Технологическая карта урока русского языка по теме " Спряжение глаголов"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Миниахметова Ленария Мухаметнуровна

В основе введения ФГОС второго поколения лежит системно–деятельностный подход,  который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Основным результатом при этом является  развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, поэтому обучение должно быть построено так, чтобы вести за собой развитие. Урок-главная составная часть учебного процесса и развитие ребёнка происходит, прежде всего, на уроке.  Современный урок – это сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно-ориентированный подходы в обучении. Поэтому учителю необходимо знать принципы построения урока,  типологию уроков, критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода, активные методы обучения, применяемые на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока, цель.

Тема: Спряжение глаголов.

 Класс: 4.

УМК «Планета знаний»

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения)к учебной деятельности.

 ( 3 мин).

Цель: мотивировать учащихся на открытие знания.

Сегодняшний урок  необычный, необычный потому что к нам пришел  гость.

-А кто он такой, вы узнаете, послушав стихотворные строки.

- Что мы знаем про глагол?

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

 Слушает высказывания обучающихся.

Глагол- часть речи. Обозначает- действие предметов.  Отвечает на вопросы: что делает? Что делают? Что делали? Что сделали? В предложении является сказуемым.

Познавательные:

Владение ключевыми понятиями.

Личностные УУД: проявляют готовность к активной учебно- познавательной деятельности.

II.Этап актуализации пробного учебного действия.

 ( 7 мин).

Цель: создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

III. Открытие «нового знания».

( 12 мин).

Цель: выяснить  понятие спряжение.

 -  Глагол  приготовил для вас несколько испытаний.

  Он предлагает записать слова под диктовку с заданием.

 Книга,   читает,  красный,  тетрадь,  пенал, играют,  зеленый, кричат, смотрят.

Подчеркните  существительные и прилагательные.

- Что обозначает каждое слово?

- Что  можно  сделать  с этими словами?

-  Как называется  изменение слов по падежам? (склонение)

 Работа в паре.

1 вариант изменяет  слово книга по падежам, а 2 вариант  - слово красный  и сделайте вывод.

- Назовите  остальные слова: читает, учит, играют, пишут, кричат, смотрят.

- Что общего у этих слов?

- А теперь попытайтесь изменить эти глаголы по падежам.

-Можно изменить глаголы по падежам? Почему?

- Вы не смогли изменить глаголы по падежам.  

- Мы столкнулись проблемой изменения глаголов.

- Про какие формы глагола мы уже знаем?

-Продолжите фразу: глаголы можно изменить…

 ( по лицам и числам).

- Сможете назвать тему нашего урока.

- Чему мы должны научиться на уроке?

- Чтобы решить проблему предлагаю  работу в группе. Работа в группе.

-Назовите правила работы в группах.

Предлагаю  изменить  глаголы по лицам и числам по плану.

1 группа : спешу , верю; 2 групп : кладу, знаю.

3 группа:  спешу, верю; 4 группа: кладу, знаю

По окончании работы каждая группа должна поднять  сигнальную карточку зеленого цвета.

-Какое задание вы выполнили?

-Лидеры  1-ой и 3-й  группы озвучивают вывод.

Лидеры  2-ой и 4-й  группы озвучивают вывод.

- Ребята как называется вещь, которая принадлежит только вам?

- Окончания  изменяемых глаголов называют личными окончаниями.

- Итак, можно выделить 2 группы.

В 1 группе глаголы имеют окончания: у, ю, ем. ёте, ете, ут, ют.

Во 2 группе: у,ю, ишь,ит,  им , ите, ат,ят.

-  Кто знает, как называется изменение глаголов по лицам и числам настоящего времени?

- А теперь настал самый интересный момент.

-Чтобы узнать, как называется изменение глаголов по лицам  и числам предлагаю послушать  1 часть грамматической сказки  о Глаголе и о двух его сыновьях. (Приложение 1).

Ваша задача:  запомнить как  звали сыновей и как  они  будут царствовать?

- Чем отличается 1 спряжение от 2 спряжения?

- Изменение глаголов по лицам и числам называется…. (спряжением)

Вывод:  в зависимости от окончаний различают глаголы 1 и 2спряжения.

1спряжение-  имеет окончания….

2 спряжение – имеет окончания:….

- А теперь откройте учебники, найдите правило на странице 58.

-Какое открытие вы  сделали?

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

-Отвечают на вопрос учителя.

Обращает внимание учеников на недостаточность

знаний об  изменении глаголов.

