Занимательные упражнения при организации самостоятельной работы при изучении глагола.
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Интерес у учащихся, как правило, появляется тогда, когда учитель обращается к опыту самих детей. Полезным является проведение небольших лингвистических работ, которые помогают закрепить усвоенный материал и вскрыть имеющиеся ошибки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_2.odt39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные упражнения при организации

самостоятельной работы при изучении глагола.

Основной задачей уроков русского языка является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. Очень важно, что за «скучной грамматикой» и «однообразной орфографией» не теряется наш великий русский язык.

Интерес у учащихся, как правило, появляется тогда, когда учитель обращается к опыту самих детей. Полезным является проведение небольших лингвистических работ, которые помогают закрепить усвоенный материал и вскрыть имеющиеся ошибки. В третьем классе, например, учащиеся пишут небольшое сочинение-рассуждение – ответ на вопрос: какую букву нужно писать в глаголах: раста…л, раста…т. Очень интересные тексты получаются у детей:

«Один и тот же глагол. Что же надо писать? Буду рассуждать так: растаял – глагол, употребляется в прошедшем времени, имеет суффикс -л-. Неопределенная форма – растаять, суффикс -я-. Значит, надо писать гласную  я, растаял. Глагол растает стоит в будущем времени, окончание безударное, надо определить неопределенную форму глагола, а по суффиксу – спряжение: растаять. Суффикс -я-, значит, глагол 1 спряжения, окончание в 3-м лице единственного числа –ет. Напишу: растает.

Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, дать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. Иногда слово учителя, объяснение может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями. Игры развивают память, внимание, наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры-соревнования, например: «Аукцион». В этой игре сочетаются темы: «Состав слова», «Глагол как часть речи», «Образование глагола» и, конечно же, данная игра увеличивает лексический запас учащихся.

Задание: Подобрать как можно больше глаголов по схеме: за…ала:

закричала, замолчала, застонала, заворчала,

завязала, забежала, зашептала, запищала,

забросала, заплясала, закапала, записала  и т.д.

Работа проходит в малых группах. Активность детей удивительна: в отведенное учителем время (1-2 мин.) они подбирают в группе до 20-25 слов.

Еще одна игра «Конкурс» – кто больше подберет синонимов, антонимов. Например, одна группа детей называет такой глагол, чтобы к нему можно было бы подобрать антоним, а вторая группа подбирает антоним:

Взлетать – вылетать

Выходить-входить

Включать-выключать

Встречать-провожать

Игра «Самоэкзамен» - дидактическая игра. Используется на обобщающих уроках. Учащиеся вытаскивают билеты, в которые включаются теоретические и практические вопросы на изученный материал, готовятся, затем отвечают. Один из билетов счастливый. Тот, кому он достанется, без ответа получает пятерку. Детям эта игра очень нравится. Учителю она дает возможность проверить знания учащихся, их умение доказывать, обосновывать ответ перед классом в новой ситуации.

На уроке по изучению глагола можно использовать и такую игру «Подбери глагол к слову».

Задание:

К слову СОБАКА         подберите слова, называющие действие предмета. Класс делят на две команды. Выигрывает та команда, которая больше назовет глаголов (лает, рычит, скулит).

На какие вопросы эти слова отвечают?

Что делает.

Когда так говорят: Живут как кошка с собакой?

Когда люди постоянно ссорятся.

Игра с использованием наглядности «Сам Самыч и его друг инопланетянин».

На доске даны две картинки, на которых изображены Сам Самыч и инопланетянин.

Ребята, Сам Самыч получил письмо от своего друга инопланетянина Акбишо. Когда он прочитал письмо, то очень рассердился, так как его друг допустил много ошибок. Сможете вы их найти?

(Раздается каждому письмо. На доске – большое письмо).  

- прочитайте это письмо. Найдите в нем ошибки. Исправьте их, пользуясь знанием времен глаголов и правописания глаголов с НЕ.  

Дети работают над текстом:

Привет из космоса! Сам Самыч, как ты живет? Сейчас я нехожу в школу, потому что болеешь. Извени, я  нехотел тебя огорчат. Вот и все. Сейчас мне надо лежу спать.

