Рабочая программа по Русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Зорина Ольга Артуровна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование.4 класс.Школа 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_kl.docx72.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Рабочая программа   по     русскому языку.

  1. Пояснительная записка.

          Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы С.В.Иванова «Русский язык» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».– 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 165с)  и следующих нормативных правовых документов:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2. Основная образовательная программа начального (основного) общего образования МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ № 7»

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями, утверждёнными приказом МинобрнаукиРоссии  № 576 от 08 июня 2015 года.

4. Приказ Минобрнауки России от 20 июня 2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253.

5. Примерные программы по учебным предметам: русский язык, литература, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка: 1-4 классы.

6. Письмо Минобразования Ростовской области от 18.05.2017 года № 24/4.1-3996 «О направлении рекомендаций по составлению плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2017-2018 учебный год».

      Курс  русского  языка  4  класса  построен  на  общей  научно – методической  основе,  реализующей  принцип  комплексного  развития  личности  младшего  школьника и  позволяющей  организовать  целенаправленную  работу  по  формированию  у  учащихся  важнейших  элементов  учебной  деятельности. Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.  

Цели:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
  • формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Задачи:

  • формирование  у младших школьников  научного представления о системе и структуре родного языка;
  •  развитие логического и абстрактного мышления, представления о родном (русском) языке как части окружающего мира;
  • формирование умений находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня;
  •  формирование навыков самоконтроля;
  •  формирование  умений  правильно отбирать и использовать языковые  средства исходя из условий речевой ситуации.

Место в учебном плане.

    В соответствии с учебным планом  МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ»  на 2017-2017  уч. год  предмет «Русский язык» изучается в 4 классе 5 часов в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ» расписанию на 2017-2018  уч. год общий объём учебного времени составляет 170 ч.  

Общая характеристика предмета.

           Программа курса реализует основные положения концепции лингвистического образования  младших школьников.

 В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.

           На уроке определенного блока реализуется  одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки  грамотного, безошибочного, осознанного  письма; уроки блока  «Развитие речи» призваны совершенствовать  коммуникативные умения  учащихся.

Такое структурирование курса позволяет:

успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;

сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

          Расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству осуществляется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.

        . Многие лингвистические понятия и законы, представленные  в программе, не выносятся в требования  к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить  их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного      языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Общеучебные умения и навыки:

Организационные умения:

  • самостоятельно формулировать  цели урока после предварительного обсуждения;
  • учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Интеллектуальные умения:

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

отбирать необходимые для  учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

систематизировать учебный материал;

  • сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;
  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
  • владеть навыками рефлексивного анализа;
  • уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались;
  • уметь переводить устную речь в письменную.

Коммуникативные умения:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать  вслух и про себя тексты учебников, при этом:
  • отделять новое от известного;
  •  выделять главное;
  •  составлять план;
  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
  • темп письма 70-80 знаков в минуту;
  • использовать различные виды моделирования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский  язык».  

       Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционирование родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор второклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

2. Планируемые  результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;

 - выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах:

– воспринимать на слух тексты.

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 80-90 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

Раздел

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

«Фонетика и графика»

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

«Орфоэпия»

соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

«Состав слова (морфемика)»

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

«Лексика»

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

«Морфология»

распознавать грамматические признаки слов;

 с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

«Синтаксис»

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.

                                                                     

3.Содержание курса в соответствии с ФГОС.

Слушание.  

Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение.  

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благо

дарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение.

      Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.  Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика.  Звуки речи.

Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика.  

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв  е, ё, ю, я  (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Усвоение гигиенических требований при письме.  Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.  Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением.

Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца).

Слово и предложение.  

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Орфография.  

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением  ( ча — ща, чу — щу, жи — ши );

заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

раздельное написание слов;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи.

 Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

Фонетика и орфоэпия.  

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика.  

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных  ь  и  ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа  стол, конь;  в словах с йотированными гласными  е, ё, ю, я;  в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика

  Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова;  определение значения слова в тексте. Осознание словарного богатства русского языка. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова: анализ образцов использования в тексте. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Состав слова (морфемика).

Овладение понятием родственные (однокоренные) слова».  Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.  Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в слове корня, основы,

окончания, приставки, суффикса.  Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок.  Разбор слова по составу.

Морфология.  

