рабочая программа и ктп по русскому языку 2 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Курочкина Лариса Ивановна
рабочая программа и ктп по русскому языку 2 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_i_ktp_po_russkomu_yaz_2_kl.docx109.03 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Содержание  учебного предмета «Русский язык».

  1. Содержание  учебного предмета «Русский язык». 1 КЛАСС.

1 КЛАСС (207 ч)

Добукварный период (31 ч)

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

БУКВАРНЫЙ  ПЕРИОД (120 ч)

I. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения.

II. Обучение письму

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

III. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (36 ч)

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

1. Круг произведений для чтения. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.

Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)    Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя). Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.

2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений. Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова. Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей. Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.

3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством. Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их. Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.

4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному. Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, интонацией.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС (560 Ч)

1 КЛАСС (50 ч)

Наша речь (2 ч)

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Слова, слова, слова…  (4 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение. (6 ч)

Слово и слог. Перенос слов.Ударение (общее представление).

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.

Повторение (1 ч)

1.2  Содержание  учебного предмета «Русский язык». 2 КЛАСС.

2 КЛАСС (170 ч)

Наша речь (3 ч)

Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

Текст (4 ч)

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Предложение (12 ч)

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова… (18 ч)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.

Звуки и буквы (59 ч)

Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква  «и краткое». Слова  с удвоенными согласными.  Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Части речи (58 ч)

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.

Повторение (16 ч)

1.3  Содержание  учебного предмета «Русский язык». 3 КЛАСС.

3 КЛАСС (170 Ч)

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова (16 ч)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова (29)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным  твердым знаком (ъ).

Имя существительное (30 ч)

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное (19 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Местоимене (5 ч)

Лицо, число, род личных местоимений.

Глагол (21 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение (14 ч)

1.4  Содержание  учебного предмета «Русский язык». 4 КЛАСС.

4 КЛАСС (170 Ч)

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Слово в языке и речи (21 ч)

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Имя существительное (43 ч)

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

Имя прилагательное (30 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (7 ч)

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол (34 ч)

Неопределенная форма глагола.Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.  I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение (15 ч)

2. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Обучение грамоте (письмо)

115

115

-

-

-

1.1

Письмо

69

69

-

-

-

1.2

Графика

10

10

-

-

-

1.3

Слово и предложение

7

7

-

-

-

1.4

Орфография

18

18

-

-

-

1.5

Развитие речи

11

11

-

-

-

2.

Систематический курс

50

170

170

170

2.1

Фонетика и орфоэпия

15

10

1

2

2

2.2

Графика

5

4

1

-

-

2.3

Лексика

20

3

5

6

6

2.4

Состав слова (морфемика)

47

6

16

14

11

2.5

Морфология

159

4

39

48

68

2.6

Синтаксис

61

6

10

25

20

2.7

Орфография и пунктуация

151

8

71

42

30

2.8

Развитие речи

102

9

27

33

33

Итого:

675

165

170

170

170

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Содержание курса

Тематическое планирование

Количество часов

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1. Обучение грамоте

115

-

-

-

   Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

   Понимание функций не буквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

1.1.Письмо

69

-

-

-

      Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

   Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков.

   Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

   Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

1.2.Графика

10

-

-

-

   Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

   Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

1.3.Слово и предложение

7

-

-

-

   Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение  гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных.

   Знаки препинания в конце предложения.

1.4.Орфография

18

-

-

-

   Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при  его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

1.5.Развитие речи

11

-

-

-

2. Систематический курс

50

170

170

170

2.1.Фонетика и орфоэпия

10

1

2

2

2.2.Графика

4

1

-

-

2.3.Лексика

3

5

6

6

2.4.Состав слова (морфемика)

6

16

14

11

2.5.Морфология

4

39

48

68

2.6.Синтаксис

6

10

25

20

2.7.Орфография и пунктуация

8

71

42

30

2.8.Развитие речи

9

27

33

33

        

3. Планируемые результаты освоения учебного  предмета «Русский язык»

3.1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» по итогам 1 класса.

Личностные результаты на конец 1 класса Обучающийся получит возможность для формирования:

  • положительного отношения к школе и процессу обучения;
  • интереса к учебному материалу;
  • знания общепринятых норм поведения в общественных местах и дома;
  • умения оценивать ситуации и поступки на основе их анализа под руководством педагога;
  • осознания причастности к окружающему (обществу, природе);
  • внутренней позиции школьника как субъекта учения;
  • первоначальных умений оценивать собственные учебные действия, поступки и действия, поступки сверстников;
  • первоначальных умений сотрудничества со взрослым и сверстниками;
  • представления о своей этнической и национальной принадлежности.

Метапредметные результаты на конец 1 класса

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать в готовом виде учебную задачу и сохранять её, определять цель деятельности на уроке с помощью педагога;
  • проговаривать вслух (затем про себя) последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • высказывать своё предположение, идею, гипотезу при решении учебной задачи при помощи педагога;
  • осуществлять действия по предложенному педагогом плану;
  • оценивать совместно с педагогом, сверстником результаты своих или чужих действий, вносить соответствующие коррективы, сравнивать цель и результат.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватно воспринимать оценку своей деятельности педагогом или сверстниками;

