Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы
материал по русскому языку на тему

Копацкая Ольга Николаевна

Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование орфографической зоркости

у учащихся начальной школы.

       С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В соответствии с ФГОС второго поколения, орфографической грамотности в обучении русскому языку отводится главная роль. Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей орфографии является орфограмма. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. Это умение замечать орфограммы мы и называем орфографической  зоркостью. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик просто не видит орфограмм в процессе письма.

Для формирования орфографической зоркости необходимо научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:

Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма,  я использую различные приемы обучения. Работу начинаю со звукового анализа слов, которую провожу в следующей последовательности:

  • Скажи слово и послушай себя.
  • Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
  • Выдели голосом первый звук, протяни его, назови его и охарактеризуй.
  • Обозначь выделенный звук условным значком.
  • Протяни, выделив голосом второй звук, назови его, охарактеризуй, обозначь условным значком и тд.
  • Проверь, получилось ли слово, прочитай его по звуковой схеме.
  • Назови сколько в слове звуков, сколько в слове букв.
  • Использование на уроках игровых приёмов:

«Найди одинаковый звук»

Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

«Светофор»

Ученики должны показать красную карточку, как только найдут ''опасное место'' в слове.

1.  Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

  • Внимательно прочитай предложение.
  • Повтори его не заглядывая в текст.
  • Подчеркни в предложении все орфограммы.
  • Прочитай предложение орфографически.
  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  • Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
  • Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

 

2. Комментированное письмо.

   Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3. Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4.   Письмо с «окошками».


Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать
.

5.  Орфографические минутки

Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развтите орфографической зоркости у учащихся начальной школы.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит об...

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы.

Активизация зрительной памяти при изучении словарных слов...

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы...

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической...

Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов

Знакомство учителей с приёмами, способствующими формированию у учащихся начальных классов орфографической зоркости....

Методическая разработка "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов"

Методическая разработка "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов"...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальной школы.

В статье перечисляются основные виды работы  учителя над развитием орфографической зоркости  у учащихся начальной школы  ....