В каких словах были допущены ошибки? Назовите их. Как надо правильно написать? Почему?

Интересна игра для учащихся «Составь слова по известному корню».

перелетный                                                облетать

летный                                                 залетать

летчица                                                летать

летчик                                                        летательный

лёт                                                          летучий        

При изучении  однокоренных слов в первом классе подбирают слова с заданным корнем. Далее мы предлагаем задание: сочинить сказку про корень -ЛЁТ-, «посадить» в землю этот корень и посмотреть, что же из этого получится. Дети с удовольствием «выращивают» дерево с этим корнем и составляют сказку:

«Жил был много тысяч лет назад корень -ЛЁТ-. Посадили его люди и выросло из него большое дерево. Рос он постепенно, сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от корня–ЛЁТ-»

Задание:

Сравните между собой эти слова. Что в них общего и чем они отличаются? Почему эти слова выросли на одном дереве?

Игру целесообразно проводить в первом классе, после ознакомления детей с частями речи.

Интересна игра «Третий лишний». Эта игра учит детей выделять общий признак в словах, развивает умение обобщать, расширяет словарный запас учеников.

Задание:

Определите, какое слово лишнее. Назовите его.

Выигрывает тот, у кого меньше ошибочных ответов.

Бежать, лететь, рисовать

Гореть, угорать, гора

Квакать, кукарекать, говорить

Учить, копать, изучать

Бросает, лает, кидает

Приглашает, ходит, зовет.

Известно, что в первом классе учатся дети с дефектами речи, поэтому очень интересны игры с составлением чистоговорок. Можно усложнить задание: чистоговорка должна быть составлена с использованием глаголов. Кто больше составил чистоговорок, тот и выиграл:

Чу-чу-чу – мама я лечу

Ча-ча-ча – вызову врача

Ул-ул-ул – сяду я на стул

Эту игру можно использовать на физкультминутках. Мы объясняем ученикам, сколько можно образовать новых глаголов от глагола ШЕЛ, при этом каждый из них имеет свое значение.

Игра «Догадайся, какой я глагол задумала». Эта игра используется на обобщающем уроке во втором классе, после изучения темы «Глагол».

– в нем приставка такая же, как в слове ПОДРУГА. Корень, как в слове ИГРУШКА. Суффиксы такие же, как в слове ЧИТАЛ. (ПОИГРАЛ).

 – этот глагол однокоренной со словом ЛЕТЧИК. Приставка такая же, как в глаголе ПЕРЕПРЫГНУЛ. Суффиксы одинаковые с глаголом СЛЫШАТЬ. (ПЕРЕЛЕТАТЬ).

Повышению интереса к урокам русского языка способствуют  уроки-путешествия. Для их проведения можно пользоваться картами, которые составляет учитель. На карте проложен маршрут, по которому ученики совершают путешествие. Карта висит на доске, по ней в течение урока можно передвигать фигурки сказочных героев, которые сопровождают учеников в пути, а если класс маленький, то фигурки самих учеников сделаны из бумаги и их ученики передвигают по карте по мере продвижения. Например, на карте могут располагаться следующие пункты: старт,         гора частей речи, село поговорок, поляна времени глагола, озеро исполнения трёх желаний, река предложений, клад знаний, роща глаголов-синонимов.                                         

1. Выделить глаголы из текста. Объяснить свой выбор. К каждому глаголу поставить вопрос.

Совсем неожиданно посыпал дождь, крупные и частые капли зашлепали по траве и листьям деревьев. Жуки, бабочки, мушки позалезали в чашечки цветов. Мышка притаилась под красным грибом мухомором.

2. Подобрать к данным глаголам, близкие по смыслу глаголы.

Кинулась (бросилась, ринулась, устремилась).

Заметила (увидела, обнаружила).

Пробраться (проникнуть, пройти).

3. Разобрать предложение по членам. Каким членом предложения является глагол?

Яркое солнце быстро взошло над селом.

4. На поляне можно отдохнуть, послушать стихи.

