Технологическая карта урока по теме «Что такое корень слова?», 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл daurova_tehkarta_2.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Даурова Елена Викторовна

Класс: 2

УМК  «Школа России»

Предмет: «Русский язык»

Тема: «Что такое корень слова?»

Тип урока: Открытие нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме: Изучается в разделе «Состав слова», знакомство с новой частью слова.

Цель: знакомство с понятием – корень слова, формирование умения находить и выделять корень в однокоренных словах. 

 Ресурсы урока: УМК «Школа России», учебник «Русский язык 2 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Предметные знания:

-знают понятие - корень слова, отличительные признаки однокоренных слов.

Предметные действия:

- выделяют корень слова;

 -обозначают общую часть однокоренных слов в соответствии с предложенным алгоритмом;

-оценивают правильность обозначения общей части однокоренных слов;

-различают однокоренные слова.

- контролируют процесс и результаты деятельности;

- принимают и сохраняют цель и учебную
задачу;

- планируют свои действия для решения задачи;

- учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения.

- анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков;

- строят несложные рассуждения;

- применяют схему как способ представления и осмысления информации:

- делают выводы.

- задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;              - проявляют интерес к познанию русского языка.

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Самоопределение к деятельности,

орг. момент

Настроить на рабочий темп, смотивировать  к решению учебной задачи.

Фронтальная

Включение класса в деловой ритм, мотивационные действия.  

Я предлагаю прочитать пословицы:

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

- Какую пословицу выберем девизом урока? Почему?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.

Включаются в работу.

Положительная мотивация, активный деловой ритм.

Наблюдение

2

Актуализация знаний

Закрепление знаний, подведение к теме урока

Фронтальная,

 в парах.

Просит рассмотреть выделенные слова, что вы о них можете сказать?

Как вы думаете, с какими словами мы с вами будем работать на уроке?

Какие слова называем родственными?

Рассматривают группы слов, приходят к выводу, что эти слова имеют общее лексическое значение (все про учебу), имеют одинаковую часть, это родственные слова.

С  родственными словами

Имеют общее значение и одинаковую часть.

Актуализация знаний.

Ответы учащихся.

3

Постановка учебной задачи, целеполагание

Учить умению определить и зафиксировать затруднение в деятельности. Сформулировать цели урока в совместной деятельности с обучающимися.

Фронтальная, в парах.

Создает условия и подводит детей к самостоятельной постановке целей и задач, формулированию критериев оценки деятельности, дополняя и конкретизируя их.

Просит продолжить цепочку родственных слов  (учиться, учеба, учение,    ученик, учитель).

Предлагает назвать общую часть родственных  слов. Может кто-то из вас знает, как называется одинаковая часть родственных слов? Если нет, предлагает открыть учебник и найти ответ на вопрос.

Предлагает сформулировать тему урока.

Как вы думаете, чему мы с вами должны научиться на уроке?

Предлагает познакомиться  с листом продвижения.

- Давайте выделим критерии, по которым оценим себя в конце урока:

1. Знаю что такое корень слова.

2. Умею подбирать однокоренные слова.

3.Могу определять и выделять корень в слове?

По ходу урока предлагает вносить пометки в «Оценочный лист».

В совместной деятельности с учителем ставят цели, определяют (уточняют) тему урока, на основе поставленных задач формулируют критерии оценки результатов деятельности.

Продолжают цепочку родственных слов, называют одинаковую часть.

Ищут в учебнике ответ на поставленный вопрос

-  Корень

- «Корень слова»

-Познакомимся с понятием - корень слова.

-Узнаем, как определить корень слова.

-Научимся выделять корень слова.

Знакомятся с содержанием оценочных листов, обсуждают критерии оценки.

Определение и принятие целей и задач урока, критериев оценивания.

Ответы учащихся.

4

Построение проекта выхода из затруднения. Восприятие нового материала.

Создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Фронтальная.

Работа в парах

Предлагает устно выполнить задание в учебнике (назвать группы слов и определить среди них родственные)

(учебник на странице 78).

Гусь, гусыня, гусеница

Дом, домик, домовой

Вода, водитель, водный

-Можно ли назвать  слова в каждой группе родственными? Почему?

