ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazy1.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ

И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА

Урок 134 (104).

Тема: Оглушение звонких согласных в конце слова.

Цель:

– развитие умений наблюдать за изменением звуков в речи, определять оглушение звонких согласных в конце слова и обозначать буквы согласных в конце слова на письме.

Символы:

Н

П

М

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

4

– Прочитайте название раздела.

– Назовите ключевые слова. (Согласные, конец слова, проверяемые.)

– Рассмотрите кадр киноплёнки, расположенный после названия раздела.

– Как вы думаете, что означает звонок в руках Пети Зайцева? Что он вам напомнил? (Звонкие согласные звуки в «Букваре» обозначали звонком.)

– Приведите примеры звонких согласных звуков. ([л], [м], [н], [р], [г], [д], [г'], [д'] и т.д.)

– Какие группы звонких согласных вы знаете? (Парные и непарные.)

– Назовите звонкие парные. Сколько таких парных звуков? (6 твёрдых и 6 мягких.)

– Назовите звонкие непарные звуки. Сколько их? (4 твёрдых и 5 мягких + [й'].)

– Продолжим рассматривать картинку.

– Что сделала Катя? (Она заткнула уши. Ничего не слышит. Глухая.)

– Как обозначали мы глухие согласные звуки? (Человечкам рисовали чёрные шляпки.)

– Приведите примеры глухих согласных звуков. ([п'][п] и т.д.)

– Назовите глухие парные звуки, глухие непарные.

– Где будем наблюдать эти согласные звуки? (В конце слова.)

– Попробуем показать это на схеме:

? (на конце изображены звонок или шляпка).

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифициро-вать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1 3 3

Постановка задачи (определяем основной вопрос урока).

– Попробуйте сформулировать задачу урока на основе схемы и ключевых слов.

– Какие согласные звуки произносятся в конце слова, как их можно проверить?

Проблемная ситуация (наблюдение по учебнику).

В результате анализа предложения (Перед нами лежал лу[к].по заданиям и вопросам дети формулируют главную проблему: как различить слова, чтобы стал понятен смысл? / Какую букву нужно написать в конце слова?

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)hello_html_5008fd3f.gif

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Открытие нового знания.

4 6 1

1. Работа по учебнику.

Упр. 236 – наблюдение над соотношением звуков и букв в конце слов.

– Прочитайте каждое слово отдельно: хлеб, лес и т.д.

– Сравните в них произношение звуков и соответствующие буквы.

В каких случаях вы обнаружили несоответствие? Запишите его в направлении от звуков к буквам, указав рядом слово, в котором есть это несоответствие:

[п] → б (хлеб)

[с] → з (глаз)

[т] → д (год)

[ш] → ж (уж)

– С какими звуками произошли изменения? (Со звонкими согласными.)

– Уточните, все ли звонкие звуки подверглись изменениям? Изменились ли в произношении звуки н, м, л, р? (Нет, изменения произошли только с парными звонкими звуками.)

– Где находятся эти звуки в слове? (В конце слов.)

– Какой вывод можете сделать? (Звонкие парные согласные в конце слова заменяются глухими.)

2. Чтение вывода в рамке после упр. 236 и сравнение со своими наблюдениями.

– Как вы поняли, что значит звуки оглушаются, происходит оглушение?

– Какие ещё звуки кроме [б], [з], [д], [ж] могут оглушаться? ([в], [г])

– Попробуйте подобрать свой пример. (Зуб, клюв, дуб.) Что для этого нужно помнить? (В конце пишется буква звонкого парного согласного.)

Запомните!

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

– Какое уточнение в это стихотворение нужно внести, чтобы оно полностью соответствовало правилу? (Парного по звонкости соседа.)

3. Продолжаем наблюдение.

– Мы с вами говорили о несоответствии написания и произношения в словах хлеб, глаз, год, уж. Вспомните, как называется такое место в слове? (Орфограмма.)

– А почему такое происходит? Почему мы слышим одно, а пишем другое? Есть ли здесь какое-то правило? Ответить на этот вопрос вам поможет упр. 237.

– Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж».

– Что мы наблюдаем в этом слове? (В конце слова произносим [ш], а пишется букваж.)

– Почему нужно писать другую букву для обозначения согласного звука, вы сможете ответить, найдя слово-подсказку в этом же стихотворении.

– Прочитайте это слово. (Моржу.) Как оно называется? (Проверочное.)

– Докажите, что это слово проверочное. (Звук слышится отчётливо, ясно, это слово с таким же корнем.)

– Какая буква пишется в этом слове после ж? (Буква гласного.)

– Попробуйте сформулировать правило написания буквы согласного в конце слова.

Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1 2 4 3

1. Работа в Рабочей тетради.

Задание № 2, тема 16.

– Произнесите слово и назовите ещё раз звук, который слышится в конце слова.

2. Работа в «Дидактическом материале».

Упр. 240 – наблюдение за одинаковым написанием букв согласных в парах слов.

– Запишите слова парами на доске и в тетрадях.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

hello_html_m39ab2b20.gifhello_html_660fd178.gif

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

– Что такое оглушение?

– Оглушение происходит в устной или письменной речи? 4 4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

VΙ. Домашнее задание.

– Выпишите из упр. 237 слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне. Подберите проверочные слова. Обозначьте орфограмму.



Деятельность учеников:


Наблюдать за написанием и про-

– наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова;

– подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Правописание парных звонких-глухих согласных на конце слова.

Данный урок поможет учащимся!- закрепить умения в правописании парных звонких-глухих согласных; умения подбирать проверочные слова, находить границы предложений ; закрепить знания алфавита.- Развивать...

Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов

    Конспект урока по русскому языку.   Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина....

Закрепление правописания звонких и глухих согласных на конце слова

Урок является обобщающим. Подобраны самые  разнообразные формы и виды работ, методы и приемы, направленные на закрепление данной орфограммы. В целях повышения эффективности уро...

Урок "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

На уроке закрепляется  правописание звонких и глухих согласных на конце слова....

Презентация к уроку письма и развития речи "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"

Презентация подготовлена к уроку письма и развития речи "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся 4 класса...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального (коррекционного) обучения школы VIII вида. «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.Цели урока.1.Учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные;  добиваться от детей осознания необходимости проверки  ка...

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Второй урок по теме: " Звонкие и глухие согласные на конце слова"...