Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Невская Светлана Владимировна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМКБунеева Е.В., Бунеев Р.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdometiya.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 № 58

Учитель:

Невская Светлана Владимировна

Предмет:

Русский язык

Класс:

2

Образовательная  система:

«Школа  2100»

Автор УМК:

Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н.

Тема урока:

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

Задачи:

Образовательные:

формировать  первоначальные   представления  о  междометиях  как    части  речи, их практическом  применении  и  роли  в  русском  языке; продолжить работу  над  каллиграфическими  навыками; создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Воспитательные:

воспитывать  чувство ответственности и взаимопомощи при работе в малых группах, взаимоуважение, любознательность, интерес к русскому языку и его познанию.

Развивающие:

 развивать познавательный интерес обучающихся к русскому языку и его познанию, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, наблюдать, сравнивать, обобщать, работать в малых группах.

Планируемые результаты:

Личностные:

осознавать, понимать и контролировать  свои  эмоции, стремиться  к  совершенствованию  собственной  речи, придавая ей «окраску» с помощью междометий; обращать  внимание  на  особенности  речи: интонацию, темп,  тон.

Предметные:

познакомятся со словами, к которым нельзя задать вопрос, но которые являются частью речи; получат представление о значимости междометий в нашей речи особенностях их употребления; научатся  составлять и оформлять предложения с использованием междометий. Получат возможность научиться  воспринимать  на  слух  тексты  в  исполнении  учителя   и  аудиозаписи, определять  их  эмоциональную  окрашенность; давать  развернутые  ответы,  комментируя  решение  поставленных  учебных  задач  на  уроке.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД:

обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности урока; определять   тему  и  цель  урока; составлять  план  решения  учебной  проблемы  совместно  с  учителем; работать  по  плану, сверяя  свои  действия  с  целью; корректировать  свою  деятельность; определять  степень  успешности  своей  работы.

Познавательные   УУД:

осознавать необходимость новой информации для решения учебной задачи; находить  ответы  на  вопросы  в  тексте, иллюстрациях; группировать слова по нескольким основаниям, относить слова-предметы, слова-признаки и слова-действия предметов к соответствующим частям речи; приводить примеры последовательности действий; делать  выводы  в  результате  совместной  работы  класса  и  учителя;  устанавливать  причинно-следственные  связи; строить  рассуждения.

Коммуникативные УУД:

 высказывать  и  обосновывать  свою  точку  зрения в ходе выполнения заданий; договариваться  и  приходить  к  общему  решению  в  совместной  деятельности; оформлять  свои  мысли  в  устной  и  письменной  форме  с  учетом  речевой  ситуации; уважительно относится к позиции другого и принимать другую точку зрения; проявлять  владение  диалогической  и  монологической  формами  речи.

Межпредметные связи:

Литературное чтение, окружающий мир.

Формы деятельности:

фронтальная, работа  в  парах,  в группах, индивидуальная.

Образовательные  технологии:

проблемно-диалогическая  технология, технология  продуктивного  чтения  (работа  над  правилом и предложениями),

технология  деятельностного  подхода, здоровьесберегающая.

Ресурсы:

оборудование учителя:

мультимедийный проектор;  

мультимедийная презентация к уроку; 

учебник  Русский  язык.2  класс. Школа 2100. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.,  Е.В.Пронина;

оборудование учащихся:

учебник Русский  язык.2  класс. Школа 2100. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.,  Е.В.Пронина;

Тип урока:

урок  «открытия»  новых   знаний.

Цель:

знакомство  с  междометием  как   частью  речи   и  приобретение  навыков  практического  применения  междометий.  

п/п

Этап  урока, время,

цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся

Формируемые УУД

1

Мобилизующий этап (самоопределения к учебной деятельности) - 2 мин.

Цель:  выработка внутренней готовности учащихся к реализации требований  учебной деятельности на личностно-значимом уровне.