Задание: выберите из текста глаголы, укажите их время.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

5. Вставь вместо точек нужный глагол.

От лени болеют, а от труда ….. (здоровеют)

Чем зря кричать, лучше …….(помолчать)

Жизнь прожить – не поле …….(перейти)

Курить – здоровью …….(вредить).

Укажите глаголы, противоположные по значению.

6. Исполни 3 желания золотой рыбки, живущей в озере, и она поможет тебе переправиться через озеро на паруснике.

а) Вставьте пропущенные буквы, где нужно укажите проверочные слова.

Ночью мороз дох…дил до семи градусов. Потом вдруг задул теплый ветер, п…лил теплый дождь. Лед на реке затр…щал, зас…нело небо, заз…л…нела трава, загудела первая пчела.

б) Найдите глаголы в данном тексте и выделите в них приставки.

в) отгадайте загадки. Укажите, как правильно пишутся НЕ с глаголами.

Кинешь в речку – (не) тонет,

Бьешь о стенку – (не) стонет,

Будешь оземь кидать –

Станет кверху взлетать.

(Мяч).

В уроки-сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания или просто в увлекательной форме рассказать новый материал. Сказки – верные спутники малышей, поэтому и материал, преподнесенный в такой форме, легко запоминается детьми и вызывает у них интерес.

Например, при изучении спряжения глагола в третьем классе, учитель разыгрывает грамматическую сказку, сама выступает в роли доброй сказительницы. На фланелеграфе на доске появляются фигурки по ходу рассказа.

«Давным-давно, когда нас с тобой еще не было, на свете, в царстве Грамматика жил был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивый, деятельный: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов отпустил царь сыновей.

Думали они три дня и три ночи, и решили:

2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ИТЬ-, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы:

   гнать          видеть           ненавидеть         обидеть

   держать     дышать         зависеть              терпеть

   смотреть    слышать       вертеть  

Пришли они к царю с просьбой:

Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

Что случилось?

По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на –ИТЬ-. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению. Запомните их, ребята!

Чтобы легче запомнить исключения можно использовать инструкцию бывшего шпиона 2 спряжения. Вот она:

Здесь его инструкции.

В них – шпионьи функции.

Вот они, спешите видеть:

От связного не зависеть,

Всех «клиентов» ненавидеть,

Побольнее их обидеть,

Стойко трудности терпеть,

Над собой лассо вертеть.

Через щелочку под дверью

За врагом своим смотреть.

По шоссе машину гнать

И в зубах кинжал держать,

Чтоб за стенкой голос слышать,

Совершенно не дышать.

Семь из глаголов заканчиваются на –ЕТЬ-, а четыре – на –АТЬ-.

Как запомнить  окончания 1 и 2 спряжения?

В 1 спряжении всегда суффикс Е, а во 2 – И. Исключение, глаголы на -ИТЬ-, относящиеся к 1 спряжению – брить, стелить.

Чтобы курицу соседки

Чисто наголо побрить,

Надо бы на табуретке

Две салфетки постелить.

УПРАЖНЕНИЕ. Есть коварная приставка – выс-кочка, дружок, если ты встретишь эту приставку, то ты ее:

Высмотр…шь, выбер…шь, вырв…шь, вынес…шь,

Выгон…шь, выкин…шь, вышвырн…шь, выброс…шь,

Выстав…шь.

Потренируйся на этих словах! Определи их спряжение! На доске, чтобы ребятам было легче работать, висит схема. Приставка ВЫ перетягивает на себя окончание…

ВЫ

(Выбросить)

                        ударное                                       безударное

                       окончание                                        окончание

                    по окончанию                              поставить глагол в

                      определить                            неопределенную форму

                      спряжение                             и определить спряжение

УПРАЖНЕНИЕ. Прочитайте стихотворение. Выберете  глаголы с приставками. Отметьте их.

Предостережение любителям крокодилов.

Если ты решишься в ванной

Крокодила подержать,

А потом его захочешь

В теплой речке искупать,

А затем его отпустишь

Ребятишек попугать,

То потом едва ли сможешь

Ты домой его загнать.

