы принимает глобальный характер. «Способный, но почему-то ленится»,эту фразу нередко можно услышать от родителей и учителей. Но даже опытные учителя не всегда  понимают, что это не лень, и не упрямство, а болезнь. А болезнь, как говорится, легче предупредить, чем вылечить. Но если в школе нет логопеда. Что делать? В данной статье, написанной учителем-логопедом, можно найти некоторые приемы, которые может использовать учитель начальных классов на уроках обучения грамоте и на уроках русского языка в конце 1 класса (период пропедевтической работы ), чтобы в дальнейшем у учащихся не возникали специфические ошибки на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx374.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пропедевтика специфического нарушения письма  у младших школьников с использование приемов РТВ (развитие творческого воображения)

 

                                                                            Промышленный район

МБОУ «Школа №10 «Успех»

учитель начальных классов и учитель-логопед

Евсюкова Ольга Юрьевна

По данным сотрудников кафедры ЛГПИ им. Герцена, число речевых расстройств у детей и подростков  с каждым годом  растёт, в связи, с чем вопрос пропедевтики   речевых нарушений у учащихся массовой школы принимает глобальный характер. «Способный, но почему-то ленится», «очень отвлекается и  на уроках витает где-то  в облаках», «не может дать ответ на простейшие вопросы». В каждом классе, в любой школе  есть, наверное, хоть один ребенок, а адрес которого звучат такие фразы. [4] В способностях этих ребят никто не сомневается (среди них есть те, кто успешно учится в музыкальной или художественной школе), о «педагогической запущенности» речь тоже не идет - родители разве что не ночуют в школе и не жалеют денег на репетиторов. И, несмотря на все усилия, дети делают множество ошибок в словах, не могут пересказать прочитанное и сложить однозначные числа. Но даже опытные учителя не всегда  понимают, что это не лень, и не упрямство, а болезнь. А болезнь, как говорится, легче предупредить, чем вылечить.

В последнее время проблема преодоления нарушений письменно речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы приобретает особое значение. Это связано с тем, что среди слабоуспевающих и неуспевающих учеников большой процент составляют дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развитии письменной речи. [3] Нарушение письма осложняет усвоение учебной программы, оказывает отрицательное влияние на эффективность обучения, является частой причиной резкого снижения учебной мотивации. С каждым годом категория детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи, увеличивается. Это определяет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов (период становления письменной речи).

Дисграфия - стойкое  нарушение  письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. [6]

По мнению некоторых авторов, неспособность к обучению возникает из-за нарушений в обработке информации в высших отделах головного мозга. Ученые  предполагают, что мозг таких детей развивается ассиметрично – какие - то отделы созревают медленнее, а какие-то - быстрее. Повышение уровня нарушений письменной речи  объясняется в том числе и улучшением качества медицинской помощи. Сегодня перинатологи  научились выхаживать детей, рожденных с критически низкой массой тела (500 г). Отклонения в развитии у таких малышей встречаются на порядок чаще. [4]  А так же есть предположение, что расстройство школьных навыков может возникнуть и после рождения ребенка. Все это связано с  информационным хаосом, в который дети погружаются с первых лет жизни. Передовые  родители начинают развивать  ребенка с малых лет, перегружая зоны мозга, еще не готовые к такому объему работы. Это приводит к обратному эффекту-задержке развития важнейших психических функций. [5]

Таким образом, в  настоящее время учителя начальных классов  все чаще и чаще сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. И  родители  чаще спрашивают: «Как быть? Что делать? Я не знаю, чем помочь?», на что учителя пожимают плечами: «Правила надо учить!», «Читайте чаще  вслух!», «Диктантов пишите дома побольше!» и отправляют к логопеду. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет?  На сегодняшний момент практически все ставки логопеда выведены из школ. И проблемы письма  чаще всего никуда не уходят: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Что же такое  дисграфия,  и что делать в таком случае учителю начальных классов с детьми-дисграфиками? Дисграфия проявляется в стойких, специфических, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Исследования показывают: проблема встречается у 52% учащихся  вторых классов, что свидетельствует о недостаточном фонетико-фонематическом развитии, недоразвитии зрительно-моторных координаций (глаз- рука), а также об общем недоразвитии речи малыша. [4]