Приветствие  учащихся. Создание эмоционального  настроя  на    урок для возникновения внутренней потребности включения в деятельность и выделение содержательной области, формирование ситуации  успеха.

Приветствие  друг  друга,  учителя. Внимательно  слушают  учителя, высказывают  мнения  об  эмоциональном  настрое  начала  урока.

Осуществление  воспитательных  задач.

Слушают  аудиозапись менлодии в исполнении Э.  Хилля «Тро-ло-ло…»

Пришла  зима. Летит  снежок.

Успешным  будет  наш  урок?

Стоит  нарядный  снеговик.

Мороз  бодрит. Звонок  звенит!

- От  чего  зависит  успех  нашего  урока?

- Какое  у  вас  настроение?

- У  всех  хорошее  настроение?

- Хотите,  чтобы  у  вас  у  всех  было  отличное  настроение? Послушайте  мелодию!

Умение принимать социальную роль обучающегося.

Самоопределение к деятельности.

2

Этап актуализации и пробного учебного действия – 7 мин.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

Организация актуализацию  знаний.

Использование  подводящего диалога.

Проведение  минутки  чистописания.

Использование  элементов дыхательной гимнастики.

Примечание:  В    сценарии  урока  минутка  чистописания  является  логическим  продолжением  сюжетной  линии  урока.  

Активное  слушание  учителя. Восприятие  мимики  и  жестов. Актуализация  мыслительных  операций, познавательных процессов необходимых  для   построения  нового  способа  действий.

Высказывание  мнений,  предложений  для  решения учебной  задачи. Фиксация возникшего затруднения в выполнении пробного действия и его обоснования.

- Посмотрите, какой  веселый  снеговик!

- Ах,  как  ему  весело!

- Прочитайте, что  он  произносит.

- Что  общего  в  словах?

- Дайте  характеристику  звукам (а….о, х)

-  Постарайтесь  определить, какие  буквы  будем  писать  на  минутке  чистописания?

Хх х Хх хх Хх ххх   ( Г.А.Бакулина.  Интеллектуальное  развитие  младших  школьников  на  уроках  русского  языка»)

- Укажите  порядок  следования  букв  в  этом  ряду?

- Напишите  этот  ряд  в  указанной  последовательности.

-  Ах,  снеговик! Запорошило  снегом  слова  о  зиме. Ребята,  помогите  ему  разглядеть. Давайте  дружно  подуем!

На  доске  появляются  слова:

пришла, зима, холодная, снежок, мелкий, бодрит,

мороз, трескучий, ах.

-Подумайте,  какое  задание  можно  выполнить, используя  эти  слова

- На  какие  группы  можно  разделить?

Расскажите  о  словах  каждой группы.

А  что  обозначает  слово «ах»?

Умение ориентироваться в собственной системе знаний, необходимых  для  решения  задач  урока; доносить свою позицию в диалоге, в ходе выполнения задания.

Умение вычитывать информацию, данную в неявном виде, сопоставлять, сравнивать и обобщать, группировать слова по нескольким основаниям. Составлять предложения.

3

Постановка проблемного вопроса и поиск путей решения затруднения- 6 мин

Цель: определение  проблемного вопроса  и  формулирование  темы  урока. Составление алгоритма работы, прогнозирование результата.

Подведение учащихся к осознанию недостаточности своих знаний и умений для выполнения задания (с помощью диалога). Формирование  познавательных  мотивов   к  изучению  междометий. Использование  подводящего диалога  с  опорой  на  межпредметные связи

Фиксация затруднения и осознание причины этого затруднения. Делают вывод: в русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос. Формулирование  проблемного  вопроса  с  опорой  на  жизненный  опыт  и  имеющиеся  знания.

Формулируют тему  и задачи урока.

Определение  последовательности действий, направленных на  решение  учебной  задачи.

- На  какой  вопрос  отвечает  слово «ах»?

-Удалось  поставить  вопрос ?

- Давайте  сформулируем  вопрос  урока:

МОЖНО  ЛИ  ЗАДАТЬ ВОПРОС  К  СЛОВУ «АХ»?