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные.  Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.  Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.  Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.  Морфологический разбор имен прилагательных

 Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3#го лица единственного и множественного числа.  Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица  не, ее значение.

Синтаксис.

 Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами  и, а, но.  Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация.

 Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

сочетания  чк — чн ;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на граниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные  ъ  и  ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных  ( ночь, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не  с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа  ( пишешь, учишь);

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Развитие речи.  

Осознание ситуации общения: где, с кем ис какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи.

                  Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

         Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные

высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

        Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Выражение и развитие законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,  корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).План текста. Составление планов к данным текстам.  Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. Создание собственных текстов и корректирование заданных

текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика»):  использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов. Знакомство с основными видами сочинений и изложений

(без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами

сочинения; сочинения"повествования, сочинения"описания, сочинения"рассуждения..

4. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся

№ п\п

Содержательная линия

Кол-во

часов

(169 ч)

Требования ФГОС
Основные виды учебной деятельности

Как устроен наш язык»

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Состав слова. Повторение изученного  на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.

    Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам  в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.

   Наречие как часть речи.

   Имя числительное: общее значение.

  Синтаксис.

Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание.

Сложное предложение.

54ч

1 ч

1 ч

6 ч

22 ч

5 ч

3 ч

4 ч

7 ч

5 ч

называть:

изученные части речи;

значимые части слова;

различать, сравнивать:

буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и  безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

предлог и приставку;

корень, приставку, суффикс, окончание;

главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);

пользоваться словарями;

использовать алфавит при работе со словарём.

правилами правописания:

писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов с изученными  орфограммами

Правописание»

    Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

    Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

52

решать практические и учебные задачи:

писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-звонкие и глухие согласные  в корнях;

-непроизносимые согласные;

-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;

-удвоенные согласные;

- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные   гласные, не проверяемые ударением;

- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

- не с глаголами;

-безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- словарные слова, определенные программой;

- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

:Темп письма 70-80 знаков в минуту.

«Развитие речи»

   Совершенствование речевых умений.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами  сочинения;   сочинения - повествования,  сочинения – рассуждения, сочинения – описания.

      Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Резервные уроки –  включены в основные темы, направлены на повторение тем, контроль и учет знаний.

29 ч

34ч

отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность научиться:

различать, сравнивать:

текст и не текст;

выделять основную мысль текста;

подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам  содержание текста;

исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);

составлять план текста (при помощи учителя);

находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;

писать изложения различных видов (обучающего характера).

.

Вид  контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Диктант

3

2

2

2

2

Контрольная работа

2

2

2

1

3

Списывание

1

1

1

1

4

Тестирование

1

5

Изложение

1

6

Комплексная итоговая раб.

1

  Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольный диктант.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку.

№ п/п

Раздел

Тема урока

К-во ч

Дата

План

Факт.

1.

Повторение

(26 ч)

Повторение. Пишем письма.

1

01.09

2.

Повторяем фонетику и словообразование.

1

04.09

3.

Вспоминаем изученные орфограммы.

1

05.09

4.

Вспоминаем изученные орфограммы.

1

06.09

5.

Повторение. Пишем письма

1

07.09

6.

Повторяем признаки имени существительного

1

08.09

7.

Диагностический диктант

1

11.09

8.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

12.09

9.

Повторяем правописание окончаний    имён существительных 1-го

 Склонения

1

13.09

10.

Повторяем правописание окончаний  имён существительных 2-го склонения

1

14.09

11.

Повторяем правописание окончаний  имён существительных 3-го склонения

1

15.09

12.

Пишем письма.

1

18.09

13.

Морфологический разбор   имени  существительного.

1

19.09

14.

Морфологический разбор   имени  существительного.

1

20.09

15.

Правописание безударных  падежных окончаний существительных.

1

21.09

16.

Текст – рассуждение.

1

22.09

17.

Повторяем признаки имени прилагательного.

1

25.09

18.

Орфограммы в окончаниях   имён прилагательных.

1

26.09

19.

Морфологический разбор     имени прилагательного.

1

27.09

20

Типы текста.

1

28.09

21.

Буквы о, ё после шипящих и ц.

1

29.09

22.

Повторяем «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

1

02.10

23.

Повторяем  местоимение.

1

03.10

24.

Орфограммы приставок.

