Работа над изложением в начальной школе
консультация по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Романова Юлия Васильевна

Развитие у детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, является сложной задачей, требующей комплексного подхода. Один из важнейших компонентов работы – написание изложения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_11.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над изложением в начальной школе

 

Развитие у детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, является сложной задачей, требующей комплексного подхода. Один из важнейших компонентов работы – написание изложения.

Изложение    — пересказ, вид самостоятельной учебной работы; воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя - контроля.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 102)

Изложение — творческая работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится правильно, красиво и убедительно выражать собственные мысли в процессе коммуникации.

 Виды изложений.

По полноте пересказа текста изложение может быть подробное, сжатое или выборочное. Подробное помогает тренировать память, заставляет следить за деталями и последовательностью изложения. Сжатое учит конспектированию, выделению наиболее важных моментов в тексте.

По типу речи, использованному в тексте, изложения делятся на:

  • Повествовательное — при таком типе изложения от учащихся требуется прежде всего правильное изложение последовательности событий или основных моментов текста.
  • Описательное — более сложный тип. Такие тексты сложнее усваиваются и требуют активного использования выразительных средств при пересказе.
  • Изложение-рассуждение — здесь важно уловить основные тезисы текста и при пересказе передать их, логично аргументируя и сохраняя переходы между мыслями.
  • Подробное изложение - предполагает последовательный его пересказ с сохранением языковых особенностей автора: характерных изобразительных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.

Памятка

Как работать над изложением в начальной школе.

1.     Постановка цели. (Учитель объясняет рассказ, который будет прочитан. Ученики должны написать данный текст по памяти максимально близко к тексту. Возможен лишь некоторый подбор синонимов к некоторым словам).

2.     Чтение текста учителем.

3.     Беседа. Вопросы по тексту. Возможно чтение текста учениками (одним, хорошо читающим учеником), в это время остальные дети «следят» за текстом.

4.     Составление заголовка, в котором отражается тема и главная мысль произведения.

5.     Разделение текста на абзацы. Составление плана. На доске фиксируется заголовок каждого абзаца, в котором отражена главная мысль.

6.     Орфографическая подготовка (На доску выписываются трудные опорные слова, обороты речи. Обсуждаются слова с недавно пройденными орфограммами, вспоминаются правила правописания отдельных слов).

7.     Лексическая подготовка (Выполняется подбор синонимов, нахождение точного значения слов).

8.     Устный пересказ. Устно пересказывают два-три ученика.

9.     Повторное чтение текста учителем.

10.   Написание изложения.

11.    Самопроверка.

Основные ошибки в содержании и построении изложения

1.     Пропуск главных частей и важных фактов.

2.     Искажение содержания.

3.     Нарушение логической последовательности.

4.     Повторное возвращение к одному и тому же факту.

5.     Отсутствие связи между фактами и событиями.

Речевые ошибки

1.     Пропуск главных частей и важных фактов.

2.     Неверное определение границ предложения в тексте.

3.     Нарушение порядка слов в предложении.

4.     Повторение одного и того же слова.

5.     Пропуск главных и второстепенных сов предложения.

6.     Неправильное согласование и управление слов в предложении.

7.     Неправильное или неточное употребление слова, а также повторение слов и обоснованное употребление в одном предложении двух синонимов.

Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского. Этой задаче – научить детей членить смысл на предложения и слова и служат изложения текста.

Воспроизвести текст – значит перевести внутреннюю речь во внешнюю. Работу по формированию умений воспринимать текст следует проводить как на слух, так и зрительно. Воспроизведение текста – это его пересказ.http://festival.1september.ru/articles/627134/img1.gif

Рассмотрим структуру типового урока написания изложения и дадим методические комментарии к такому уроку.

1 этап — постановка учебной задачи

На данном этапе может быть создана речевая ситуация: зачем в реальной жизни ребенку может понадобиться воспроизведение подобного текста? Кроме того, может иметь место вступительная беседа с целью актуализировать определенные знания детей и вызвать интерес к получению каких-то новых сведений. Ученики могут вспомнить, чем они занимались на предыдущем уроке развития речи: какой текст учились пересказывать, какие трудности и ошибки при этом обнаружились. Заканчивается данный этап четкой формулировкой учебной задачи: будем учиться...

2 этап — чтение текста

Текст для изложения должен быть содержателен, выразителен, интересен, оптимален по объему и «предоставлять возможности для речевого роста детей, для их продвижения вперед» (М.С. Соловейчик). Итак, доступность текста и его развивающие возможности — сочетание этих требований обеспечивает продуктивность предстоящей работы. Неправильно поступают те учителя, которые из урока в урок предлагают детям текста однотипные, с точки зрения стиля, жанра и типа речи. При этом они чаще всего используют художественные повествования, забывая, что есть и другие стили, типы и жанры речи.

