Упражнения для профилактики и коррекции пропуска букв.
консультация по русскому языку на тему

Столяренко (Швецова) Ольга Викторовна

Игровые приемы и задания, направленные на преодоление пропуска букв при письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00068f4d-5320bbd0.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и способы устранения пропуска букв при письме.

Одна из главных проблем правописания – пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить несколько основных. Как правило, это случается потому, что:

- ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным;

- недостаточно развит фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза;

- недостаточно сформирован навык самоконтроля при написании слов.
Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова. К счастью, все эти проблемы успешно решаются. 

Для решения проблемы «Пропуск букв» - набор игр в последовательности.

«Жмурки», «Хирург», «Хоккейный счёт», «Тормоза», «ПП».

Игра «Жмурки». Написать слова или предложения с закрытыми глазами.

Условия. На чистом листе формата А4  пишем три раза по 5 слов или 3 предложения по 5 слов. Слова из четырёх-восьми букв. Скорость медленная, а быстро и не получится.

Оценка. Не оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или наложение после букв с верхним окончанием: б, ё, в, о, ю, э, ъ, ь, й. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию правил или словарных слов. Как правило, у нелогопедических детей с хорошим самоконтролем пропусков букв почти не бывает. Могут быть неполные буквы ш, щ, м, т и их соединения с буквами из крючочков и, л, ц.

Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами. Также можно определить утомляемость (время длительности самоконтроля) непрерывного письма при сравнении написания начальных слов и конечных.

Тренироваться в игре «Хирург».  До игры проговаривать и простукивать другие слова по слогам. Правила:

Карандашом поделить текстовые слова из книжек или словаря вертикальными чёрточками между слогов, как бы делая хирургические разрезы.

Рекомендации.

Проводить операции не менее, чем с  30 словами. Можно делать это в учебнике  в упражнениях домашнего задания.

Игра с условным названием «Хоккейный счёт».

Правила. Ведущий называет слово, например, «ВЕТЕР», а игрок называет количество букв в каждом слоге в виде счёта – 2:3. Время на ответ 5 сек для слов до 6 букв и не более 10 сек для других.

Примеры.

ПАУКИ – 2:1:2,  СТОЛ – 4:0,  ВЕРБЛЮД – 3:4,  ШКОЛЬНИК – 5:3.

Рекомендации.

Вводить условие выигрыша матча, например, до 5 или 10 побед или проигрышей.

Деление на слоги делать в разрыв между согласными. Например, КОШ-КА,  а не КО-ШКА.

Игрок может записывать свой счёт для его проверки по загаданному слову.

 Игра «тормоза». «ТОРМОЗА» включаются для руки после каждого слога в записываемом слове. В конце каждого слога школьник должен оторвать ручку от бумаги на короткое время. Хороший результат, если он сможет сделать все остановки в 5 словах подряд,  не теряя обшей скорости письма более 15%.

И ещё об одной проблеме по самоконтролю и представлению образа слова. Рука школьника не успевает за мысленным представлением заданного слова, а само слово в его голове имеет размытый образ по местоположению букв да ещё внимание не концентрируется на текущей букве.

Для решения этой проблемы подходит игра-упражнение «ПП» – письменная – печатная.

Правило. Объявляется буква, которую надо писать печатной формой в диктуемых словах. Например, объявляется буква Е и диктуется слово ВЕТЕР. Оно должно быть записано игроком вот так: вЕтЕр.

Проигрыш засчитывается даже тогда, если пошло соединение от предыдущих букв. В нашем случае от букв  в и т. Между названной буквой должны быть просветы с соседними буквами.

Игра разбивается по сложности и уровням. Сложность определяется количеством слов и количеством заданных букв. Количество слов не более пяти. Их можно диктовать одним предложением. Количество букв не более трёх.

 Например, задание второй сложности. Объявляются буквы: А и К и диктуется предложение: «Шакал кушал шашлык». Должно быть записано: «шАКАл  КушАл  шАшлыК».

Уровни или лиги (вторая лига, первая и высшая) определяется местоположением требуемой буквы.

Вторая лига – это когда печатается объявленная буква. Это предыдущий пример.

Первая лига – это когда печатаются буквы перед объявленной. Например, для нашего предложения про шакала и объявленной буквой  К должно быть написано: «шАкаЛ  кушал  шашлЫк».

Высшая лига – это когда печатаются буквы за одну перед объявленной. Для нашего примера и буквы К должно быть написано: «ШакАл  кушал  шашЛык».

Первая и высшие лиги заставляют представлять местоположения букв заранее, что концентрирует внимание и повышает самоконтроль.

1)  «Подсчет звуков в слове».
Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков.
Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные . 
Примерный набор слов:
Из 3-4 звуков:Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул.
Из 4-5-6 звуков:Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук.
Из 6-7-8 звуков:Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод.
2)«Назови порядковый номер звука».
Можно задавать два вида вопросов:
- Какой по счету звук [б] в слове рыба?
- Назови третий по счету звук в слове рыба.
Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность.
Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:
-Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?
-Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?
-Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба?


При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух.
Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет.
Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.
Упражнения:
1)«Найди ошибку» 
Поиск и исправление слов с пропущенными буквами.
При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.
Пропускать можно:
-ударные гласные,
-согласные, которые стоят перед гласными.
-букву ь, когда она стоит после согласного.
Если ребенку тяжело справляться с поиском пропущенных букв рекомендую начать с выполнения такого упражнения:
2)«Сравнение правильного и неправильного слова»
Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву.
Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.
Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.
3)«Слово наоборот».
Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука.Например:анул – луна, трок – крот.
Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки в нужной последовательности, не пропуская ни одного.
Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю.
В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно.
Начинайте игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачивайте слова из семи, восьми и более букв: лидокорк, акжонокорос, нофотингам и т.д.

Волшебный диктант

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы, например договариваемся, что слова с буквой с обозначаем Х, слова с буквой е- □, а все остальные -/. Так, предложение Мы смотрим на птичьи стаи в небе выглядит так: /Х //Х/□. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и-у, и-ц, ц-ч, ш-щ, ё-ю и т.п.). упражнение можно усложнить: через небольшой промежуток времени этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать этот же текст. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.     Систематические упражнения по тренировке движений пальцев н...

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...

Презентация Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии

В данной презентации представлены упражнения для детей с нарушением письменной речи на почве недоразвития гнозиса, анализа, синтеза и пространственных представлений (оптическая дисграфия)....

Презентация Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии

Упражнения направлены на развитие зрительного восприятия, на формирования образа предметов и букв....

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...