Развитие орфографической зоркости
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Федотова Наталья Борисовна

Материал для педагогов и родителей, упражнения и задания  по развитию орфографической зоркости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

                Развитие орфографической зоркости.

Формирование орфографически грамотного письма - одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию достаточно сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой "нужно" и "нельзя". Учитель должен помочь школьникам усвоить закономерность и целесообразность правописания.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это задачи уроков обучения грамоте и письма в 1 классе. Во 2 классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, т.к. у детей уже выработались определенные умения и навыки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определенной последовательности.

Письмо с проговариванием.

Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «за- пишу з с гласной а» и т.д.

Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «нра- пишу н, пишу ра- (р) с гласной а». Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать в слух, начинают проговаривание шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Последнее возможно только при высокой концентрации внимания на выполняемой работе. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключаются столь распространенные ошибки на пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию – письму, воспитывается трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувство коллективизма и товарищества.

Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку и утомляемость.

Списывание.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли время на поиски слова в учебнике, они пользуются  полоской бумаги, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т.д. до конца упражнения.

Некоторые ученики отвлекаются, смотрят по сторонам и не успевают выполнить все упражнение. Сосредоточить их внимание на списывании, не дать им отвлечься помогают игры типа «как птичка зернышки клюёт?». Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движение головы: вверх-вниз, вверх-вниз. А на вопрос «А как мы будем зернышки клевать?» хором отвечают: « в книжку- в тетрадь». А сейчас мы узнаем, кто всё задание выполнит быстро, красиво, грамотно», - отвечают дети.

В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

Комментированное письмо.

Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, представления, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается коллективизм, организованность, трудолюбие, самоконтроль, ответственность, честность, объективная самооценка.

Письмо под диктовку.

Сначала диктуют слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо. Ошибок типа «на деревьев» вместо на деревьях нет.

Письмо по памяти. Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Творческие работы.

Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умение рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по слогам),  и на логику изложения.

Самые легкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Очень любят дети писать творческие диктанты. Умение диктовать себе по слогам помогает учащимся избавляться от ошибок. Дети часто спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы. Проверка творческой работы – трехразовая. Предлагаю детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:

1.Составь рассказ.

2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.

3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.

4. Проверь по слогам каждое слово.

5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки, которые включают в урок русского языка. В чем их суть? Произношу слово, одновременно на доске изображаю его схему. Дети вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или большой буквы писать и почему. Если с большой пририсовываю вертикальную черту. «Какие еще правила спрятались в этом слове?» - спрашиваю детей.

Диктанты Федоренко.

Одной из целей проведения таких диктантов является формирование навыка беглого чтения. Используя данную методику уже несколько лет, я глубоко убеждена, что проведение зрительных диктантов способствует развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти и является хорошим подспорьем для развития орфографической зоркости. Особенно легко проводить диктанты сейчас, когда есть интерактивные доски. Это быстро для учителя и интересно для учащихся.

Словарные диктанты.

Словарный диктант состоит из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов. Важно, чтобы текст одного и того же словарного диктанта или его части повторялся несколько раз через определенные промежутки времени. Словарные диктанты бывают разные:

1.Диктант для знакомства.

           Из первых букв каждой группы слов «собери» новые слова: мандарин, ослик, речка, корона, ослик, веревка, 28-я буква алфавита – Морковь.

2. Письмо по памяти.

Вова кормит воробья,

 Ведь они теперь друзья.

3.Лексический диктант.

Замените каждое предложение одним словом. Ребенок женского пола. (девочка)

4.Зрительные диктанты:        

Т.релка, п.тух, мал(ь -)ч.к и т.д.

5. Зрительно слуховой диктант.

6.Свободный диктанты:

Запишите слова, добавляя имена собственные, образуйте фамилии девочек, мальчиков, названия действий, признаков; Морковь – Морковина – Морковкин.

7. Комбинированные диктанты:

Подчеркните слова – признаки, действия, предметы. Бегает петух, пугливая ворона, жилье сороки, петух Тоша.

8. Выборочные диктанты:

Записать только словарные слова. Воробей на кошку чирикает.

9. буквенные диктанты:

Запишите буквы гласных звуков, которые нужно запомнить: морковь, петух, девочка, мальчик, тарелка, ворона (о,е,о,и,а,о)

10. цифровой диктант.

Зашифруйте в словах буквы непроизносимых согласных с помощью цифр: 1-о,2-а. Сложите числа и запишите ответ. Воробей, тарелка, морковь, ворона, сорока, девочка.

1+1+2+1+1+1+1=8

11. Графический диктант.

Зашифруйте в словах буквы непроверяемых гласных звуков с помощью фигур: 1-0, 2- ∆. Морковь, девочка, тарелка, ворона, сорока, воробей. 00∆0000.

12. Диктанты с родственными словами.

Петушиться, воробьиха, воронушка, вороненок, мальчишка, девица, сорочий.

13. Этимологический диктант.

Свое название эта птица получила от исходного слова сорка, передающего особенности пения. Её называют стрекотунья, трещоткой. Она трещит, тарахтит, стрекочет. (сорока)

14. Диктант с загадками.        

15. Третий «лишний».

Из каждой группы слов найдите и запишите слово по заданному признаку. ( по первой букве, по одушевленному предмету, по количеству слогов, по неодушевленному предмету)

16. Слуховой диктант.

17. Кроссворд.

Итак, отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять, а целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает положительные результаты. Это конечно не все виды заданий для детей, но самые яркие, интересные. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости

Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...

развитие орфографической зоркости

много полезных приёмов и средств...

Презентация"Развитие орфографической зоркости"

Данный материал поможет разнообразить урок, со сказочными героями "выучить" трудные правила....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....