Технологическая карта урока русского языка. Тема "Спряжение глаголов брить и стелить"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шишова Елена Викторовна

Технологическая карта урока с видами деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishova_e.v._otkrytyy_urok.docx52.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема «Спряжение глаголов брить и стелить»

Ход урока

Деятельность обучающихся

Познавательная (П)

Коммуникативная (К) и формируемые личностные (Л) УУД

Регулятивная (Р)

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

Урок русского языка. Для чего вы изучаете русский язык?

Учащиеся:

Это наш родной язык. А каждый гражданин страны должен грамотно говорить и писать на своём родном языке.

Учитель:

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Формулируют цели

Целеполагание (П)

Осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации

Самоопределение

Смыслообразование ( Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ( К). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
Осознание ответственности за общее дело (Л);
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

Актуализация знаний

Учитель:

Какую большую тему мы сейчас изучаем?

Учащиеся:Глагол

Учитель: Сформулируйте и задайте вопросы по изученному материалу о глаголе.

Учащиеся задают вопросы друг другу:

Что такое глагол?

Как изменяется глагол?

Что значит проспрягать глагол?

Сколько спряжений у глагола?

Какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению?

Как определить спряжение глагола?

Для чего надо знать к какому спряжению относится глагол7

Какие окончания могут быть у глаголов 1 и 2 спряжения?

Учитель: На доске в произвольном порядке записаны окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Разделите эти окончания на две группы и пропишите каллиграфически.

Учащиеся: прописывают.

Учитель: сверьте с доской (повесить карточки на доске). У кого так?

Учащиеся: сверяют.

Учитель: вспомните алгоритм различения глаголов 1 и 2 спряжения в парах: один рассказывает, другой проверяет, затем меняетесь.

Учащиеся :работают в парах.

Учитель: в листах самооценки найдите пункт «Алгоритм», поставьте «+», если знаете и рассказываете, «!» - если ошибаетесь или не знаете.

Учащиеся :работают на листах самооценки.

Учитель: всегда ли можно воспользоваться этим алгоритмом для определения спряжения глагола?

Учащиеся: не. Если это глаголы-исключения, то алгоритмом воспользоваться нельзя. Т.к. не смотря на все признаки 1 спряжения, они относятся ко 2 спряжению.

Учитель: проверьте знание этих глаголов в парах.

Учащиеся: работают в парах.

Учитель: назовите глаголы-исключения.

Учащиеся: один называет вслух.

Учитель: в листах самооценки найдите пункт «Глаголы-исключения», поставьте «+», если знаете и рассказываете, «!» - если ошибаетесь или не знаете.

Слушают и определяют.

Формулируют вопросы наблюдений.

Отвечают на вопросы.

Анализ , синтез , сравнение , обобщение , аналогия , классификация ; извлечение необходимой информации из текстов , использование знаково-символических средств , осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие (П)

Обосновывают выбор.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Подчеркивают характеристики.

Слушают, делятся впечатлениями.

Высказывают свое мнение.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения (К).

Фиксируют индивидуальные затруднения

Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в  пробном действии,  волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р);

Объяснение нового материала

  1. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: используя алгоритм, определите спряжение глаголов и вставьте гласную букву в личные окончания глаголов.

Учащиеся: самостоятельно работают

Учитель: следит за работой, выявляет двух учащихся с разными вариантами выполнения, даёт им заполнить большие карточки. Проверяем.

Учащиеся: выходят учащиеся с большими карточками.

Учитель: почему у ребят разные ответы?

Учащиеся: мы чего то не знаем о глаголах «брить» и «стелить»

Учитель: сформулируйте тему урока.

Учащиеся: спряжение глаголов брить и стелить.

Учитель: какую цель поставим?

Учащиеся: узнать к какому спряжению относятся глаголы брить и стелить и какие имеют личные окончания.

Выявляют место и причину затруднения.

Для этого они:
восстанавливают выполненные операции и фиксируют(вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Целеполагание (П)

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия
Подведение под понятие
Определение основной и второстепенной информации
Постановка и формулирование проблемы
Структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
Выдвижение гипотез и их обоснование

Обосновывают выбор.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Подчеркивают характеристики.

Слушают, делятся впечатлениями

Высказывают свое мнение.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
Учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
Разрешение конфликтов (К).

Фиксируют индивидуальные затруднения, ставят цель выйти из затруднения

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Объяснение нового материала

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: что будем делать, чтобы достичь цели?

Учащиеся: рассказывают действия по условным обозначениям на доске: сравнивать, рассуждать, работать в парах, слушать делать выводы.

Обдумывают проект будущих учебных действий: 
строят план достижения цели

Использование знаково-символических средств

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Построение логической цепи рассуждений (П) 

Отвечают на вопросы

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Слушают, делятся впечатлениями

Высказывают свое мнение.

Смыслообразование (Л);
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
Учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

Осуществляют

предварительную оценку.

Волевая саморегуляция
Познавательная инициатива (Р);

Объяснение нового материала

  1. Поиск решения проблемы

Учитель: откройте учебник на с. 90, найдите упр. 64. Что нужно сделать?

Учащиеся: читает задание один учащийся: открыть обратный словарь на -ить

Учитель: к какому спряжению, как правило относятся глаголы на –ить с безударными личными окончаниями?

Учащиеся: ко 2 спряжению

Учитель:  найдите такие глаголы в списке

Учащиеся: называют глаголы со слова «ловить» и устно спрягают.

Учитель: среди этих глаголов найдите глаголы «брить» и «стелить». У глагола стелить есть глагольный суффикс –и-?

Учащиеся: да

Учитель: А у глагола «брить»?

Учащиеся: нет.

Учитель: Вернитесь на с. 90 учебника. Посмотрите на состав этих слов и их личные окончания.

