Рабочая программа "Люби и знай русский язык"
рабочая программа по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Грунина Светлана Анатольевна

Рабочая программа курса дополнительного образования "Люби и знай русский язык". Предназначена для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubi_i_znay_russkiy_yazyk.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса дополнительного образования «Люби и знай русский язык»

1. Пояснительная записка

 В современных условиях обучение детей родному языку должно отвечать целям создания гуманистической школы, способной удовлетворить интересы и потребности ребенка, приобщить его к духовно-нравственным ценностям русского народа, сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности, удовлетворить его стремление мыслить и действовать. Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из легких.

Период начального обучения в школе заключает  в себе огромные возможности для развития способностей младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно развитие этих качеств у ребенка. Чтобы учебная деятельность стимулировала развитие созидательных способностей ребенка,  ее следует специальным образом организовать.

В целях повышения уровня речевого развития младших школьников, развития творческих способностей, познавательной активности предлагаю  программу «Люби и знай русский язык».

Данная программа предусматривает углубленное изучение русского языка. Для углубления знаний учащихся и привития им любви к русскому языку учителя используют разные формы внеклассных занятий: часы занимательной грамматики, утренники и вечера русского языка и т. д.

К сожалению, этот передовой опыт разбросан в десятках журналов, пособий, сборников, и учителя испытывают затруднения в подборе материала для целого курса предметного кружка.

В предложенной программе систематизированы, разбиты на темы и прокомментированы основные вопросы лингвистики, которые изучаются углубленно (применительно к курсу начального обучения) на занимательном грамматическом материале. В этом заключается новизна программы.

Глубокое изучение русского языка всегда было актуальным. Русский язык – один из самых развитых языков мира: он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы великие произведения художественной литературы, научные труды. В современном мире русский язык – один из официальных языков ООН и государственный язык Российской Федерации. Специфика преподавания русского языка как учебного предмета в том, он является не только предметом изучения, но и средством обучения. Русский язык имеет огромное значение для изучения всех школьных предметов. Язык играет важную роль в развитии способности человека к абстрагированию и обобщению. Знание русского языка – залог жизненного и профессионального успеха, именно поэтому его глубокое изучение должно начинаться с раннего возраста.

Практическая значимость программы состоит в том, что она помогает педагогу интересно организовать творческую работу, углубить знания учащихся, привить им любовь к языку не только на занятиях кружка, но и на уроках  русского языка. Программа обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования полученными знаниями; формирование умений пользоваться ресурсами языка в устной и письменной формах.

Цель курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых знаний, а, с другой – это главное – в совершенствовании их практических, коммуникативных навыков и умений.

Основные задачи курса:

  • расширить и укрепить у школьников знания по русскому языку, убедить учащихся, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах русского языка.
  • повышать уровень речевого развития учащихся;
  • обогатить устную и письменную речь учащихся;
  • воспитать потребность пользоваться языковым богатством, познавать его.

Основные направления курса:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение и т. д.);
  • развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти);
  • развитие устной и письменной речи;
  • расширение кругозора;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие личностной сферы.

Основной принцип данной программы – обучение через деятельность, понимание    через познавание. Он строится на:

  • научности;
  • связи теории с практикой;
  • последовательности и систематичности;
  • активности и сознательности;
  • доступности;
  • наглядности;
  • индивидуальном подходе.

Отличительными особенностями авторской программы является следующее:

  • расположение материала с учетом возрастных возможностей учащихся;
  • наличие упражнений по культуре речи;
  • вводные занятия о роли и значении русского языка;
  • большая часть времени отводится на развитие связанной речи;
  • усвоение теоретических знаний в практической деятельности – анализ, сопоставление, разбор;
  • формирование навыков грамотного письма
  • корректировка традиционной понятийно-терминологической системы, что обусловлено усилением практической направленности обучения;
  • программа основана на линейном принципе подачи материала.

Касаясь технологии обучения, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводится в базовом курсе, однако, учитывая продвинутый этап, можно говорить о целесообразности активизации самостоятельной деятельности на уроках, о расширении и разнообразии заданий творческого характера и т. д. Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя использования технологии проблемного обучения. В практической работе используются групповые технологии, технологии исследовательской деятельности, игровые и проектные технологии, основанные на индуктивно-дедуктивном способе мышления.

Последовательность тем определяется, в первую очередь, соответствием с тематическим планированием основного курса русского языка. Каждое занятие кружка дополняет, углубляет, расширяет знания, полученные на уроках русского языка. Сочетание курса русского языка и курса предметного кружка создает условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности.