Ты увидишь, ты услышишь,

Как он будет убегать.

Но, конечно, не сумеешь

Крокодильчика догнать.

Игра «Зоопарк».

Задание: Отгадай  зверя, его «приметы» запиши в тетрадь.

Зверь № 1. Каркает, летает, ворует (все блестящее).

Зверь № 2. Шипит, ползает, извивается.

Зверь № 3. Хрюкает, чавкает, валяется (в грязи).

Зверь № 4. (их много), кукарекают, квохчут, пищат.

Зверь № 5. Блеет, бодается, дает (молоко).

Зверь № 6. Мяукает, вылизывается, лакает (молоко).

Зверь № 7. (новый, еще не известный) кричит, топает,

                       Свистит, кувыркается, толкается, плюется.

С одной их «примет» зверя составьте предложение.

Игра «Морской царь».

- Морской царь заболел. Царствовать придется вам, ребята. Только для этого вам надо будет составить распорядок дня: что ты, морской царь делаешь утром, днем, что – вечером. Что делают твои детки-русальчики, что делают твои слуги, твой повар, твоя прачка, твой дворник, твой садовник, твоя няня, твой придворный лекарь, твои музыканты. Каждому надо придумать столько работы, чтобы хватило на целый день. Иначе морское царство придет в упадок. Например, повар (что делает?) жарит, парит, варит, маринует, консервирует, печет, удирает… (если он приготовил что-нибудь очень невкусное). А теперь вы сами.

УПРАЖНЕНИЕ, закрепляющее понятие «времена глагола».

- Вспомните, что вы делали прошлой зимой? Придумайте 6 глаголов в прошедшем времени, отвечающих на вопросы что делал? и что сделал? чем вы заняты сейчас? Скорее назовите 6 глаголов, отвечающих на вопрос что делаю? (это глаголы настоящего времени). А летом, в каникулы, что вы будете делать? что сделаете? Жду 6 глаголов будущего времени! Можно и больше. Ведь лето большое.

Игра «Следователь».

- Нужно установить личность одного человека. Мы, правда, знаем кое-что о его делишках, то есть о его действиях. Например: он ездил, учится, придумывает, взбирался, не боялся, зубрит. Читает, будет чертить, исходил, слушает, будет конструировать, изобретет, вникает, обошел, объездил, поднялся. Это все, что нам известно. Под подозрением у нас:

Клавдия Васильевна Ниточкина, бывшая ткачиха, а сейчас пенсионерка, нянчит внучку Люду.

Ихтиандр Ихтиандрович  Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а сейчас тренер, работает с молодежью, но собирается на пенсию.

Семен Семенович Пирожков, бывший каскадер, сейчас студент кулинарного техникума.

Аким Иванович Каверзный, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.

Ефим Сергеевич Иванов, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический институт, готовится стать учителем физкультуры.

- Чтобы вам было легче работать, попробуйте расписать дела…то есть действия нашего подозреваемого в три столбика:

1) прошедшее время, 2) настоящее время, 3) будущее время.

А вот интересная серия упражнений с использованием глаголов в неопределенной форме, а также глаголов с противоположным значением:

1. Отыщите в стихе глаголы неопределенной формы «Не забывайте задавать к ним вопросы что делать? и что сделать?».

Сладкая мечта.

 Не мешайте мне мечтать!

 Мне б мешок конфет достать,

 Развернуть, жевать, сосать,

 Чавкать, чмокать, уплетать,

 Долго-долго не глотать,

 Наслаждаться, смаковать.

 Мне не надо в рот смотреть!

 Совесть надобно иметь!

 Так могу я подавиться

  И на месте умереть!

Нашли глаголы! Вот молодцы! Выпишите их в тетрадь. Раз нашли их в стихотворении, то и во сне найдете. Нет, вам не нужно ложится спать, а как раз наоборот: надо читать дальше. Это сон одного мальчика.