1

04.10

25.

Разделительный твёрдый   знак и разделительный мягкий знак.

1

05.10

26.

Контрольная работа по теме «Повторение фонетики, словообразования

морфологии».

1

06.10

27.

Предложение

(11 ч)

Изложение по коллективно составленному плану.

1

09.10

28.

Разбор по членам предложения

1

10.10

29.

Синтаксический разбор предложения.

1

11.10

30.

Синтаксический разбор предложения.

1

12.10

31.

Контрольный диктант по теме

«Повторение изученных в 3-м классе орфограмм».

1

13.10

32.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

16.10

33.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

17.10

34.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

18.10

35.

Синтаксический разбор  предложения

1

19.10

36.

Итоговая контрольная работа за 1 четверть.

1

20.10

37.

Текст (самостоятельная работа).

1

23.10

38

Глагол (63 ч )

Глагол

1

24.10

39.

Контрольный диктант за  1 четверть.

1

25.10

40.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

26.10

41.

Глагол как часть речи.

1

27.10

42.

Правописание приставок в глаголах.

1

30.10

43.

Правописание не с глаголами.

1

31.10

44.

Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

1

01.11

45.

Вид глагола.

1

02.11

46.

Начальная форма глагола.

1

03.11

47.

2четверть

Личные формы глагола

1

13.11

48.

Лицо и число глаголов.

1

14.11

49.

Контрольная работа по теме «Глагол как часть речи»

1

15.11

50.

Работа над ошибками, допущенными в к/ работе.  Мягкий знак после шипящих в глаголах.

1

16.11

51.

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

1

17.11

52.

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов».

1

20.11

53.

Правописание –ться и -тся в глаголах.

1

21.11

54.

Правописание –ться и -тся в глаголах.

1

22.11

55.

Текст.

1

23.11

56.

Спряжение глаголов.

1

24.11

57.

Спряжение глаголов.

1

27.11

58.

Спряжение глаголов.

1

28.11

59.

Правописание глаголов

1

29.11

60.

Текст.

1

30.11

61.

Правописание безударных окончаний глаголов.

1

01.12

62.

Правописание безударных окончаний глаголов.

1

04.12

63.

Правописание безударных окончаний глаголов.

1

05.12

64.

Правописание безударных окончаний глаголов.

1

06.12

65.

Контрольное списывание по  теме «Правописание глаголов».

1

07.12

66.

Текст. Сочинение – описание.

1

08.12

67.

Правописание глаголов.

1

11.12

68.

Правописание глаголов.

1

12.12

69.

Блок «Правописание»

Итоговая комплексная работа за первое полугодие..

1

13.12

70.

Работа над ошибками, допущенными в   к/ работе .Правописание глаголов.

1

14.12

71.

Настоящее время глагола.

1

15.12

72.

Правописание суффиксов глаголов.

1

18.12

73.

Прошедшее время глагола.

1

19.12

74.

Прошедшее время глагола.

1

20.12

75.

Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

1

21.12

76.

Правописание суффиксов глаголов.

1

22.12

77.

Будущее время глагола.

1

25.12

78.

Правописание суффиксов глаголов

1

26.12

79.

Контрольный диктант за 2 четверть

1

27.12

80.

Пишем поздравительные открытки Работа над ошибками.

1

28.12

81.

Изменение глаголов по временам.

1

29.12

82.

3четверть

Изложение с элементами    сочинения.

1

11.01

83.

Контрольная работа по теме «Время глагола».

1

12.01

84.

Работа над ошибками,  допущенными в к/ р.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1

15.01

85.

Условное наклонение глагола.

1

16.01

86.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем  времени.

1

17.01

87.

Правописание  глаголов

1

18.01

88.

Текст. Озаглавливание и корректирование текста.

1

19.01

89.

Повелительное наклонение глагола.

1

22.01

90.

Повелительное наклонение глагола.

1

23.01

91.

Словообразование глаголов.

1

24.01

92

Текст. Сочинение– повествование.

1

25.01

93.

Глагол в предложении.

1

26.01

94.

Глагол в предложении.

1

29.01

95.

Правописание глаголов.  

1

30.01

96.

Правописание глаголов.  

1

31.01

97.

Текст. Озаглавливание текстов.  Корректирование текстов, в которых допущены нарушения  норм письменной речи.

