Проверь себя по теме «Лексическое и общее значение слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Капустина Ольга Ивановна

Урок для  3класса. Повторение и обобщение материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс

Тема: Проверь себя по теме «Лексическое и общее значение слова».

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний

Цель: Систематизация знаний о группах слов с общим значением: предметности, признака предмета, действия предмета – частях речи. Формировать умения подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, выделять главное и представлять свой проект.

Задачи:

Образовательные: упражнять в определении частей речи в словосочетаниях и предложениях, в употреблении в тексте нужных по смыслу частей речи, их грамотной записи и произношении.

Развивающие: развивать умения ставить и разрешать проблему; адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач;  тренировать способность к  выявлению причины  затруднения  в  учебной деятельности, к самооценке, к рефлексивному анализу своей деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к учению, к процессу познания; создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся, любви к Родине, уважения к людям – нашим землякам, подарившим нам мир.

УУД:

Предметные: Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования; группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Уметь работать над проектом. Формировать орфографическую зоркость; работать с толковым и орфографическим словарями

Метапредметные:

1.Регулятивные

-осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;

-осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах , в группах;

-уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;

-учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

-коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;

-ориентироваться в учебнике ; дополнительной литературе.

-учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;

2.Познавательные

-пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;

-сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;

-строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

-овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.

-выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых. 

3.Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные

 нравственно-этическая ориентация:

-формировать ценностное отношение к русскому языку

-учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.

-личностное самоопределение

осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

-смыслообразование,т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:

 -формирование мотивов достижения и социального признания

-формирование границ собственного знания и «незнания»

Основное содержание темы, термины и понятия: Лексическое и общее значение слова, части речи, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы 

Технологии: приём ТРКМ: дерево предсказаний; кластер; информационно-коммуникационные, проблемные и игровые, здоровьесберегающие.

Оборудование:  презентация к уроку, плакаты: « омонимы», словарные слова; книга А. К. Бобков «Священная война» о земляках-Тункинцах, ковавших победу в тылу и на фронте в годы Великой Отечественной войны; таблицы для работы в группах; листы самооценки на каждого ученика.                                                                  

Ход урока

 I Организационный момент  (1 мин.)

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

II  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся( 5 мин)

1.  Проверка д\з  стр 72 творческая работа по образцу по теме « Рассказ о слове»( ответы детей по желанию)

Вывод:  с использованием приёма « Дерево предсказаний».

Вариант №1

Вариант №3

Для чего слово нужно в языке?

Вариант №4

Вариант №2

2 Чистописание. (2мин)

а)(пальчиковая гимнастика) «Лиса и заяц»

Лиса «крадётся» - все медленно шагают по столу вперёд; заяц «убегает»- перебирая пальцами, быстро движутся назад.

б)слв      (Запись числа, классная работа)

               

( повторить правильное написание соединений букв) 

III Актуализация знаний. (3 мин)

Мозговой штурм

работа с логогрифом С.Л.В

(Чтение группы букв, анализ и сравнение, обобщение)

Вывод: буквы, обозначающие согласные звуки, звонкие и глухие.

 Чтобы разгадать логогриф С.Л.В. и определить тему урока, отгадаем загадку: «Не мёд, а ко всему липнет?»

- У нас возникло множество ответов ( клей, жвачка, варенье, слово ),  но правильный ответ это - слово.

Звуко-буквенный анализ слова « слово». (Устно)

IФормулирование проблемы, постановка цели урока (2мин)

Над какой темой мы работали на протяжении уроков? ( Слово в языке и речи)  Называют тему урока

-Сегодня мы с вами поговорим о смысле слова и его лексическом значении.

 Составьте предложение  со словом « Слово» так, чтобы раскрылось его значение, суть.( работа над фразеологизмом) Острое словечко колет сердечко Запись предложения  с комментированием и  синтаксический разбор по алгоритму. Работа в парах – выписывание словосочетаний из предложения. Проверка фронтальная.

