Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из раздела «Звуки и буквы». Структура урока соответствует уроку введения нового знания на основе деятельностного подхода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
Цели деятельности учителя | Формировать представление об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове |
Тип урока | Решение частных задач. |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять согласную букву и звук в слове, отличать согласный звук от гласного, объяснять различия; получат возможность научиться: искать графическую, текстовую информацию; наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо- действия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета. Проводит пальчиковую гимнастику | Слушают и обсуждают тему урока, выполняют упражнения пальчиковой гимнастики | Фронтальная | Личностные: осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели | Устный опрос | ||||||||
II. Актуализация знаний | Чистописание Словарно-орфографическая работа | Читает стихотворение (приложение 1), формирует задания, с помощью загадки объясняет, какую букву и слово прописывают в тетради: Есть подъезд, но нет подъезда Есть разъезд, но нет разъезда Очень нужен, это так, В алфавите… (твердый знак). – Чем оканчиваются слова день и ночь? Проводит словарно-орфогра-фическую работу по словам: корова, молоко, петух, заяц | Отгадывают загадки, записывают буквы, слоги, слова, предложение. Мягким знаком. Записывают под диктовку словарные слова | Фронтальная. Индивидуальная
| Познавательные: общеучебные – формируют логические действия анализа, сравнения, установления; логические – осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы. Записи в тетради | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||
III. Изучение нового материала | Выполнить упр. 1, с. 74. Выполнить упр. 2, с. 74–75. Физкультминутка (Приложение 2). | Формулирует задания, проводит беседу по вопросам: – Как мы произносим согласные звуки: [м], [ш], [к], Что слышим, произнося их? Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, чем отличается согласный звук от гласного: – Что помогает вам произносить слова скороговорки? – Легко ли проходит звук? – Может ли согласный звук сам образовывать слог? Назовите три главных признака согласных звуков, исходя из сведений о русском языке. Проводит физкультминутку. | Выполняют задание, отвечают на вопросы. Выполняют упражнение, отвечают на вопросы. – Губы, зубы, язык. – Звук встречает препятствие. – Согласный звук образует слог только Читают правило. Выполняют упражнения. | Фронтальная, индивидуальная. Индивидуальная, фронтальная. | Познавательные: общеучебные – отличают согласный звук от гласного; сравнивают согласные звуки; логические – владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез). Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. | Устные ответы, записи в тетради. Устные ответы. | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||
Выполнить упр. 4, с. 75 | Формулирует задания, контролирует его выполнение, проводит беседу по вопросам к упражнению | Выполняют задания, отвечают на вопросы | Индивидуальная, фронтальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя | Записи в тетради, устные ответы | |||||||||
IV. Первичное осмысление и закрепление | Выполнить задание 31, с. 39 в рабочей тетради | Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради | Выполняют задания в рабочей тетради | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: общеучебные – структурируют полученные знания, осуществляют подбор способа выполнения задания; логические – осуществляют поиск информации для решения конкретной задачи. Регулятивные: оценивают выполнение задания (справились или нет) | Задания в рабочей тетради | ||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Какие звуки называются согласными? Как отличить согласный звук от гласного? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения. Личностные: понимают значение полученных знаний. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Приложение 1
Эти буквы на картинке Твердый знак живет в подъезде,
Привиденья-невидимки. В объявленье и на съезде.
Не придумают никак Мягкий знак живет в колье,
Слов на «Ы» и мягкий знак, В приключенье, и в белье.
Слов на твердый знак нет тоже – Буква «Ы» в словах есть тоже,
Их мы оживить не можем. Их она размножить может –
Но и мимо не пройдем, Превращает торт в торты,
А внутри у слов найдем. Хвост – в хвосты, а куст – в кусты.
На конце у слов не хуже
Каждый там стоит, где нужен.
(По материалам сайта – Режим доступа : http://mir-skazki.narod.ru/scenar.html)
Приложение 2
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны,
Ножки вкось,
Ножки вместе,
Ножки врозь. (Выполняют упражнения по тексту.)