3 этап — структурно-смысловой анализ текста

Анализ текста способствует тому, что ребенок «будет воспроизводить текст не механически, опираясь лишь на свою память, а достаточно осознанно, отдавая себе отчет в том, как он вслед за автором строит высказывание...» Анализ текста включает следующие компоненты:

3.1.Беседа по содержанию с целью проверить, понятен ли текст, его тема и основная мысль. Для этого используются следующие приемы:

-фактуальные вопросы;

-о чем этот текст (какова его тема);

-почему он так озаглавлен (что выражено в заголовке); озаглавливание или выбор заголовка из нескольких вариантов;

-какую мысль хотел донести до нас автор;

-что показалось наиболее интересным;

-что было непонятным (лексическая работа);

-как вы относитесь к герою (поступкам и т.д.);

- постановка вопросов к тексту самими детьми.

3.2.Анализ структуры текста с целью выделения частей (микротем), выяснения особенностей содержания каждой части, составления плана или обсуждения готового Возможные приемы для этого:

-определение типа речи;

-перечитайте каждую часть, подумайте, о чем в ней говорится, выделите ключевые слова, озаглавьте;

-подумайте, на сколько частей можно разделить текст, о чем говорится в каждой части;

-соотнесите пункты готового плана с частями текста;

-разделите текст на части согласно пунктам готового плана;

-составление разных видов опор: картинный, логический план, план-схема, модель;

-найдите слова - «мостики», соединяющие части текста между собой;

-соотнесение частей текста со структурными компонентами данного типа речи.

3.3.Языковой анализ, предполагающий наблюдение над использованием авторского слова (анализ изобразительных средств языка):

-какие слова (сравнения, эпитеты и др.) использует автор, чтобы...;

-какое точное слово использовал автор, чтобы показать...;

-почему автор пишет...;

-стилистический эксперимент;

-какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и то же слово (нахождение текстовых синонимов);

-как вы понимаете выражение...; когда так говорят...;

-почему в этой части текста так много глаголов (имен прилагательных);

-нахождение ключевых слов.

3.4.Орфографическая подготовка с целью предупреждения ошибок. Она может проводиться как на данном уроке, так и на предыдущих уроках. К приемам предварительной подготовки можно отнести правильно организованное списывание всего текста или отдельной его части, орфографическое чтение всего текста, орфографическое проговаривание трудных слов, нахождение и выписывание слов с определенной орфограммой. Непосредственно на самом уроке уместны такие приемы:

-выписывание учителем на доску трудных слов, их орфографическое проговаривание;

-орфографическое чтение всего текста (хором, друг другу в парах), отдельных предложений, слов;

-игра «Эхо»: учитель говорит слово (предложение) орфоэпически, а дети повторяют хором орфографически;

-игра «Зоркий глаз»: кто больше найдет слов с определенной орфограммой;

-подчеркивание в тексте всех орфограмм;

-«шпаргалка»: детям разрешается выписать из текста определенное количество трудных слов и использовать их в дальнейшем в качестве опорных.

Эффективным приемом орфографической подготовки и самым «ярким пятном» перед записью текста может стать индивидуальное орфографическое чтение текста, в котором выделены все орфограммы и пунктограммы.

Таким образом, анализ текста включает общую беседу по содержанию, анализ структуры текста, языковой анализ и орфографическую подготовку. Названные компоненты не обязательно проводятся строго в указанной последовательности; они могут переплетаться друг с другом. Важно, чтобы при анализе текст был у ребенка перед глазами; с этой точки зрения удобно подбирать текст для изложения из учебника, чтобы ребенок индивидуально работал с текстом. Неудобно, если текст воспринимается только на слух или написан на доске. По мнению М.С. Соловейчик, «проводимое при анализе детальное, разносторонне обсуждение текста, наблюдение над его организацией, а затем осознанное воспроизведение и должны обеспечить ребенку накопление речевого опыта».

4 этап — повторное чтение текста (но не пересказ!)

5 этап — самостоятельная запись текста детьми; самопроверка написанного (в том числе с использование текста-образца).

Конечно, первые изложения, которые пишут дети, начиная со второго класса, еще не имеют такой полной развернутой структуры. Необходим не только опыт устных пересказов, но и специальные подготовительные письменные упражнения.

Упражнения по обучению написания изложения

Для написания изложения предварительная работа должна носить комплексный характер. Поэтому упражнения, позволяющие сформировать умения, необходимые для написания изложения, можно распределить на несколько блоков, каждый из которых выполняет свою функцию (развивает память, обогащает словарный запас, учит анализировать логику построения текста, самостоятельно составлять монологические высказывания).

1 блок: задания на построение речевого высказывания формируют у учащихся умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом и на этапе подготовительной работы над изложением.

2 блок: задания на обогащение словарного запаса.

3 блок: задания, обучающие пониманию логики построения текста.

