"Изменение имён прилагательных по числам"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Яикова Ирина Николаевна

УМК"Школа России" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка на тему:  Изменение имён  прилагательных по числам.

УМК:  «Школа России»

Учебник: «Русский язык.3 класс (ч.2)». Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.

Класс: 3

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель урока: формировать умения изменять имена прилагательные по числам;  формировать знания учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (числе); о том, что число прилагательного  совпадает с числом  существительного, к которому  данное прилагательное  относиться.

Формирование УУД:

Коммуникативные УУД: учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала, учиться формулировать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищами в классе.

Регулятивные УУД:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: искать, использовать информацию;  слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;   пользоваться словарём, имеющимся в учебнике; формулировать выводы на основе выделения существенных признаков; проводить сравнение; строить объяснение в устной форме; строить логическую цепь рассуждений.

Оборудование урока:

1)Магнитные доски с магнитами.

2)Карточка с отгадкой «ВЕСНА», картинки с изображением весенних цветов (на усмотрение учителя)- 6 штук.

3)Цветик –  семицветик (все детали отдельно друг от друга)

На частях цветка написано:     сердцевина -  Имя прилагательное;  лепестки  - Часть речи;  Отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»; Обозначает признак предмета; Связано  с существительным; Украшает наш язык; Изменяется по числам».

4)Карточки со словами: деревья, осень, девушка, пёс, дома, музей, времена, кресло, картинки, листья, душа, яблоко, красивый.

5)Карточки для самостоятельной работы и рефлексии (по количеству учеников):

На первой стороне задание 

Определи число прилагательных, выдели   окончание.

Кудрявая берёза,  молодые листочки,  длинные волосы,  светлое небо,  большой дом,  золотая пора,  яркие цвета,  свежее утро,  сердитые собаки, большие костры,  добрая бабушка.

На второй стороне рефлексия

Было легко                                                  Было трудно                                     Было трудно, но я справился


                                                                                     Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап.

-Дорогие ребята! Проверим вашу готовность к уроку. Прикоснитесь рукой к тому, что я буду сейчас называть.

-На партах у вас лежит учебник, тетрадь, письменные принадлежности, листок с заданием.

-А ещё на уроке вам понадобятся ваши глазки, ваш ум и ваши добрые сердца! И еще рабочее настроение! Все готовы! Садитесь!

Учащиеся дотрагиваются рукой до учебника, тетради, пенала, листка с заданием, до глаз, до головы и сердца.

II. Повторение изученного. Чистописание.

-Ребята, отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? 

(учитель прикрепляет карточку со словом «весна»  на магнитную доску).

-Какие признаки весны помогли вам правильно отгадать загадку?

-Ребята, я неспроста загадала вам эту загадку. Как вы думаете, почему?

-Назовите  морфологические признаки слова «весна». За каждый признак, который вы назовёте, прикрепим весенний цветок  рядом с карточкой.

-Посмотрите, какой красивый весенний букет у нас получился! Это всё  сотворили ваши знания!

-Какая буква обозначает первый звук в этом слове?

-Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Давайте пропишем букву « В»  в  тетради, вспомним об особенностях написания этой буквы (показ учителя на плакате с объяснением учителя).

- Когда закончите, подчеркните самую красивую букву, по вашему мнению, зелёным цветом.

-Вспомните словарные слова со звуком (в) в начале слова.  Для подсказки загляните в словарик в конце учебника.  Запишите  эти слова в тетрадь, выделите орфограммы и поставьте ударение.

-Это весна.

-Весной происходит таяние снега, поэтому бегут ручьи. Теплеет на  улице  и возвращаются птицы, первыми прилетают грачи. Начинается цветение первоцветов и пчёлы начинают трудиться, собирая пыльцу.

-Сейчас самое начало весны, месяц март на дворе. Весна скоро вступит в свои права, прогонит Зиму.

Дети называют  изученные признаки имени существительного «весна»,  прикрепляя на магнитную доску весенние цветы (весна – сущ., нариц.,  неодуш .,  ж. р.,  в Им. п.,  ед. ч).    

