«Слова-названия предметов разного рода»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Олина Валентина Петровна
Тип урока: знакомство с новой темой. Формируемые УУД: Личностные: - признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; - проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Регулятивные: - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, - сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. Познавательные: - делать выводы на основе обобщения; - определять последовательность действий для решения предметной задачи. Коммуникативные: - подтверждать аргументы фактами; - слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; Оборудовние: 1. Мультимедийная презентация. 2. Линейки «Шкала оценок» (у каждого ребёнка) 3. Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка) 4. «Копия письма» (у каждого ребёнка) 5. Таблица для заполнения (у каждого ребёнка) 6. Текст письма у учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova-nazvaniya_predmetov_raznogo_roda_2_klass.doc60 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.09 МБ

Предварительный просмотр:

День открытых дверей.

Урок русского языка

во 2в классе.

Подготовила и провела Олина В.П.

29 сентября 2012 г.

Тема урока:

«Слова-названия предметов разного рода»

2 класс

Тип урока: знакомство с новой темой.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

Оборудовние:

1. Мультимедийная презентация.

2. Линейки «Шкала оценок» (у каждого ребёнка)

3. Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)

4. «Копия письма»   (у каждого ребёнка)

5. Таблица для заполнения (у каждого ребёнка)

6. Текст письма у учителя

Ход урока.

  1.Этап самоопределения к деятельности

1.Организация детей к уроку.

2.  Психологический настрой к уроку.

1          2          3          4          5          

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 5. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 5. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

3. Минута чистописания: Оо.

В…рона, с…рока, м…роз, к…рова, п…года.

- Что общего в этих словах?

- Кто догадался, какую букву будем писать на минуте чистописания?

- Что знаете об этой букве?

2. Актуализация знаний.   

  1.  – Выполните задание:

     Найди лишнее слово (слайд 2):

Молодость, доброта, деловой.

Друг, написать, Лондон.

 - Почему  лишнее? (слово-признак,слово-действие – лишнее, остальные слова - предметы).

- Назовите тему нашего урока. (Слова-названия предметов)

- Что будем делать?

(Мы будем пополнять знания об этих словах) (слайд 3)

2. Обобщение о словах-названиях предметов.

 - Расскажите, все, что знаете о словах-названиях предметов.

(- обозначает предмет;

- отвечает на вопросы кто? что?;

- в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения.

- изменяется по числам

- может быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными.)

- Какие слова можно употреблять в речи вместо о словах-названиях предметов? (слова-помощники–ОН, МОЙ, ОНА, МОЯ, ОНО, МОЁ.)

 4.Классификация  слов-названий предметов.

- Что  можно сказать об этих словах? (словарные  слова) (слайд 4)

- Все ли слова словарные? (письмо)

 - Распределите слова на 2 группы по известным признакам (одушевленности и неодушевленности), отметьте орфограммы.  (два ученика выполняют задание у доски)                                                          

Что?                                                                          Кто?

Лопата,                                                                     Заяц,
газета,                                                                      ворона,
письмо,                                                                    воробей.      

Москва.

- Ребята,  что вы скажете о  работе ребят у доски? Если у вас в тетради была ошибка – отметьте на полях. (слайд 5)

  1.   Фиксация затруднения в деятельности.
  1. Чтение письма и его разбор.

– Я заметила, что слово письмо лишнее, оно не словарное. Об одном интересном письме я бы хотела вам рассказать. Моя соседка Оля дружит с Майклом. Он живёт в иностранном городе, о котором мы уже сегодня упоминали. (Лондон).

- Столица какого государства Лондон?

- На каком языке говорят в этой стране?

- Майкл пишет на русском языке, но предложения его звучат необычно. Оля разрешила прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.

Письмо Майкла

     Здравствуй, мой любимый подруга Оля! Я часто вспоминаю нашу  встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбила Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.

2.Обсуждение письма.

-Что вас рассмешило, а, может, удивило?

( Не знает русского языка.  Неправильно употребляет слова.)

4. Постановка учебной задачи.