В чем причины дисграфии? Специфическое нарушение письма  вызывает ряд нарушений:

  • Недоразвитие устной речи. Ребенок плохо произносит звуки, отсутствует связная речь, грамматика, фонетика и лексика нарушены.
  • Патологии, связаны с травмами при рождении или после появления малыша на свет. Часто причиной дисграфии становится истощение ЦНС.
  • Нарушения в социально-психологической сфере. К примеру, когда в семье родители разговаривают на разных языках и с ребенком мало общаются, у него возникает дефицит разговорного общения.
  • Наследственная предрасположенность, задержка психического развития. Травмы черепа, поражения головного мозга. Эти причины также часто провоцируют отклонение и у взрослых людей. [7]

Учителям, у которых  в классе дети столкнулись со сложностями при  обучении  письму, следует обратить внимание на характер специфических ошибок. Несомненно, работать над коррекцией  дисграфии  должен специалист, но понимать, что происходит и поработать  над   предупреждение этих ошибок  (букварный период в обучении грамоте, русский язык - конец 1 класса), обязательно нужно. Наиболее часто встречающиеся виды дисграфий  (по результатам исследований кафедры логопедии ЛГПИ им. А. Герцена) это:

- акустическая дисграфия (21% учащихся 2-4 классов);

- оптическая дисграфия (11 % учащихся 2-4 классов) [4]

На этих формах хотелось бы остановиться.

Акустическая дисграфия – частичное специфическое нарушение письма, возникающего на фоне нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем). Акустическая дисграфия характеризуется:

  • Заменой  на письме букв, похожих по звучанию (парных твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих, некоторых гласных, в частности, лабиализованных).
  • Частыми  ошибками  при письменном обозначении мягкости звуков.
  • Пропусками  некоторых букв или даже слогов, перестановкой  их местами.
  • Объединением  при написании нескольких слов в одно.

В качестве примера можно привести такие ошибки как  «тавай» вместо «давай», пропуски мягкого знака «пен», «малчик», «лубуусь».   Основными задачами пропедевтики  акустической формы дисграфии являются:

  • развитие фонематического восприятия (умение анализировать звуковую структуру слова);
  • выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов.Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Оптическая дисграфия характеризуется:

  • недописыванием элементов букв (ошибочное количество элементов): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавлением лишних элементов;
  • пропусками элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
  • зеркальным  написанием  букв.

Основными задачами пропедевтики  оптической  формы дисграфии являются:

  • развитие оптико-пространственных   представлений ;
  • развитие зрительного анализа и синтеза.  [4]

У детей с дисграфией очень часто преобладает  напряжение, страх письма, страх неудач. И пропедевтические  занятия с помощью  элементов технологии ТРИЗ и РТВ  частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Задания по РТВ (развитие творческого воображения) разнообразны и привлекательны, поэтому вызывают положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Исходная позиция технологии ТРИЗ и РТВ – каждый ребёнок талантлив от Природы. Принцип работы – воспитание личности через творчество. [2]  Для ребенка начальная школа – период, когда знания, полученные в дошкольный период, приходят в систему, и формируется мыслительная деятельность. Очень важно, чтобы  ученики не становились на данном этапе потребителями, а сами начинали заниматься поисковой деятельностью. Преимущества технологии ТРИЗ и РТВ заключаются в том, что любое задание посильно и доступно для каждого ученика, а так же данную технологию можно использовать в любой системе обучения. Технология ТРИЗ и РТВ является инструментом для развития системного, творческого мышления, фантазии, воображения учащихся.[11] 

Итак, для учителя начальных классов  решением проблем акустической  дисграфии  является ее профилактика. А именно:

1. Развитие фонематического восприятия (способность воспринимать звуковой состав слова: сколько в слове слогов, звуков, какой звук  1-й , какой звук  заканчивает слово).