-Назовите одинаковую часть родственных слов. Попробуйте сделать вывод, что такое корень слова?

-Какие ассоциации возникают со словом «корень»? Может ли быть слово без «корня»?

  Предлагает открыть  учебник на стр. 61 и прочитать правило тётушки Совы.

- Всё ли мы правильно сказали про корень слова?  

Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова?

Организует работу с  учебником  упр. 88.

Предлагает, опираясь на текст учебника,    ответить на вопросы:   как найти корень в слове, как выделять его графически, как пишется корень в однокоренных словах?

Анализируют языковой материал, приходят к выводу, что не все группы слов  родственные, хотя во всех словах есть одинаковая часть, но некоторые имеют   разное лексическое значение.

-Корень – это общая часть  родственных слов.

-В корне заключено лексическое значение слова (возможно, не скажут

-Без корня не может быть слова

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:

Отвечают:

-Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в этой части слова заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Читают текст учебника, находят ответы на поставленные вопросы.

 Читают и выполняют задание. Обсуждают, определяют важные признаки однокоренных слов. Делают выводы, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Правильность и осознанность при выполнении задания.

Анализ работ и ответов обучающихся.

 

5

Первичное закрепление

Применить новые знания в типовых заданиях.

Фронтальная,

 работа в группах.

Организует работу с форзацем учебника «Однокоренные слова» (по упр. 89).

Предлагает обучающимся составить памятку «Как найти корень слова», 

Знакомятся  образцом - Памяткой 4

Организует самостоятельную работу с упр.91.

Пользуясь образцом - Памяткой 4 «Как найти корень слова», определите и выделите корень слова: море, моряк, морской.

Демонстрируют умение работать в парах: умение построить диалогическую и монологическую речь, выслушать точку зрения товарища и аргументированно высказать свою.

Составляют памятку, сравнивают с памяткой на форзаце учебника.

Работа

с самопроверкой по эталону на слайде презентации.

Правильно оформленные задания, демонстрация умения выделять корень.

Выступления учащихся.

6

Физкультминутка

Снять физическое и психическое

напряжение

Фронтальная

Меняет деятельность, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся

Выполняют физические упражнения

Эмоциональный подъем

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выявить уровень и осознанность изучаемого материала.

Индивидуальная  

Организует и контролирует самостоятельную деятельность учащихся по выделению  корня в однокоренных  словах.

 Упражнение в рабочей тетради:

  1. Продолжи предложение: «Корень - это……………
  2. Подбери однокоренные слова, выдели корень…..
  3. Найди лишнее слово…..

Читают задания. Планируют действия. Представляют результаты. Проводят самопроверку и самооценку по эталону. Фиксируют результаты в оценочных листах.

Правильность выполнения задания.

Воспроизведение определения понятия корень слова, правильное выделение корня в словах, подбор однокоренных слов;

Работы обучающихся, оценочные листы

8

Итог урока. Рефлексия.

Выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока. Оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке.

Фронтальная.

Организует рефлексию собственной деятельности каждого ученика (работа с оценочно – рефлексивными бланками «Оценочный лист» по выделенным в начале урока критериям)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Работают с

«Оценочными листами»

Что узнал, чему научился, какие трудности возникли, над чем необходимо еще поработать?

Анализируют свою деятельность, соотносят цель урока с достигнутым результатом  

Оценочно – рефлексивные бланки «Оценочный лист»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир Технологическая карта урока по теме "Кто такие птицы?"

Предмет: Окружающий мир.Программа: «Гармония»Автор: О.Т. ПоглазоваТема: «Кто такие птицы?» 1 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира "Что такое Бенилюкс" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся про страны Бенилюкса.Дидактические:1.Познакомить с тем, что такое Бенилюкс, какие страны входят в него.2.Учить...

Технологическая карта урока окружающего мира "Что такое Бенилюкс" (3 класс), УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Задачи урокаДидактич...

Технологическая карта урока окружающего мира "Что такое Бенилюкс" 3 Класс.

Тема урока «Что такое Бенилюкс.» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развитие кругозора учащихся, их познава...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах  и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...

Технологическая карта урока по теме "Что такое хвоинки?" 1 класс

Урок разработан с применением исследовательской технологии....