Обобщение и систематизация знаний(8 мин)

Сколько лексических значений имеет слово? Для того, чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства- необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тысяч слов. Ну и этого мало. Чем больше слов и их значений знает и умеет использовать в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интересней. Я думаю, что каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком.  И поэтому справится с заданиями урока.

слово

-Прочитайте слово ?( Лексика) Знаете ли вы определение этого слова?

-Лексика -  это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.

- Работа над лексическим значением слова «мир». Составление кластера.

лексическое значение

Однокоренные слова

Сочетаемость слов

Синонимы

антонимы

пословицы

Предложения с данным словом

1.Лексическое значение слова –мир.

2.Однокоренные слова ( мир, мирный, мириться)

3. Синонимы ( дружба, согласие), антонимы(война, ссора)

4. Сочетаемость слов: Крепкий мир.

5. Пословица : Мир строит, война разрушает. Загадка: Что всего важнее на свете?

6. Составление предложений со словом мир.

-Беседа о значении  мира в жизни людей  и знакомство с книгой А. К. Бобкова «Священная война» о земляках-Тункинцах.( национально-региональный компонент)

Физкультминутка: выполнение движения под музыку Слова В.Вайнина Музыка С.Старобинского « Песенка о словах»

 I Применение знаний и умений в новой ситуации (10мин)

 Работа по   кластеру. Групповая работа.

Проекты по группам.

План

1. Лексическое значение.

2 Однокоренные слова.

3Синонимы, антонимы, фразеологизм.

4. Сочетаемость слова.

5 Пословица, загадка.

6 Предложения.

Правила работы в группах

  1. Прочитать задания
  2. Выполнить задание.
  3.  Подготовить отчёт по плану.

Слова  для групп:

  1. Первая группа – дорога
  2. Вторая группа – родник
  3. Третья группа-  игла

Физкультминутка (1 мин) (Гимнастика для глаз по здоровьесберегающей технологии « Круги разного цвета»)

II  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (проверка по эталону).

Тестовая работа.(  6 мин)

III Рефлексия(3 мин)

Итог урока Самооценка. Делают вывод о достижении цели урока.

Iх Домашнее задание( 3 мин) разноуровневое.1 группа- составление рассказа с фразеологизмом – сломя голову.2 группа- проиллюстрировать смысл фразеологизма. 3 группа- учебник стр. 71 упр. 2

Приложение.

1. Проекты: 1 группы со словом «дорога»; 2 группы со словом «родник», 3 группы словом  « игла», составленные по образцу с. 72. Наш проект «Рассказ о слове».

2. Книга А. К. Бобкова «Священная война» о земляках – Тункинцах.

3.Тестовая работа

1. Закончи определение.  Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения, называются...

антонимы

синонимы

омонимы

2. Укажи многозначное слово

иголка

медведь

клён

3. Ученик подбирал к словам антонимы. Найди ошибку в его работе.

поощрить - наказать

думать - мыслить

ссориться - мириться

4. Выбери слово, которое будет синонимом к прилагательному пасмурный.

солнечный

ненастный

ясный

5. Третьеклассники группировали слова по их лексическому значению. Кто из детей допустил ошибку?

Лена: жираф, бегемот, лев.

Игорь: боровик, сыроежка, маслёнок.

Катя: радость, волнение, подарок.

6. Какое слово можно найти в словаре омонимов?

петрушка зеркало сахар

7. Каким словарём ты воспользуешься, чтобы к данному слову подобрать слово, близкое по значению?

словарём синонимов

словарём антонимов

словарём омонимов

8. Узнай слово по его лексическому значению.

Холодное блюдо из нарезанных кусочками овощей зелени, иногда с добавлением яиц, мяса или рыбы.

суп

каша

салат

9. Укажи предложение, в котором повторяющееся слово употреблено в переносном значении.

"У тебя светлая голова!" - сказал учитель ученику.

Гулять надо в светлое время суток.

