Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чернышова Любовь Николаевна

Урок русского языка в 4 классе по теме : " Самостоятельные и служебные части речи"+ презентация урока+ физкультминутка

Педагогические задачи:создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части   речи в тексте; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_lyuba2.ppt460.5 КБ
Microsoft Office document icon samostoyatelnye_i_sluzhebnye_chasti_rech1.doc104 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минутка чистописания В..сна кр..сна цв..тами, ос..нь- пл..дами, а з ..ма – сн..гами. е е е е е е а о о и

Слайд 2

Ребусы п я тнадц а ть о диннадц а ть дв е надц а ть

Слайд 3

Самостоятельные и служебные части речи

Слайд 4

Цели урока: выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи; систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; доказать значимость служебных частей речи.

Слайд 5

ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ СЛУЖЕБНЫЕ ПРЕДЛОГ ЧАСТИЦА МЕСТОИМЕНИЕ СОЮЗ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ НАРЕЧИЕ

Слайд 6

Функции самостоятельных частей речи: имеют лексическое значение; изменяются; отвечают на вопросы; обозначают предметы, признаки, действия; являются членами предложения.

Слайд 7

Функции служебных частей речи: не имеют лексического значения; не изменяются; не отвечают на вопросы; не обозначают предметов, признаков, действий ; не являются членами предложения.

Слайд 8

Домашнее задание Задание 105 в рабочей тетради, упражнение 114 в учебнике.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Л.Н.Чернышова.
  2. Класс: 4
  3. Предмет: русский язык.
  4. Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи».

Тип урока

Освоение нового материала.

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части   речи в тексте; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые

 предметные результаты

Познакомятся  с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; научатся находить самостоятельные и служебные части речи в тексте; называть и определять морфологические  признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного , имени числительного, глагола, предлога, союза); подбирать по данным вопросам имена прилагательные, имена существительные, имена числительные, глаголы;   рассказывать о частях   речи по таблице и схеме.

Метапредметные УУД

Познавательные:  планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать  ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;                                                                                                                            регулятивные: самостоятельно формулировать задание :определять цель, формулировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, проговаривать  вслух последовательность производимых  действий, оценивать результат своих действий , вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися  другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений.        

Личностные результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный  интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что  правильная устная и письменная является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять самостоятельность и

личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости.  

Организационная структура урока

        

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

I.Организация начала урока 

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте им  подарим свою улыбку.

- Садитесь удобнее.

- Закрыли глазки и мысленно сказали:

Я ВНИМАТЕЛЕН, Я ХОРОШО ДУМАЮ,  Я СОСРЕДОТОЧЕН, ДОГАДЛИВ, СООБРАЗИТЕЛЕН И УВЕРЕН В СЕБЕ.

- Открыли глазки.

Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

Сообщают о готовности к уроку . Определяют уровень самоготовности ( настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Минутка чистописания.

Работа над словами с непроверяемым написанием.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

-Какая учебная задача стояла перед Вами?

-Какие правила помогли Вам с ней справиться?

-Какие ошибки были допущены?        

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Какие звуки обозначают буквы «с», «е»?

– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

-Над какой орфограммой вы работали в словах?

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Прочитайте ребусы. Запишите словарные слова в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

hello_html_7361e7e8.pngодиннадцать

hello_html_62fd3196.pngдвенадцать

hello_html_m6a54bea8.pngпятнадцать

Дополнительная  информация.

Числительное «двенадцать» - исконно русское слово. В памятниках письменности оно встречается с четырнадцатого века. Слово «двенадцать» возникло из сочетания числительного и существительного с предлогом: «две на десяте», то есть «два свыше десяти». В этом сочетании установилось одно ударение на предлоге «на», «слова слились в одно слово. Во втором корне произошли фонетические изменения, которые привели к образованию суффикса «-надцать». Так же образовались остальные числительные с этим суффиксом.

 Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Работа в парах . Проверить друг у друга выполнение задания.

Выполняют чистописание.

hello_html_41fe24af.png

Весна красна цветами, осень – плодами, а зима – снегами.

Записывают словарные слова в индивидуальный  словарик.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цели урока.