2. Развитие  фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов с целью воспроизвести на письме в виде букв.

Это те направления работы, которые по силам учителю начальных классов. Рассмотрим  использование элементов технологии ТРИЗ и РТВ по данным направлениям работы на примере таблицы. Приложение 1.

Как видно из таблицы , для  пропедевтики акустической дисграфии  важно, чтобы учащиеся хорошо овладели  понятиями: «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».

Учащиеся   должны  понимать разницу между:

  • звуком и буквой;
  • гласным и согласным;
  • словом, слогом и звуком;
  • мягкими и твердыми согласными;
  • звонкими и глухими согласными;
  • уметь делить слово на слоги,
  • определять ударный слог,
  • выделять позицию определенного звука (или слога) в слове.

Для  пропедевтики оптической дисграфии  важно, чтобы учащиеся хорошо овладели зрительно-пространственными представлениями, зрительным анализом и синтезом, поскольку именно  несформированность  этих умений следует рассматривать как предвестник оптической  дисграфии. Чаще всего трудности возникают у тех детей, которые невнимательны, плохо ориентируются в пространстве (путают право – лево) или на листе бумаги (не понимают, где низ, где верх), у которых плохо развита мелкая моторика. Такие учащиеся с трудом справляются с пуговицами , со шнурками, не любят рисовать, неправильно держат карандаш или ручку.[8]   С целью активизации воображения, развития зрительно-пространственного гнозиса, создания эмоционального отношения к символу в технологии ТРИЗ и РТВ есть  упражнение «Образ буквы».

Ученикам предлагается пофантазировать, на что похожа буква, сделать букву близкой, имеющей свой характер. Для этого можно предложить такие вопросы: «Какого  размера  буква – большая или маленькая?» «Толстая или тонкая?»  «Добрая или злая?»  «Какие любит слова?»  «С кем дружит?» .[11] 

Приложение 2

Можно предложить детям упражнение «Назови букву», в котором они попытаются узнать букву по ее описанию, характеру и расположению в пространстве. Например,

1. Эта буква - домохозяйка, кругленькая, у нее искривленный  позвоночник, поэтому она немного сутулится, смотрит все время  направо.  Ходит она, перекатываясь. Питается супом, сыром, сосисками. Седая, говорит со свистом, растягивая слова. Похожа на полумесяц (буква - «С»)

2. Это веселая буква имеет два больших уха на туловище, тонкую талию, головы не обнаружено, рук нет. Ходит прямо, очень гордится собой и важничает,  считая себя фантастической буквой. А еще она любит фыркать. Какая это буква? (буква-«Ф») .[9] 

Чаще всего у детей, допускающих дисграфические  ошибки, не сформировался на начальных этапах обучения образ буквы. Ребенку необходимо объяснить, что каждая буква – это особый рисунок, имеющий сигнальный признак: буква б  похожа на белку, а буква д  на  дятла. Таким образом, одна из задач учителя при работе над пропедевтикой оптической дисграфии  - научить детей выделять  эти «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки).  Приложение 3.

Демонстрируя  первоклашкам сходство и различие при написании букв  тем самым мы формируем образ этих букв и предупреждаем неправильное расположение элементов, «зеркальность». Очень хороший результат дает лепка этих букв из пластилина «Магазин букв».

При формировании образа букв использование зрительных символов, опорных схем и представленной наглядности:

  • улучшает зрительный гнозис (узнавание букв);
  • обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;
  • совершенствует внимание и память; тренирует мышление;
  • повышает готовность к обучению чтения и письма;
  • предупреждает специфические ошибки  в слове;
  • развивает орфографическую зоркость;
  • активизируют умственную деятельность;
  • помогают сделать первый доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи (чтения и письма)
  • предупреждают смешение понятий звуков и букв.
  • помогают усвоить:
  • что между отличными двумя явлениями – звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости;
  • что звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться различными буквами, и в то же время одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков;
  • что многие существенные свойства (характерные качества)отдельных звуков графически передаются не одной, а несколькими буквами, помогают систематизировать фонетические и фонологические знания учащихся. [10] 