2. Надо же было мне во сне на Северном полюсе очутиться! Как начал я там зябнуть, мерзнуть, дрожать, трястись и зубами стучать. Стал я на себя всякие кофты натягивать и шубы надевать, голову заматывать, кутать ноги обувать, на руки дышать. И еще прыгать и в ладоши хлопать, чтобы согреться. Принялся костер разжигать и от ветра прятаться. Ужасно я начал злиться и сердиться на свой сон! И тут как раз проснулся.

3. А теперь задание. Попробуй придумать сон-наоборот: как мальчик очутился в Африке, где очень жарко. Там, где возможно, используйте глаголы-наоборот (то есть противоположные по смыслу). Например: зябнуть - согреваться, дрожать – потеть и т.д.). Подумайте,  как мальчик спасался от жары. Нужно придумать всего 5-7 глаголов-наоборот, но обязательно в неопределенной форме.

Задание № 3 можно дать учащимся на дом.

 Для самостоятельной работы ученикам можно предложить игру «Открой замки». Перед вами запертая дверь, закрытая на многочисленные замочки-глаголы. В сундучке лежат существительные-ключики. Вам надо подобрать к каждому глаголу-замочку существительное-ключик, которое, по-вашему, подходит к нему по смыслу, сочетается с ним. Когда подберете ключи к замочку, двери откроются.

Глаголы-замочки: придумывать, налить, сражаться, скакать, лепить, поцеловать, спускаться, не заметить, ехать, рисовать.

Существительные-ключики: чудо-юдо, дома, в пещеру, сказку, принцессу, спящую красавицу, в карете, на лошади, с Бармалеем, оврага, чаю.

Игру можно провести по командам. Выигрывает та команда, которая больше открыла замочков.

В начальной школе учащимся не даются понятия глаголы «совершенного» и «несовершенного» вида, но учитель знакомит учеников с этими глаголами уже во втором классе.

Игра «Золушка». Прежде, чем играть в эту игру, давайте вспомним, что есть глаголы, которые обозначают уже совершившееся действие, которое уже свершилось. Например, слепил, схватил и т.д.

«с» – любимая буква таких глаголов. И они отвечают на такие вопросы, которые начинаются с этой буквы: «что сделал?» «что сделать?» «что сделаю?».

Задание:  Вы помните, что мачеха, уезжая на бал, велела Золушке, выполнить много работы: полить, починить…, а дальше продолжите сами, помогите Золушке «выполнить» всю работу, выписав глаголы (совершенного вида).  

УПРАЖНЕНИЕ. Есть глаголы, которые действие еще не совершили и отвечающие на вопросы: что делал? что делать? что делаю? что буду делать? Давайте выберем из текста такие глаголы:

Коля учил стихотворение, но не выучил его до конца. Учительница сказала Коле, что он плохо учится. Вера, которая сидит с Колей за одной партой, решила помогать Коле.

Попробуйте составить два предложения с такими глаголами.

Игра «Найди ошибку».

В блокноте у Вадика-натуралиста были записаны наблюдения за животными:

Овцы – чирика…т                         Воробьи – топа…т

Слоны – порха…т                        Волка – лета…т

Рыбы – во…т                                Утки – бле…т

Бабочки – плава…т

Задание: Ребята, помогите горе-юннату разобраться со зверями. И самое главное! Укажите напротив каждого глагола его спряжение, а то нашему Вадик во век с этим не справиться!

Игра «Конструктор».

Вот планочки – разные глаголы, а вот гаечки и винтики – имена героев истории и названия разных предметов: будем брать эти слова в любом порядке и попробуем собрать из них рассказ. У всех у вас получатся разные истории. Не обязательно использовать все слова. Некоторые можно оставить. Ведь и в настоящем конструкторе остаются лишние детали.

Гаечки и винтики: Нина, Маша, кошка, волшебник, зонтик, ваза, чемодан, коробка, кубики, кукла, неваляшка, кактус, девочка, тетя, телевизор, лампа, шкаф, диван.