Содержание тем и логика определяется возрастными особенностями учащихся, их подготовленностью воспринимать новую тему, размышлять, рассуждать и обобщать. Усложненность раскрытия тем возникает естественным путем – за счет усложнения программного материала в каждом классе.

На занятиях  кружка устанавливаются межпредметные связи между изучением родного языка и иностранного языка, чтобы помочь детям лучше осознать, что такое система языка, уловить ряд закономерностей в языке русском и английском, немецком; чтобы вызвать дополнительный интерес к изучению русского языка и иностранного языка. Связи, о которых идет речь, устанавливаются там, где это уместно, на доступном уровне (например, при изучении темы «Несклоняемые имена существительные» или слов с непроверяемым написанием). Содержание программы также тесно связано с курсом литературного чтения (книга для чтения «В океане света»), где с помощью текстов учебника дети путешествуют в историю русского языка, изучают этимологию слова. Это помогает учащимся лучше понять и усвоить факты современного русского языка, вызвать дополнительный интерес к изучению русского языка.

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.  Однако нельзя забывать о главной роли программы в образовательном маршруте обучающегося – удовлетворить его интересы и потребности в узнавании нового, расширить и углубить знания программного материала.

2.Тематическое планирование

Срок реализации программы – 2 года по 34 часа в год.

Учебный  план (1 год обучения):

№ п п

Тема

Теор. часть

Практ. часть

Формы контроля

1.

Фонетика  

1 час

3 часа

1 ч . Игра «Умники и умницы»

2.

Словообразование

1 час

2 часа

1 ч. Игра-конкурс «Составь слова»

3.

Лексика и фразеология.

1 час

6 часов

2 ч. Конкурс загадок, пословиц, поговорок.

КВН

4.

Морфология.

1 часа

5 часов

1 ч. Игра «Счастливый случай»

5.

Синтаксис и пунктуация

1 час

3 часа

1 ч «Путешествие в страну предложений» (игра-путешествие)

6.

Текст.

3 часа

1 ч. Составление текста по опорным словам на заданную тему

Итого – 34 часа

           Учебный план (2 год обучения):

№ п п

Тема

Теор. часть

Практ. часть

Формы контроля

1.

Лексика и фразеология

1 час

5 часа

1 ч. Малая олимпиада.

2.

Фонетика и орфоэпия.

3 часа

1 ч. Фонетические загадки

3.

Словообразование.

1 час

4 часа

1 ч. Игра-конкурс «Состав слова».

4.

Морфология

2 часа

6 часов

1 ч. Без чего в речи не обойдешься. Грамматическая сказка.

5.

Текст

2 часа

1 ч. Литературный конкурс.

6.

Синтаксис и пунктуация

1час.

2 часа.

1 час Игра «Кто грамотнее и быстрее?»

7.

Стилистика

1 час

Итого 34 часа

3.  Содержание  программы

3 класс

Фонетика. Путешествие в мир Фонетики. Фонетический разбор слов. Решение фонетических задач. Метаграммы и анаграммы. Игра «Умники и умницы».

В теоретической части этого раздела уточняются и закрепляются основные фонетические принципы языка (сильные и слабые позиции звуков, правописание гласных после шипящих, оглушение и озвончение согласных, сочетания с непроизносимыми согласными, роль мягкого и твердого знаков). На практических занятиях вырабатывается умение чутко вслушиваться в произношение слова и правильно записывать его транскрипцию. Предлагаются тренировочные упражнения в нестандартной форме. Проверка знаний и умений проводится в виде игры.

Словообразование. Путешествие в страну Морфемику. Однокоренные слова. Значимые части слова и способы словообразования. Игра-конкурс «Составь слова».

В теоретической части раздела формулируется основной принцип деления слова на морфемы: отрезок слова можно считать одной морфемой, если он встречается в других словах, приносит в них то же значение, но при этом оставшаяся часть образует другое слово, существующее в русском языке (самостоятельно или в связке с другими морфемами). На практических занятиях особое внимание уделяется различию однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, одинаково звучащими, но имеющими разные значения. Рассматриваются слова с приставками и слова без приставок, которые начинаются одинаково, слова с суффиксами и без них, а также способы словообразования слов. Урок контроля осуществляется в виде игры, в которой используются нестандартные задания, шарады, дидактические игры.