- Буква В.

Дети пишут заглавную и строчную буквы в соединении.

        Выбирают, подчёркивают.

Записывают:  воробéй,  ворÓна,  востÓк.

III.Постановка учебной задачи.

Сегодняшний урок мы украшаем  цветами. Давайте соберём ещё один - необычный.

-Для этого вспомните, о какой части речи  мы говорили на предыдущих уроках русского языка?

 -Что вы уже о нём знаете?

По мере того, как дети будут отвечать, учитель будет «собирать» цветок из «свойств»  имени прилагательного. Он  прикрепляет  5  разноцветных лепестков цветка на магнитную доску к сердцевине «Имя прилагательное». На  лепестках  написаны изученные ранее признаки им. прилагательного  - это часть речи,  отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?» ,   обозначает признак предмета, связано  с существительным, украшает наш язык.)

-Все ли лепестки мы прикрепили? Что это означает?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

- Об имени прилагательном.

-Имя прилагательное – это часть речи, отвечающая на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие? », обозначает признак предмета. Прилагательное связано по смыслу с именем существительным.  Прилагательное  делает нашу речь яркой, красивой, точной, выразительной.

-Лепестки  не все. Это означает, что мы еще не всё знаем об именах прилагательных.

-Сегодня  мы будем углублять знания об имени прилагательном, открывать новые знания.

IV. Совместное исследование проблемы.

-Откройте учебник на странице 106. Прочитайте первую загадку выразительно.

-Кто это?

-Правильно, это лиса. А какие слова вам помогли разгадать загадку?

-Какой частью речи являются эти слова? На какой вопрос они  отвечают?

-Запишите загадку к себе в тетрадь, подчеркните прилагательные волнистой линией, укажите над каждым словом в этом предложении  часть речи.

- Запишите  прилагательные из этого предложения  в столбик и выделите окончание.

-В форме какого числа стоит существительное «зверь»?

- Давайте изменим форму  слова «зверь» на форму множественного числа. Как у нас будет звучать предложение теперь? Что  ещё изменилось?

-Давайте запишем получившиеся  прилагательные через тире.

- А кто может ответить, почему изменились прилагательные, если мы изменяли только одно существительное?

-И что из этого следует? Кто сделает вывод из  нашего наблюдения?

-Сравним вывод с правилом в учебнике на стр.107.

Прочитайте правило самостоятельно.

-Как может изменяться прилагательные? Что при этом изменяется.

-Как называется тема нашего сегодняшнего урока?

Читает ученик.

-Зверь хищный, рыжий, красный, для кур опасный.

-Это лиса.

-Нам помогли разгадать загадку такие слова, как хищный, рыжий, красный, опасный.-Прилагательное. Они отвечает на вопрос «Какой? «

Зверь (сущ.) хищный, рыжий, красный (прил.), для (предл.) кур (сущ.) опасный (прил.).                                  

Хищный

Рыжий

Красный

Опасный

-В форме единственного числа.

Чтение получившегося предложения.

-Звери хищные, рыжие, красные, для кур опасные.

-Изменились   формы  имён  прилагательных.

Хищный – хищные

Рыжий – рыжие

Красный – красные

Опасный - опасные  

-В этом предложении изменилось число существительного. Прилагательное связано с им. существительным, поэтому изменились и формы прилагательных.

-При изменении числа существительного меняется форма имени прилагательного, т.е. изменилось окончание.

Самостоятельное чтение  

Прилагательные изменяются по числам. При изменении формы числа прилагательного изменяется его окончание.

Ответы с опорой на правило.

-Тема нашего сегодняшнего урока: Изменение имён прилагательных по числам.

V. Переход к этапу решения частных задач.

1)

Ребята, откройте учебник на странице 107, упражнение 14. Подготовьте чтение этого отрывка для своего соседа. Подумайте, с какой интонацией, настроением будете читать  стихотворные строки И. Никитина?

 -Как вы себе представили эту картину?

-Какие слова вам непонятны?