Планочки: оставить, прыгать, смотреть, видеть, говорить, прилететь, слышать, вылезать, приходить, приносить, ставить, мыть, вертеть, обещать, собираться, играть, фантазировать, думать, мечтать, выдумывать, встретить, встать, размахивать, ждать, вызвать, позвонить, выходить, заглянуть, рассматривать, вытирать, показывать, превратить.

Ребята, проверьте, не поломаны ли планочки-глаголы. Для этого определите их спряжение.

Игра «Почтальон».

В сумке у почтальона письма-глаголы. Вот они: вяж…т, сигнал…т, взвешив…т, подмета…т, рису…т, расписыва…т, объясн…т, проверя…т, дремл…т, поворачив…т, счита…т, чист…т.

Эти глаголы нужно разнести по квартирам. Как почтальон ставит штемпель на конверте, так и вы напишите время и спряжение глагола.

УПРАЖНЕНИЕ, закрепляющее такую категорию, как залог глагола.

Я садовником родился.

Я работал – не ленился.

Я цветами дорожу,

Их в блокнот перепишу.

Прочитай текст и выпиши глаголы, если это возможно (выпиши) обозначь род этих глаголов.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он дивный сад, в котором благоухали удивительные цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зеленые газоны. Что ни день – старичок в своем саду сажает, поливает и окучивает. Все ждет, что распустится однажды чудесный цветок, который исцелит всех больных и обрадует всех печальных. Я тоже мечтаю, что на моем окне, однажды вырастет такой цветок. А ты о чем мечтаешь?

УПРАЖНЕНИЕ.  Хорошо его использовать на уроках при изучении темы «Неопределенная форма глагола».

Задание с хитринкой: в нем все глаголы стоят в неопределенной форме, надо поставить их в настоящее время, а заодно определить их спряжение.

Представь, что в твоей тетрадке (жить) тетрадный человечек. Ты его (знать), он (хвастаться) и (хвалиться), что он потомок Короля Всех Тетрадок. Когда ты (открывать) тетрадку и (писать) человечек (прятаться) и лишь изредка (выглядывать) из-под клеточек, осторожно (высовывать) свой маленький носик, и (осматриваться), а иногда он (махать) тебе ручкой, но тут же (прятаться), потому что он (думать), что ты его (поймать) и (посадить) в банку. Зато, когда ты (уходить) и (оставлять) тетрадку на столе он….

Игра - сказка. Её использую в первом классе при изучении слов, обозначающих действие предмета.

На кондитерской фабрике «Монпансьешка» разразилась катастрофа. Там обнаружен вирус, от которого конфеты сходят с ума. Не дадим вирусу распространиться по фабрике. Что надо делать? В истории про конфеты «выловить» все глаголы. Ведь они очень опасные, заразные, «сумасшедшие», наконец. В них же спрятался вирус! Итак, начали!

Ужасы на кондитерской фабрике.

По залу метались большущие буйные леденцы. Они окунались в шоколад и кидались кремом. Работница фабрики тетя Дуся, спряталась в огромной кастрюле, а тетя Рая забилась под коробки с шоколадом. Конфеты «Белочки» прыгали по конвейеру и грызли орехи. Конфеты «Мишка косолапый» кувыркались по полу. Карамельки «Клубника со сливками» плевались своей начинкой и очень радовались, если  попадали в тетю Наташу, которая висела на люстре и с ужасом смотрела вниз. Конфеты «Ласточка» порхали вокруг нее и щебетали. Конфеты «Осенний вальс» вместо вальса отплясывали ламбаду, а пухлые розовые зефирины купались в повидле и радостно повизгивали. Но примчался дядюшка Глагол и прекратил это безобразие.

УПРАЖНЕНИЕ на эту же тему.

Ваша задача – подобрать глаголы для подписей к остальным рисункам. Постарайтесь к каждому из них придумать не один глагол, а несколько. Нарисуй еще портреты доктора (с подписями-глаголами, конечно).

Очень эффективна работа в парах сменного состава. Проводится она так:

Первый ученик из пары читает текст, другой пишет.

Второй ученик читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

Каждый берет тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку, проверяет списанный диктант.

После этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом диктант другого.

Ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего, производит устный разбор своих ошибок.