Лексика и фразеология. Путешествие в страну Лексикологию. Слова-двойники, но не братья. Слова близкие, да не очень. Слова-враги. Красна речь пословицей. Фразеологические обороты. Незаменимые помощники словари.  Конкурс загадок, пословиц, поговорок. КВН.

В теоретической части раздела вводятся понятия «синонимы», «антонимы», «омонимы», «фразеологические обороты». Практические занятия по этой теме наиболее сложны. Они опираются, в первую очередь, на активный словарь школьника, его начитанность, эрудированность. Обогатить словарный запас ученика, пробудить интерес и любознательность, повысить его культурный уровень – вот основные задачи этого этапа работы.  

Морфология. Его величество Имя Существительное. Путешествие в страну Глаголию. Собственные и нарицательные. Род имен существительных. Если предметов много (число имен существительных). Служебные части речи. Игра «Счастливый случай».

В теоретической части вводятся понятия «собственное и нарицательное», уточняется, что существительные, не имеющие формы единственного число, не имеют рода. На практических занятиях по этой теме проводятся тренировочные упражнения с существительными, которые могут являться одновременно собственными и нарицательными, в зависимости от их лексического значения, с существительными, которые имеют только форму единственного числа или только форму множественного числа. Рассматриваются способы образования глаголов, глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Формируется представление о служебных частях речи.

Синтаксис и пунктуация. Путешествие в мир Синтаксиса. Виды предложений по интонации и по цели высказывания. Грамматическая основа предложений. Словосочетания – строительный материал для предложений.

На теоретическом занятии формируется понятие о делении предложений на виды по интонации и по цели высказывания, использовать соответствующие знаки препинания. Вводится понятие «словосочетание». На практических занятиях отрабатывается умение определять виды предложений, находить грамматическую основу, когда подлежащее выражено не существительным, различать предложения и словосочетания.

Текст. Тема текста. Части текста и главная мысль. Виды текста.

4 класс

Лексика и фразеология. Из жизни слов и как рождаются слова. Многозначность слов, омонимы. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слов. Почему мы так говорим (фразеологические обороты). Красна речь пословицей.

В теоретической части раздела повторяются ранее изученные понятия, вводятся понятия «устаревшие слова», изучается история возникновения слов, заимствованных из других языков. На практических занятиях в процессе исследовательской работы в группах находятся слова «близкие родственники», берущие начало из старославянского языка, из латинского языка, других языков. Проводятся тренировочные упражнения на нахождение значений многозначных слов, решаются задачи-шарады. Синонимы и антонимы не просто подбираются, а находятся в тексте, подбираются синонимы и антонимы среди фразеологических оборотов. Большое внимание на занятиях уделяется прямому и переносному значению слов, так как эта тема нова для учащихся. Продолжается работа с пословицами и поговорками. Контрольный урок проводится в виде малой олимпиады по этой теме.

Фонетика.  Звуки и буквы, йот «играет в прятки». Орфоэпия. Ребусы из букв, фонетические задачи. Теоретических занятий по этой теме нет. В практической части темы решаются фонетические задачи разного рода. Особое внимание уделяется орфоэпическим нормам языка: задания, связанные с постановкой верного ударения, произношение звука ш на месте буквы ч в буквосочетаниях чт, чн.

Словообразование. Все растет из корня. Прадедовские приставки. Сложные слова. Однокоренные слова и формы слова. Суффиксы и окончания.

В теоретической части занятия вводятся понятие «сложные» слова, формируется умение различать однокоренные слова и формы слова. На практических занятиях продолжается работа пор выделению групп однокоренных слов, выполняются тренировочные упражнения, направленные на развитие умения  различать однокоренные слова и формы слов. Различаются слова с разными приставками и слова без приставок, которые начинаются одинаково, рассматриваются редкие приставки и случаи, когда приставки находятся в середине слова. Ведется работа по составлению сложных слов из двух простых слов, формируется умение выделять корни в сложных словах.

Морфология. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Общий род имен существительных. Склонение имен существительных множественного числа. Прилагательное или существительное? Глаголы. Что за наречия? Местоимения.


4. Учебно-тематический план (1 год обучения)

№п п

Раздел

Тема занятия

Колич.

часов

ЗУНы по стандарту

ЗУНы выше стандарта

Виды

деятельности

Методы

обучения

1.

Фонетика

1. Путешествие в мир фонетики

2. Фонетический разбор слов.

3. Решение фонетических задач.

4. Метаграммы и анаграммы.

5. Игра «Умники и умницы».

1 (теор.)

1 (практ.)

1 (практ.)

1 (практ.)

1 (контр.)

Знать звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных.