Сегодня наш урок посвящен теме: «Самостоятельные и служебные части речи».А определить цели урока помогут  нам Артем и Лиза.

 

Артем:

 

- Я знаю, что в русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. Но не понимаю, чем они отличаются друг от друга? И зачем вообще нам нужны служебные части речи?

 

Лиза:

 

-Нет, Артем, ты очень сильно ошибаешься. Существует много различий самостоятельных частей речи от служебных. Но это так быстро не объяснишь. Ты должен внимательно послушать наш урок и тогда ты всё поймешь. А мы с ребятами тебе в этом поможем.

 

-Правда, ребята?

 

-Да.

 

Учитель:

 

- Ребята, кто из вас после этого диалога сможет определить цели урока?

 (учитель озвучивает все цели урока)

Обсуждают тему урока, отвечают на вопросы, формулируют цели урока.

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Рассказывает дидактическую сказку.

- Сейчас я расскажу вам сказку, а вы послушайте ее  внимательно .

-О чём в ней идёт речь?

– В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными. Другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении и части предложения, вносили в предложение дополнительный смысл. А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

-Однажды в королевстве был парад, и Части речи должны были построиться в две колонны: Самостоятельные и Служебные. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные  Но части  речи очень волновались : правильно ли они встали в колонны?

Отвечают на вопросы и делают выводы.

У самостоятельных частей речи есть лексическое значение, оно зафиксировано в словаре, у служебных нет.

Самостоятельные частей речи преимущественно изменяются (у наречий и слов категории состояния это степени сравнения); служебные части речи не изменяются.

Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 111).

-Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете ли вы определять части речи.

1)Работа по учебнику (упражнение 111).

– Прочитайте. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.)

– Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является.

– Найдите и подчеркните служебные слова.

-Скажите, какую роль они выполняют в предложении?

Дополнительная информация.

Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом».По частоте употребления занимает 4место.Это- словечко отношений, устанавливает отношения и связь  между словами. Не являются членами предложения.

  Союз- древнее название части речи, небольшая группа, по частоте употребления занимает 7 место, служит  для связи двух простых предложений в составе сложного и для  связи однородных членов предложения, членом  предложения не является.

 Частица- небольшая группа , вносит различные значения в предложения, придает дополнительные оттенки словам.

Списывают отрывок из сказки А. С. Пушкина. Указывают части речи. Объясняют значение устаревших слов. 

VI.Физкультминутка.

Организует и проводит физкультминутку.

- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.

Выполняют соответствующие движения.

Работа по учебнику(упражнение 112).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте загадку. Какие слова пропущены?

(Союзы и предлоги.)

– Какую роль выполняют предлоги в русском языке?

– Какую роль выполняют союзы?

– Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. Запишите отгадку к загадке.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают загадку, вставляя пропущенные предлоги и союзы. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «дуб».

VII. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Наблюдения над  грамматическими признаками частей речи.

Работа  в тетради(задание104).

Организует работу над проектом.

-Сегодня мы начнем разрабатывать мини- проект на тему «Паспорт части речи».

-Где Вы встречали этот документ?

-Какая информация содержится в паспорте?

-В чём актуальность вашего проекта ? (проект поможет запомнить схему морфологического разбора части речи).

-Какие части речи имеют грамматические признаки?

Дополнительная информация.

ПАСПОРТ- официальный документ, удостоверяющий личность владельца.

Организует  работу в рабочей тетради.

-Прочитайте задание 104.Соедините линией название частей речи и их определения.

-Подберите слова указанных частей речи. Запишите их, над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.

Работа в парах. Составляют  паспорта частей речи.

Выполняют задание в рабочей тетради.

VIII.  Итог  урока. Рефлексия.

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

-Артем, ты теперь понял, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Повтори нам ещё раз.

-У вас на столе лежит рука, вырезанная из бумаги. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок вам понравился, поставьте на ней +, если считаете, что информация бесполезна и урок не понравился -.

Отвечают на вопросы. Определяют эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

X.Домашнее задание.

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 105 в рабочей тетради, упражнение 114 в учебнике.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

XI.Выставление оценок за урок.

 

Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...