Каждый ученик в своей тетради записывает разбор своих ошибок.

Ученики снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверял  Цветков», «Проверила Котова».

Или тема «Неопределенная форма глагола».

Задание: подобрать к данным существительным однокоренные глаголы в неопределенной форме. Запишите их.

Карточка № 1.                                Карточка № 2

Бег - (бежать)                                Скука – (скучать)

Жизнь – (жить)                        Победа – (победить)

Лечение – (лечить)                        Жалость – (жалеть)

Покупка – (покупать)                Молчание – (молчать)

Очень эффективно проводить творческое списывание, которое обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить списывание, необходимо хорошо отработать тему, по которой будет проводиться творческое списывание. Например, списывание с подбором синонимов, посвященному учению о правописании безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в третьем классе.

Нефть, бензин, керосин быстро загораются.

Дом загорается от неосторожного обращения с огнем.

На востоке заря загорается.

Еще мгновение – и костер загорится.

Спускается на землю зимний вечер, в домах загораются огни.

Искры  летят огненной метелью, избы загораются.

Подбираем следующие синонимы к слову загореться: зажечься, запылать, вспыхнуть, заняться, засветиться, воспламениться. Так, слова загореться, зажечься, вспыхнуть употребляются и по отношению к свету от огня, от электричества, и по отношению к свету вообще, они же имеют дополнительные смысловые оттенки. Например, слово вспыхнуть указывает на внезапность действия; запылать – очень сильно загореться, но это слово несколько устарело. Слово воспламениться говорит о сильном действии и способности предмета загораться.

После выяснения значения глаголов дети повторяют правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Затем, списывая текст в тетради, учащиеся самостоятельно заменяют слово загореться глаголом-синонимом, подчеркивают личные окончания глаголов, указывая, к какому спряжению относятся глаголы.

При изучении темы «Образование однокоренных глаголов при помощи приставок» в третьем классе можно использовать грамматические задания. Например, запишите новые слова при помощи приставок:

От                

По

С                                                     Е Х А Л                

Пере

Про

В

Объясните смысловое значение каждого слова и составьте по одному предложению с каждым вновь образованным глаголом.

Очень интересна игра «Лабиринт» для закрепляющих, обобщающих уроков. Учащиеся, выполняя грамматические задания, движутся по лабиринту, им нужно найти выход. Им предлагаются уже готовые ответы, им же необходимо выбрать правильный и обосновать свой выбор. Если ученик правильно выполняет все грамматические задания, то он обязательно найдет выход из лабиринта. Играть можно командами, по очереди выполняя все грамматические задания. Например, для 3 класса можно предложить такой маршрут:

1.Ветер воет, вьюга воет.

   Вдоль по улице метет!

2.Какие глаголы надо вписать?

Ты    хвалишь    -    они ……..

Ты    споришь    -    они ……..

Ты    видишь      -    они ……..

Ты    копаешь     -    они …….

Ты    стережешь -     они …….

3. Подобрать к данным глаголам противоположные по значению в неопределенной форме.

     Ругать - ……                                Поднимать - ……

     Разрушать - ……                                   Молчать - ……

     Кончать - ……        

4. К какому спряжению относятся глаголы – зацветут, плывут, шагаем, скачешь, рисую, идем?

5. Какую букву вставить Е или И?

     Замира…т,посе…шь, нареж…шь, зазелене…т, погиба…т.

В конце слова закрывают квадратики со звездочкой под ними слова «ВЫХОД», «ТУПИК». Если все задания выполнены правильно, то ребята откроют слово выход, если есть ошибки, то – слово «ТУПИК» и тогда надо исправлять свои ошибки. Каждая ошибка ведет в «ТУПИК».        

                                Очень интересна игра «Пересказчики».

 В этой игре развивается навык употребления различных форм глаголов, косвенной речи. Играют четыре группы  детей. Первая группа разыгрывает самостоятельно сочиненную сценку; вторая – пересказчики; третья – репортеры с места действия; четвертая – повествователи.