  • осуществлять пошаговый контроль своей деятельности по её результату с помощью педагога;
  • предлагать проверку способов решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в учебных пособиях курса, осуществлять поиск необходимой информации под руководством педагога;
  • отделять знание от незнания с помощью учителя и сверстников;
  • понимать заданный вопрос и находить на него ответ, используя учебные пособия курса, свой опыт, строить ответ в соответствии с вопросом;
  • формулировать выводы в результате совместного учебного сотрудничества;
  • понимать условные знаки, схемы, модели, имеющиеся в учебных пособиях курса;
  • анализировать изучаемые явления языка, сравнивать и группировать их по заданным основаниям;
  • находить закономерности в фактах и явлениях языка;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;
  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • первоначальному умению воспринимать смысл текста;
  • проводить аналогии между изучаемыми явлениями, фактами языка и собственным опытом;
  • наблюдать и делать самостоятельные выводы по результатам учебного сотрудничества.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • говорить по очереди, слушать сверстника, оценивать ответы друг друга;
  • договариваться между собой, кто будет говорить первым;

  • высказывать своё мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его классу;
  • допускать возможность существования иных точек зрения;
  • использовать в общении правила вежливости.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

  • договариваться об очерёдности выступления, слушать членов группы;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения, строить понятные для партнёров высказывания, учитывать позицию других;
  • осуществлять взаимопроверку, обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности, принимать совместно общее решение, представлять это решение классу;
  • задавать вопросы педагогу и сверстникам.

Предметные результаты на конец 1 класса

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать уместность выбора языковых и неязыковых средств

устного общения в урочной ивнеурочной деятельности, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • составлять предложения из заданных слов и по рисунку;
  • составлять небольшой рассказ по сюжетным картинкам;
  • подбирать заголовок к тексту;
  • восстанавливать деформированные предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить части в небольшом тексте и восстанавливать деформированный текст;
  • составлять небольшой текст по его началу или концу;
  • находить в текстах сравнения, фразеологизмы, слова, употреблённые в переносном значении;
  • объяснять значение слов самостоятельно или с помощью словаря;
  • первичному умению составлять записку, поздравительную открытку.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать звуки речи;
  • устанавливать последовательность и количество звуков в слове;
  • различать гласные и согласные звуки на основе их признаков, ударные и безударные гласные, парные согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;
  • определять звонкие и глухие непарные звуки;
  • определять непарные твёрдые и непарные мягкие согласные звуки;
  • находить в слове ударный гласный звук и безударные звуки;
  • осознавать и определять показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
  • делить слова на слоги;
  • различать звуки и буквы;
  • различать буквы гласных звуков как показатели твердости-мягкости согласных звуков;
  • определять функцию ь и ъ, а также букв е, ё, ю, я в слове;
  • обозначать на письме звук [й];
  • устанавливать соотношение звуков и букв в словах, где их количество не совпадает;
  • использовать небуквенные графические средства (пробел между словами, знак переноса, абзац).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать за расхождением в произношении слова и обозначении его буквами при письме;
  • осознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове;
  • первоначальным навыкам выполнения фонетической транскрипции слова;
  • осуществлять фонетический (звуковой) и фонетико-графический (звукобуквенный) разбор простых слов.

  • Лексика

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать слово как единство звучания и значения;
  • различать на практическом уровне слова, противоположные по значению; слова, употреблённые в переносном значении;
  • находить и объяснять сравнения, объяснять значения слов, подбирать близкие по значению слова, объяснять значение фразеологизмов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить среди слов родственные (однокоренные) слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и слова, близкие по смыслу (синонимы);
  • различать родственные (однокоренные) слова и слова с омонимичными корнями.

Морфология

Обучающийся научится:

  • находить слова, обозначающие предметы, признаки, действия;
  • различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые;
  • распознавать имена собственные.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать лексическое и грамматическое значение слова;
  • определять части речи: самостоятельные и служебные;
  • наблюдать за междометием как средством эмоционально-экспрессивного проявления чувств.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложения и слова;
  • осознавать признаки предложения: выражает ли законченную мысль, имеет ли интонационную законченность;
  • определять границы предложения;
  • составлять предложения из данных слов;
  • различать  предложения  по  цели  высказывания  (повествовательные, вопросительные, побудительные), по интонации (восклицательное, невосклицательное).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • восстанавливать деформированные предложения;
  • сравнивать предложения по смыслу при замене слова или при распространении другими словами;
  • различать предложение и словосочетание.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять правила правописания:
  • раздельное написание слов;
  • написание букв гласных и, а, у после букв шипящих ж, ш, ч, щ (в сильной позиции — под ударением);
  • отсутствие ь  в буквосочетаниях чк, чн, щн, нщ;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • знаки препинания (?!.) в конце предложения;
  • слова с непроверяемым написанием (согласно перечню в программе);
  • безошибочно списывать текст с доски и из учебного пособия;
  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными орфограммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
  • применять орфографическое чтение (проговаривание) в качестве средства самоконтроля при списывании и письме под диктовку;
  • пользоваться орфографическим словарём в учебнике и памятками в рабочей тетради как средством контроля своих действий.

3.2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» по итогам 2 класса.

Личностные результаты на конец 2 класса Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника как субъекта учения;
  • интереса к изучению русского языка;
  • способности к осознанию причин успеха-неуспеха в учебной деятельности при помощи педагога;
  • умения оценивать действия и поступки свои и одноклассников при помощи взрослых;

  • первоначальных умений сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликты;
  • осознания нравственного содержания поступков окружающих людей при помощи педагога;
  • представления о своей этнической и национальной принадлежности;
  • потребности к осуществлению исследовательской деятельности в познании русского языка под руководством педагога;
  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • представления о своей гражданской идентичности;
  • ориентации в собственном поведении на общепринятые нормы морали и нравственности;
  • принятия и осознания чувств сверстников, взрослых при помощи педагога;
  • представления о красоте природы России и родного края.