Организует работу в группах.

Раздает карточки со словами.

Подводит к необходимости при помощи сравнения и наблюдения сделать вывод,вывести правило.

Организует

исследовательскую

деятельность учащихся (метод исследования, работа в группах)

 Оказывает помощь,даёт правильное направление.

Контролирует правильность выполнения задания, стимулирует учащихся похвалой.

 Пишут под диктовку. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности

по актуализации знаний.

Вывод: имена существительные и имена прилагательные изменяются по падежам, то есть склоняются.

Ответы на вопросы.

Пытаются изменить глаголы по падежам и  делают вывод: глаголы не изменяются по падежам.

Глаголы можно изменить по лицам и числам.

Формулируют тему урока, познавательную цель.

 

Называют правила работы в группе.

Работают в группах, делают вывод.

Изменили глаголы по лицам и числам настоящего  времени.

Выступают лидеры групп.

Слушают объяснение

товарищей, исправляют

ошибки.

1 и 3 группа: у   глаголов  выделили окончания:  у, ю, , ишь, ит,  им, ите, ат,ят преобладает гласная и. 2 и 4 группа: у глаголов выделили окончания  -у, ю, ем. ёте, ете, ут.ют преобладает гласный е.

Отвечают на вопрос учителя.  1-го сына звали- 1 спряжение.2-го сына звали- 2 спряжение. - отличие   1 спряжения от 2 спряжения заключается в окончаниях глаголов будущего времени.

Вывод: У одних  глаголов   в окончании пишется  буква е, а у других  буква и, и что именно в этом заключается причина затруднения.

Выводят правило, сверяют  по учебнику.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: фиксируют проблему.

Коммуникативные:

учет разных мнений,  умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Познавательные:

постановка

познавательной цели.

Личностные:

осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные:

познавательная

инициатива.

Коммуникативные:

учет разных мнений.

Познавательные: поиск необходимой

информации в тексте.

IV. Этап выявления места и причины затруднения.

( 5 мин).

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных

способов действий.

С предыдущего задания вы узнали про   личные окончания глаголов.

Как вы думаете, какому спряжению относятся  глаголы, в которых преобладает гласная е? гласная и?

-Теперь проверим изученный материал на практике.

- Работа по учебнику  Упр121- Работа в паре.   Пусть каждый из вас выпишет глаголы какого-либо одного спряжения. Выделите окончания,

Проверяем записи друг друга и сверяем по слайду.

Повторяют личные окончания глаголов 1 спряжения и 2спряжения.

Фиксируют

место затруднения, наблюдают, сравнивают, анализируют, выдвигают разные предположения.

V.Физкультминутка.

( 2 мин).

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Физкультминутка.

Я буду называть вам глаголы, а вы должны определить спряжение, если глагол 1 спряжения вы 2 раза хлопаете в ладоши, если глагол 2 спряжения – приседаете.

Контролирует действия уч-ся, корректирует их, помогает в случае затруднений (проблемный метод, фронтальная работа)

Читает, бежит,  рассказывает, играет,  дружит, думает, молчит, решает, смешит, ворчит, думает, записываем

Личностные: учебно-познавательный

интерес,

Познавательные:

постановка проблемы.

 VI. Первичное закрепление.

Цель: установление правильного понимания и осознанности изученного материала.

Царь Глагол хочет проверить ваши знания и предлагает вам игру.

Игра. Делимся на две команды: одна команда будет называть глаголы настоящего  времени , а другая- определяет спряжение. Потом поменяемся ролями. 

 А теперь поможем Глаголу, заселить царство «новыми жильцами». Ваша задача: правильно  определить место жительства  «новых жильцов».

(класс делится на две команды).  На доске рисунки  царства 1 спряжения и царства 2спряжения. Каждая  парта получает  «нового жильца».  Задание: поставить ударение ,  выделить окончание, определить, в какое   царство поселить «нового жильца» и сделать вывод.

Можно пользоваться советом команды. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

Победившие, получают  дополнительный жетон.

Вывод: у глаголов одного и того спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

 Регулятивные:осознанно используют

полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5 мин).

Цель:  формирование умения правильно применять соответствующие способы действий через игровую деятельность.

Самостоятельная работа по слайду.

В каждой строчке найди лишнее слово, выпиши его, определи  спряжение.

Игра «Третий лишний»
Играет ,сушит, машет.

Держат, начинают, пишут.