1. - А что именно Майкл не знает? (как правильно согласовать слова)

-  Как правильно согласовать слова мы сможем объяснить Майклу разобравшись в теме урока: «Слова-названия предметов».

- Итак, задачи урока – понять, что такое род слов, научиться определять род слов-предметов. Сегодня мы говорим о словах только в единственном числе.

2.- Поможем Майклу, исправим ошибки.

(Читают, исправляют ошибки. Два консультанта у компьютера исправляют текст.) (слайд 7).

Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке.

3. Вывод

- Практически мы умеем правильно употреблять слова-предметы в устной речи, т.к. мы люди русские. Но практические знания должны опираться на науку.

Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.

4. Физминутка.

5. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

     1. Исследовательская работа в парах.

- На 1 этапе: Выпишите  из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, можно помогать друг другу в парах. Писать карандашом, можно  исправлять.

 Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) (слайд 8)        

  • Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?
  • Запиши слова-помощники  в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке.
  • Запиши в 1 столбик слова-предметы, которые называют  мужчин.
  •  Запиши во 2 столбик слова-предметы, которые называют женщин.

- Заполняют таблицу.

- Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.) (слайд 9)

Проверьте друг друга в парах.

- Слова-предметы, какого рода называет мужчину?

- Назовите слова-помощники.

- Запишите в рамку- мужской род.

(Учитель открывает рамки в своей таблице.) (слайд 9)

- Слова-предметы, какого рода называют женщину?

- Назовите слова-помощники.

- Запишите в рамку- женский род. (слайд 9)

Итак, мы записали одушевлённые слова-предметы мужского и женского рода. В третий столбик ничего не записали.

 

  1. - Как вы думаете, только ли одушевленные слова-предметы могут быть женского и мужского рода?

- Продолжим наше исследование.

- На 2-ом этапе работы вам предстоит – распределить в группы слова-предметы, обозначающие неодушевленные предметы.

- Вернитесь к письму и найдите несколько слова-предметы неодушевлённых в единственном числе, поставьте их сразу в начальную форму.

- Давайте возьмём несколько слов и определим их род. (дом, лото, молодость, встреча, общение) (слайд 10)

- Запишите слова в таблицу.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.)

(слайд 11)

- Что вы заметили? (слово лото не записали)

- Почему?

- А как вы думаете, какой это род?

- Дайте свое название. (СРЕДНИЙ РОД)

- Какие слова – помощники могут быть у этого рода? (оно, мое средний род)

(слайд 12)

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Правильно?

- Давайте сделаем вывод.

- Каких родов бывают слова-названия предметов?

- Как определить род слов? (слайд 13)

- Я предлагаю вам отправить Майклу стихотворение – памятку:

«Секрет запоминания родов»

Женский род - запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

- Покажите, как надо в  словах определять род.

-  Придумайте своё слово.

Устно по алгоритму: вьюга- она моя-ж.р.

          7.Самостоятельная работа с самопроверкой

 1. - В письме Майкла вы увидели ПОСТ СКРИПТУМ. Он пишет, что пробовал подобрать к каждому слову-названия признака подходящее по смыслу слово-название предмета, надписать над ним род. Майкл прислал Оле свои слова, помогите ей напишите, какие слова можно вставить. Определи род слов.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

2. Взаимопроверка в парах

3.- Многие иностранцы не могут разобраться в наших фразеологических  оборотах, которые обогащают нашу речь. (слайд 14)

- Определите род слов-предметов и вставьте во фразеологический оборот.

Крутился, как  ______ в колесе.
Ловить каждое  _____ .
Зайти в  ______ .

8. Рефлексия.

- Итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: понял ли я, что такое род слов-названий предметов? Могу ли я определить этих слов?   Покажите на своих «Линейках оценок» своё количество баллов.

9. Домашнее задание

- Большое спасибо за ту помощь, которую вы оказали Оле. Майкл прислал ей открытки с видами  прекрасной столицы Англии. (слайд ). Думаю, вам стоит узнать больше об этом городе и выучить «Секрет запоминания родов».