Первая группа разыгрывает сценку на тему, подсказанную учителем. Задача второй – пересказать ее, используя обороты косвенной речи. Третья группа называет совершаемые речевые действия в настоящем времени, четвертая – описывает действия в прошедшем времени.

Например:

1-я группа: - Садитесь, пожалуйста.

2-я группа: - Они сказали, чтобы мы сели.

3-я группа: - Они вежливо предлагают сесть.

4-я группа: - Они вежливо предложили сесть.

Проигрывают те, кто сделал больше ошибок.

На прямое и переносное употребление значений глаголов можно предложить веселые упражнения.

Барометр упал.

Мама, сегодня дождь пойдет!

Почему ты так думаешь?

Барометр упал.

А ты откуда знаешь?

Да как же, я сам его уронил.

Значение какого слова не понимал мальчик? В прямом смысле употребил его мальчик?

Молоко убежало.

Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало», - и стала думать, как молоко убежать может.

Что означает выражение молоко убежало? В прямом или переносном смысле используется здесь глагол бежать? Какими словами можно заменить глагол бежит в предложениях:

Бежит время.

Бежит ручей.

Зерно бежит из комбайна в машину.

Для самостоятельной работы над глаголом учащимся очень поможет книжка-опора, которая помогает им усвоить грамматический материал, повышает продуктивность урока.

Как использовать книжку-опору в  третьем классе при изучении темы «Глагол»? карточка опора в течение 20 уроков помогает ученику быстро и правильно отвечать. Работая по карточкам, он находит верный ответ. Если ученик забыл правило, необходимо открыть опорную карточку - там все ясно написано. Такие карточки-опоры удобно хранить, использовать в последующих классах, в них из года в год накапливается нужный раздаточный материал.

Основу книжки изготавливают с ребятами на уроках труда. В конце книжки-опоры приведены перфокарты. Это удобно, так как не надо раздавать карточки, искать их в папках, коробках. Открыл книжку-опору и нашел нужную карточку. Окошечки перфокарт вырезают родители, сами трафареты заполняют ученики. Приведем план книжки-опоры по теме «Глагол» третьего класса.

Время глагола.

Изменение глаголов по лицам и числам.

Спряжение глаголов.

Неопределенная форма глагола.

Эта карточка развивает у детей умение соотносить временную и начальную формы глагола, учит переходить от начальной формы к временной форме этого глагола, что помогает учащимся сознательно писать безударное личное окончание глагола в настоящем и будущем времени. А вопросы направляют на быстрое осмысление и определение времен глагола. В любом упражнении ученик быстро определяет время.

По этим карточкам дети легко спрягают глагол. По словам Я, ТЫ, ОН, МЫ, ВЫ, ОНИ ученики быстро определяют лицо. Учащиеся также быстро сопоставляют окончания 1-го и 2-го спряжения, при спряжении глаголов, используя эти окончания. Карточки применяют при выполнении устных и письменных упражнений при работе с дидактическим материалом.

Мы привели в занимательной форме уроки по теме «Глагол» в 1-4 классах. Все эти задания, использованные на уроках, формируют у учащихся умение самостоятельно работать, расширяют их словарный запас, учат логически мыслить и обобщать. А самое главное, вызывают у детей интерес к изучаемому материалу и желание к самостоятельному его изучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Методика организации самостоятельной работы при изучении живой природы младшими школьниками

Усвоение материала происходит более успешно, если применяются разнообразные виды самостоятельных работ на каждом уроке «Окружающего мира»....

Организация самостоятельной работы обучащихся начальных классов при изучении математического материала

    Организация самостоятельной работы обучащихся начальных классов при изучении математического материала...

Приемы организации самостоятельной работы при изучении глагола.

Правильно подобранный занимательный материал способствует всестороннему гармоничному развитию школьников – развитию мышления, памяти, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, во...

Организация самостоятельной работы по формированию орфографических навыков при изучении орфограмм с проверяемыми написаниями в корне слова

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Организация самостоятельной работы при работе над изложением в начальной школе.

Работа над изложением.Как помочь ребёнку самостоятельно подготовиться к написанию изложения....