Уметь производить фонетический разбор доступных слов.

Уметь решать задачи загадки и упражнения по фонетике.

Фронтальная

работа.

Индивидуальная

 работа.

Индивидуализи-

рованная работа.

Групповая работа.

 Поисковый (творческий).

 Частично-поисковый.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Проблемно-поисковый.

Самостоятельная работа.

2.

Словооб-

разование

1.Путешествие в страну Морфемику.

2. Однокоренные слова.

3. Значимые части слова и способы словообразования.

4. Игра-конкурс «Составь слова».

1 (теор.)

1(практ.)

1 (практ)

1(контр.)

Знать состав слова.

Уметь подбирать однокоренные слова.

Разбирать по составу слова.

Знать простей-

шие случаи образования слов.

Уметь подбирать однокоренные слова (в том числе  с чередующимися согласными в корне).

Уметь отличать слова однокоренные и слова с омонимичными корнями.

Фронтальная работа.

Парная работа.

Дифференцированно-групповая работа.

Групповая работа.

Частично-поисковый.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Проблемно-поисковые методы

3.

Лексика и фразеология

1.Путешествие в страну Лексикологию.

2.Слова-двойники, но не братья.

3.Слова близкие, да не очень.

4. Слова-враги.

5.Красна речь пословицей.

6.Фразеологические обороты.

7.Незаменимые помощники словари.

8.Конкурс загадок, пословиц, поговорок.

9.КВН.

    1 (теор.)

1 (практ.)

1 (практ.)

1 (практ.)

1 (практ.)

1 (практ.)

1 (практ)

1 (контр.)

1 (контр.)

Уметь подбирать противоположные  и близкие по значению слова.

Уметь различать многозначные слова, находить разные лексические значения слов.

Уметь обогащать речь пословицами и поговорками.

Знать такие понятия, как «синонимы», «антонимы»,

«омонимы».

Уметь решать задачи на нахождение омонимов.

Уметь пользоваться словарями синонимов, антонимов, фразеологических оборотов.

Уметь объяснять лексическое значение фразеологических оборотов.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Поисковая работа.

Поисковая работа.

Фронтальная работа.

Кооперировано-групповая.

Парная работа.

Групповая работа.

Групповая работа.

Объяснительно-иллюстративный

Индуктивный метод.

Практическая работа.

Практическая работа.

Наглядный метод.

Проблемно-поисковые методы.

Проблемно-поисковый

Творческая работа.

Творческая работа.

4.

Морфология

1. Его величество Имя существительное

2.Путешествие в страну Глаголию.

3.Собственные и нарицательные.

4.Род имен существительных.

5.Если предметов много (число имен существительных)

6.Служебные части речи.

7.Игра«Счастливый случай».

1.

(теор.)

     

    1(практ.)

1(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

     

   

     1

(практ.)

    1

(контр.)

Уметь различать существительные, отвечающие на вопросы что? и кто?

Уметь определять род  и число имен существительных.

Уметь подбирать глаголы близкие и противоположные по значению.

Знать, что такое служебные части речи, уметь находить их и различать.

Знать понятия «собственные и нарицательные».

Уметь различать существительные, которые одновре-менно являются собственными и нарицательными.

Уметь определять род несклоняемых существительных.

Уметь образовать глаголы от  существительных.

Уметь отличать существительные, у которых есть только форма единственного или только форма множественного числа.

Фронтальная работа.

 

Парная работа.

Фронтальная, парная работа.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа.

Групповая творческая работа.

Стандартно-поисковый.

Исследователь-

ский метод.

Практическая работа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Частично-поисковый.

Проблемно-поисковый метод.

5.

Синтаксис и пунктуация

1.Путешествие в Мир Синтаксиса.

2.Виды предложений по интонации и цели высказывания.

3.Грамматическая основа предложений.

4.Словосочетания – строительный материал для предложений. Второстепенные члены предложения.

5.Игра-путешествие «Путешествие в страну предложений».

1

(теор.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(контр.)

Знать название и определение членов предложения.

Уметь правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией.

Уметь разбирать предложения по членам, находить главные члены предложения, ставить вопросы к второстепенным членам, выделять из предложения словосочетания.

Определять виды предложений по интонации и по цели высказывания.

Уметь различать второстепенные члены предложения.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа, парная работа.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Кооперировано-групповая.

Частично-поисковый.

Практическая работа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Проблемно-поисковые методы.

6.

Текст

Тема текста.

Части текста и главная мысль.

Виды текста.

1

(практ.)