-Сделайте вывод. Существуют ли слова, к которым нельзя задать вопрос?

- Какими  словами  можно  продолжить  данную  группу?

- Какой  будет  тема  нашего  урока?

Слова,  к  которым  нельзя  задать  вопрос.

-Какие задачи перед собой поставим? 

-Построим  план  действий(алгоритм)  работы со словами .

  1. На  какие  вопросы  отвечает слово?
  2. Что  обозначает?
  3. Какую  роль  в  речи  играет?
  4. Как  называется?

Мотивация учащихся к учебной задачи(затруднение-причина-цель).Умение  обнаруживать и формулировать проблему и тему урока, выдвигать версии, принимать иную точку зрения, давать  развернутые  ответы. Умение  работать  по  совместно  составленному  алгоритму.

4

Открытие нового знания- 7 мин.

Цель:  извлечение  необходимой  для  решения  проблемного  вопроса  информации.

Использование  подводящего диалога  для  формулирования  учащимися  выводов  по  каждому действию  алгоритма.

Подведение  к  ответу  на  первый  вопрос  алгоритма  через  динамическую  паузу.

Удерживают  учебную  задачу  и  проблемный  вопрос  урока, выполняя  последовательно  указанные  действия  алгоритма.

- Особенное  слово «ах». Напомните,  какими  словами  вы  дополнили  эту  группу.

Задайте  вопросы  слов-названий, слов-признаков, слов-действий к данной группе слов. Получается? Нет!

Вывод:  к  словам  нельзя  задать  вопрос.

- Что  обозначают  имена  существительные,  прилагательные, глаголы,  а  эти  слова?

- Чтобы  выяснить  проведем  динамическую  паузу:

Игра «Закончи предложение, используя жесты и мимику»

Те, кого охватит страх,

Произносят слово … «АХ»!

Кто встречается с бедой,

Произносят слово  …«ОЙ»!

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово  …«ЭЙ»!

У кого захватит дух,

Произносят слово  …«УХ»!

Вывод: слова  обозначают  чувства,  эмоции, настроение.

Для  того,  чтобы  выполнить  следующий  этап  нашего  алгоритма  вернемся  к  словам  снеговика.

Составьте  из  первых слов каждого столбика предложение.

Пришла  холодная   зима.

-Какое  задание  можно  выполнить?

(Указать  грамматическую  основу)

-Запишите  предложение  в  тетрадь  и  укажите  грамматическую  основу  (комментирование).

-Прочитайте  предложение.  С какой  интонацией  прочитали? (повествовательной).

-Ах,  снеговик-шалун,  играет  с  нами! Прочитайте  предложения  с нужной  интонацией.

-Что  получилось?

-Нужны ли эти слова в речи? Для чего? Какие эмоции вызвали?

-На  что  обратили  особое  внимание при оформлении данных предложений?

(Если  после  данного  слова  стоит  восклицательный  знак,  то  следующее  предложение  пишется  с  заглавной  буквы. Если  стоит  запятая-   со  строчной).

- А  как  же  называется  эта  часть речи?

Ваши предположения…

-Снеговик  откроет  вам  секрет. Посмотрите,  снежинки  растаяли.  Что  получилось?

МЕЖДОМЕТИЕ.

Формирование  навыков  правильной  речи.

Умение  вести  беседу, четко  излагать  свои  мысли.

Выполнение  учебных  действий  в  умственной  и  практической  деятельности.

Выделение  признаков междометия  как  части  речи.

Формирование  эмоциональной  активности  при  выполнении  указанного  плана  действий.

Конструирование  и  редактирование    предложений   по  заданной  теме.

5.

Первичное  закрепление-9 мин.

Цель: сравнение своего вывода с авторским; применение междометий  для  повышения  точности  и  выразительности  речи.