4 блок: задания, обучающие учеников самостоятельно составлять связное монологическое высказывание.

Все задания могут выполняться индивидуально, коллективно, группами. При необходимости к заданиям можно дать ключи ответов, подсказки, примеры выполнения.

Задания на построение речевого высказывания, близкого к оригиналу

  1. «Реставрация текста» - задание на восстановление деформированного текста. Например, восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нём иностранные слова и их лексическое значение ( в тексте они выделены были при первом чтении)
  2. «Кто больше?» Познакомившись в течение определённого времени с предложенным для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, нужно вспомнить или воспроизвести их максимальное количество. Воспроизводить можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным текстом.

- По памяти в произвольной последовательности воспроизвести максимальное количество слов из следующего перечня: берёзки, рябинки, заросли, прорастают, развиваются, соединяются, обнимают, родственники.

- Запомните тот же самый список слов и воспроизведите, не нарушая последовательности, для чего составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов.

(вариант выполнения задания: Часто срастаются стволами деревья одного вида: берёзки и рябинки. В лесных зарослях семена двух растений часто попадают друг возле друга и  прорастают. Ростки быстро развиваются. Деревца соединяются корнями и переплетаются ветками. Они словно обнимают друг друга как близкие родственники.)

  1. « Найди ошибку»

Учащиеся знакомятся с авторским текстом, который им надо запомнить, затем получают новый, содержащий какие-либо изменения. Все несоответствия, ошибки разного характера устраняют в процессе пересказа или переписывании.

Задания на обогащение словарного запаса.

  1. «Словарик»

- Перечислите парами максимальное количество иностранных по происхождению слов и соответствующие им русские синонимы: (образец: аплодисменты – рукоплескания)

- Составьте тематический словарик на тему…(образец: Спорт – чемпион, спортсмен, матч, стадион…)

- Вспомните и запишите слова, начинающиеся на букву «А» (нарицательные существительные ед. ч. им падежа) – атлас, акробатика…

2. «Выбираем»

- Вставить один из предложенных в скобках вариантов, опираясь на лексическое значение слова (не знаешь – обратись к толковому словарю). Например: (Годовалый или годовой) ребёнок тянется к игрушке. (Годовалый или годовой) отчёт нужно сдать завтра. (Праздные или праздничные ) дни проведём за городом. Его никто не видел (праздным или праздничным) во время работы.

3. «Ассоциации» Записать любые слова и выражения, возникающие в качестве ассоциации с ключевым понятием (получается тематический блок). Например: героизм – мужество, храбрость…

Задания, обучающие пониманию логики построения текста.

 1. «Мозаика» Текст делится на части (предложения, абзацы). Учащимся предлагается собрать текст из разрозненных частей в правильной последовательности.

2. «Без начала, без конца» Для работы предлагается фрагмент текста, требующий вступление или заключение.

3. «Мостик» Из разрозненных частей, абзацев необходимо составить текст, соединяя их недостающими связующими предложениями (мостиками)

4. «Кластер» Графическое расположение материала от основного понятия к частному. В центре записывается ключевое слово, а вокруг записываются его составляющие.  

Задания, обучающие учеников самостоятельно составлять связное монологическое высказывание.

  1. «Бусы» Учитель заранее готовит список слов или словосочетаний, нужно составить текст, последовательно включив все слова, нанизывая их подобно бусинам на леску. Например, листопад, раздетый лес, сухие листья, обнажив, огненно-красные, музыка цветов. (для уч-ся 6 кл)
  2. «Кто короче» Необходимо передать содержание текста, вычленив главную информацию, тем самым сжав его.

- Перескажите текст сжато, используя 3-4 предложения.

-Сожмите содержание текста в виде цепочки фактических сведений «кто – что – где – когда – как ) хорошо использовать этот приём на уроках литературы по биографии писателя.

3. «Составляем схему». Этот приём хорошо использовать с текстами – повествованиями и с текстами – рассуждениями, в которых составные части чётко выражены.

 

В заключении следует сказать, что данная работа будет эффективна, если она будет проводиться систематически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над изложением в начальной школе.

Работа над изложением, как развитием коммуникативной речи в настоящее время является актуальной для начальной школы.   ...

Работа над изложением в начальной школе

Презентации к урокам по развитию речи (изложения)...

Работа над изложением в начальной школе

Изложение — традиционная форма учебной деятельности, связанная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широкое применение практически во всех классах школы и полу...

Работа над изложением в начальной школе как компонент развития связной речи младших школьников

Моя работа посвящена важной проблеме совершенствования обучения школьниковсвязной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценномуобщению, созданию коммуникативного комфорта человека...

Доклад по теме "Этапы работы над изложением в начальной школе"

Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над ...

Организация самостоятельной работы при работе над изложением в начальной школе.

Работа над изложением.Как помочь ребёнку самостоятельно подготовиться к написанию изложения....