      1

(практ.)

      1

(практ.)

Знать признаки текста.

Уметь делить текст с опорой на абзацы озаглавливать части текста.

Уметь различать художественные и учебно-научные тексты, находить главную мысль  частей текста.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Групповая работа.

Практический метод.

Практический метод.

Проблемно-поисковые методы.

Учебно-тематический план (2 год обучения)

№ п

Раздел

Тема занятия

Колич.

часов

ЗУНы по стандарту

ЗУНы выше стандарта

Виды деятельности

Методы обучения

1.

Лексика и

фразеология

Из жизни слов, и как рождаются слова.

Многозначность слов. Омонимы.

Синонимы и антонимы.

Прямое и переносное значение слов.

Почему мы так говорим (фразеологические обороты).

Красна речь пословицей.

7. Малая олимпиада.

1

(теор.)

1

(практ.)

1 (практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(контр.)

Знать понятия «синонимы», «антонимы».

Уметь подбирать синонимы и антонимы.

Уметь находить многозначные слова.

Уметь использовать в речи пословицы и поговорки.

Иметь понятие об устаревших и заимствованных словах.

Уметь находить однокоренные слова, берущие начало из других языков.

Уметь находить синонимы и антонимы среди фразеологических оборотов.

Уметь находить прямое и переносное значения слов.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Кооперировано-групповая работа.

Фронтальная, групповая работа.

Парная работа.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Словесные методы.

Дедуктивные методы.

Проблемно-поисковые методы.

Проблемно-поисковые методы.

Практические методы

Наглядные методы

Проблемно-поисковые

2.

Фонетика и орфоэпия

1.Звуки и буквы, «йот» играет в прятки.

2.Орфоэпия.

3.Ребусы из букв, фонетические задачи.

4. Фонетические загадки.

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(контр.)

Уметь произносить звуки речи в соответствии с нормами языка.

Уметь производить фонетический разбор.

Уметь решать фонетические задачи.

Уметь произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами языка.

Парная работа.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Групповая работа.

Словесные методы.

Проблемно-поисковые методы.

Проблемно-поисковые

Проблемно-поисковые

3.

Словооб-

разование

Все растет из корня.

Прадедовские приставки.

Сложные слова.

Однокоренные слова и формы слова.

Суффиксы и окончания.

Исследовательская лаборатория «Детские окказионализмы»

1

(теор.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(контр.)

Знать состав слова, простейшие случаи образования слов.

Уметь разбирать слова по составу.

Знать понятие «сложные слова». Знать редкие приставки.

Уметь различать однокоренные слова и формы слова.

Уметь различать слова с разными приставками слова без приставок.

Уметь составлять сложные слова из простых слов и находить в них корни.

Уметь пользоваться сложными способами словообразования.

Фронтальная работа.

Фронтальная, индивидуальная

Кооперировано-групповая

Парная работа

Индивидуальная работа.

Групповая работа

Проблемно-поисковые

Проблемно-поисковые

Проблемно-поисковые

Индуктивный метод

Методы самостоятельной работы

Метод исследования

4.

Морфология

Части речи.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Род имен существительных.

Общий род имен существительных.

Склонение имен существительных множественного числа.

Прилагательное или существительное?

Глаголы или существительные?

Наречия и местоимения.

9.Грамматическая сказка «Без чего в речи не обойдешься».

1

(теор.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(контр.)

Знать признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога.

Уметь производить морфологический разбор доступных слов.

Уметь правильно записывать окончания родительного падежа множественного числа имен существительных.

Знать признаки наречия.

Уметь различать одушевленность и неодушевленность существительного по совпадению падежных форм именительного, родительного и винительного падежей.

Уметь определять род несклоняемых имен существительных.

Уметь различать существительные общего рода. Уметь различать разные части речи, одинаковые по произношению и написанию.

Фронтальная работа

Фронтальная, индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Парная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Групповая работа

Индуктивный метод

Проблемно-поисковые методы

Практические методы

Практические методы

Методы самостоятельной работы

Проблемно-поисковые

Проблемно-поисковые

Практические методы

Проблемно-поисковые методы

5.

Текст

Текст-повествование.

Текст-описание.

Текст-рассуждение.

Литературный конкурс

1

(практ.)

1

(практ.)

1

(практ.)

2

(контр.)

Знать виды текстов.

Уметь делить текст на части, составлять план, пересказывать по плану.

Уметь писать сочинение повествовательного характера после соответствующей подготовки.

Уметь различать виды текстов: описание, повествование, рассуждение.