А  приемы   технологии  ТРИЗ и РТВ  вызывают  интерес и эмоциональный отклик у детей, помогают развивать мышление детей. Уроки, на которых используется ТРИЗ и РТВ технология, носят ярко выраженный

деятельностный  характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения звуковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении. [1]   Развивается устная и письменная речь, формируются умения чётко излагать свои мысли. С помощью интересных и увлекательных приемов   ТРИЗ и РТВ технологии можно работать над пропедевтикой нарушений письма и чтения в начальной школе, тем самым повышая качество письма  и эффективность урока русского языка  как одной их главных единиц образовательного процесса в начальной школе.

Если работу учителя начальных классов по профилактики дисграфии начать с первых месяцев обучения в школе, то можно все упущенное в раннем детстве, скорректировать и дать возможность учиться каждому ребенку без ущерба для психического и физического здоровья и, что очень важно, для его полноценного общения.        

Литература.

1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2001.

2. Гин А.А.  ТРИЗ педагогика 2015 г. 

3. Каше Г. А.: Предупреждение нарушений письма и чтения у детей // 0сновы теории и практики логопедии. М, 1968г.

4. Корнев А. Н.: Дислексия и дисграфия у детей. С-Петербург, 1995г.

5. Милостиленко Л. Г.: Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С-Пб, 1996г.

6 .Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: 2004г.

7. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи АНО логопед Плюс М., 2010

8. Филипова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб.: 2001.

9. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Как попасть в сказку. — М.: Просвещение, —Владос, 1995. 

Интернет-ресурсы

10.   http://logoportal.ru

11. http://textarchive.ru/c-1081420-p2.html

Приложение 1.

Приемы технологии ТРИЗ и РТВ для профилактики дисграфии у младших школьников

Форма дисграфии

Основные этапы профилактики дисграфии

Приемы технологии ТРИЗ и РТВ , способствующие овладению необходимыми навыками

На что направлены приемы ТРИЗ и РТВ технологии

Аксутическая дисграфия

Развитие фонематического восприятия

(способность воспринимать звуковой состав слова: сколько в слове слогов, звуков, какой звук  1-й , какой звук  заканчивает слово)

Развитие фонематического слуха

(способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова)

«Маша-растеряша»

Инструкция :

Маша «растеряла» все слова на звук  [К], помогите их найти (можно использовать предметные картинки или названия предметов окружающего мира).

«Эмпатия»

(способность перевоплощения в некий образ и взгляд на мир глазами нового образа)

Инструкция : кто хочет стать звуком [Ж] и рассказать нам о своей жизни, а кто хочет стать звуком [Ш] и рассказать о себе. Поделите картинки друг с другом  (дифференциация  звуков ж-ш в словах))

«Сенсорный ящик» (вариант)

Инструкция : можно достать предметы только на звук [ Р ].

Учащиеся  с помощью осязания пытаются извлечь из ящика предметы (расческу, рыбку, ручку и т.д)

«Я беру тебя с собой»

Инструкция : с собой в путешествие я возьму слово       « гусь», какие еще я могу взять слова.

Учащиеся называют слова. Педагог строит фразу так: « Город, я возьму слово «город», лавка, я не возьму это слово. Учащиеся приходят  к выводу : можно «взять» только слова со звуком

[ Г ] (дифференциация звуков  [ Г ]- [ К ].

«Да-нетка»

Педагог загадывает определенный звук, учащиеся с помощью вопросов (на которые педагог может отвечать только «да» или «нет») отгадывают этот звук:

-это гласный? (нет)

-это звонкий? (нет)

-парный? (да)

-он начинает слово «фартук»? (нет) и т. Д

             «Тренажер ума»

Инструкция : что находится на кухне на звук [К]? (крышка, кастрюля, картошка и т.д.).Что находится в классе на звук [Г]?