Метапредметные результаты на конец 2 класса

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
  • планировать учебную деятельность на уроке, осуществлять её контроль с помощью педагога;

соотносить собственные действия с целью, обнаруживать и корректировать ошибки с помощью педагога, сверстника;

  • определять успешность собственной деятельности и деятельности сверстников, сопоставляя результат и цель;
  • осознавать причины своего успеха (неуспеха);
  • адекватно воспринимать оценку своей деятельности педагогом или сверстниками;
  • предлагать проверку способов решения учебной задачи. Обучающийся получит возможность научиться:
  • контролировать и оценивать свои действия в учебном сотрудничестве с педагогом, сверстниками;
  • в ходе решения учебных задач формулировать теоретические выводы о свойствах языковых явлений с помощью педагога и сверстников;
  • самостоятельно оценивать собственные учебные действия, вносить при необходимости коррективы, соотнося цель и результат;

самостоятельно ставить учебную задачу, предлагать способы её решения.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

  • пользоваться условными знаками, схемами, таблицами, имеющимися в учебных пособиях курса;
  • находить в материалах пособий ответ на заданный вопрос;
  • воспринимать смысл предъявляемого текста;
  • учитывать возможность решения учебной задачи разными способами;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать (выделять ряд объектов по заданным признакам, самостоятельно);

  • проводить аналогии между изучаемыми явлениями, фактами языка и собственным опытом;

наблюдать и делать самостоятельные выводы по результатам учебного сотрудничества.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить небольшие высказывания-сообщения в устной и письменной форме;
  • находить и отбирать информацию из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • осуществлять фиксацию информации (добытой самостоятельно или предложенной педагогом), гипотез, предположений;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (с указанием и без указания количества групп);
  • обобщать (формулировать общее для ряда конкретных языковых явлений, фактов);

самостоятельно пользоваться рассуждением как доказательством приводимой гипотезы.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

  • договариваться об очерёдности выступления, слушать членов группы;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения, строить понятные для партнёров высказывания, учитывать позицию других;
  • осуществлять взаимопроверку, обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности, принимать совместно общее решение, представлять это решение классу;
  • задавать вопросы педагогу и сверстникам в ходе решения учебной задачи;
  • участвовать в дискуссиях по решению учебной задачи;
  • воспринимать иное мнение, позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить высказывание-рассуждение как доказательство своей позиции;
  • ориентироваться на позицию сверстника в учебном сотрудничестве;
  • контролировать действия сверстника, осуществлять взаимоконтроль;

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Предметные результаты на конец 2 класса

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • использовать средства устного общения в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
  • анализировать чужую устную речь и осознавать собственную (её цель, место, кто собеседник);
  • понимать особенности диалогической и монологической форм речи;
  • выражать собственное мнение, обосновывать его;
  • понимать признаки текста;
  • определять тему текста, подбирать заглавие к нему;

  • находить части в небольшом тексте и восстанавливать деформированный текст;
  • составлять небольшой текст по его началу или концу;
  • находить в текстах сравнения, фразеологизмы, слова, употреблённые в переносном значении;
  • находить в текстах синонимы и антонимы;
  • объяснять значение слов самостоятельно или с помощью словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • на основании особенностей типов текста распознавать их (повествование, описание);
  • определять последовательность частей текста;
  • находить и устанавливать средства связи между предложениями в тексте;
  • сопоставлять текст и предложенный к нему план, создавать свой план к тексту;
  • различать речь художественную и научную;
  • составлять небольшие тексты различного стиля и типа (объявление, научно-деловое описание и т. д.).

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • выполнять фонетическую транскрипцию слова;
  • осуществлять фонетический (звуковой) и фонетико-графический (звукобуквенный) разбор простых слов;
  • применять знания из области фонетики при использовании правил правописания;
  • использовать небуквенные графические средства;
  • списывать текст с доски и из учебных пособий;
  • писать диктанты.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • выполнять звукобуквенный разбор более сложных слов;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слов с разделительными ъ и ь, с непроизносимыми согласными;

  • использовать алфавит в работе со словарями, справочниками.

Лексика

Обучающийся научится:

  • различать на практическом уровне антонимы и синонимы, подбирать антонимы и синонимы к словам;
  • находить в тексте слова, употреблённые в переносном значении;

находить и объяснять сравнения, образные обороты речи; объяснять значение слов; объяснять значение фразеологизмов;

  • объяснять смысл пословиц и поговорок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать слово как единство значения, звучания и грамматических признаков;
  • осознавать этимологию (происхождение) устаревших слов;

объяснять значение фразеологизмов, подбирать фразеологизмы по значению;

  • находить эпитеты в тексте.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм;

различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

  • находить и выделять в однокоренных словах корень. Обучающийся получит возможность научиться:
  • различать словообразование и формоизменение;

обозначать в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

  • различать приставку и предлог.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать лексическое и грамматическое значения слова;
  • определять части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

опознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные;

  • различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа;
  • осознавать роль имени прилагательного в речи, его взаимосвязь с именем существительным: определять род, число имён прилагательных;
  • распознавать глаголы в форме единственного и множественного числа, настоящего, прошедшего и будущего времени.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять самостоятельные части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы; служебные: предлог, союзы и, а, но;
  • узнавать личные местоимения, числительные;
  • устанавливать взаимосвязь имени прилагательного с именем существительным: зависимость в роде и числе.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • находить в предложении главные члены (основу предложения);
  • различать главные и второстепенные члены предложения;
  • составлять предложения из данных слов, из данных и самостоятельно подобранных слов;
  • различать слово, словосочетание и предложение.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать связь слов в словосочетании, предложении;
  • распознавать предложения распространённые и нераспространённые.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • находить орфограммы в указанных словах;
  • использовать орфографический словарь в качестве средства самоконтроля;
  • применять правила правописания:
  • написание букв гласных и, а, у после букв шипящих ж, ш, ч, щ (в сильной и слабой позициях);
  • отсутствие ь  в буквосочетаниях чк, чн, щн, нщ;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • знаки препинания (?!.) в конце предложения;
  • слова с непроверяемым написанием (согласно перечню в программе), в том числе с двойными буквами согласных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие в корне слова;
  • безошибочно списывать текст с доски и из учебного пособия;
  • писать под диктовку тексты в соответствии с изученными орфограммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:
  • разделительные ъ  и ь;
  • непроизносимые согласные в корне слова;
  • ь  после шипящих на конце имён существительных;
  • применять различные способы проверки написания слов: словоизменение, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • применять орфографическое чтение (проговаривание) в качестве средства самоконтроля при списывании и письме под диктовку.

3.4.Планируемые результаты освоения учебного предмета«Русский язык»по итогам 3 класса.

Личностные результаты на конец 3 класса

У обучающегосябудут сформированы:

  • потребность к осуществлению исследовательской деятельности в познании русского языка;
  • самооценка как основа формирования учебного действия оценки;
  • ориентация на анализ соответствия результата деятельности условиям учебной задачи;
  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России;
  • ориентация в собственном поведении на общепринятые моральные нормы;
  • принятие и понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
  • принятие и осознание чувств сверстников, взрослых;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов;
  • понимание красоты природы России и родного края.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженных мотивов к учебно-познавательной деятельности;
  • выраженной устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению общего способа решения учебной задачи при решении задачи конкретно-практической;
  • способности к самооценке и оценке действий сверстников на основе выделенных критериев к учебному действию оценки;
  • навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • чувства сопереживания близким и окружающим людям в целом;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств посредством изучения материалов курса по русскому языку.

Метапредметные результаты на конец 3 класса

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • самостоятельно ставить учебную задачу, выдвигать способы её решения;
  • в ходе решения учебных задач формулировать теоретические выводы о свойствах языковых явлений с помощью педагога и сверстников;
  • самостоятельно оценивать собственные учебные действия, вносить при необходимости коррективы, соотнося цель и результат;
  • осуществлять свою деятельность по предложенному или составленному плану;
  • отбирать адекватные средства достижения целей;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения собственной работы и работы сверстников;
  • анализировать причины своего успеха (или неуспеха) и находить способы выхода из ситуаций неуспеха.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обнаруживать и формулировать учебную задачу, выдвигать способы ее решения и осуществлять проверку;
  • составлять план решения учебной задачи;
  • самостоятельно находить несколько способов решения учебной задачи;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения учебных действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • строить небольшие высказывания-сообщения в устной и письменной форме;
  • самостоятельно предполагать, какая информация необходима для решения учебной задачи;
  • находить и отбирать информацию из разных источников (учебника, словарей, энциклопедий, справочников) в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • осуществлять фиксацию информации (добытой самостоятельно или предложенной педагогом), гипотез, предположений;
  • пользоваться условными знаками, схемами, таблицами, имеющимися в учебных пособиях курса;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез (составление целого из частей);
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (с указанием и без указания количества групп);
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать (выделять ряд объектов по заданным признакам, самостоятельно);
  • проводить аналогии между изучаемыми явлениями, фактами языка и собственным опытом;
  • самостоятельно пользоваться рассуждением как доказательством приводимой гипотезы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели, схемы, таблицы в соответствии с изменившимися условиями учебной задачи, ситуации;
  • строить устные и письменные высказывания-сообщения, участвовать в дискуссиях;
  • находить самостоятельно, в группе решение учебной задачи или её возможные способы решения;
  • строить логическое рассуждение об объекте, явлении.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • строить высказывание-рассуждение как доказательство своей позиции;
  • ориентироваться на позицию сверстника в учебном сотрудничестве;
  • контролировать действия сверстника, осуществлять взаимоконтроль;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
  • строить своё сообщение-высказывание с учётом содержания учебной задачи;
  • учитывать в ходе дискуссии иное мнение и позицию, согласовывать их с собственными;
  • совместными усилиями в ходе дискуссии координировать мнения группы (класса) и выбирать единственно верный способ решения учебной задачи;
  • планировать совместную деятельность по выполнению задания, обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности;
  • осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • распределять роли при работе в группе, планировать совместную деятельность по выполнению задания;
  • координировать различные позиции в учебном сотрудничестве;
  • использовать речь в качестве регуляции и планирования собственных действий;
  • владеть продуктивной диалогической формой коммуникации как способом разрешения противоречий и позиционных конфликтов;
  • строить монологическое высказывание как более сложную форму речевой деятельности.