Уметь писать текст описание, рассуждение после соответствующей подготовки.

Фронтальная работа, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная работа

Фронтальная, индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Проблемно-поисковые методы

Проблемно-поисковые методы

Проблемно-поисковые методы

Творческая работа

6.

Синтаксис и

пунктуация

Однородные члены предложения.

Предложения простые и сложные.

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

Игра «Кто грамотнее и быстрее?»

1

(практ.)

1

(теор.)

1

(практ.)

1

(контр.)

Иметь понятие об однородных членах предложения.

Уметь ставить запятую между однородными членами предложения.

Уметь различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение, состоящее из двух частей. Уметь ставить запятую в сложных предлож.

Групповая работа.

Фронтальная, групповая.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Практические методы

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа

Проблемно-поисковые методы


5. Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цель занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свою деятельность с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками, интернет-ресурсами;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

6. Аппарат контроля

Контрольные занятия проводятся после изучения раздела в нестандартной форме. Это игры-путешествия, игры-соревнования, исследовательские лаборатории, КВНы, малые олимпиады.

Выпускники начальной школы, прошедшие обучение по данной программе, должны овладеть   знаниями и умениями, а именно:

учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц;
  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • слова, словосочетания, предложения, текста;
  • основные орфографические  и пунктуационные правила;
  • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных.

учащиеся должны уметь:

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • решать фонетические задачи;
  • подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и формы слова, находить корни в сложных словах, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок,
  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  • различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
  • пользоваться толковым словарем, практически различать многозначные слова, слова с прямым и переносным значениями, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам, использовать в речи фразеологические обороты, уметь объяснять их лексическое значение, активно использовать в речи пословицы и поговорки;
  • различать род несклоняемых имен существительных, определять существительные общего рода, образовывать формы родительного падежа множественного числа слов, вызывающих затруднения, различать омонимичные части речи;
  • различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения, ставить в них запятые, различать второстепенные члены предложения;
  • писать сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение на предложенную тему после соответствующей подготовки.

7.  Методическое обеспечение учебного процесса

Реализация программы во многом будет зависеть от использования учителем конкретных методов и приемов работы над курсом. В таблице учебно-тематического плана предложены методы обучения для каждой темы в отдельности. В основном это частично-поисковые методы, проблемно-поисковые, методы практической и самостоятельной работы, исследовательские методы.

8. Литература, необходимая для освоения курса

Для учителя:

Александрович Н, Ф. Занимательная грамматика. – Минск, 1964.

Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М., 1995.

Волина В. Веселая грамматика. – М., 1995.

Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. – М., 1998.

Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995.

Узорова О. В., Нефедова Е. А., Мой первый экзамен по русскому языку. – М.,2000.

Библиотечка «Первого сентября».  Серия «Начальная школа».

Для ученика:

Мукашева И. В. Готовимся к олимпиадам по русскому языку в начальной школе. – Волгоград, 2006 г.

Шанский Н. М. Занимательный русский язык. – М., 1996.

Словари и справочники:

Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М., 1998.

Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.

Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1994.

Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок (Любое издание)

Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1994.

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1998.

Шанский Н. М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. М., 1997.

9. Условия реализации программы

Реализация научных исследований программы предполагает:

  • наличие дидактических материалов;
  • доступ к научной литературы (словари, справочники, статистические сведения);
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по русскому языку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час родного языка. Викторина "Люби и знай русский язык".

Викторина - соревнование на знание русского  языка.Способствует прочному и сознательному усвоению материала, изученного на уроках, воспитывает  любовь к предмету и родному языку. Может...

Логопедический КВН "Люби и знай русский язык"

Логопедический КВН во втором классе развивает интерес к русскому языку, воспитать любознательность...

КВН "Люби и знай русский язык" (3 класс)

Урок-КВН по русскому языку проводится в 4-й четверти. Направлен на обобщение знаний по пройденным темам, на развитие  умений отличать звуки от букв, соблюдать нормы правильного произношения, расш...

"Люби и знай русский язык"

Внеклассное мероприятие...

Рабочая программа. Кружок "Люби и знай русский язык", 3 класс

Рабочая программа в рамках  кружковой деятельности по русскому языку для 3-класса...

Программа платных образовательных курсов по русскому языку "Я знаю русский язык"

Программа платных образовательных курсов по русскому языку "Я знаю русский язык"...

Дополнительная образовательная программа "Я знаю русский язык"

Дополнительная образовательная программа "Я знаю русский язык"...