 Запоминаем,  пишем, строим.
Дружат, рассказывают, подарят.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.

Сделайте самооценку своей работы.

Проверка по слайду.

Контролирует правильность выполнения  задания,направляет в случае затруднения.

Контролирует правильность

выполнения задания,

направляет в случае затруднения .

Творческое задание позволяет учащимся получить первые успехи своего творчества. Определяют свою

степень овладения

материалом.

Игра позволяет

учащимся получить эмоциональную разрядку. Делают самооценку своей работы.

Коммуникативные:

Построение речевых высказываний,обос-нованностьвыбора

своего решения.

Регулятивные:

познавательная

инициатива

осуществление

самоконтроля;

Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий.

VIII. Этап включения нового знания  в систему знаний.

( 3 мин).

Цель: применение

способов действий,

вызвавших, затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

Дифференцированная работа.

Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем. Наш гость хочет узнать, как вы усвоили материал урока, и предлагает поработать в парах. У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе.  По окончании работы поместите  свои карточки на доске.

Для«сильной».К каждому имени существительному  подберите глагол  1-го или 2-го спряжения. Определите  спряжение, выделите окончания.

Врач  (что делает?)……        

Ученик  (что делает?)……                    

Учитель    (что делает?)……                                    

Для«средней».

Помогите образовать глагол 2-го лица единственного числа. Определи спряжение.

Кричать, уметь, бегать-

Для«слабой»

 Определите спряжение глаголов: решает, просит, рассказывает.

Проверяем работы групп с помощью сигнальных карточек.

 Алгоритм определения спряжения глагола:

1. Изменить глагол будущего времени по лицам и числам.

2. Поставить ударение, обозначить личное окончание глагола.

3. Выяснить какому спряжению относится глагол.

Работа в парах

(сформированных учителем по уровню сформированности учебно- познавательной

деятельности).

Оценивают свои действия.

Регулятивные: познавательная инициатива,

осуществление самоконтроля;

осознанно используют знания и навыки.

Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий.

IX. Этап рефлексии

учебной деятельности на уроке.

Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние.

 ( 2 мин).

X.Домашнее задание. (1 мин).

Цель: закрепить пройденный материал.

Мы переходим к последнему этапу.

Какую цель мы ставили? Поняли мы это?  Выберите правильный ответ на  вопрос: спряжение глаголов-это… (поднимите сигнальные карточки). Начинаем с первого ответа. Рефлексия деятельности. Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

Покажите сигнальные карточки.

1.Знаю и могу научить другого ученика определять спряжение глагола.(зелёный). Оценка «5»

2. Знаю и могу определять спряжение глагола. (желтый цвет). Оценка «4».

3.   Определяю неуверенно спряжение глагола. (красный). Оценка «3».

-  Мы с вами сказку о спряжении глаголов не дочитали, хотите узнать, что произошло дальше с героями сказки? Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.

Каким настроением заканчиваем урок? Рефлексия настроения. Мне сегодня  было легко работать с вами, потому что вы были внимательны и активны.  

1).по учебнику с.59.упр.122

2). написать  сказку о Глаголе, используя глаголы 1 и 2спряжения.

3).написать  «Сенквейн».

 Спасибо за урок.

- Какая семья оказалась в двух разных царствах.  узнаем на

 следующем уроке.

Оценивают деятельность на уроке.

Учатся проговаривать последовательность действий на уроке,

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  самооценки.

Познавательные:реализуют рефликсивный алгоритм.

 Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные:

выражение своих мыслей ; формулирование и аргументация своего мнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему: Правописания глагола в неопределенной форме и в 3-м лице.

Учебный предмет: Русский языкКласс: 4 «В»Тип урока: Урок общеметодологической направленности.Технологическая картаТемаСклонение имён существительных мужского рода во множественном числе...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род глаголов в прошедшем времени." 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род глаголов в прошедшем времени." 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Продолжаем определять спряжение глаголов по его начальной форме"( 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закрепление умений определять спряжение глагола по его начальной формеЗадачи урокаДидактические:Закреплять умения определ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание глаголов прошедшего времени", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для совершенствования умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов прошедшего врем...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Времена глаголов" - 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об изменении глаголов по временам; умения определять время глагола.Задачи урока:Дидактические:Сформировать представ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Спряжение глаголов. Повторение"

Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний учащимися понятий «глагол» и «спряжение».Задачи урока:Дидактические:1. Формировать умения спрягать глаголы.2.Формировать навы...