1

01.02

98.

Морфологический разбор глагола.

1

02.02

99.

Контрольный диктант По теме  «Глагол»

1

05.02

100.

Работа над ошибками. Учимся писать изложение.

1

06.02

101.

Наречие(12 ч)

Наречие.

1

07.02

102.

Наречие.

1

08.02

103.

Наречие.

1

09.02

104.

Как образуются наречия.

1

12.02

105.

Правописание гласных на конце наречий.

1

13.02

106.

Правописание гласных на конце наречий.

1

14.02

107.

Выборочное изложение.

1

15.02

108.

Морфологический разбор наречий.

1

16.02

109.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

1

19.02

110.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

1

20.02

111.

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

1

21.02

112.

Сочинение-повествование.  

1

22.02

113.

Имя числитель-

ное (9 ч)

Имя числительное

1

26.02

114.

Имя числительное

1

27.02

115.

Учимся писать изложение.

1

28.02

116.

Изменение имён числительных.

1

01.03

117.

Слитное и раздельное написание числительных.

1

02.03

118.

Правописание мягкого знака в именах числительных.

1

05.03

119.

Правописание числительных.

1

06.03

120.

Сочинение-описание.

1

07.03

121.

Контрольная работа по теме «Правописание изученных орфограмм»

1

12.03

122.

Словосочетание

 (17 ч)

Работа над  ошибками  Связь слов в предложении.

Словосочетание.

1

13.03

123.

Словосочетание.

1

14.03

124.

Слово. Словосочетание.Предложение.

1

15.03

125.

Контрольный диктант за3 четверть.

1

16.03

126.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

19.03

127.

Сочинение-рассуждение.

1

20.03

128.

Правописание слов в  словосочетаниях.

1

21.03

129.

Связь слов в словосочетании. Согласование.

1

22.03

130.

Правописание слов в словосочетаниях.

1

23.03

131.

4четверть

Связь слов в словосочетании. Управление

1

02.04

132.

Правописание слов в словосочетаниях.

1

03.04

133.

Учимся писать сочинение.

1

04.04

134.

Связь слов в словосочетании. Примыкание

1

05.04

135.

Правописание слов в  словосочетаниях.

1

06.04

136.

Словосочетание в предложении.

1

09.04

137.

Контрольная работа «Словосочетание»

1

10.04

138.

Работа над ошибками. Учимся писать сочинение- рассуждение.

1

11.04

139.

Предложение

(16ч)

Сложное предложение.

1

12.04

140.

Как связаны части сложносочинённого предложения.

1

13.04

141.

Знаки препинания в сложном предложении .

1

16.04

142.

Итоговое контрольное изложение

1

17.04

143.

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

18.04

144.

Учимся писать сочинение по предварительно составленному плану.

1

19.04

145.

Как связаны части сложноподчинённого предложения.

1

20.04

146.

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

1

23.04

147.

Учимся ставить запятые  между частями сложного предложения.  

1

24.04

148.

Сложное предложение.

1

25.04

149.

Комплексная контрольная работа.

1

26.04

150.

Изложение с элементами сочинения.

1

27.04

151.

Работа над ошибками,

1

03.05

152.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

04.05

153.

Текст. Создание собственных  текстов

1

07.05

154.

Контрольный диктант  по теме «Сложное предложение».

1

08.05

155.

Повторение

(16ч)

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Повторяем фонетику  словообразование.

1

10.05

156.

Вспоминаем изученные орфограммы.

1

11.05

157.

Контрольная работа по теме «Сложное предложение»

1

14.05

158.

Работа над  ошибками, Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных.  

1

15.05

159.

Повторяем морфологический разбор имен существительных и прилагательных.

1

16.05

160.

Повторяем орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

1

17.05

161.

Повторяем синтаксический  разбор предложения.

1

18.05

162.

Повторяем морфологический  разбор глаголов и наречий.

1

21.05

163.

Вспоминаем изученные орфограммы.

1

22.05

164.

Вспоминаем изученные орфограммы.

1

23.05

165.

Контрольный диктант за 4 четверть.

1

24.05

166.

Работа над ошибками

1

25.05

167.

Работа с текстом

1

28.05

168.

Тест  по теме «Повторение изученного в 4 классе»

1

29.05

169.

Тест  по теме «Повторение изученного в 4 классе»

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...