Творческая мастерская Тема Осень
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Жарикова Елена Васильевна

Данное занятие  разработано  на основе  технологии деятельностного метода обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая мастерская. Тема "Осень"

Ф.И.О. педагога     Жарикова Елена Васильевна

УМК : Планета Знаний

Предмет: русский язык (развитие речи)

Класс: 3в
 Занятие построено на принципе деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в группах, самостоятельную работу. Данное занятие предусматривает достижение не только предметных результатов, но и личностных и метапредметных.
Цель: через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений об осени подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе.
Задачи:
• Продолжить работу над умением составлять небольшое связное высказывание.
• Продолжить работу над формированием умений и навыков работы с текстом.
• Развивать навыки работы над исследованием текста.
• Способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления учащихся.
• Активизировать и развивать умение учащихся работать в паре, группе
• Продолжить работу над эстетическим воспитанием учащихся, учить умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника. 
Планируемые результаты
Предметные: 
учащиеся познакомятся с разнообразием времен года на примере осени; 
научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; научатся умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника, осознают ценность природы для людей; развитие ассоциативного и творческого мышления, научатся формулировать выводы и обобщения.
Формируемые УУД
- Личностные 
- Регулятивные 
- Коммуникативные 
- Познавательные 
Оборудование 
индивидуальные технологические карты, ручки, тексты о осени, аудиозаписи с песнями о осени, стихи, пословицы, поговорки, приметы осени, картины художников (представлены на слайдах презентации или распечатаны на листах формата А4, вывешены на доску) ( И. Левитан "Золотая осень", В. Поленов "Золотая осень" И. Левитан "Осенний день Сокольники" И. Левитан "Осень. Дорога в деревне" А. М. Герасимов "Дары осени" И. И. Бродский "Летний сад осенью" И. И. Бродский "Опавшие листья" И. С. Остроухов "Золотая осень").
Девиз занятия: 
Мы науки изучаем,
Об открытиях мечтаем.
Будем знанья получать,
Чтоб потом их применять

Сценарий занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Приветствие ребят. 
Психологический настрой на творческую работу.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Сядьте так как вам удобно лицом ко мне.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!

Ребята приветствуют учителя

Рассаживаются по  местам, улыбаются

Актуализация знаний

Дорогие ребята, попробуйте догадаться, о чем пойдет речь в нашей мастерской, разгадав загадки:
1. Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...

2. Я - в царстве луж, в краю огней и вод.
Я - в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш.
Скажи, какое это время года?

3. Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает?

4. Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят...
И летят, летят, летят...

Итак, тема нашей мастерской –
Ход работы в ней я предлагаю вам отражать в индивидуальных листах
( технологических картах). Сделаем первую запись.

Ученики отвечают

Осень

Осень

Осенью

Осень

Ученики делают вывод : ОСЕНЬ

Записывают в картах тему занятия

Создание синквейна

-А теперь подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ОСЕНЬ. 
Запишите 3 сущ., 3 глагола, 3 прилагательных (можно больше) характеризующих осень.
- Дополните их другим словом, чтобы получилось словосочетание.
- А теперь подумайте, на кого или что похожа осень. С чем или с кем вы сравнили бы осень
- Зачитайте ваши записи в паре. Поделитесь своими мыслями, ассоциациями. Понравившиеся слова и словосочетания других участников запишите в свою тетрадь.
- Составьте на основе всех этих записей синквейн о осени. 
(Пояснение учителя, что такое СИНКВЕЙН, как он составляется). 
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Учащиеся записывают существительные, глаголы, прилагательные

Дополняют слова до словосочетаний

Записывают сравнения в таблицу

Читают, записывают понравившиеся

Составляют синквейн

Социализация первичного продукта ( первого текста)

-Представьте свое «произведении» в группе  
Что вам показалось очень удачным, что интересным, неожиданным. 
Выберите один текст(лучший ) от группы для представления всей мастерской

Работают в группах.

Читают, обсуждают, выбирают наиболее удачный текст

Зачитывают текст перед классом

Коррекция первичного продукта

По-моему, получилось оригинально.  Действительно, прекрасные мгновения осени рисовали художники, о осени писали ученые , поэты. Я предлагаю вам несколько разных текстов о осени. Познакомьтесь с ними и выпишите понравившиеся слова, словосочетания из них
Тексты раздаются детям на парты.
С доски снимаются цветные фото картин и раздаются детям на каждую парту.
- Конечно же, осень была и остаётся неиссякаемым источником вдохновения для музыкантов. Да и сама она полна волшебных звуков. Сейчас прозвучат песни о осени. Послушайте внимательно эту музыку, ответьте на вопросы
- Вот теперь, наверное, полные мыслей, эмоций, впечатлений, я , надеюсь, готовы к новому этапу творчества. 
Напишите новый текст на тему: «Письмо осени ко мне».

Ребята аплодируют лучшим текстам

Знакомятся с отрывками из текстов и выписывают наиболее понравившиеся, яркие слова и словосочетания

Слушают отрывки из произведений и отвечают на вопрос Какова главная мысль песен, каким настроением они наполнены?

Записывают текст

Социализация вторичного продукта ( второго текста)

Представьте его сначала в группе, затем и в мастерской

Читают тексты в группе, обсуждают, вносят коррективы

Лучшие зачитываются в группе

Рефлексия

Уважаемые участники мастерской, наше совместное творчество завершается. Поразмышляйте над всем произошедшим сегодня, продолжив фразы

Огромное спасибо за работу. Мы сегодня говорили о осени. Я бы хотела вам пожелать, чтобы вы замечали в любом времени года, да и вообще в окружающем мире прекрасное и необычное.
Чтобы вы развивали в себе творческие способности, стремились записывать свои наблюдения и размышления

Заканчивают фразы.

Мне понравилось что делать?.......

Я радуюсь тому, что……….

Теперь я……..

У меня……настроение, потому что……….



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия для детей и родителей коллектива творческой мастерской «Ведучка» по теме «Весенние посиделки - Сороки»

Аннотация методического материала  Название методического материала«Весенние посиделки - Сороки»Форма методического материалаСценарийПрограмма, коллектив«Волшебный мир тряпичной куклы»...

Сценарий мероприятия для детей и родителей коллектива творческой мастерской «Ведучка» по теме «Весенние посиделки - Сороки»

Аннотация методического материала  Название методического материала«Весенние посиделки - Сороки»Форма методического материалаСценарийПрограмма, коллектив«Волшебный мир тряпичной куклы»...

Творческая мастерская по литературному чтению по теме "Зимняя сказка" ("Начальная школа XXI века")

Технология творческой мастерской позволяет обобщить зания детей по теме, выявить уровень усвоения материала. Все проходт в игровой форме. В резельтате у каждого ребенка получается красивое мини-сочине...

творческая мастерская Осенние фантазии

Мастерская по изготовлению осенних поделок...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Конспект занятия ко Дню инвалидов "Творческая мастерская Тема: «Тепло наших рук»"

Конспект занятия ко Дню инвалидов "Творческая мастерская  Тема: «Тепло наших рук»"...

Конспект занятия с детьми 2-ой группы продлённого дня : Творческая мастерская с детьми и родителями « Золотая осень»

Цель: активное вовлечение родителей и воспитанников в образовательный процесс посредством творческой мастерской, развитие их творческой активности и фантазии.Задачи:закреплять у всех участников м...