Предметные результаты на конец 3 класса

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях, выбирать адекватные средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практически владеть диалогической формой речи, выражать своё мнение, аргументировать его;
  • владеть основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, привлечь внимание и др.);
  • на основании особенностей типов текста распознавать их (повествование, описание, рассуждение);
  • определять последовательность частей текста, создавать план к тексту;
  • понимать развитие главной мысли текста от абзаца к абзацу;
  • различать речь художественную и научную;
  • составлять небольшие тексты различного стиля и типа по предложенным планам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • практически овладевать устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи;
  • создавать собственные тексты по предложенным и своим планам;
  • корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • использовать в своей речи и при составлении текстов синонимы, антонимы, образные сравнения, фразеологизмы;
  • первоначальным умениям в жанрах письма и поздравления;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, другими изданиями, а также возможностями Интернета.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • актуализировать знания из области фонетики при использовании изучаемых правил правописания;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слов с разделительными ъ и ь, с непроизносимыми согласными;

  • использовать алфавит в работе со словарями, справочными материалами;
  • выполнять звукобуквенный разбор более сложных слов по алгоритму, предложенному в учебных пособиях.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать и узнавать позиционное чередование звуков в корне слова;
  • оценивать правильность выполнения звукобуквенного разбора слова;
  • соблюдать орфоэпические нормы при произнесении слов;
  • находить с помощью взрослого (педагога, родителя) или самостоятельно ответ при сомнении в правильности произнесения и постановки ударения в словах.

Лексика

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство значения, звучания и грамматических признаков;
  • уточнять значение непонятных (или узнавать значение незнакомых) слов с помощью педагога, взрослого, словарей;
  • объяснять значение фразеологизмов, подбирать фразеологизмы по значению;
  • находить в тексте образные сравнения, эпитеты.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать этимологию (происхождение) слов;
  • подбирать синонимы к словам с целью корректировки текста, антонимы для точной характеристики предметов или при их сравнении;
  • находить в тексте слова, употреблённые в прямом и переносном значении;
  • объяснять значение фразеологизмов, подбирать фразеологизмы по значению, находить среди фразеологических оборотов синонимичные;
  • находить в тексте сравнительные обороты речи.
  • пользоваться словарями русского языка.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы одного и того же слова;
  • выделять в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
  • различать приставку и предлог.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить и выделять в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, соединительные гласные в сложных словах;
  • осознавать значение суффиксов и приставок для образования однокоренных слов (разных частей речи);
  • понимать смысловые, эмоциональные возможности суффиксов и приставок;
  • оценивать правильность выполнения разбора слова по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять начальную форму имени существительного;
  • определять грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж, склонение;
  • определять функцию предлогов: образование падежных форм имён существительных;
  • отличать предлог от приставки;
  • понимать признаки, значение и роль в речи имени числительного;
  • распознавать числительные количественные и порядковые.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебных пособиях алгоритму;
  • оценивать правильность выполнения морфологического разбора;
  • различать личные местоимения 1, 2, 3-го лица в форме единственного и множественного числа;
  • устанавливать значение частицы не.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать слово, словосочетание и предложение;
  • устанавливать связь между словами в словосочетании, предложении при помощи смысловых вопросов;

             *находить в предложении главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены;

           *узнавать предложения с однородными членами. Обучающийся получит возможность научиться:

            * выполнять разбор предложения по членам предложения и частям речи в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

*различать второстепенные члены предложения (дополнение, определение);

            *устанавливать связь между словами в словосочетании, предложении при помощи смысловых вопросов;

           *использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять ранее изученные правила правописания:
  • непроизносимые согласные;
  • слова с непроверяемым написанием (согласно перечню в программе), в том числе с двойными буквами согласных;
  • разделительные ъ  и ь;
  • безударные окончания имён существительных;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • ь  после шипящих на конце имён существительных;
  • гласные в суффиксах -ик, -ек;
  • уточнять написание слова по орфографическому словарю;
  • безошибочно списывать текст;
  • писать под диктовку в соответствии с изученными правилами правописания;
  • осуществлять проверку собственного и предложенного текстов, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:
  • ь  после шипящих на конце имён существительных;
  • гласные в суффиксах -ик, -ек;
  • соединительные гласные о  ие  в сложных словах;
  • апятые при однородных членах предложения;
  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных;
  • подбирать примеры слов на заданную орфограмму;
  • обращаться за помощью к словарю или к взрослому человеку при написании собственных текстов;
  • применять различные способы проверки написания слов: словоизменение, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

3.4.Планируемые результаты освоения учебного предмета«Русский язык»по итогам 4 класса.

Личностные результаты на конец 4 класса

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженных мотивов к учебно-познавательной деятельности;
  • выраженная устойчивая мотивация к учебно-познавательной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебных задач;
  • способность к самооценке и оценке действий сверстников на основе выделенных критериев;
  • учебное действие оценки;
  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
  • знание основных норм морали и нравственности и соотнесение их с собственными поступками;
  • навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • понимание чувств окружающих людей и способность к сопереживанию;
  • этические чувства как способность к саморегуляции;
  • чувство  прекрасного  и  эстетические  чувства  на  основе

материалов курса русского языка.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
  • устойчивой мотивации к различным видам деятельности;
  • адекватного понимания и осознания причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
  • дифференцированной самооценки и учебного действия оценки на основе выявленных критериев успешности учебной деятельности;
  • способности к решению морально-нравственных проблем с учётом позиций участников общения;
  • способности к оцениванию и осмыслению поступков, разрешая моральные противоречия, на основе общечеловеческих ценностей;
  • осознанных эстетических предпочтений;
  • способности к осознанию себя гражданином России, к отстаиванию собственных интересов и поиску своей позиции;

  • способности к взаимопониманию с представителями иных культур, народов, мировоззрений на основе уважения.

