Главные вкладки

    Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах»
    учебно-методический материал по русскому языку на тему

    Громова Наталья Васильевна

    Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_na_urokah_russkogo_yazyka_2.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах»

    учитель начальных классов Громова Н.В.

    I. Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? 

                    Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

             Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

                На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

                 Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

    Игры.

    I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

    Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

    Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

    На 9 карточках записаны девять слов:

    1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

    2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

    Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

    I 

    рыбка

    вьюга

    чулок

    II 

    подъезд

    склад

    ворона

    дубки

    варенье

    чучело

    съемка

    град

    ворота

    гриб

    ручьи

    чум

    подъем

    клад

    воробей

      II . Игра « Почтальон»

    Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

    Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

    Дети определяют, куда их пригласили.

    огород 

    парк 

    море 

    школа 

    столовая 

    зоопарк 

    гря-ки

    доро-ки

    пло-цы

    кни-ки

    хле-цы

    кле-ка

    кали-ка

    бере-ки

    фла-ки

    обло-ки

    пиро-ки

    марты-ка

    реди-ка

    ду-ки

    ло-ки

    тетра-ка

    сли-ки

    тра-ка

    морко-ка

    ли-ки

    остро-ки

    промока-ка

    голу-цы

    реше-ка

    Задания:

    1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
    2. Составить предложения, используя данные слова.

    III . Игра « Шифровальщики»

    Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

    Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

    Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

    жыил 

    ански 

    кьоинк 

    лыжи 

    санки

    коньки 

    Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

    Например: 

    1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
    2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
    3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

    IV. Игра « Клички»

    Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

    Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

    ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА 

    Составить предложения.

    ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА 

    Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

    Игровые приемы.

    1. Найди «лишнее слово»

    Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

    МАК 

    РОМАШКА 

    РОЗА 

    ЛУК

    КОШКА 

    СОБАКА 

    ВОРОБЕЙ 

    КОРОВА

    БЕРЕЗА 

    ДУБ 

    МАЛИНА 

    ОСИНА 

    КОРОВА 

    ЛИСА 

    ВОЛК 

    МЕДВЕДЬ 

    Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

    2. Детям очень нравятся такие задания, как:

    • Заменить словосочетания одним словом:
    • - промежуток времени в 60 минут,
    • - военнослужащий, стоящий на посту,
    • - ребенок, любящий сладкое,
    • - очень смешной фильм.
    • Распредели слова на две группы.
    • Найди родственные слова. Выдели корень.
    • Закончи предложения:

    У Ромы и Жоры есть ………….

     Однажды они пошли ………….

     Вдруг из кустов……………..

           Потом ребята долго вспоминали как……..

    • Составь рассказ по опорным словам:
    • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

             Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

            Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

             Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Использование игр и игровых упражнений на уроках русского языка в начальных классах"

    Статья об использовании игровых упражнений на уроках русского языка...

    Использование игровых приемов на уроках английского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.

    В данной статье приводится подборка игр, которые можно использовать на уроках английского языка в начальной школе или во время проведения кружков. Игры помогают легче запоминать лексический материал, ...

    Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе

    Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп...

    Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе

    Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп...

    Игровые приемы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

    Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку и литературному чтению, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге,...