Урок русского языка во 2-ом классе по теме "ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Ерофеева Наталья Станиславовна

Тип урока: Знакомство с новой орфограммой.

Цель:

 – развитие умений находить орфограмму-букву согласного в конце слова и аргументировать свой выбор, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой; 

 - формирование навыков самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_yaz.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ

И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА

Тип урока: Знакомство с новой орфограммой.

Цель:

  развитие умений находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой; приводить примеры;

 применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор;

 - формирование навыков самоконтроля.

Применяемые технологии: Технология проблемного обучения.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретенных знаний.

Чистописание.

В нашем русском языке

“Ходят парами” бэ-пэ

вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто “хитрые подружки”

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую –

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Но у нас не детский сад?

Мы решим проблему эту?

А расскажем всему свету?

Предстоит сегодня вам

Все расставить по местам.

А вот и «хитрые друзья» - парные согласные. Расставьте их парами. Чем похожи все буквы? (согласные). На какие 2 группы их можно разделить? (Звонкие и глухие). Найдите лишние буквы. (М и Ц не являются парными).

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Проблемная ситуация.

На доске записаны два слова:

Арбуз

Ананас

– Что общего у этих слов? (Это «съедобные» слова, названия фруктов, оба словарные слова, без ударения пишется буква а.)

– Какие звуки слышатся в конце слов? (Одинаковые – звук [с].)

– А какие буквы пишутся? (Разные: з и с.)

– Сформулируйте учебную проблему.

– Почему одинаковые звуки передаются разными буквами?

– А теперь я сотру эти буквы. Как быть, если мы не знаем, какую букву писать? На этот вопрос и будем искать ответ.

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙI. Открытие нового знания.

  1. Наблюдение в учебнике (упр. 238).

– Прочитайте слова первого столбика. Какой звук слышится на конце? А какая буква пишется? В каких словах расходятся написание и произношение? Что здесь наблюдаем? (Оглушение.)

– Прочитайте слова во 2-м и 3-м столбиках. Как они называются по отношению к словам в 1-м столбике? (Проверочные.)

– Почему теперь слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласный.)

– Какие буквы помогли проверить? (Буквы гласных а, ы.) Мы их будем подчёркивать двумя чёрточками, благодаря этим помощницам мы не ошибёмся в написании.

– Какая орфограмма есть в словах 1-го столбика? (Буква согласного в конце слова.)

– Как её подчеркнём? (Одной чертой.)

– А теперь посмотрите на записанные нами слова арбуз и ананас и сделайте вывод: почему одинаковые звуки передаются разными буквами? (В конце слова арбуз происходит оглушение согласного, но пишется буква звонкого согласного, так как есть проверочное слово –

арбузы, для слова ананас проверочным будет ананасы, пишем букву глухого согласного с.)

– Какую букву писать в конце слова? Напишите и сформулируйте правило. (Чтобы правильно написать букву, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.)

– Сравните с правилом в рамке после упр. 238.

2. Работа над правилом.

– Прочитайте правило. Сравните с нашим выводом.

– О каких буквах согласных идёт речь в правиле? Сомневаемся ли мы в выборе букв согласных л, м, например, в словах стол, дом? (О буквах, обозначающих парные по глухости-звонкости согласные звуки.)

– Как проверить букву согласного в конце слова?

– Приведите свои примеры.

3. Способы проверки.

– В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово. Прочитайте дальше информацию в серой рамке.

– Сколько способов здесь названо? (3.)

– Какой из них вам хорошо знаком? (Подбор однокоренных слов.)

– Какие ещё способы есть? Назовите слова-подсказки в них. (Много, нет.)

– Какие буквы должны быть после согласных во всех трёх случаях? (Буквы гласных.)

– Прочитайте вопросы после текста в рамке и ответьте на них.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1. Работа по учебнику.

Упр. 239 – развивается умение находить проверочные слова к словам с орфограммой-буквой согласного в конце слова и правильно писать слова с данной орфограммой.

– Обратите внимание, где проверочное слово, а где проверяемое.

Образец рассуждения: в слове походы я чётко слышу звук [д], он находится перед гласным, значит, и в слове поход буду писать букву д.

Орфограмму в слове поход подчеркну одной чертой, а в проверочном слове походы букву-помощницу подчеркну двумя чертами.

2. Слуховой диктант с сигнальными карточками.

– Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую вы бы написали на конце слова-отгадки.

На солнце греется пузатый

Крепыш в рубашке полосатой. (Арбуз)

Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка.

По дорожке той ползёт,

Весь обоз она везёт. (Поезд)

Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот... (Уж)

(В тетрадях: з, д, ж.)

Проверка с помощью сигнальных карточек.

3. Работа в Рабочей тетради.

Задание № 3, тема 16.

– Какой из способов проверки использован в этом слове? (Второй – много предметов.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

V. Итог урока.

– Я скажу стихами, а вы расскажите правило.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!       

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VΙ. Домашнее задание.

1. Задание № 4, тема 16 в Рабочей тетради.

2. Упр. 241 («Дидактический материал»).

Выучить правило перед упр. 239.

Деятельность учеников:

 Наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в корне слова"

Урок проводится в виде представления в цирке. На уроке используются картинки с изображением цирковых артистов. От лица артистов даются задания учащимся. Ребята с удовольствием разгадали кроссворд. При...

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"

Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный....

презентация урока русского языка во 2 классе на тему: "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Дети наглядно знакомятся с правилами написания парных согласных на конце слова....

Открытый урок по русскому языку. Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова.

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова, развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подбирать проверочные слова и г...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе на тему: "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"

Письмо и развитие речи  3 классТема урока: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова путём изменения формы слова Цель: создание условий для грамотного каллиграфического письмаЗадачи:...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: "«Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Данный материал поможет учителям начальных классов в подготовке к уроку. Урок нацелен на формирование представления учащихся о словах с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, которые ну...