Метапредметные результаты на конец 4 класса

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать, сохранять и самостоятельно ставить учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • планировать и осуществлять контроль своих действий;
  • осуществлять промежуточный и итоговый контроль своих действий, опираясь на результат;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, сверстников, других взрослых;
  • различать способ действия и его результат;
  • вносить необходимые коррективы в свои действия на основе оценивания сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться:
  • самостоятельно находить несколько способов решения учебной задачи;
  • преобразовывать конкретную практическую задачу в познавательную, учебную;
  • проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу действия и после него;
  • осуществлять полноценный контроль своей деятельности по её результату и способу действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • самостоятельно предполагать, какая информация необходима для решения учебной задачи;
  • находить и отбирать информацию из разных источников (учебника, словарей, энциклопедий, справочников) в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • осуществлять фиксацию информации (добытой самостоятельно или предложенной педагогом), гипотез, предположений;
  • создавать и преобразовывать модели, схемы, таблицы в соответствии с изменившимися условиями учебной задачи, ситуации;
  • строить устные и письменные высказывания сообщения, участвовать в дискуссиях;
  • находить самостоятельно или с одноклассниками вместе решение учебной задачи или её возможные способы решения;
  • строить логическое рассуждение об объекте, явлении;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (при указании и без указания количества групп);
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать (самостоятельно выделять ряд объектов);
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации и преобразовывать её в соответствии с изменением условий учебной задачи;
  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы с использованием ИКТ;
  • создавать и преобразовывать схемы, модели для решения учебных задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые источники информации (словари, справочники, интернет-ресурсы и пр.);
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, достраивая и дополняя недостающие компоненты;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
  • строить логическое рассуждение об объекте, явлении.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • распределять роли при работе в группе, планировать совместную деятельность по выполнению задания;
  • координировать различные позиции в учебном сотрудничестве;
  • использовать речь в качестве регуляции и планирования собственных действий;
  • владеть продуктивной диалогической формой коммуникации как способом разрешения противоречий и позиционных конфликтов;
  • строить монологическое высказывание как более сложную форму речевой деятельности;
  • задавать вопросы педагогу и сверстникам в ходе постановки и решения учебной задачи;
  • контролировать действия сверстника;
  • координировать позиции группы (класса) в учебном сотрудничестве;
  • формулировать своё мнение, позицию;
  • строить понятные для партнёра в ходе дискуссии высказывания с учётом его мнения, позиции;
  • использовать  речь  в  качестве  регулятора  собственныхдействий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • распределять и выполнять различные роли в группе при решении учебной задачи;
  • предвидеть последствия группового (коллективного) решения;
  • предотвращать и преодолевать конфликты;
  • допускать возможность существования других точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнёра по учебному сотрудничеству;
  • осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь в сотрудничестве;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметные результаты на конец 4 класса

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • оценивать уместность выбора языковых и неязыковых средств устного общения в ситуациях учебного и бытового общения;
  • свободно выражать собственное мнение (позицию), аргументировать, отстаивать её;
  • владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
  • практически владеть устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи;
  • создавать и корректировать собственные и заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • использовать в своей речи и при составлении текстов синонимы, антонимы, образные сравнения, фразеологизмы;
  • пользоваться в собственной речи жанрами письма, записки, объявления, поздравления;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • самостоятельно озаглавливать текст, составлять к нему план;
  • пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, другими изданиями, а также возможностями Интернета.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
  • пересказывать текст от другого лица;

*составлять тексты на определённую тему, используя различные типы, стили, жанры текста;

*сравнивать и различать стилистически контрастные тексты (художественное и научное описание, разговорное и научное (деловое) повествование и т. д.);

*выделять в тексте главную мысль, выражать свою точку зрения по поводу прочитанного, увиденного, услышанного;

*корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;

*осознавать порядок своих действий при работе над изложениями и сочинениями, соотносить эти действия с выработанным алгоритмом;

*первоначальным умениям оформлять результаты творческих и исследовательских работ.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

*самостоятельно выполнять звукобуквенный разбор слов (написание которых не расходится или расходится с произношением, без сильной редукции звуков) по алгоритму, предложенному в учебных пособиях;

*соблюдать орфоэпические нормы при произнесении слов;

*узнавать позиционное чередование звуков в корне слова;

*пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска необходимой информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

*самостоятельно выполнять звукобуквенный разбор слов (написание которых не расходится или расходится с произношением, без сильной редукции звуков) и оценивать правильность выполнения разбора;

*соблюдать нормы литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение норм в речи собеседников;

*находить с помощью взрослого (педагога, родителя) или самостоятельно ответ при сомнении в правильности произнесения и постановки ударения в словах.

Лексика

Обучающийся научится:

*находить слова, требующие уточнения значения;

*определять значение слова в контексте и проверять себя по словарю;

*находить в тексте и пояснять образные сравнения, эпитеты, олицетворения;

*объяснять значение пословиц и поговорок;

*находить фразеологические обороты среди словосочетаний, объяснять их значение; подбирать фразеологизм, отражающий содержание текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

* подбирать синонимы к словам текста с целью устранения повторов в нём;

* подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

* оценивать уместность употребления слов в тексте.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • находить  и  выделять  в  словах  окончание,  основу,  корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить и выделять в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, соединительные гласные в сложных словах;
  • осознавать возможность образования слов с помощью приставки, суффикса, сложения основ;
  • понимать смысловые, эмоциональные возможности суффиксов и приставок;
  • выполнять разбор слова по составу с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с алгоритмом, данным в учебных пособиях, оценивать правильность выполнения разбора слова по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж, склонение;
  • определять начальную форму имени прилагательного;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов: число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
  • находить начальную форму глагола; различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?;
  • определять функцию предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений;
  • выполнять морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебных пособиях алгоритму; оценивать правильность выполнения морфологического разбора.