Учащиеся: у глагола «брить» нет глагольного суффикса –и- и личные окончания –ешь, - ет, -ете,-ют. У глагола «стелить» есть глагольный суффикс –и- и личные окончания –ешь, - ет, -ете,-ют.

Учитель: к какому спряжению относятся эти глаголы судя по их личным окончаниям?

Учащиеся: к 1 спряжению.

Учитель: А почему, вы подумаете и скажете, прочитав и дополнив рассуждения Миши на с. 91.

Учащиеся: работают в парах – первый вариант объясняет второму. Затем один из учащихся объясняет вслух: у глагола «брить нет глагольного суффикса –и-, поэтому это глагол 1 спряжения, значит безударные личные окончания этого глагола пишутся с буквой «е».

Учитель: Запишите.

Учащиеся: пишут- брить – 1 спряжение, мы бреем, ты бреешь, вы бреете, он бреет, они бреют.

Учитель: теперь обратимся к глаголу «стелить». В парах второй вариант объясняет первому почему глагол «стелить» относится к 1 спряжению.

Учащиеся: работают в парах по учебнику. Закачивают объяснение, предложенное в учебнике. Затем один учащийся объясняет вслух: все формы глагола «стелить» образованы от глагола «стлать» - 1 спряжения, значит в безударных личных окончаниях пишется буква «е».

Учитель: Запишите.

Учащиеся: пишут стелить (стлать) – 1 спряжение, мы стелем, ты стелешь, вы стелете, он стелет, они стелют.

Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. 
Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. 
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. 
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Записывают

Выполняют упражнение в тетради.

Проводят анализ

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация,  сериация
Выдвижение гипотез и их обоснование
Поиск необходимой информации  Использование знаково-символических средств  Установление причинно-следственных связей
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

Обсуждают

Обосновывают выбор написания

Проговаривают в парах

Отвечают на вопросы Высказывают свое мнение.

Делятся впечатлениями

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Смыслообразование (Л)

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого Содержания (Л)
Осознание ответственности за общее дело (Л)
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
Учет разных мнений, координирование разных позиций (К)
Использование критериев для обоснования своего суждения (К)
Достижение договоренностей и согласование общего решения (К)
Разрешение конфликтов (К)

Осуществляют:

самооценку; самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.(что получилось, что не получилось и почему)

Волевая саморегуляция
Познавательная инициатива (Р);

Первичное закрепление с проговаривание вслух

Учитель: чтобы до конца решить проблему обратимся к научному источнику – учебнику на с. 92

Учащиеся: читают правило вслух

Учитель: как спрягаются глаголы «брить» и «стелить»?

Учащиеся: по 1 спряжению.

Читают и запоминают правило, проговаривают его вслух.

Обобщение ,Извлечение из текстов необходимой информации Подведение под понятие Установление причинно - следственных связей Выполнение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

Обосновывают выбор написания

Отвечают на вопросы учителя.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

Учет разных мнений , координирование в сотрудничестве разных позиций ( К)




Включение нового знания в систему знаний и самостоятельная работа с проверкой по эталону

Учитель: дополните выражение «Раньше я не знал, что …, теперь я знаю, что…»

Учащиеся:дополняют

Физминутка

Учитель: запишите под диктовку.

Учащиеся :пишут. Читаем книгу, хвалите друга, смотришь фильм, бреет бороду, стелет скатерть, держит за руку.

Учитель: взаимопроверка, сверьте с образцом(образец на слайде), поставьте отметку.

Учащиеся: проверяют, сверяют

Учитель: дополните выражение «Раньше я не смог бы …, теперь я смогу…»

Учащиеся: дополняют

Учитель: в листах самооценки найдите пункты «Глаголы-исключения 1 спряжения» и «Умею различать глаголы-исключения среди других глаголов» и поставьте «+», если знаете и различаете, «!» - если ошибаетесь или не знаете.

Учащиеся: работают с листами самооценки

Самостоятельно выполняют задания нового типа, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. 

Анализ , синтез, сравнение , обобщение , аналогия , сериация ,

Выполнение действий по алгоритму

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Доказательство ( П);

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки,

Контроль Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель: Какую цель ставили и достигли ли её?

Учащиеся: достигли, т. К. узнали, что глаголы «брить» и «стелить» спрягаются по 1 спряжению. 

Домашнее задание

Учитель: Попробуете применить свои знания в творческой работе. Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами (каждый получает индивидуальную карточку)

Учащиеся: отмечают на мишени Image2445

Фиксируют новое содержание , изученное на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Оценивают что получилось, что не получилось и почему.


Самооценка на основе критерия успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ( Л) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Формулирование и аргументация своего мнения , учет разных мнений ( К)

Использование критериев для обоснования своего суждения ( К)

 Планирование учебного сотрудничества(К)

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируют степень их соответствия

Оценка,волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)


Лист самооценки

Знаю (+)

Допускаю ошибки (!)

Не знаю (!)

Алгоритм различения глаголов 1 и 2 спряжения

Глаголы-исключения 2 спряжения

Глаголы-исключения 1 спряжения

Умею (+)

Допускаю ошибки (!)

Не умею (!)

Правильно писать безударные личные окончания глаголов

Узнавать глаголы-исключения среди других глаголов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Планируемые предметные результаты: уметь определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глагола, определять лицо и число глаголов. Личностные: Уметь проводить самооценку на...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»Цель урока: Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекр...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по числам» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по числам»Цель урока: осознать особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным. Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по временам» 3 класс

Класс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по временам»Цель урока: Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от  другой по вопросу.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Глаголы-антонимы, глаголы-синонимы».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов ". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по с...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов.Цели деятельности учителя: создание содержательных и организационн...