«Реклама»

Инструкция: составьте любое объявление так, чтобы все слова начинались со звука [П]

«Продам пять пушистых пум. Пишите, приходите, покупайте»

Развивает:          фонематический слух,

внимание,

память.

Развивает:

фонематический слух,

творческое воображение;

обогащает  словарь

детей оценочной лексикой.

Развивает:

фонематический слух,

творческое воображение;

умение обследовать предмет с помощью различных анализаторов.

Развивает фонематический слух;

умение объединять объекты по общему значению признака;

умение сравнивать большое количество объектов.

Развивает:

умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

умение проводить анализ; 

умение слушать и слышать друг друга;

фонематическое восприятие.

Развивает:

фонематический слух,

память,

внимание, мышление.

Развивает:

фонематическое восприятие;

память,

внимание, творческое мышление.

Оптическая дисграфия

«Образ буквы»

Инструкция: давайте пофантазируем и придумаем, на что похожа буква…. и какой у нее характер

Приложение 2.

«Назови букву»

Инструкция: по  образу узнайте букву.

Эта буква - домохозяйка, кругленькая, у нее искривленный  позвоночник, поэтому она немного сутулится, смотрит все время  направо.  Ходит она, перекатываясь. Питается супом, сыром, сосисками. Седая, говорит со свистом, растягивая слова. Похожа на полумесяц (буква - «С»)

«Загадочный художник»

Инструкция: вы сейчас будете загадочными художниками и нарисуете картину, которую никто никогда не рисовал

(Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечой, спичкой)

Приложение 3

Активизирует зрительный гнозис;

создает эмоциональное отношение к символу (образу буквы).

Активизирует зрительно-пространственный  гнозис;

формирует  навыки зрительного анализа и синтеза.

Формирует  графические навыки;

подготавливает руку ребенка к овладению письмом: 
- развивает  мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивает точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Служит «опорными» сигнальными признаками для смешиваемых по оптическому и кинетическому сходству букв.

Приложение 2

                                    Работа с таблицей

             (Учащиеся работают с готовой таблицей или составляют самостоятельно , зная критерии; может быть парная или групповая работа)

Элемент (объект)

Признак

(какого размера)

Признак

(толстая-тонкая)

Признак

(добрая-злая)

 Какие любит слова

С кем дружит

Название буквы

Буква

?

большая и маленькая

толстая

добрая

фокус, фея, фата

со всеми буквами

 

С

(вписывается после отгадывания)

большая и маленькая

толстая

добрая

шип, школа, шахматы

со всеми буквами кроме буквы  Ы

       

          Ш

(вписывается после отгадывания)

маленькая

толстая

скорее добрая

белый

пойду

дорогой

со всеми буквами (помогает давать некоторым гласным буквам два звука)

         

          Й

(вписывается после отгадывания)

большая и маленькая

худая

скорее злая

(после нее мы часто делаем ошибки)

чудак

пичужка

калач

не дружит с буквами

я и ю

 

         Ч

(вписывается после отгадывания)

Приложение 3.

«Опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы

https://studfiles.net/html/2706/265/html_ugIaetAwPz.g8cA/img-RdPlbL.jpg

https://studfiles.net/html/2706/265/html_ugIaetAwPz.g8cA/img-Ha8zge.jpg

http://images.myshared.ru/4/107326/slide_8.jpg

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/39/38525/38525_html_m292c301b.png

http://logoped18.ru/logopedist/images/differentsiatsiya-i-u-5.jpg

U*- буква и

U- буква у

*

https://fs00.infourok.ru/images/doc/143/166582/640/img3.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/204/232956/img1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"

Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...

Развитие творческого воображения младших школьников

Выступление на методическом объединении...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...

Приобщение младших школьников к этнографическому наследию через развитие творческих способностей.

Данный материал и его фрагменты могут быть использованы как на уроках, так в организации внеурочной деятельности второй половины дня в общеобразовательных школах, а также в дошкольных образовате...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...