Обучающийся получит возможность научиться:

*различать личные местоимения 1, 2, 3-го лица в форме единственного и множественного числа;

*склонять личные местоимения;

*понимать признаки, значение и роль наречий в речи;

*наблюдать за образованием наречий, различать виды наречий;

*находить в тексте местоимения, наречия, числительные, предлоги, союзы и, а, но, да, а также частицу не при глаголах.

Синтаксис

Обучающийся научится:

*различать слово, словосочетание и предложение;

*устанавливать связь слов в словосочетании и предложении при помощи смысловых вопросов;

*характеризовать предложения по цели высказывания и интонации;

*находить в предложении главные и второстепенные члены;

*узнавать предложения с однородными членами, составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но, да.

Обучающийся получит возможность научиться:

*выполнять разбор предложения по членам предложения и частям речи в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом и оценивать правильность выполнения разбора;

*различать второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства;

*различать простые и сложные предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

* применять правила правописания:

* раздельное написание слов;

* сочетанияжи—ши,чу—щу,ча—щав положениипод ударением (в сильной позиции);

* сочетаниячк,чн,щн,нщ;

* перенос слов;

* прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

* проверяемые безударные гласные в корне слова;

* парные звонкие и глухие в корне слова;

* непроизносимые согласные;

* непроверяемое написание в корне слова (согласно перечню в программе), в том числе двойные буквы согласных;

* гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

* разделительныеъиь;

* ьпосле шипящих на конце имён существительных;

* безударные падежные окончания имён существительных;

* безударные окончания имён прилагательных;

* раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

* не с глаголами;

* ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

* ьв возвратных глаголах;

* безударные личные окончания глаголов и глаголов-исключений;

* раздельное написание предлогов с другими словами;

* знаки препинания в конце предложения;

* знаки препинания в предложениях с однородными членами;

* уточнять написание слова по орфографическому словарю;

* безошибочно списывать текст;

* писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами;

* проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания: приставки на–из -с;
  • гласные в суффиксах–ики-ек;
  • буквыоиев падежных окончаниях после шипящих иц;
  • соединительные гласныеоиев сложных словах;
  • буквыоиена конце наречий;
  • знаки препинания (запятая) в сложных предложениях;
  • знаки препинания при оформлении диалога и прямойречи: тире, кавычки;
  • подбирать примеры слов на заданную орфограмму;
  • обращаться за помощью к словарю или к взрослому человеку при написании собственных текстов;
  • применять различные способы проверки написания слов: словоизменение, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

                                                  2017-2018 учебный год

 Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Русский язык». 2 класс.        

170 часов (5 часов в неделю)  автор: Учебник  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.    

№ п/п

Дата проведения урока

Название темы урока\раздела

по плану

фактически

1 четверть.             Раздел  : Наша речь.

1.

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

2.

Что можно узнать о человеке по его речи?

3.

Как отличить диалог от монолога?

4.

Проверка знаний.

Раздел: Текст.

5.

Что такое текст? Словарный диктант

6.

Что такое тема и главная мысль текста?

7.

Части текста.

8.

Диктант по теме «Оформление предложений на письме»

9.

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Текст»

Раздел: Предложение.

10.

Что такое предложение? Знаки препинания в конце предложения. Словарный диктант

11.

Как из слов составить предложение?

12.

Списывание предложений  с печатного текста.

13.

Что такое главные члены предложения?

14.

Что такое второстепенные члены предложения?   Контрольный словарный диктант

15.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

16.

Что такое распространенные и нераспространенные предложения?

17.

Как установить связь слов в предложении?

18.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в первом классе».

19.

Работа над ошибками. Словарный диктант

20.

Р/р. Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»

21.

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Раздел: Слова,слова,слова…..

22.

Что такое лексическое значение слова?

23.

Что такое лексическое значение слова?

24.

Что такое однозначные и многозначные слова?

25.

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Словарный диктант

26.

Что такое синонимы?

27.

Что такое антонимы?

28.

Что такое антонимы?

29.

Диктантпо теме «Оформление предложений на письме»

30.

Работа над ошибками. Словарный диктант

31.

Что такое родственные слова?

32.

Что такое родственные слова?

33.

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

34.

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

35.

Какие бывают слоги? Словарный диктант

36.

Как определить ударный слог?

37.

Как определить ударный слог?                                  Контрольный словарный диктант

38.

Как переносить слова с одной строки на другую?

39.

Как переносить слова с одной строки на другую?

40.

Р/р. Обучающее сочинение по серии картинок

41.

Контрольное списывание

42.

Контрольный диктант по теме «Слово. Предложение»

43.

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Слова, слова, слова…»

Раздел: Звуки и буквы.

44.

Как различить звуки и буквы?

45.

Как мы используем алфавит? Словарный диктант

2 четверть

46.

Как мы используем алфавит?

47.

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

48.

Как определить гласные звуки?

49.

Контрольный диктант по теме «Заглавная буква в словах»

50.

Работа над ошибками. Словарный диктант

51.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

52.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

53.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

54.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

55.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Словарный диктант

56.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

57.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

58.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. .Контрольный словарный диктант

59.

Развитие речи. Обучающее сочинение.

60.

Диктант. Проверочная  работа.

61.

Работа над ошибками. Закрепление и обобщение знаний.

62.

Как определить согласные звуки?

63.

