Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы
статья по русскому языку на тему

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_orfograf._zorkosti.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья на тему:

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы

 учитель начальных классов

Шишкина Г.В.

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.

 Одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой, является изучение родного языка. В свою очередь, формирование орфографической грамотности − главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников. Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении.

Орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Ее основы закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

 Одним из условий формирования орфографических навыков является формирование орфографической зрелости. Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы.
        Для формирования орфографической зоркости необходимо научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

В структуре орфографической зоркости можно выделить следующие компоненты: мотивационный, операционный и контролирующий.

- мотивационный компонент предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма, постановки орфографической задачи и связан с коммуникативной направленностью письменной речи.

- операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации. На первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагается активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах - целенаправленное зрительное восприятие.

- контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.

На формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:

  • активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;
  • логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
  • зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
  • непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста, упражнений, корректировки письма.

Пишущий человек всегда отталкивается от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух.  Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание.

Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Звуковой анализ – соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль - вот что необходимо для выработки грамотного письма.

Можно выделить некоторые методические приемы, которые позволяют не допускать ошибки или быстро их находить и исправлять:

- Проведение звукового (фонетического) анализа слова с последующим его проговариванием или доказательством написания слова по правилам.

 - В первом классе при обучении грамоте можно использовать динамические пособия (средства обратной связи - веера). С их помощью учащиеся должны показать количество звуков в словах. Во время урока учитель называет слово и предлагает детям сказать, сколько слогов в этом слове, потом просит показать, сколько звуков в первом и втором слоге. В дальнейшем учащиеся показывают карточкой количество звуков во всем слове.

- Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Это набор прямоугольников и квадратов различных по цвету, таких, как в азбуке. Индивидуальные схемы нужны для того, чтобы каждый ученик самостоятельно мог составить звуковую схему к любому заданному слову.

- Выписывание учителем на доске слов, которые еще не изучаются ими в данном классе.

- Использование таблиц общеупотребительных слов (в изложениях и сочинениях), содержащих трудные случаи написания (например: шел, сначала, тяжелый и т.д.)

- Проведение выборочного комментирования (перед записью слова учащиеся должны, прежде всего, прокомментировать его написание в соответствии с правилом, которое изучалось или закреплялось на уроке.

Основная цель этого приема заключается не только в предупреждении ошибок при письме, но и в проверке учителем теоретических знаний учащихся, их интеллектуально-речевых умений.

Существуют разные виды диктантов, которые позволяют развивать орфографическую зоркость. (Выборочный диктант, цифровой, комбинированный, буквенный, слуховой, письмо по памяти).

В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее особый вид моторной памяти.

При орфографическом чтении подключается еще один вид памяти - слуховой. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нем произносится так, как пишется. Чем раньше учить орфографическом чтению, тем легче оно усваивается. На первом этапе орфографическое произношение не только облегчает обучение чтению, но и способствует отработке четкости произношения.

Обучая двум видам чтения, мы преследуем две цели:

  • Передачу мыслей и чувств орфоэпическим чтением;
  • Отработка звуковой графической формы орфографическим чтением.

Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором. Учитель читает слово или словосочетание слов, дети повторяют их точно в том же отрезке времени, не растягивая слоги на слова. Когда дети приобретут навыки чтения, можно проводить устный орфографический диктант. Учитель читает текст обычным чтением, а дети хором произносят слова орфографическим чтением. Если в каком-то слове допускается ошибка, то это слово нужно повторить.

Списывание также является важным этапом в формировании орфографической зоркости. Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать интервалы между словами и т.п. Способ списывания остается при этом вне контроля. Не учитывается, что списывать можно по-разному: копируя букву за буквой, слогами, словами и даже целыми предложениями.

Различают два вида списывания: простое (воспроизвести без ошибок готовый текст) и осложненное (списывание, которое предшествует выполнению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на материале списанного текста, или включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слогов и т.п.).

Существует алгоритм списывания. После того, как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут начать списывать дома.

Памятка включает в себя следующие действия:

  • Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  • Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
  • Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  • Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
  • Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  • Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
  • Проверь написанное:
  • Читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
  • Подчерки орфограммы в написанном;
  • Сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

При формировании орфографической зоркости у учащихся большую роль играют упражнения, которым предъявляются следующие требования:

  • Систематичность («всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»);
  • Самостоятельность;
  • Разнообразность (устные и письменные);
  • Логичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развтите орфографической зоркости у учащихся начальной школы.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит об...

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.

Активизация зрительной памяти при изучении словарных слов...

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы

Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости...

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической...

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Знакомство учителей с приёмами, способствующими формированию у учащихся начальных классов орфографической зоркости....

Методическая разработка "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов"

Методическая разработка "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов"...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальной школы.

В статье перечисляются основные виды работы  учителя над развитием орфографической зоркости  у учащихся начальной школы  ....