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС Автор: Олина Валентина Петровна, учитель первой квалификационной категории, МБОУ СОШ р.п.Шемышейка

Слайд 2

В…рона с…рока м…роз к…рова п…года

Слайд 3

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО : МОЛОДОСТЬ, ДОБРОТА, КРАСНЫЙ. ДРУГ, НАПИСАТЬ, ЛОНДОН.

Слайд 4

СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ

Слайд 5

Л_ПАТА, ЗА_Ц, Г_ЗЕТА, В_РОНА, М_СКВА, ПИС_МО, В_Р_БЕЙ.

Слайд 6

ЗДРАВСТВУЙ, МО Й ЛЮБИМ ЫЙ ПОДРУГА ОЛЯ! Я ЧАСТО ВСПОМИНАЮ НАШУ ВСТРЕЧУ В ВАШЕМ ДОМЕ. ТВО Й ДОБР ЫЙ МАМА УГОЩАЛА МЕНЯ ПИРОГАМИ. А ТВО Я УМНЫЙ ПАПА УЧИЛ МЕНЯ ИГРАТЬ В ЛОТО. ТВО Я МИЛ ЫЙ ДЕДУШКА РАССКАЗЫВАЛ О СВОЕЙ МОЛОДОСТИ. Я ПОЛЮБИЛ РОССИЮ И РУССКИХ ЛЮДЕЙ ЗА ИХ ДОБРОТУ. ВАШ МАЙКЛ.

Слайд 7

ИНСТРУКЦИЯ : Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину? Запиши слова-помощники в таблице в 1 и 2 столбике в тетрадях . Запиши в 1 столбик слова-предметы, которые называют мужчин. Запиши во 2 столбик слова-предметы, которые называют женщин.

Слайд 8

ПАПА ПОДРУГА ДЕДУШКА МАМА М АЙКЛ О ЛЯ ОН, МОЙ ОНА, МОЯ М.Р. Ж.Р.

Слайд 9

ДОМ ЛОТО МОЛОДОСТЬ ВСТРЕЧА

Слайд 10

ПАПА ПОДРУГА ДЕДУШКА МАМА М АЙКЛ О ЛЯ ДОМ МОЛОДОСТЬ ВСТРЕЧА ОН, МОЙ ОНА, МОЯ М.Р. Ж.Р.

Слайд 11

ПАПА ПОДРУГА ЛОТО ДЕДУШКА МАМА М АЙКЛ О ЛЯ ДОМ МОЛОДОСТЬ ВСТРЕЧА М.Р. Ж.Р. СР.Р. ОН, МОЙ ОНА, МОЯ ОНО, МОЁ

Слайд 12

«Секрет запоминания родов» Женский род - запомню я И скажу: “она моя”. И запомню род мужской, И опять скажу: “он мой”. Средний род: “оно моё” Это правило моё!

Слайд 13

Ловкая … Мягкая … Тёплое … Крепкая … Лёгкий … Глубокое … Сильный …

Слайд 14

КРУТИЛСЯ, КАК ______ В КОЛЕСЕ. ЛОВИТЬ КАЖДОЕ _______ . ЗАЙТИ В ______ . белка слово тупик

Слайд 16

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

УМК ПНШ русский язык 2 класс тема "Написание слов - названий предметов разного рода"

УМК "Перспективная начальная школа" русский язык 2 класс,  тема :"Написание слов - названий предметов разного рода"...

Проверочная работа по теме "Слова - названия предметов разного рода"

Проверочная работа по теме "Слова - названия предметов разного рода"...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему «Слова-названия предметов разного рода » на основе принципов системно -деятельностного подхода

№Ф.И.О.Должность, место работыРайонТемаПримерные срокиФорма участия1Клишева Татьяна ВикторовнаУчитель начальных классов,МБОУ «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа имени Е.Г. Тутаева»Кайбицкий...

Конспект урока русского языка на тему «Слова-названия предметов разного рода» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цель деятельности учителя:обобщение и систематизация знаний и умений определять род имен существительных.Планируемые результаты:Предметные:знать рода имен существительных, какие окончания они имеют;ум...