Достижение планируемых  результатов  урока  через  организацию  работы  в парах, в группах. Организация  первичного  закрепления  нового  материала. Физкультминутка 

Цель:  

профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. Снятие эмоционального напряжения

Работа  в  парах, в группах. Формулирование  вопросов  по  правилу  в  учебном  пособии. Сравнение   своего  вывода с авторским.

Выполняют физические упражнения, повторяя действия за снеговиками под музыкальное сопровождение.

- Как  называется  новая  часть  речи?

-Можно  ли  задать  к  междометиям  вопрос?

-Откройте  учебник  на  стр.79.

Ваша  задача: найти  правило, внимательно   прочитать, найти  те  междометия,  о  которых  мы    сегодня  не  говорили.

 -Наши  выводы  соответствуют  правилу  в  учебнике?

Работа в группах.

-Вставьте подходящие междометия в отрывки из сказок.

-Прочитайте с нужной интонацией.

-Определите автора и название сказки.

Проверка (на экране  по шаблону)

Осуществление умения  контролировать  свои  действия.

Умение  выполнять  действия  в    соответствии  с  поставленной  задачей.

Умение  работать  в  паре, в группе.

Определять истинные и ложные высказывания.

Демонстрировать понимание текста через выразительное чтение и подбора междометий.

Определять степень успешности выполнения работы Умение контролировать свои эмоции и поступки.

6

Включение в  систему знаний. Повторение  изученного-9 мин.

Цель: включение «открытия» в систему знаний 

Включение  полученных  знаний  в  систему  приобретенных  ранее.

Указание   на  особенности  устных  высказываний с  использованием  междометий: интонацию, темп,  тон  речи.

Комментирование выполнения задания.

Самостоятельно отвечают на вопросы теста.

Работа  по  учебнику.

- Какой  праздник  любит  снеговик?

-Какой  праздник  отмечается  в начале  весны?

-Рассмотрите  иллюстрацию. Что  изображено?

Далее  работаем  в  парах.

Задание: составить  два  предложения  по  схеме.

-Потренируйтесь  в  чтении, выражая  чувства, эмоции,  настроение.

-  Запишите  одно наиболее  удачное  предложение в  тетрадь.

-Укажите знакомые части речи.

-Ответьте на вопросы теста.

Определение  значимости  полученных  на  уроке  знаний  и  включение  их  в  систему  приобретенных  ранее.

Преобразование информации.

7

Итог  урока. Рефлексия-3 мин.

Цель:  соотнести намеченные цели с результатом работы. Самооценка результатов деятельности .

Подведение итога урока,

Фиксация степени соответствия  результатов  деятельности и поставленной цели. Проведение  рефлексии.

Ответы на вопросы (задачи, которые ставили перед собой перед изучением нового материала)

Определение степени успешности

-Как  называются  эти  особенные  слова?

-Что  выражают?

 -НА  КАКИЕ  ВОПРОСЫ  ОТВЕЧАЮТ?

 Если  тема  урока  ясна  и  понятна,  поместите  снежинку  на  ладошку «Ах!». Если  ещё  не  всё  понятно «Ох!».

Сравнение  целей  достигнутых  на  уроке  с  поставленными   ранее. Осознание причин  своего  успеха.

8

Дом. Задание-2 мин.

Цель: включение  полученных  знаний  в  систему  приобретенных  ранее, формирование адекватной самооценки.

Намечаются дальнейшие шаги и определяются задания для самоподготовки.

Выбирают задание по желанию и записывают в дневник.

Задания по выбору:

1.Составить  3  предложения  на  тему «Зимний  денёк», используя  междометия.

2.Выбрать    из  текстов  любых источников   3 предложения  с  междометиями, которые выражают настроение.

Работа с дополнительными источниками.

Совершенствование  своей  речи  и  применение  приобретенных  знаний  в  рамках  предмета  «литературное   чтение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи »

ОС «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 классРабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику  «Русский язык», 2-й кл...

Презентация к уроку Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

План - конспект урока по русскому языку  во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, котор...

Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...

Урок русского языка во 2 классе "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Презентация к уроку.

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи"...