Согласный звук [Й} и буква И краткое.

64.

Согласный звук [Й} и буква И краткое.

65.

Слова с удвоенными согласными. Словарный диктант

66.

Р/р. Обучающее сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси»

67.

Наши проекты. И в шутку и в серьез.

68.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

69.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

70.

Как обозначить мягкость согласного звука на письме? Контрольный словарный диктант

71.

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

72.

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

73.

Контрольный диктант по теме «Звуки, буквы»

74.

Контрольное списывание

75.

Работа над ошибками. Словарный диктант

76.

Наши проекты. Пишем письмо.

77.

Обучающий урок по теме «Звуки и буквы»

78.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

79.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

80.

Повторение темы «Твердые и мягкие согласные».      Словарный диктант

3 четверть

81.

Наши проекты. Рифма

82.

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

83.

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.                Словарный диктант

84.

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя

85.

Диктант по теме «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

86.

 Работа над ошибками. Обобщение знаний.

87.

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

88.

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

89.

Проверка парных согласных в корне слова.              Контрольный словарный диктант

90.

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных

91.

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста

92.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

93.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

94.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Словарный диктант

95.

Р/р. Изложение повествовательного текста В. Бианки «Оляпка»  по вопросам плана

96.

Обобщение знаний по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных»

97.

Диктант по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных»

98.

Работа над ошибками.  Закрепление знаний.

99.

Правописание слов с разделительным мягким знаком

100.

Правописание слов с разделительным мягким знаком. Словарный диктант

101.

Правописание слов с разделительным мягким знаком

102.

Обобщение  знаний по теме «Разделительный мягкий знак». Словарный диктант

103.

Списывание с печатного текста

104.

Р/р. Обучающее сочинение по серии картинок «Зимние забавы»

105.

Проверка знаний по теме «Звуки и буквы».  

106.

Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы»

Раздел: Части речи.

107.

Что такое части речи?

108.

Что такое части речи?

Контрольный словарный диктант

109.

Что такое имя существительное?

110.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

111.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных

112.

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей

113.

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет.

114.

Заглавная буква в написании кличек животных.                        Р/р. Устный рассказ о животном.

115.

Заглавная буква в географических названиях.

Словарный диктант

116.

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы

117.

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы

118.

Диктант по теме «Правописание собственных имен существительных»

119.

Работа над ошибками. Словарный диктант

120.

Единственное и множественное число имен существительных

121.

Единственное и множественное число имен существительных

122.

Единственное и множественное число имен существительных

123.

Р/р. Обучающее изложение текста А. Мусатова «Котик Мурзик»

124.

Обобщение знаний по теме «Имя существительное». Контрольный словарный диктант

125.

Что такое глагол?

126.

Что такое глагол?

127.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

128.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя существительное»

129.

Контрольное списывание

130.

Единственное и множественное число глаголов.Словарный диктант

4 четверть

131.

Единственное и множественное число глаголов

132.

Правописание частицы НЕ с глаголами

133.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

134.

Что такое текст-повествование?

135.

Обобщение знаний по теме «Глагол». Словарный диктант

136.

Что такое имя прилагательное?

137.

Связь имени прилагательного с именем существительным

138.

Прилагательные близкие и противоположные по значению

139.

Единственное и множественное число имен прилагательных

140.

Что такое текст-описание? Словарный диктант

141.

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

142.

Общее понятие о предлоге

143.

Раздельное написание предлогов со словами

144.

Восстановление предложений.

Контрольный словарный диктант

145.

Обобщение знаний по теме «Предлог»

146.

Что такое местоимение?

147.

Что такое местоимение?

148.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное. Предлог»

149.

Работа над ошибками. Словарный диктант

150.

Что такое текст-рассуждение?

151.

Обобщение знаний по теме «Местоимение»

152.

Контрольное списывание

153.

Обобщение знаний по теме «Части речи»

Раздел: Повторение.

154.

Повторение по теме «Текст». Словарный диктант

155.

Р/р. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

156.

Повторение по теме «Предложение»

157.

Повторение по теме «Предложение»

158.

Повторение по теме «Слово и его значение»

159.

Повторение по теме «Части речи».

Контрольный словарный диктант

160.

Повторение по теме «Части речи»

161.

Повторение по теме «Звуки и буквы»

162.

Повторение по теме «Правила правописания»

163.

Промежуточная аттестация.                                             Итоговая контрольная работа (диктант)

164.

Повторение и закрепление изученного материала

165.

Повторение и закрепление изученного материала.

Словарный диктант

166.

Повторение и закрепление изученного материала

167.

 Грамматические задания

168.

Повторение и закрепление изученного материала

169.

Повторение и закрепление изученного материала.

Словарный диктант

170.

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

Итого за год:

-контрольный диктант -6

-контрольное списывание – 4

-контрольный словарный диктант – 9

-грамматические задания - 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по математике 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по математике составлена на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюков...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс(

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс (5 ч. в неделю, 170ч.)1.Пояснительная записка2.УУД, содержание курса3.Тематический план4. Календарно - тематическое планир...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс

Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...

1 класс. Рабочая программа по обучению грамоте, русскому языку. УМК "Школа России"

 Предмет ≪Русский язык≫ играет важную роль в реализации основных целевых уставок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировозния; формировании основ умения ...

Рабочая программа и КТП по русскому языку УМК "Школа 21 века" 3 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса УМК "Школа 21 века"...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» «Начальная школа XXI века» для 1 класса

Рабочая программа по русскому языку +КТП для 1 класса "Начальная школа XXIвека"...