Летом я хожу в одежде светлых оттенков.

10. К какому слову нельзя подобрать синоним?

работа дерево

Лист самооценки.

Ф.И._____________________________

Задание

№ 1

Задание № 2

Задание

№ 3

Задание

№ 4

Задание

№ 5

Задание

№ 6

Итого.

«+» - выполнил задание правильно;

«?» - при выполнении задания возникли трудности

Твоя оценка: _____

Оценка учителя: _____

Самоанализ урока с позиции здоровьесбережения.

1. Температурный режим в классной комнате в норме. Кабинет до начала урока был проветрен. В классе наряду с естественным используется искусственное освещение. Дети рассажены в соответствии с нормами СанПина. На уроке рационально используется образовательное пространство класса.

2. Перед началом урока была поставлена не только учебная задача урока, но и задача сохранения и укрепления здоровья. (Правильная посадка во время письма, проведение весёлых и полезных минуток здоровья, уверенность в своих силах.)

3.   Целесообразно чередуется учебная нагрузка, наблюдается смена видов деятельности, но они по продолжительности в норме, что не требует  от детей дополнительных адаптационных условий.

 

4. Методы: «Мозговой штурм» способствовал активизации и творческого самовыражения, проблемный – ученик выступал в роли исследователя;  работа в парах, групповая работа способствовали развитию коммуникативных методов; стадия рефлексии – это переработка изученной информации. Все эти методы чередовались на уроке.

  5. На уроке применялось ТСО в соответствии с гигиеническими нормами.

6. Смена видов учебной деятельности требует смены позы, соответственно позы менялись,   корректировалась  осанка учеников. 

7. Во время урока было проведено 3 физкультминутки: в начале урока – пальчиковая, 2 –на раздражения, вызванных цветовой гаммой: 3- динамическая пауза под музыку.

8. Положительный эмоциональный настрой на уроке снимал страх, создавал ситуацию успеха. Дети были естественны и раскованы, не смотря на присутствие гостей на уроке. Для создания ситуации успеха ученики  подбадривались  на уроке такой фразой: «Ничего страшного, у тебя всё получится», создавал возможность почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Концентрировалось внимание на уже достигнутых в прошлом явлениях. Учащиеся свободно обсуждали  проблемы урока, задавали  вопросы на уточнение непонятного (что говорит о некотором снижении тревожности и повышении самооценки). На уроке была  создана уважительная, доброжелательная атмосфера. Не наблюдалось признаков значительной утомленности учащихся. Были использованы приемы снятия эмоционального напряжения. Действия учащихся свидетельствовали  об их интересе к организованному учителем уроку. 

9.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 этап. Врабатывание

5 минут

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную

2 этап. Максимальная работоспособность

20-25 минут

Максимальное снижение на 15 минуте

Продуктивная, творческая.

3 этап. Конечный порыв

40-45 минут

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

10 Домашнее задание даётся исходя из индивидуальных возможностей детей:

1 группа – составление рассказа с фразеологизмом сломя голову 

2 группа – проиллюстрировать смысл фразеологизма сломя голову

3 группа – учебник с. 71 №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Лексическое и общее значение слов"

Урок русского языка в 3 классе с использованием учебника Л.Я. Желтовской. Тема: "Лексическое и общее значение слова". Цель: систематизация знаний о группах слов с общим значением: предметности, призна...

Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"

Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...

Урок русского языка"Обобщение знаний о лексическом и грамматическом значении слова"

Урок по типу:закрепление знаний с использованием технологии сотрудничества,развития критического мышления,личностно-ориентированного обучения....

Технологическая карта + презентация. «Лексическое и грамматическое значение слова» 4 класс

Цели деятельности учителя: формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;Планируемые  результатыПредметные:...

Карта урока + презентация. «Лексическое и грамматическое значение слова» 4 класс

Цели деятельности учителя: формировать у школьников понятие о слове как о знаке, представленном единством грамматического и лексического значений;Планируемые  результатыПредметные:...