-Найди  в тексте слова «лес, нивы, заливы», какой частью речи они  являются?

-С какими прилагательными они связаны? Прочитайте словосочетания.

-Запишите словосочетания в тетрадь. Укажите число прилагательных. Что вам поможет это сделать без ошибок?

-Какие вопросы укажут на ед. число?

-Какие вопросы укажут на мн. число?

Читают стих, работая в парах.

Нивы – засеянные поля с уже созревшей пшеницей.

-Имя существительное.

-Сонный лес, золотые нивы, светлые заливы.

-Определить форму числа прилагательного поможет существительное, к которому оно относится и вопрос.

-Какой?  Какая? Какое?

-Какие?

2.

На доске табличка со словом  «красивый». У  учителя в руках в виде веера карточки со словами  - деревья, осень, девушка, пёс, дома, музей, времена, кресло, картинки, листья, душа, яблоко.

-У меня в руках карточки с существительными. Ваша задача - к каждому существительному подобрать прилагательное «красивый»  в нужной форме. Вам будут помогать вопросы.

Учащиеся выходят к доске по одному, вытягивают карточку с существительным, образуют словосочетание с помощью вопроса, записывают получившийся вариант, определяют число прилагательного, выделяют его окончание.

Образец:

Яблоко (какое?) красивое - ед.  ч (и т. д)

 

(все остальные осуществляют работу в тетради)

3.

-От чего зависит число имени прилагательного?

-Как определить число имён прилагательных?

-Число им. прил. зависит от числа существительного.

-Надо определить число существительного, задать вопрос.

4. Мы узнали ещё одно свойство имени прилагательного. Повторите его.

Теперь мы можем к нашему цветку прикрепить ещё один лепесток «Изменяется по числам».

Прикрепляет один из учащихся.

VI. Контроль на этапе окончания учебной темы.

- У вас на партах лежат листочки с заданиями (раздать в начале урока)

Ваша задача определить число прилагательного и выделить   его окончание.

     Самостоятельная работа учащихся с карточкой.

Кудрявая берёза, молодые листочки, длинные волосы, светлое небо, большой дом, золотая пора, яркие цвета,  свежее утро, сердитые собаки, большие костры, добрая бабушка.

7.Рефлексия.

 -Посмотрите ещё раз на наш цветок. Что нового мы узнали сегодня об имени прилагательном?

-Все ли лепестки мы собрали у цветка «Имя прилагательное»? Почему  так?

-На обратной стороне рабочего листка изображены смайлики: «Было легко», «Было трудно», «Было трудно, но я справился». Раскрась  любым цветом тот Смайлик, который оценивает твою работу на сегодняшнем уроке.

Я хочу отметить работу следующих учеников………..

Скажу «Спасибо» за.……….. ученику (це)  ……………

Интересные высказывания сегодня на уроке были    у ………..

Несколько человек  проговаривают правило, над которым работали в ходе урока.

-Не хватает  одного лепестка. Наверное, мы должны узнать что-то об имени прилагательном на следующем уроке.

VIII. Информирование учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению.

-Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

  Стр. 108, упр. 16.

 -Прочитайте текст, вставляя вместо точек по смыслу прилагательные в нужной форме из слов для справок. У прилагательных выделите окончание и подпишите их число.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Изменение имён прилагательных по числам и родам".

Можно использовать в 3 классе по русскому языку....

Изменение имён прилагательных по числам.

Материал к данному уроку содержит метапредметные связи с окружающим миром, что активизирует внимание и познавательный интерес учащихся....

Урок русского языка в 3 классе.Повторение изменения имён прилагательных по числам и родам.

Урок повторения и закрепления изменения прилагательных по числам и родам. Дополнительный материал урока интересен и разноуровневен. Данный материал разработан по материалам для национальных школ по УМ...

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Изменение имён прилагательных по числам"

Презентация к уроку русского языка по теме: "Изменение имён прилагательных по числам". Знакомство с новым материалом....

Конспект урока по математике (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемые результаты: Предметные:- знать какая часть слова указывает на то, что чис...